prosdo.ru 1 2 ... 4 5

ФАВСТОС БУЗАНД

ИСТОРИЯ АРМЕНИИ

ПОВЕСТИ БУЗАНДА

Предуведомление

Эта третья книга повестей содержит главы исторических писаний, и к ней приобщаются еще три книги; так что всего их четыре книги и все четыре являются памятниками одних и тех же событий, воспроизводящими повести родов армянской страны, сынов Торгома. А именно — вереницу прошедших событий, — деяния и жития людей Божьих — святых первосвященников и царей, властителей стран Аршакуни и полководцев, именитых людей и храбрых нахараров[1] до скончания их дней, а также мир и войны, строительство и разруху, справедливость и беззаконие, богопочитание и безбожие. Хроника начинается с царствования Хосрова, сына Трдата, и доходит до ослабления армянских царей в последние времена и с первосвященства Вртанеса, сына первого первосвященника Григория, до тех последних, которые были главными епископами Армении. Все это по-одиночке, по порядку, по числам и номерам я расположил и описал в отдельных главах. И для четырех книг я составил отдельные оглавления, поместив в начале каждой из них до конца, дабы ими могли пользоваться те, кто от души захочет вникнуть в то, что я скажу.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ КНИГИ

ДВАДЦАТЬ ОДНА ГЛАВА ПОВЕСТЕЙ

I. О том, что имело место в Армении, стране сынов Торгома, после проповедничества апостола Фадея.

II. О первых первосвященниках Григории (и Аристакесе) и об их усыпальницах.

III. О царствовании Хосрова, сына Трдата, и о первосвященстве великого Вртанеса, сына Григория.

IV. О двух родах Манавазянов и Ордуни, которые были истреблены в армянской стране.

V. О сыновьях первосвященника Вртанеса, из которых старший назывался Григорисом, а второй Иусиком.

VI. О Григории, сыне Вртанеса, и о его кончине, и о месте, где он был погребен.

VII. О разбойничьем набеге царя мазкутов на землю, подвластную армянскому царю, о происшедшей большой войне и о том, как он погиб вместе со своим войском.


VIII. О насаждении лесов, о войнах с персами и об истреблении нахарарского рода Бзнуни.

IX. О бдэшхе[2] Бакуре, который восстал против армянского царя, и о том. как он был убит армянскими войсками, и вместо него бдэшхом стал Вагинак Сюни.

X. Об Иакове, епископе Мцбинском[3].

XI. О великой войне между персами и армянами, в которой пал великий полководец Ваче; о смерти царя Хосрова и о преставлении патриарха Вртанеса.

XII. О воцарении Тирана над армянской страной после смерти его отца; также о восшествии Иусика на патриаршеский престол после смерти отца его Вртанеса и о том, как он был убит царем Тираном за то, что порицал царя.

ХIП. О том, как после смерти Иусика армянская страна осталась без пастыря, и сыновья Иусика не были достойны престола их отца.

XIV. О житии и деяниях великого Даниила, человека Божьего, и о том, как он порицал царя Тирана и как был убит им. [6]

XV.О сыновьях Иусика, о том, как они пренебрегли честью стать, великим священнослужителем Бога.

XVI. О Парене, который сел на патриаршеский престол.

XVII. О Шахаке, который был из рода епископа Албиана и сел на патриаршеский престол, и о том, как в это время армянская страна отступилась от Господа и заповедей его.

XVIII. Об Айре Мардпете[4], который давал дурные советы царю и подбивал его истреблять армянские нахарарские роды.

XIX. О сыновьях Иусика Папе и Атанагенесе, о том, как или почему они погибли вследствие своего нечестия в святом месте.

XX. О царе Тиране, о том, как был предан своим стольником Писаком Сюни и погиб, как он в мирное время внезапно был взят в плен персидским князем Варазом, и как вся армянская земля вместе с ним погибла и разрушилась.

XXI. О том, как все армянские нахарары собрались вместе и отправились и привели греческого царя в Армению на помощь себе, и как персидский царь пришел с большим войском, как персидское войско было перебито греческими войсками и остатками армянских войск, и персидский царь Нерсех верхом на одном коне спасся бегством из армянской страны в персидскую страну.


