prosdo.ru
добавить свой файл
1
здоровый образ жизни, его составляющие, требования к организации.


Здоровый образ жизни – совокупность мер, направленных на сохранение и увеличение здоровья человека. Здоровый образ жизни в широком смысле – понятие сознания общества об индивидуальной охране здоровья человека.

История развития о ЗОЖ.

Наука, занимающаяся изучением факторов здорового образа жизни – валеология.

Валеология рассматривается как специально организованная целенаправленная систематическая деятельность, направленная на совершенствование форм и функций организма, его двигательных возможностей, физического состояния, овладение системой знаний, умений и навыков сохранения и улучшения здоровья, здорового образа жизни, укрепления потребности в систематическом физическом самосовершенствовании и способов активизации познавательной деятельности занятиями физической культурой, здоровым образом жизни.

В связи с этим предметом валеология молодежи является исследование педагогических закономерностей физического совершенствования человека и определение на этой основе теории и методики воспитания как специального организованного педагогического процесса по формированию гармонично развитой личности.

Отсюда объектом валеологии как науки является целенаправленная педагогическая деятельность преподавателей с целью формирования у студентов навыков здорового образа жизни, вооружения знаниями, умениями сохранения и улучшения состояния здоровья и физического совершенствования человека.

Под физическим совершенствованием понимается целенаправленный педагогический процесс улучшения физического развития, телосложения, физической и функциональной подготовленности и такой уровень физического состояния, который обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни и является базисом активной творческой жизнедеятельности, успешной учебной и предстоящей производственной деятельности, жизненной позиции.

Валеология тесно связана и взаимодействует с другими науками: анатомией, физиологией, психологией, социологией, философией, математикой, кибернетикой и др. О связи валеологии с названными выше науками будет идти речь постоянно при последующем изложении конкретных вопросов воспитания. Здесь же необходимо коснуться некоторых общих вопросов этой проблемы.


Приоритетным направлением физического воспитания является сохранение и улучшение здоровья человека. В связи с этим физическое состояние человека должно быть объектом врачебно-педагогических исследований. Важно отметить, что составными элементами здоровья являются физическое развитие, телосложение, функционирование сердечно - сосудистой системы, физическая подготовленность и физическое состояние. Поэтому для эффективного управления и физического совершенствования человека необходимо осуществить комплексную оценку его подготовленности с использованием широкого круга разнообразных показателей: физического развития и телосложения, физической и функциональной подготовленности. Выявленную всестороннюю информацию можно использовать для определения степени здоровья человека. Необходимо отметить, что для индивидуализации процесса физического совершенствования важно знать личностные характеристики человека для чего необходимо использовать психологические методики /тесты Кетолла, Айзенка, Стреляу и Пейсахова-Габдреевой/. Комплексной учет данных врачебно-педагогических и психологических исследований позволяет получить объективную информацию о физическом состоянии и обоснованно определить формы, методы и средства оздоровительно-профилактической физкультуры. Разнообразная информация обеспечивает коррекцию оздоровительно - профилактического процесса и физического совершенствования человека и способствует целенаправленному его построению.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что только комплексная информация с применением педагогических исследований и врачебных обследований, методов информационного обеспечения помогают при решении задачи по:

1.Определению физического состояния;

2.Оценке физического развития, физической и функциональной подготовленности;

З.Выявлению динамики физического совершенствования человека;

4.Определению эффективных средств оздоровительной направленности;

5.Изучению системы планирования процесса совершенствования;


6.Индивидуализации физического совершенствования;

7.Развитию потребности в самостоятельных систематических, практических занятий физическими упражнениями;

8.Обучению методам самоконтроля и др.

Информация о физическом совершенствовании человека должна рассматриваться во взаимосвязи с педагогическими, медико-биологическими и психологическими показателями, что позволяет педагогу объективно управлять физическим состоянием.

С целью количественного анализа педагогических явлений используется математическая статистика.

Использование математической статистики - одно из эффективных средств познаний объективных законов физического совершенствования и воспитания.

Для определения эффективных оздоровительных средств физического совершенствования необходимо определение корреляционных зависимостей показателей физического развития, телосложения и физической, функциональной подготовленности.

Такой подход определения научно обоснованных средств физического совершенствования молодежи позволяет более эффективно планировать оздоровительно-профилактическую работу и целенаправленно подходить к выбору упражнений, что обеспечивает организованную целенаправленную систематическую педагогическую деятельность преподавателя.

Задачи валеологии

Основные задачи:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;

2. Формирование установки на здоровый образ жизни;

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Физическое совершенствование рассматривается как улучшение и сохранение здоровья и физического состояния, и решает задачи воспитательные, образовательные, оздоровительные и обучения.

