prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 16 17
ФГБОУ ВПО «Ижевский Государственный Технический Университет»


Кафедра «Управление качеством»

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ



г. Ижевск, 2011г.

ФГБОУ ВПО «Ижевский Государственный Технический Университет»

Кафедра «Управление качеством»

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ



г. Ижевск, 2011г.
Ижевский Государственный Технический Университет

Кафедра «Управление качеством»
Настоящее издание содержит систематизированную информацию по дисциплине «Технический контроль качества», представленную в национальных и международных стандартах, литературе отечественных и зарубежных авторов с использованием передового отечественного и зарубежного опыта, а также работ автора – доцента кафедры «Управление качеством» Конькова В.С.
Коньков В.С. Технический контроль качества продукции. – Ижевск: ИжГТУ, 2001 г.
В работе рассматриваются вопросы создания и функционирования системы и организации технического контроля на предприятиях, дан анализ и оптимизация задач технического контроля, характеристика методов технического контроля для обеспечения производства и выпуска качественной продукции, рассмотрены основы метрологического обеспечения и даны виды наиболее распространенных мерительных инструментов, структура служб технического контроля и её подразделений, организация их работ и персонала.

В работе использован передовой отечественный и зарубежный опыт в области технического контроля и на его основе разработаны методы оптимизации и повышения эффективности контрольных работ.

Издание может быть полезно всем, интересующимся вопросами качества.

Издание является приложением к электронной версии работы.


Содержание

Введение………………………………………………................................................................1


ГЛАВА 1. Возникновение и эволюция технического контроля………………….…….……3

ГЛАВА 2. Технический контроль. Основные понятия и определения, задачи

технического контроля…………….…………………………………………………………...9

2.1 Основные понятия и определения……………………......................................…..9

2.2 Качество. Характеристики качества………………………………………………10

2.3 Задачи, решаемые техническим контролем………………………………………13

ГЛАВА 3. Структура службы технического контроля…………………………….………....26

3.1 Разработка основ структуры службы качества…………………………………...26

3.2 Структура службы технического контроля……………………………………….29

3.3 Организация работ и структура производственных подразделений

контроля службы качества……………………………………………………………..32

3.4 Организация работ и структура подразделений организационно-

технического уровня……………………………………………………………………39

ГЛАВА 4. Обеспечение качества методами технического контроля………………….…….44

4.1 Оценка качества продукции………………………………………………………..45

4.2 Статистические методы…………………………………………………………….47

4.3 Контроль технологической дисциплины………………………………………….48

4.4 Инспекционный контроль………………………………………..………………...50

4.5 Контроль точности технологических процессов…………………………………50

4.6 Контроль состояния документации………………………………………...……..51

4.7 Контроль регистрации результатов………………………………………………..53

4.8 Контроль работы с несоответствующей продукцией…………………………….53

4.9 Контроль соответствия квалификации исполнителей

установленным требованиям………………………..………………………………...54

4.10 Контроль обеспечения соответствия параметров окружающей

среды установленным требованиям……………………………………………...……54

4.11 Контроль обеспечения прослеживаемости продукции………………………....54

ГЛАВА 5. Статистические методы обеспечения и контроля качества……………………..56


5.1 Эволюция развития статистических методов качества………………..................57

5.2 Применение статистических методов в системе качества ИСО 9000…………..60

5.3 Простые (японские) статистические методы…………………………………..…68

5.4 Управление качеством методами статистического регулирования технологических процессов……………………………………………………...…….77

5.5 Исследование процессов с помощью индексов воспроизводимости…………...82

5.6 Статистический приемочный контроль………………………………………..…88

ГЛАВА 6. Средства и методы измерений параметров и признаков качества……………....95

6.1 Виды измерительных средств контроля геометрических параметров.................97