 

ПОВЕСТИ БУЗАНДА

ТРЕТЬЯ КНИГА

Начало[5]

Глава I

О том, что имело место в армянской стране после проповедничества апостола Фадея. Исторические главы.

 

О том, что имело место от проповедничества апостола Фадея и его мученической кончины до конца проповедничества Григория и его кончины и от апостолоубийцы царя Санатрука до невольного подчинения царя Трдата вере и его кончины, — о прошедших событиях и о житии добродетельных лиц, как и о сопротивлявшихся им и противодействовавших лицах, — обо всем этом уже написано другими. Но и мы тут в нашем повествовании кое-что отметили, не оставили без внимания, дабы соблюсти должный порядок. Так как в нашем повествовании есть и то, что было в начале, и то, что было в конце, а что было в промежутке, то уже написано другими. Но, чтобы в нашем повествовании не было заметно пробела, мы немного отметили, подобно тому, как вкладывают кирпич в строение стены для довершения здания. После всего этого, далее что произошло, рассказывается здесь последовательно.

 

Глава II

О великих первосвященниках Григории (и Аристакесе) и об их усыпальницах.

 

Итак, в царствование Трдата — сына Хосрова (армянская страна) просветилась приятной любовью и верой [8] богопочитания, с которой познакомилась через великого священника Григория, сына Анака; его младший сын Аристакес был сподвижником отца и соепископом с ним в течение всей его проповеднической деятельности, во все дни жизни до дня своей кончины во Христе. А для них были приготовлены усыпальницы и приличествующие гробницы для великого Григория в гаваре[6] Даранали, в селении под названием Тордан, а сына его, святого Аристакеса, после его исповеднической смерти отвезли из гавара Цопк в гавар Екелиац и погребли в аване[7] Тил, в поместье его отца Григория.

 

Глава III


О царствовании Хосрова, сына Трдата, и о великом первосвященнике Вртанесе, сыне Григория.

 

После этого воцарился Хосров Котак, внук Хосрова, сын храброго и добродетельного царя Трдата. Во дни его стал первосвященником на престоле отца, вместо отца своего и брата своего, Вртанес, старший сын Григория. В их годы и дни возросли и умножились мир и благодать, многолюдство и здравие, плодородие, преизбыток и благополучие в делах и великое божественное служение и богоугодный добрый нрав. Святой Вртанес подобно отцу своему и брату просвещал и руководил. Процветали в тот век правда и справедливость.

В ту пору патриарх Вртанес прибыл в большую и первую армянскую соборную церковь, находившуюся в гаваре Тарон, где еще ранее, во дни великого первосвященника Григория явились знамения и сокрушились алтари капищ. Прибыв туда, он совершил, как это имел обыкновение делать всегда, благодарственное жертвоприношение, подобно тому, как совершил Господь на кресте для нашего спасения и в память страстей (Господних) приобщился живительного и спасительного тела и крови Божьего Сына Господа нашего Иисуса Христа. Ибо так именно было в обычае армянских патриархов вместе с царями, вельможами, нахарарами и множеством народа чтить те места, где раньше были изображения идолов, и затем во имя Бога были очищены и сделались домами молитвы и местом паломничества для всех. В особенности имели обыкновение собираться [9] в той главной церкви и там совершать поминовение покоящихся там святых ежегодно седьмого числа месяца Сахми, более всего в часовне великого пророка Иоанна. Так же ежегодно собирались в апостольских часовнях во имя учеников Господних и в церквах во имя мучеников и с великой радостью праздновали день поминовения их деяний и подвигов их жизни. Такой случай имел место, когда великий первосвященник Вртанес с небольшим числом людей отдельно объезжал (эти места), чтобы служить благоспасительную литургию. И вот те люди, которые до того времени тайно держались старых языческих идолопоклоннических обычаев, числом около двух тысяч душ, собравшись вместе, задумали убить Божьего первосвященника Вртанеса. На это они отважились отчасти по наущению жены царя, которую святой порицал за тайное прелюбодеяние и развратный образ жизни. Они нагрянули и окружили большие стены аштишатской церкви. В то время, как он (Вртанес) внутри служил литургию, многочисленная толпа с наружной стороны пыталась окружить его и осадить. Но у всех людей в толпе руки обратились назад и чудесным образом оказались связанными за спинами их, без всякого участия кого-либо. Так они все оказались обхваченными, связанными, скованными и в корчах попадали на землю, не имея возможности ни издать звук, ни сдвинуться с места. Это были потомки разрушителей страны, мироедов, злодеев жрецов, из их рода. Так эта толпа скованная валялась во дворе церкви (пока) сам Вртанес, выйдя, не подошел к ним и не спросил: кто вы, откуда пришли, или кого хотите, или зачем пришли? А они стали говорить правду и признались, что мы де пришли разрушить эти места и убить тебя, осмелившись на это по подговору армянской царицы. Но Господь Бог проявил свою силу и показал нам, что только он Бог, и теперь мы познали и уверовали, что только он Бог. Вот мы теперь скорчившись лежим, так что даже с места этого сдвинуться не можем. А блаженный Вртанес, приводя слова учения, укреплял их в вере в Господа Иисуса Христа, и много беседовал с ними. Потом он молился и просил за них Бога, исцелил и освободил их от невидимых пут и невыносимых страданий от корч. Когда они избавились от этого, то все пали ниц перед ним и просили лекарства покаяния, и он для [10] покаяния дал им известный срок. И когда они усвоили веру в единую святую троицу, то он выкрестил их около двух тысяч человек, не считая жен и детей их. Так он обратил их в веру и отпустил очищенными и верующими.