Воспитательными задачами валеологии являются формирование у людей высоких морально- политических качеств, выработка навыков и привычек высоко дисциплинированного поведения. Как педагогический процесс физическое воспитание оказывает разностороннее воспитательно-образовательное воздействие.


Характерными для физического воспитания являются задачи воспитания физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Эти задачи связаны с направленным формированием гармонично развитой личности. Оздоровительно - профилактическое образование - это совокупность систематизированных и специальных знаний, навыков умений по предупреждению различных распространенных заболеваний. Образовательные задачи, решаемые в процессе оздоровительной физкультуры, включают в себя обучение жизненно важным, спортивным, профессионально прикладным двигательным умениям и формирование навыков здорового образа жизни. К образовательным задачам педагогического процесса относится изучение основ теории и методики оздоровительной физкультуры. На основе знаний подкрепляемых на практике, формируются убеждения в полезности и необходимости регулярных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности. Убеждения в свою очередь, являются основой формирования потребности в занятиях физическими упражнениями.

Оздоровительными задачами являются укрепление здоровья , закаливание организма, повышение сопротивляемости различным заболеваниям. Успешность решения оздоровительных задач зависит от соблюдения требований педагогического принципа оздоровительной направленности практических занятий физическими упражнениями. На практических занятиях по оздоровительной физкультуре решается основная задача, связанная с физическим развитием занимающихся.

Под физическим развитием понимается педагогический процесс становления и совершенствования форм и функций организма. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека, а также его здоровья под влиянием следовых явлений и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает как результат физического воспитания.

Физическая подготовленность, а в целом физическое состояние, также рассматривается как результат целенаправленного педагогического процесса, формирование личности средствами физического воспитания. Обучение - целеустремленный, организованный процесс овладения знаниями, навыками и умениями, которые необходимы молодежи для поддержания высокой работоспособности, сохранения и улучшения здоровья, здорового образа жизни.


Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью системы разнообразных методов. К ним относятся:

педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования /анкетирование, рейтинг/, методы математической статистики, метод теоретического анализа педагогических идей и методы оценки составляющих здоровье – оценки физического развития, физической подготовленности физического состояния.

Рассмотрим кратко сущность каждого из этих методов.

Метод оценки физического состояния с использованием информационных технологий: система телеметрического компьютерного комплекса о данных физического состояния; монитора сердечного ритма; интерфейса и программного обеспечения; весов анализаторов жировой массы тела.

Метод педагогического наблюдения. Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного изучения, накопления и фиксации фактического материала. Так наблюдение создает почву для теоретических выводов, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов.

Педагогический эксперимент. Это специально организованная педагогическая деятельность преподавателей и испытуемых с заранее заданными исследовательскими целями. В этом плане применяются различные виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный, естественный, модельный, лабораторный.

Социологические методы исследования / анкетирование, рейтинг / Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. Рейтинг комплексная оценка всесторонней подготовленности человека, позволяющая аттестовать его.


Математические методы исследования. С целью количественного анализа педагогических явлений используется математическая статистика.

Весьма важным в педагогических исследованиях является метод теоретического анализа педагогических идей. Он позволяет не только делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания, но и находить новые закономерности там, где нельзя их выявить с помощью эмпирических методов исследования.

Важно отметить тот факт, что физическое воспитание в основном направлено на физическое совершенствование человека. Физическое совершенствование включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и улучшении здоровья человека под влиянием специально организованного воспитания. Поэтому результативность физического совершенствования не должна выражаться только показателями уровня физической подготовленности, но и данными физического развития, функционального и физического состояния. Для полной характеристики воспитательно-оздоровительного процесса необходимо использовать медико - биологические врачебные обследования доступные каждому педагогу. В процессе физического совершенствования необходимо использовать: контрольные испытания, исследования физического развития, телосложения и функционального состояния сердечно - сосудистой системы, физического состояния.

Контрольные испытания помогают: выявить уровень развития отдельных двигательных качеств; определить слабые и сильные стороны занимающегося; выявить преимущества и недостатки применяемых физических упражнений; составлять обоснованные планы практических занятий.

Контрольные испытания проводятся с помощью контрольных упражнений или тестов. Определенная система использования контрольных упражнений называется тестированием. Контрольные упражнения - это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия принимаемые с целью определения физической подготовленности или отдельного физического качества / силы, выносливости, ловкости, гибкости и др. / Контрольные упражнения могут применяться и как обычные физические упражнения.