6.2 Плоскопараллельные концевые меры длины…………………………………..…98

6.3 Штангенинструмент……………………………………………………..................99

6.4 Микрометрические инструменты………………………………………………...101

6.5 Измерительные головки……………………………………………………….….102

6.6 Пневматические приборы……………………………………………..………….108

6.7 Калибры……………………………………………………………………………110

6.8 Средства измерения шероховатости поверхности……………………………...115

6.9 Основные сохранения единства мер……………………………………………..117

6.10 Выбор средств измерения……………………………………………………….119

6.11 Методы измерений………………………………………………………………119

6.12 Погрешности измерений……………………………………….……………….120

6.13 Характеристика методов контроля материалов…………………...…………..123

6.14 Характеристика методов неразрушающего контроля…………………………125

ГЛАВА 7. Повышение эффективности технического контроля………………………..…..129

7.1 Задачи технического контроля…………………………………………………...130

7.2 Служба качества и технического контроля……………………………………...130

7.3 Внедрение передовых методов и форм работы и повышение их эффективности………………………………………………………………...............131

7.4 Организация технического контроля с целью предупреждения брака………..132


7.5 Снижение трудоемкости контрольных работ за счет

механизации и автоматизации…………………………………………….…………133

7.6 Организация технического контроля на японских предприятиях………...…..133

Список использованной литературы………………………………………………..135

Приложения………………………………………………………………...................137

1. Типовое положение об отделе технического контроля (ОТК) промышленного предприятия (объединения) №1094 от 11.12.1979г………………………………………...137

2. Стандарты ИСО на статистические методы……………………………………...………142

3. Отечественные стандарты на статистические методы………………………………......144

4. Памятка контролеру……………………………………………………………….............146

5. Порядок проведения статистического приемочного контроля по

альтернативному методу………………………………………………………….…………147

6. Порядок проведения статистического регулирования процесса…………………...…..151
Введение

Контроль качества, т.е. проверка, оценка произведенной работы проводилась, видимо, с самого начала производства. Уже в древних цивилизациях контроль качества оформился в систему, способную в значительной степени, обеспечивать качество, т.е. способствовать созданию продукции, удовлетворяющей потребителя.

С развитием фабричного капиталистического производства контроль качества обретает самостоятельную структуру, главной задачей которой становится выпуск качественной продукции.

Структура технического контроля определяет и совершенствует задачи, права, ответственность, если не одинаковые, то похожие в разных странах мира.

Уже в начале XX века процесс формирования структуры, ее задач можно считать в основном свершившимся во многих странах мира.

В XX веке технический контроль был ведущим фактором, а точнее механизмом обеспечения качества. Постоянно совершенствовались методы его воздействия в направлении рационализации, механизации средств измерений. Были разработаны статистические методы.


В нашей стране задачи, права, ответственность структуры контроля качества были впервые отражены в 1930 году в «Типовом положении об отделе технического контроля (ОТК) предприятия», которое с учетом объективных изменений пересматривалось в 1947, 1963, 1979 годах.

После II мировой войны во всех странах мира при решении проблем качества стали опираться на системный подход, т.е. достижение качества усилиями всего персонала на основе системы качества. Этот подход становится все более ведущим и дает в передовых промышленных странах ощутимые результаты. Но в любой системе значительную роль играет технический контроль, а в ряде стран, к которым относится и наша страна, технический контроль продолжает играть ведущую роль. Более подробно эта ситуация, тенденции отражены в главе1.

Одна из главных проблем науки технического контроля является определение задач технического контроля, службы контроля качества. Решению этой задачи посвящена 2 глава, где даны основные положения технического контроля, такие как система контроля, организация контроля, качество, показатели качества и др.

В работе предлагается максимальный объем задач, возможных для решения техническим контролем.

В соответствии с задачами предлагается структура службы технического контроля, которая имеет универсальный характер. Применение этой модели возможно и необходимо на любом предприятии. Описание структуры, ее подразделений, задач подразделений, их работы дано в главе 3.

4 глава работы посвящена методам технического контроля для решения задач качества по выпуску и производству продукции установленного качества.

Наиболее подробно отражена в главе 5 роль статистических методов в управлении процессами и техническом контроле. Приведены нормативные документы по статистическим методам ИСО и отечественным специалистам.

В главе 6 даны основы метрологического обеспечения; наиболее широко применяемые в машиностроении средства измерения, методы и погрешности измерений.


В заключительной 7 главе дан анализ состояния технического контроля на основе отечественного опыта, а также опыта передовых промышленных стран с целью выявления тенденций развития технического контроля, его оптимизации в условиях функционирования современных систем качества.

