prosdo.ru 1
ЗВУКИ [В], [ВЬ]


Учимся проговаривать слова и предложения:

ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.

ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.

ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.

ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.

ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.

ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.

ЗВУКИ [П],[ПЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит.

ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка.

ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.

Мама мыла пол. Петя пьёт.

У Паши палка. Поля поёт.

ЗВУКИ [Б], [БЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба.

БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба!

БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.

БАБА

Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

БОБИК

У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!

ЗВУКИ [Т], [ТЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома.

ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня.

ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.

КОТ ГОСТИ

У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук!

- Кто тут?


- Тут Тоня. Тут Таня.

ЗВУКИ [Д], [ДЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом.

ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым.

ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб.

ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.

ДУДКА ДЫНЯ

У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня.

- Дина, дай дыню!

- На, Дуня, дыню

ЗВУКИ [К],[КЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток.

КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток.

КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино.

КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.

МАК БАНТ

У Кати мак. У Кати косы.

- На, мама, мак. – На, Катя, бант.

- Дай, Катя, мак.

ЗВУКИ [Г], [ГЬ]

ГАЛЯ ГУБЫ ГОЛОВА У гуся лапы. У Гали голова.

ГОША ГУСИ ГАМАК У Гены ноги. У галки головка.

ГЕНА НОГИ ГОНИТ Гудок гудит. Иди, Гоша, в гамак.

На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»



ЗВУКИ [Х], [ХЬ]

ХАТА ПУХ У нас хата. Вот муха.

ХАЛАТ МЕХ Хата мала. У зайки пух.

УХА МУХА У мамы халат. У мишки мех.

УХО ТИХО У папы хлеб. Вова ест уху.

ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»


  1. – Ку-ка-ре-ку! 4. – Ам! Ам! Ам!

Кур стерегу! Кто там?

- Кто так кричит? - Кто так кричит?


- Как кричит петушок? - Как кричит собачка?

2. - Кудах-тах-тах! 5. - Му! Му! Му!

Снеслась в кустах! Молока кому?

- Кто так кричит? - Кто так кричит?

- Как кричит курочка? - Как кричит корова?

3. - Мур! Мур! Мур! 6. - Кра! Кра! Кра!

Пугаю кур! Будет дождь с утра.

- Кто так кричит? - Кто так кричит?

Как кричит кот? - Как кричит ворона?

ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

Наши уточки с утра: Наши гуленьки вверху:

- Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

Наши гуси у пруда: Наши курочки в окно:

- Га! ГА! Га! Га! Га! Га! - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

А индюк среди двора: Ну, а Петя поутру нам споёт:

- Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да! - Ку-ка-ре-ку!

РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ


  1. – Тра-та-та! Тра-та-та! 4. – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

Мы везём с собой кота! Не кружися на лугу.

  1. Мы на поезде сидим, 5. - Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

Паровозами гудим: Потерял пастух дуду! - У-у-у!

3– Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! 6. Гули-гули-голуби

В клетке жить я не могу! Сели возле проруби.

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

Я на волю улечу! Речка пела: «Буль! Буль! Буль!

Побуждаем ребенка к произвольному выдоху,

Игра "Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры. привязав ее к карандашу).

Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.


Развиваем собственные ощущения с использованием различных поверхностей

Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Хлоп-хлоп, моя рученька!" Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Усложнение: за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и Т.п.

Формируем произвольный ротовой выдох.

Игра «Шарик»: взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение:

А. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например справа) с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где спрятался?»). прослеживание движения игрушки в заданном на­правлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).

Б. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).

Развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий ручками

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:


С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки)

На горку-ух! (движение от копчиков пальцев до локтя)

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям

Учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.

Игра «В гости пришла кукла».

С помощью сюрпризного мешочка предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а - а - а». Взрослый пока­зывает игровые действия, сопровождая их словами:

«Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.

Активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровож­даются словами:

По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)

Топ-топ! (стучит ладонью по зеркал у)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

Скок-скок! (постукивающие движения).

Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

По кочкам, по кочкам - топ-топ,

На бугорочки - скок-скок,

В ямку - бух!

Формируем произвольный выдох.

Игра «Занавесочка». Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).


Учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.


Игра «Айболит»: взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знако­мые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.


  • У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»

  • Как плачет Зайка?

  • У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит само­стоятельно звукоподражание «а - а - а!»

Учим продолжительному ротовому выдоху.

Игра «Ветерок»: взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопро­вождая действия ребенка стихотворным текстом:



Очень жаркий день-денечек.

Дунь - подунь, наш ветерочек.

Ветерочек, ветерок,

Дунь - подунь, наш ветерок!

Учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

Взрослый произносит слова:

Поехали - поехали, Поехали - поехали,

С орехами, с орехами, К зайчику за мячиком,

К дедушке за репкой, За мячиком твоим,

Желтой, большой, Круглым и большим,

Вот какой! Вот каким (показ руками)

(Взрослый разводит руки ребенка

в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).

Учить продолжительному ротовому выдоху.

Игра «Бабочка, лети». Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопро­вождается стихотворным текстом:

Бабочка летала,

Над Вовочкой порхала.


Вова не боится -

Бабочка садится.

Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.

Учить ребенка произвольному выдоху.


Игра «Горячий чай». Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу много воздуха и подую на чай!»



Учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Игра « Разноцветная коробочка». В коробочке находятся шарики разных цветов. Взрос­лый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать из коробочки «такой же». Если малыш совершает неадекватные действия, взрослый сравнивает шарик ребенка со своим и дает установку: «Ты достал не такой шарик», - вынимает шар нужного цвета и говорит: «Достань такой же».

Формируем длительный произвольный выдох.

Игра «Кораблики»: взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассо­вый кораблик в тазике с водой



Учить соотносить предметы по признаку цвета

Игра «Разноцветные домики»: ребенку предлагается разложить мелкие игрушки (ку­бики) в домики (2-4 коробочки, раскрашенные в основные цвета). Предлагаемые инструкции:

  • Найди такой же домик.

  • В каком домике живет игрушка? Покажи.

Учить соотносить предметы по признаку цвета.

Игра «Цветное мороженое»: взрослый предлагает ребенку разложить в разноцветные чашечки мороженое (шарики) такого же цвета и угостить кукол (побуждает к произнесе­нию слова «на»).




Формируем длительный целенаправленный ротовой выдох.

Упражнение «Загоним мяч в ворота»: используя бумажный или выполненный из ваты «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Формируем длительный целенаправленный ротовой выдох.

Игра «Задуй свечу». Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла, показывает способ действия, затем просит малыша сделать то же самое.

Развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Упражнение «Веселые маляры»: взрослый читает двустишье: «Мы покрасим этот дом, жить Ванюша будет в нем», побуждая ребенка к имитационным движениям кистей обеих рук в направлении вверх - вниз, слева- направо (локти на уровне груди).

Учить продолжительному и целенаправленному выдоху.

Игра «Чей паровоз громче гудит».

Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с узким горлыш­ком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку - подуть в каждый пу­зырек по очереди (не надувая при этом щеки).

Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3 предъявленных пузырь­ков гудел (свистел) громче.


Формируем целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Игра «Погреем руки». Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Не­обходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».



Развивать моторику обеих рук.

Взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги или газеты, сделав из него бу­мажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

Виды упражнений с бумажным мячиком:

- кистью руки отталкивать, перекатывать по столу



Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох)

Игра "Пузырьки» проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).


Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вола выливается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ро­товой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.

Игра «Мотыльки»: на уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бу­мажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылек определенного цвета или величины.

На весеннем на лугу


Мотыльки летают.

Красный мотылек взлетел и т.п.

Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания.

Игра «Воздушные шары»; ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, кото­рый находится на уровне лица ребенка. Игровая цель: подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.

Слово на

Мама, на у-у-у... (дудочку). Мама, на у-у-у... (паровоз).

