prosdo.ru
добавить свой файл
1
Итак, прошел месяц после Куликова Поля, эмоции улеглись, все написали в разных ресурсах свои впечатления, пришло время поделиться послевкусием. А также конечно отреагировать на все замечания, критику и вопросы. На многое даже и отвечать не хочется, если честно, особенно там, где это пахнет откровенным хамством и отсутствием понимания элементарных вещей, но будучи организатором, промолчать нельзя, поэтому обо всем по порядку.


Во-первых, о критике. Я воспринимаю ее положительно при двух условиях:


  1. Что она конструктивна, и не носит характер “всё плохо и все козлы” и при этом не содержит ни одной реальной альтернативы исправления ситуации

  2. Что она дана человеком, разбирающимся в указанной теме или предлагающем свою реальную помощь по урегулированию вопроса

И всё-таки по порядку.

О лагере.

Мы с комендантом Димой провели большую подготовительную работу по разметке лагеря. Было три больших улицы (прикладываю фото, где видно именно четко улицы), с проходами к центральной площади и ярмарке, лично я ночью без фонаря спокойно проходила везде. Юрты стояли отдельно вдоль рва. Да, единственным лагерем, вставшим не по плану, был автобус из Москвы с несколькими клубами, они приехали в 4 утра, заняли место между юртами и таверной (если кто-то не понимает – в 4 утра нереально делить какие-то клубы и ставить их по лагерю разрозненно), однако этот большой лагерь можно было также спокойно обойти и выйти к основной дороге. Центральное место было как всегда и ярмаркой, и местом для мастер-классов и для вечерних программ. На мой взгляд, это хорошая планировка.

Пять копеек про место для турнира. Да, это я настаивала, настаиваю и буду настаивать, что красно-синий синтушный шатер посреди лагеря сильно портит картинку, в этом году компромиссным решением было поставить его на краю лагеря, на тот случай, если вдруг пойдёт дождь, и турнир необходимо будет провести под непромокаемым тентом. Почему турнир всё-таки нужно было привязать к шатру в отсутствие дождя – мне не ясно. Так же я не понимаю необходимости какой-либо аппаратуры для ведения турнира. Учитывая, что он проводится без зрителей, и ведущий только дает команды бойцам, вполне вероятно, что это можно делать и без микрофона, как и на большинстве мероприятий. Так что ни одного препятствия провести турнир на бугуртном поле я не вижу.

О пластике, сигаретах, туалетах, электрических фонарях и комендантской роте.


Знаете, дорогие друзья, иногда такое ощущение, что на фестиваль ездят одни люди, а на форумах пишут совсем другие. Что это не они курят в лагере, повсеместно ходят с электрическими фонарями и курят, несмотря на неоднократные замечания. Я не знаю, что ещё нужно, чтобы изменить эту гнетущую тенденцию любви к неаутенту. Это всё в ваших головах, в ваших привычках, в ваших клубах, дорогие участники фестиваля. Это всё-таки отдых, а не лагерь с надсмотрщиками и плетками для не исполняющих требования руководства. К сожалению. Шучу… почти -) И пока не будет сознательности участников, мне не исправить эту ситуацию.

Да, в этом году была наконец создана комендантская рота. Да, они отвечали за проезд транспорта и отсутствие его у лагеря, они обходили лагерь и делали замечания за неаутент, вечером выгоняли туристов… Но я оставлю в воздухе вопрос о том, как просаботировали вопрос о том, чтобы комендантская рота была круглосуточная, и после 23 часов, в самый разгар вечерней программы, мне приходилось выпроваживать многочисленных туристов из лагеря лично. Думаю, пара лет и эта единица сможет функционировать эффективно. И тем не менее, вопрос о сознательности всегда будет на первом месте.

Я хотела бы ввести запрет на курение и сделать пару отдельно стоящих курилок, потому что довод о том, что “бойцам нельзя запрещать курить между бугуртами, это так негуманно” кажется мне как минимум странным и мешает нам приблизиться к нормальному уровню историчности фестиваля.

Я хотела бы ввести жесткий запрет на электрические фонари, потому что реально портят картину, потому что они слепят, потому что на простые замечания все плевать хотели, и ещё потому что аутентичный фонарик это несложно и вообще здорово. Кстати, почему не было светильников около общего стола в этом году – тоже вопрос, который лучше оставить в воздухе.

В этом году мы попытались улучшить туалеты, в следующем году планируем переместить женский ближе к лагерю (девочкам реально нужнее))) и обязательно смонтировать перегородки, чтобы не было этой гнетущей коллективности -))


В этом году мы отказались от услуг солдат, одели весь техперсонал и оргкомитет музея в костюмы (кому не понравилось - извините, что не по индивидуальным размерам у юдашкина пошили), чем существенно снизили нахождение в лагере людей в неисторичном. Сшили много историчных палаток, опробовали тент, попытались максимально улучшить картинку лагеря. И будем продолжать, потому что всё это – огромный этап работы по улучшению историчности. Юрта тоже украсила собой фестиваль, за что руководству музея преогромнейшая благодарность. Почему часть орг.комитета хочет жить исключительно в тур.палатках – вопрос не ко мне. Надеюсь, это вопрос времени и сознательности.

О подготовительной работе и благодарностях за инициативу. Позитив, в общем.

Большое спасибо Твердиславу – за представление возможности пригласить на фестиваль чудесную девушку Светлану, которая научила всех петь и это ведь реально звучало! И ещё за то, что он был единственным человеком, вовремя приславшим мне фотографии для видеоряда. Раз уж зашла об этом речь, скажу, что в итоге, по моим многочисленным просьбам, мне прислали фото всего несколько клубов, и максимум за неделю до фестиваля. Но мы с режиссером всё-таки и из этих фото кое-что сделали -)

Огромное спасибо Вите Лукьянову за приглашение кузнеца Александра Савина и нечеловеческий альтруизм.