Материал работы сформирован на основе немногочисленных учебных пособий и публикаций по техническому контролю отечественных и зарубежных авторов, а также «Типовых положений об ОТК».

В работе сделана попытка систематизации материала с целью лучшего его освоения и более эффективного использования в практической работе. При этом учитывался не только передовой опыт, но и те проблемы, с которыми сталкиваются предприятия и зачастую не находят на них ответа.

Надеемся, что данное пособие будет полезно не только студентам, но и специалистам предприятий, занимающимся вопросами качества.

Глава I.

Возникновение и эволюция технического контроля.

В этой главе:


  • объективная необходимость возникновения служб технического контроля;

  • развитие технического контроля в мировой практике и в нашей стране;

  • этапы развития технического контроля в нашей стране в послереволюционный период;

  • необходимость дальнейшего совершенствования технического контроля в нашей стране.



Глава 1. Возникновение и эволюция технического контроля.

Возникновение технического контроля, как формы обеспечения качества связывают с возникновением “мануфактурного” производства, т.е. крупносерийного производства. Это производство одной или однотипной продукции в больших количествах. Такое производство требовало большое количество людей, которые делали одну и ту же работу, работая, зачастую, в одном помещении-цехе.

Появляются новые методы, новые технологии производства. Оказалось, что если изготовление товара разделить на простые операции, это дает значительное повышение производительности труда. Более того, в этом случае нет необходимости в высокой квалификации исполнителя, который считался мастером своего дела.


Новый производственный подход дал значительный рост производства за счет производительности труда, что определяло возникновение и усиление капиталистических отношений, которые и определяли в то время процветание и могущество государства.

Однако, при разделении сложных операций на простые, которые выполняли низкоквалифицированные рабочие, которые не были заинтересованы в достижении качества, да и не могли оценить качество своей работы, стало наблюдаться снижение качества. Т.е. при такой организации труда, качество не могло быть гарантированным прежними методами, когда за качество отвечал и обеспечивал его один человек – мастер.

Была необходима новая система, позволяющая поддерживать качество на необходимом уровне. Это мог быть тот же “мастер”, который отвечал за все, при небольших объемах производства, но на крупных производствах одного такого мастера, который бы успевал все, в том числе и следить за качеством, было недостаточно.

Поэтому, за качеством изготовления, за работой исполнителей стали смотреть специальные люди. В то время в разных странах их называли по-разному: “надсмотрщики”, “олдерманы”, “контролеры”.

Стало очевидным, что без этой категории людей, без этого метода, производство качественной продукции невозможно. Метод контроля распространялся по всем промышленным странам.

Если судить по Указу Петра I “ О качестве тульского оружия” от 23.01.1723 г. метод технического контроля в это время был одним из ведущих факторов обеспечения качества. Уже в это время существовала контрольная служба во главе с руководителем (старший олдерман), контролерами (олдерманами). Такая служба должна была обеспечивать выпуск только годной продукции, т.е. она уже имела определенные задачи, права, ответственность и структуру. С развитием производства развивались и совершенствовались службы технического контроля [1].

* * * * * * * * * *

Этапным периодом обеспечения качества в мировом производстве является конец XIX – начало XX века. Это период очередной революции в производстве.


Стремительно растет выпуск сложных товаров – автомобилей, телефонных аппаратов, стрелкового оружия и пр. растет машинное и конвейерное производство.

Допускается изготовление параметров с отступлением от номинала, вводится понятие “допуска” и “взаимозаменяемости”. Все это приводит к стремительному росту производительности труда.

Обеспечение качества все больше становиться задачей технического контроля.

Технический контроль ведет разбраковку продукции на всех этапах производства, обеспечивает выпуск годной продукции, контролирует производственный процесс, организует работы по качеству.

Задачи, права, ответственность, структура служб технического контроля находит отражение в директивных документах ряда стран.



ПЕТР I

Указ о качестве


Января 11 дня 1723 года
Повелеваю хозяина Тульской фабрики

Корнилу Белоглазова

бить кнутом и сослать на работу

в монастыри, понеже он, подлец,

осмелился войску Государства

продавать негодные пищали и фузеи.

Старшину Альдермала Фрола Фукса

бить кнутом и сослать в Азов,

пусть не ставит клейма на

плохие ружья.