 

Глава IV

О двух родах, которые были поголовно истреблены в армянской стране, о Манавазянах и Ордуни.

 

В эти времена возникла большая смута в армянской стране, так как два великих нахарара и князя, бывшие владетелями гаваров и стран, поссорились между собою, с большой злобой затеяли усобицу, вели несправедливую войну друг против друга. И мутили великую армянскую страну князь рода Манавазян и другой — нахапет[8] рода Ордуни. Они воевали с большим ожесточением и много было народу перебито. Тогда царь Хосров и великий патриарх Вртанес отправили к ним почтенного великого епископа Албиана, чтобы переговорить с ними и установить мир. Блаженный Албиан поехал к ним и стал уговаривать и склонять их к миру. Они же надругались над ним и отвергли его посредничество; они пренебрегли пославшими и с большим бесчестием отослали епиокопа и даже захватили и разрушили царский дом; а сами они, остервенев, сейчас же стали воевать еще ожесточеннее друг с другом. Тогда царь, в великом гневе и негодовании, послал против них Ваче, сына Артавазда, нахапета дома Мамиконянов из рода армянских спарапетов, великого полководца своих войск, с предписанием истребить, уничтожить оба эти рода. И полководец Ваче пошел на них, разгромил и уничтожил оба рода, не оставил в живых из обоих родов ни одного отпрыска мужского пола, и cам вернулся к армянскому царю Хосрову и к патриарху Вртанесу, и (царь) отдал епископу Албиану в пользу церкви аван и коренное стольное село нахапета Манавазянов, то есть Манавазакерт со всеми пределами и с прилегающим к нему округом, находящимся возле реки Евфрат. А коренное селение Ордуни, называвшееся Ордору, находящееся в Басанской земле, со всеми пределами, было отдано басанскому епископу, который происходил из селения Ордору. [11]

 

Глава V

О сыновьях первосвященника Вртанеса, из которых первый назывался Григорием, второй Иусиком.

 

Эти Вртанес и Аристакес были сыновьями великого первосвященника Григория. Аристакес был девственником и с детства был чист (потому и) раньше сел на епископский престол отца, хотя и был младшим сыном. А Вртанес был женат, но бездетен. И долгое время он просил Бога не лишать его благословения иметь детей, а сподобить его увидеть перед собою плод свой на службе Господу. И когда он был в старческом возрасте, Господь услышал его молитву, жена его забеременела и родила двух мальчиков-близнецов; старшего он назвал именем отца своего Григорисом, а второго Иусиком. Они воспитывались на глазах у армянского царя, и было обращено внимание на то, чтобы обучить их писанию. Потом старший сын Григорис, обладавший прекрасной наружностью, исполненный духовных добродетельных достоинств и сведущий в божественном знании, получил епископство стран Иверии и Албании. Он не женился и уже в пятнадцатилетнем возрасте достиг степени епископа над иверской и албанской странами, то есть до пределов маз-кутоз. Прибыв туда, он восстановил церкви, установив просветительные порядки, следуя примеру первого Григория, своего деда.