Мама, на пи-пи... (птичку). Мама, на ко-ко-ко... (курицу). Папа, на ам-ам... (собачку). Папа, на би-би... (машину). Папа, на тук-тук... (молоток). Папа, на ту-ту-ту... (трубу). Баба, на ку-ку! ку-ку!., (кукушку). Баба, на га-га-га... (гуся). Баба, на кря-кря-кря (утку). Баба, на му-му... (корову).

Примечание. Если в кабинете сидит мать, отец или ба­бушка, то картинки или игрушки дают матери, отцу или ба­бушке.



Слово дай

Мама, дай мяу-мяу... (кошку).

Мама, дай му-му... (корову).

Мама, дай ко-ко-ко... (курицу).

Папа, дай ту-ту-ту... (трубу).

Папа, дай бум-бум-бум... (барабан).

Папа, дай динь-динь-дииь... (колокольчик).

Игры для налаживания контакта с ребенком
Дай ручку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,

налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не

подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким,


спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или

детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне,

могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание

контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце

занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится

приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна

тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание

контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

Давай похлопаем

в ладоши вместе.



Ку-ку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.


Оборудование: кукла Петрушка {в ступке).

Ход игры:

Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова

прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Котёнок

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание

контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает

погладить его.

Смотри, какой к нам. пришёл котёнок маленький, пушистый.

Давай погладим котёнкавот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кису ля!

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой!

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как

котёнок умеет прыгать, махать хвостиком

Шарик

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание

контакта.

Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в

зажатой ладони).

Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а

ты угадывай, в какой он руке.


После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем

выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и

показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

— В какой руке шарик угадай! Правильно угадал вот он, шарик, смотри!

Давай спрячем шарик еще раз!


Хлопушки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание

контакта.

Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по

ним.

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так,

Своих ручек не жалеет!

Тритатушки — три-та-та!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание

контакта.

Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит

ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо,

вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:

Тритатушкитри-та-та! Тритатушкитри-та-та!

По ровненькой дорожке!
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает

ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог

делает вид, что роняет ребенка.

По ровненькой дорожке,


По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,

Прямо в ямуБух!

Тушки-тутушки!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание

контакта.

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает

ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце

игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки

Бух!

Развитие общего подражания

Котята




Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте свои действия

словами:

Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.

Мяу-мяу, умываюсь,

(движения умывания)

Всем на свете улыбаюсь!

(улыбнитесь)

Мишка косолапый
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям игру в мишку.

Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы

повторяйте за мной движения!

Мишка косолапый по лесу идет.

(ходьба вперевалку)

Шишки собирает, песенку поет.

(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!

(легонько ударяем ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою — топ!

(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

Двусложные слова

Отрабатываем имена по сюжетной картинке. Используем имена Паша, Даша, Ася, Вася, Галя, Вова.

Назови, кто это.

Добавляем слова: ЭТО, ВОТ, ТУТ



Игра «Кого (чего) нет?»

Начинается с двух картинок (остальные закрыты бумагой). Назовите с малышом ЭТО КОСА. ЭТО БАБА. Потом одну картинку закрываем и спрашиваем: КОГО (ЧЕГО)НЕТ? Потом количество картинок увеличивается.

Односложные слова



Двусложные слова со стечением согласных в середине слова





Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога



Сюжетные картинки

Это Маша. Это Петя. Дети идут гулять. У Маши кукла. У Пети совок.

Петя играет в песок. Маша качает куклу.

Это кукла. Кукла Сима. Кукла упала. У куклы болит ухо, болит рука, болит нога. Пришла девочка Аня: На, Сима, ешь пирог, пей сок». Кукла поела пирога, выпила сока и поправилась. Не болит у Симы ухо, не болит рука, не болит нога. «Спасибо, Аня»

Двусложные слова из двух открытых слогов



Игра «Чего не хватает». Отрабатываем родительный падеж существительных.

Трехсложные слова



Трехсложные слова со стечением согласных