Под физическим развитием человека понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма определяющих запас его физических сил. Уровень физического развития человека - фактор определяющий возможность и характер занятий физическими упражнениями. В то же время физическое развитие рассматривается как результат систематических занятий физическими упражнениями.

Исследования данных физического развития осуществляется с помощью антропометрических измерений: жизненной емкости легких, жизненного показателя силы правой и левой кистей, силы мышц спины и другие.

Исследование телосложения проводится с применением показателей: крепости телосложения, весоростового индекса Кетле, упитанности, жировой и активной массы тела.

Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы осуществляется с помощью: пробы с дозированной физической нагрузкой / 20 приседаний за 30 секунд и др./ индекс Кверга, пробы Руфье и др.

Исследование физического состояния проводятся с помощью телеметрического компьютерного комплекса, монитора сердечного ритма, тестов Л.Иващенко, методики Е.А.Пироговой, Г.А.Апанасенко, Л.А.Калининой и показателей физической работоспособности степени здоровья человека.

Всестороннее изучение личности студента с помощью комплексной оценки подготовленности является основой для организации-управления процессом физического совершенствования и воспитания.

7 фундаментальных принципов здорового образа жизни.

1.Принцип единения с природой.

Данный принцип является самым важным и основополагающим. Из него будут исходить все далее перечисленные принципы. Его суть заключается в стремлении к как можно более естественному образу жизни. В пище, одежде, отдыхе и самых простейших жизненных привычках необходимо достигнуть наибольшей близости к природе. Мы являемся частью природы и живем по её законам, как бы нам этого не хотелось. Если мы их нарушаем, это приносит вред нашему здоровью.


2. Принцип естественного питания.

"Мы есть то, что мы едим" – говорили древние. И в современном мире это выражение ещё более актуально. Трудно даже представить гармоничную и счастливую жизнь без правильного питания. Питание – это основа здоровья, оно влияет не только на физическое здоровье, но также на психику и даже на духовную жизнь. По рациону человека с лёгкостью можно определить какой образ жизни он ведёт, на каком интеллектуальном и духовном уровне он находится, и, наконец, на сколько он здоров! Самым разумным решением будет питаться, на сколько это возможно, натуральной естественной пищей. Гармонично сочетать продукты животного и растительного происхождения, преимущественно в сыром виде, чтобы организм получал необходимые ему белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Исключить из рациона различный пищевой "мусор", такой как чипсы, газировка, жевательная резинка, фастфуд и тд.

3. Принцип голодания.

Голодание – это естественный способ выведения ядов из организма. У первобытных людей это был единственный способ лечения. Это инстинкт, присущий любому животному, и который был утерян человеком за время его существования. Вы наверно могли заметить, что животные, когда болеют ничего не едят. Суть заключается в том, что энергия, ранее растрачиваемая на пищеварение, расходуется на удаление вредных веществ и очищение организма – причины практически всех заболеваний. Так же стоит добавить, что голодание полезно как для тех, кто хочет сбросить вес, так и для тех, кто пытается его набрать, как бы парадоксально это ни звучало. Так как причина и избыточного веса и недовеса одна – нарушенный обмен веществ. Сколько бы вы ни ели, если обмен веществ нарушен, всё, что вы едите не усвоится, и вы не наберете вес. А голодание этот самый обмен веществ нормализует. Но голодание не только очищает тело и помогает вернуть здоровье, оно так же оказывает сильное воздействие на духовную сторону человеческого бытия. Ещё великий Пифагор требовал от своих учеников сорокадневного голодания, прежде чем посвятить их в тайны своего философского учения. Он считал, что только таким способом можно очистить и просветлить разум до такой степени, чтобы воспринять глубины учения о тайнах жизни. Однако прежде чем приступить к продолжительному голоданию необходимо прочитать достаточное Голодание – это естественный способ выведения ядов из организма. У первобытных людей это был единственный способ лечения. Это инстинкт, присущий любому животному, и который был утерян человеком за время его существования. Вы наверно могли заметить, что животные, когда болеют ничего не едят. Суть заключается в том, что энергия, ранее растрачиваемая на пищеварение, расходуется на удаление вредных веществ и очищение организма – причины практически всех заболеваний. Так же стоит добавить, что голодание полезно как для тех, кто хочет сбросить вес, так и для тех, кто пытается его набрать, как бы парадоксально это ни звучало. Так как причина и избыточного веса и недовеса одна – нарушенный обмен веществ. Сколько бы вы ни ели, если обмен веществ нарушен, всё, что вы едите не усвоится, и вы не наберете вес. А голодание этот самый обмен веществ нормализует.