Приказано оружейной канцелярии из

Петербурга переехать в Тулу и денно

и нощно блюсти исправность ружей.

Пусть дьяки и подьячие смотрят,

как альдермалы клейма ставят, буде

сомнения возьмет, самим проверить и

осмотром и стрельбою. А два ружья

каждый месяц стрелять пока не

испортится.

Буде заминка в войске приключаться

при сражении по недогляду дьяков и

подьячих бить оных кнутьями


нещадно по оголенному месту.

Хозяину – 25 кнутов и пени по

червонцу за ружь.

Старшину Альдермала – бить до

бесчувствия.

Старшего дьяка отдать в унтер-офицеры.

Дьяка – отдать в писари.

Подьячего лишить воскресной чарки

сроком на один год.

Новому хозяину ружейной фабрики

Демидову повелеваю построить

дьякам и подьячим избы, дабы не

хуже хозяйской были, буде хуже, пусть

Демидов не обижается, повелеваю

живота лишить.
ПЕТР I

Так в нашей стране в 1930 году представители крупнейших предприятий приняли в виде обязательного документа “Типовое положение об отделах технического контроля (ОТК)”. [2]

Это был период бурного развития промышленного производства, когда в стране строились и оснащались современной техникой огромное количество предприятий, производящих сложную технику и вооружение. Рабочие этих предприятий были, как правило, сельские жители, зачастую не имеющие никакого образования.

В этих условиях вся ответственность за обеспечение качества ложилась на ОТК, который осуществлял контроль и выпуск продукции на всех этапах. В ОТК работали наиболее грамотные и подготовленные рабочие и специалисты. Их труд оценивался достаточно высоко.

В производстве вооружения была создана еще более жесткая и надежная система обеспечения качества, основанная на техническом контроле.

На предприятиях, производящих вооружение, вводилась военная приемка.

Служба военной приемки предприятия была структурным подразделением Министерства обороны, и ни административно, ни материально не зависело от предприятия. Военная приемка контролировала весь жизненный цикл продукции, включая разработку и эксплуатацию продукции, вела приемку (оценку, контроль) продукции, принимала участие во всех мероприятиях по качеству, проводимых на предприятии.


Система обеспечения качества вооружений на основе института военной приемки гарантировала достаточную надежность и стабильность продукции. Анализируя систему обеспечения качества с военной приемкой, можно утверждать, что это была надежная, достаточно современная система обеспечения качества, возникшая намного раньше систем управления качеством шестидесятых годов ХХ века.

Следует отметить, что независимость и требовательность работников военной приемки, вряд ли нравилось работникам предприятия и его руководству. Эта система заставляла заниматься качеством. В то же время предприятия понимали необходимость такой системы и воспринимали ее как должное, за редким исключением.

Был такой факт в Великую Отечественную войну. Один из заводов выпускал самолеты. Это были хорошие боевые машины, достаточно надежные и по ним не было претензий к заводу-изготовителю. Работники этого завода умели хорошо работать и, им казалось, что с задачей обеспечения качества они справятся и без военной приемки. Руководство завода вышло с предложением упразднить военную приемку на предприятии, но никто не хотел решать этого вопроса. Тогда Директор завода (достаточно авторитетная личность) обратился непосредственно к И.В. Сталину, обосновав свое предложение и дав гарантию сохранения качества. Военную приемку с завода убрали. А вскоре пошли претензии по качеству, и военную приемку пришлось срочно восстанавливать. Но это, кажется, был единственный случай.

И не случайно в восьмидесятые годы, когда Правительство страны решило кардинально улучшить качество гражданской продукции, на предприятиях была введена Государственная приемка, по полной аналогии военной приемки.

Система обеспечения качества продукции в двадцатые-тридцатые годы на основе технического контроля полностью решала задачи качества, и страна получала надежную технику и вооружение.

Однако, несмотря на очевидные преимущества жесткой системы контроля, выявились и ее недостатки. И главный – высокая трудоемкость такой системы. С этим можно было мириться на производстве вооружений, где качество должно было быть любой ценой. Но на гражданских производствах, это было недопустимо. При сплошном контроле численность контролеров требовалась очень большая, зачастую больше чем производственных рабочих.