А Иусика воспитывал сын царя Хосрова Тиран; и царевич Тиран выдал замуж свою дочь за Иусика, сына Вртанеса. И будучи еще в юношеском возрасте, он один только раз в первую же ночь имел сношение с женой, и она зачала. Он тут же во сне увидел, что (родятся) два мальчика, которые не будут годны для служения Господу Богу, и раскаялся, что женился. Он плакал, молил Бога, каялся крайне мучительно. Его в юношеском возрасте заставил жениться царь; но и это совершалось по благоволению Бога, ибо в будущем от него должны были произойти главные пастыри, которые должны были служить евангельским заветам на благо страны и на пользу церквей. Но он кроме этой ночи более не подходил к жене. Жена родила близнецов, как раньше он видел во сне. Первого назвали Палом, второго Атанагинесом. [12]

И после сношения с женою в одну ту ночь он более к жене не подходил из-за своей юношеской добродетели. Он не то что считал брак грязным делом, а недоумевал после виденного им сна, почему от него должно родиться такое негодное дитя. Потому что он желал не земных детей, а таких, которые бы служили Господу Богу, посвятили бы себя служению ему. Он вообще все земное считал ничтожным, он хорошим считал не преходящее, а вышнее, он мечтал о небесной жизни. Он предпочитал служить только Христу, что для себя считал славой; он не обращал внимания на любовь царя, на почести, получаемые от него, на величие или на семейную связь с царем в качестве зятя. Все это он отвергал, от всего этого отказывался, считая для себя чуждым, гнусным делом и обольщением. После того первого раза он более ни разу не обманулся как юноша, а приобрел отеческий разум и старческую мудрость, назидательное стремление к бессмертию. Он предпочитал поношения за Христа величию царей; он избрал для себя воздержанное поведение и с двенадцатилетнего возраста вел добродетельный образ жизни. Он уподобился своим отцам, поставил себе в пример брата своего Григория и христово иго неукоснительно нес до конца своей жизни.

Но царский дом враждовал с ним, и пока родители жены его из-за этого преследовали его, умерла жена, и Иусик избавился от тестя. И когда он в заботах о своих осиротевших детях в удрученном состоянии молился Богу, ангел Господен явился ему в видении и сказал ему: “Иусик, сын Григория, не бойся, так как Господь внял твоим мольбам, и вот от этих твоих детей родятся другие дети, и будут они просветителями и источниками духовной мудрости армянской страны. От них изойдет благодать заповедей Божьих; полный мир и благоденствие я укрепление многих церквей даны будут им от Господа с великой победой и могучей силой; многие заблудшие вернутся на путь истины и благодаря им славить будут Христа на многих языках. Они будут столпами церкви, носителями слова жизни, основой веры, служителями Христа и слугами святого духа, дабы здание, как оно было основано, так и было доведено до завершения. Их заботливыми руками будет насажено много плодоносных, полезных и пригодных растений в духовном саду, [13] которые удостоятся благословения Божия. А те, которые не захотят через них насаждать и орошаться той же духовной росой знания, те будут прокляты и отброшены прочь, и конец их будет горящий огонь. Много вражды и зависти потерпят они со стороны недостойных ради Господа, но останутся тверды в вере, как камень, и великим терпением победят их. После них воцарится ложь благодаря необузданным, себялюбивым, сребролюбивым, обманчивым, ненадежным, негодным, лживым,, злословным людям, так что очень мало останется людей, которые сумеют твердо держать завет веры”. Юноша Иусик, услышав все это от ангела и весьма утешенный, благодарил Господа Бога за то, что он удостоил его ответа через это откровение, и во во все дни своей жизни всегда непрестанно возносил благодарение.

 



следующая страница >>