Но голодание не только очищает тело и помогает вернуть здоровье, оно так же оказывает сильное воздействие на духовную сторону человеческого бытия. Ещё великий Пифагор требовал от своих учеников сорокадневного голодания, прежде чем посвятить их в тайны своего философского учения. Он считал, что только таким способом можно очистить и просветлить разум до такой степени, чтобы воспринять глубины учения о тайнах жизни. Однако прежде чем приступить к продолжительному голоданию необходимо прочитать достаточное количество книг о нем, и проконсультироваться у врача.

4. Принцип глубокого дыхания.

Первое, что мы делаем, рождаясь на свет, это производим большой, глубокий вдох. Самое последнее же, что мы делаем, уходя из жизни, это прекращаем дыхание. Наша жизнь и здоровье целиком и полностью зависят от поглощения кислорода. Если без пищи можно прожить более 30 дней и уцелеть, то без воздуха мы можем находиться всего несколько минут. Мы берем из воздуха кислород, продукт, необходимый каждой клетке нашего тела, который в свою очередь забирает смертоносную углекислоту, в которой растворены ядовитые токсины. Если человек не получает достаточное количество кислорода, он способствует отравлению организма, что может стать причиной многих заболеваний. Таким образом, кислород, как и голодание, изгоняет яды из организма. Но как же получать достаточно кислорода? Во-первых, нужно быть физически активными, совершать долгие бодрящие прогулки на свежем воздухе, бегать, плавать и тд. Проделывая все эти активные упражнения, мы поглощаем большее количество кислорода, нежели ведя сидячий образ жизни. Во-вторых, нужно практиковать глубокое медленное дыхание. Учёными доказано, что чем глубже дышит человек, тем меньше вдохов и выдохов он производит в одну минуту, и тем длиннее его жизнь. Это находит свое подтверждение и в животном мире: животные, относящиеся к частодышащим, которые производят много дыхательных движений в одну минуту, живут очень недолго. Так же имеет огромное значение то, какой воздух вы вдыхаете. Поэтому заниматься упражнениями лучше в каком-нибудь парке или вообще за городом, если есть возможность, там, где много деревьев.


5. Принцип физической активности.

Физическая активность – это закон жизни, она необходима для хорошего здоровья и самочувствия. От использования каждого органа зависит его сила и развитие. Если мы не используем свои мышцы, мы их теряем. Чтобы сохранить тело молодым и сильным, мы должны постоянно пользоваться им, то есть тренировать его. Ежедневные физические упражнения заставляют живее циркулировать нашу кровь, так же с их помощью мы даем возможность здоровому выходу пота и очищению организма от ядов. Лучшими являются те упражнения, которые стимулируют развитие всех мускул человеческого тела. Тело становится красивым и сильным. Развитие мышцы спины, грудной клетки, торса плюс ко всему приводит к развитию здоровых внутренних органов. Таким образом, можно сказать, что деятельность – это жизнь, застой – смерть.

6. Принцип душевного равновесия.

Очевидно, что поддержание здоровья и физическое самосовершенствование невозможно без внутренней модернизации сознания. Невидимые импульсы, испускаемые сознанием способны превращаться в молекулы вещества, воздействуя на процессы, происходящие в теле. Так, например, страх - состояние сознания, в тканях тела превращается в адреналин. Все ваши депрессии, ненависть, агрессия и другие отрицательные эмоции не остаются бесследными для вашего здоровья. Вы можете вести идеальный образ жизни, правильно питаться, быть физически активным, но вы никогда не будете абсолютно здоровы, не уравновесив свой внутренний мир.

7. Принцип расстановки приоритетов.

Принято считать, что человеческая сущность имеет три начала: воля, разум и тело. Таким образом, воля должна взять верх над разумом, а разум в свою очередь над телом. В противном случае невозможно гармоничное развитие личности. Плоть глупа. Некоторые думают, что тело само знает, что ему нужно. Это ерунда, оно ничего не знает. Плоть глупа. Тело управляет разумом при помощи фальшивой философии типа: «Ешь, пей, и веселись, не думай о завтрашнем дне». Это самое огромное заблуждение. Живя по этой философии, вы не умрете завтра, но через 10-20 лет превратитесь в преждевременно состарившегося человека, день и ночь страдающего от болезней. Вредные привычки есть наиболее яркий пример того, как тело управляет разумом. Этого быть не должно. Люди не умирают, они убивают сами себя неправильным образом жизни. Поэтому необходимо позволить своему разуму при помощи воли стать хозяином тела, культивировать позитивное мышление, жить в гармонии с собой и окружающим миром.тания молодежи, определения степени здоровья, что и составляет базис валеологии.