Выход был один – снижать объем контроля, переходить на выборочный контроль. Такие работы проводились еще в XIX веке. Тогда же делались попытки обосновать выборочный контроль какими-то мероприятиями.

Но особенно актуальна стала эта проблема после II мировой войны, когда промышленность всех стран стала переходить на выпуск гражданской продукции.

Необходимо было совершенствовать систему контроля, сделав ее менее трудоемкой и достаточно эффективной.

Такая задача была решена в конце сороковых годов ХХ века в ряде стран, в том числе и в нашей стране на основе статистических методов.

После II мировой войны коренным образом меняется и рабочий. Он становится грамотным, способным сам решать вопросы качества.

Все это нашло отражение в методах работы технического контроля. Создалось мнение, что сделано все, что надо и технический контроль может и должен делать то, что ему положено, это и было закреплено в “Типовом положении об ОТК”, утвержденном Правительством в 1963 г.

В шестидесятые годы создаются системы управления качеством, которые тоже должны решать задачи обеспечения качества, при этом роль технического контроля принижалась, его задачи сужались.

На самом же деле, как и раньше, ведущую роль в обеспечении качества продолжал играть технический контроль. Службе технического контроля, или проще ОТК, приходилось и разрабатывать, и внедрять системы качества.

Работы по разработке новых методов контроля, внедрению статистических методов, механизации контрольных операций, расчет обоснованных количеств контролеров, совершенствованию структур служб качества были практически прекращены. Не велась подготовка специалистов технического контроля, разве что в незначительных количествах в институте ВИСМ (Москва), не издавались учебные пособия по техническому контролю.

Все это не могло не сказаться отрицательно на обеспечении качества продукции.

Это, кажется, поняли и руководители Госстандарта СССР, правительственного органа, занимающегося и вопросами качества продукции.


В конце семидесятых годов в головном институте Госстандарта СССР – ВНИИС г. Москва был создан отдел по совершенствованию технического контроля. За короткое время был создан комплекс методических документов по техническому контролю, ряд нормативных документов, разработано новое положение об ОТК, где были отражены передовые методы по обеспечению работ по качеству. Однако, осуществить задуманное не удалось. Оказалось много влиятельных противников, которых все устраивало. Тем не менее, более прогрессивное положение об “ОТК” было утверждено Правительством и выпущено в 1979 г. [3]

Было признано нужным и полезным активизировать все работы по качеству, привлекая к этой работе специалистов науки и промышленности, научно-технические общества, максимально освещать опыт работы. Так постоянно опыт работы по качеству освещался в журнале “Стандарты и качество”.

Был создан Всесоюзный Совет начальников ОТК, куда вошли начальники ОТК крупнейших предприятий разных отраслей, а возглавлял Совет первый заместитель Председателя Госстандарта СССР. Совет вырабатывал и обсуждал техническую политику по качеству, вопросы методологии в тесном сотрудничестве с институтом ВНИИС. Работы Совета публиковались в журнале “Стандарты и качество”.

Все эти работы были призваны оживить работу по техническому контролю, найти оптимальные варианты его работы в новых условиях и несомненно они принесли определенный положительный результат в эпоху плановой социалистической экономики.

В 1986 г. в нашей стране был введен институт Государственной приемки продукции. И вся непростая работа по новой системе обеспечения качества велась в этом направлении, пока не закончилась в 1990 г., когда каждое предприятие стало добиваться цели (качества) своим путем.

В это время передовые промышленные страны сделали немало по обеспечению качества и совершенствованию контроля.

В дальнейшем материале сделана попытка отразить основные положения, методы, подходы технического контроля в нашей стране, дать предложение по его совершенствованию на основе передового отечественного и зарубежного опыта.


Считаем что это необходимо, если учесть, что в настоящее время технический контроль в нашей стране продолжает играть решающую роль в обеспечении качества.
Вопросы для проверки
1. Почему возникли службы технического контроля?

2. Этапы развития служб технического контроля в мировой практике.

3. Этапы развития служб технического контроля в нашей стране.

4. Роль военной приемки в обеспечении качества на предприятиях.

5. Причины снижения эффективности работ по техническому контролю.




следующая страница >>