Спасибо Наташе и Саше Суворовым за помощь в подготовке правил кулинарного конкурса.

Спасибо Юрию за его лекцию. Когда год назад я заговорила о необходимости научной составляющей фестиваля, к этому много кто относился скептически, но в итоге получилось замечательно.

Огромнейшее спасибо моим дорогим и любимым музыкантам – вы в очередной раз меня только радовали. Сколот – своей верностью и мобильностью (всё-таки вот так резко почти весь репертуар переложить на гусли не всякий возьмется), и ведь звучало отлично! И Тофельстанц – своей энергичностью и зажигательностью, под эту музыку сидеть просто невозможно -) Тандем этих двух групп получился отличным. Но если у кого-то есть предложения по приглашению иных коллективов – пишите мне, я не устаю искать что-то новое и оригинальное.


Спасибо Насте (Булавке) за лекцию и мастер-класс по шелку, каждый год что-то новое и увлекательное для интересующихся ценителей.

Спасибо Светлане за эстафету (женские бега)), было очень весело. Повторим и улучшим -)

Кстати, про эстафету. Отвечая на вопрос Ивана о том, почему не было мужской эстафеты – я к сожалению раздвоиться не могу, проводить просто так за меня никто ничего не берется, к тому же большинство участников сначала никуда не ходят, а потом жалуются, что мероприятий на фестивале было слишком много. Как-то так.

Спасибо казанцам и ижевцам за жесткий скандбол. Мужики! -)

Спасибо Якову за титанический бусинный труд и харизму всегда и во всем, даже в спорах.

Спасибо ступинским девушкам за мастер-класс по косметике, смотрелось потрясающе.

Спасибо Коле Глазову за инициативу в беседе о костюмах, Светлане Малиновской за скорпулезное фотографирование всего для нас, Светлане Соколовой за храбрость и участие в конкурсе кухни.

Спасибо всем тем, кто принимал участие в мероприятиях, а потом вносил разумную критику – для вас мы стараемся расти и развиваться.

А также спасибо тем, кто всегда и всем очень громко недоволен, хотя нигде не участвует – вы делаете нашу жизнь не такой восторженной и самодовольной -)

О мероприятиях, правилах, участниках и немного философии.

В очередной раз я постаралась сделать нашу культурно-образовательно-развлекательно-конкурсную программу максимально насыщенной и достаточно оригинальной. Да, приходится всё впихивать почти в один день, хотя я бы и рада видеть участников со среды, но почему-то большинство начинает фестивалить лишь ближе к вечеру четверга.

У нас прошли следующие мероприятия: лекция по использованию шелка, семинар по изготовлению средневековой косметики, обучение народному хоровому пению с хороводами, мастер-класс по плетению шнурочков, почти двое суток работала кузнечная мастерская, а также горн с изготовлением стеклянных бус (как всегда самый многолюдный мастер-класс), на празднике также был гончарный круг. Из конкурсов прошел конкурс кухни и беседа по костюмам. Из развлечений – мы играли в скандбол, бежали женскую эстафету, ну и каждый показал себя как мог на пиру -))


Всё пользовалось умеренным спросом -) Как всегда и бывает, интересующихся чем-то людей в процентном соотношении меньшинство, а потом оказывается, что мол нам не нужны бусы – научите нас делать сундуки!! Но чует моё сердце, стоит привезти столяра, нам понадобится семинар по тактике войны, а потом мастер-класс по историчному зачатию. Да и черт побери, причем тут столярное мастерство, по каким источникам мы будем делать инструменты и откуда возьмем технологии? Ведь потом будут вопли о том, что это не исторично, мы деревья сами не сажали, ну и дальше по кругу, знаете ли.

Еще о мастер-классах. В частности о том, что могло бы заинтересовать мужчин. Несколько лет прошу показать и рассказать о пошиве обуви и сумок, но мастера не берутся. И в общем-то по понятным мне причинам. Рынок сбыта не так уже и велик. Так что пожалуйста, подкрепите свои предложения по новым мастер-классам аргументами и желательно сразу контактами мастеров.

Конкурс кухни.

Многострадальный конкурс, который год от года не нравится критикам ни в каком виде. Сначала правила слишком мягкие, потом слишком жесткие, сначала “давайте всё делать по источникам”, потом “где мы возьмем источники, их же вообще нет”, ну и так далее. Правила были вывешены, нареканий и обсуждения на форуме не наблюдалось. От Орды была одна заявка с 8 блюдами, и это действительно недочет, в следующем году будет поправка о том, что блюдо должно быть одно, чтобы не повторилась та ситуация, когда первый заявившийся фактически “отбирает” у других возможность приготовить большинство из известных блюд (по крайней мере так мотивировали своё неучастие некоторые золотоордынские клубы), а также избежать ситуации этого года, когда этот же участник уже на фестивале снимается с конкурса, а другие золотоордынцы не подали заявку по уже озвученным причинам. Ввиду участия в конкурсе клуба Легенда, я снялась с судейства, ну чтобы не было вопросов о заинтересованности. Если кому-то интересно, я попрошу победительницу конкурса Светлану вывесить рецепт своего блюда со ссылкой на источник, он у нее был в распечатанном виде с собой. Также готова в личке обсудить все конструктивные предложения или возражения по теме.


Конкурс костюма.

Несмотря на кажущуюся положительную тенденцию последних лет, желающих поделиться опытом и новинками историчной моды оказалось не так уж много. Тут уже и на правила не пожалуешься, они не зверские, и призы могли быть хорошие, но мы собрались уже знакомым тесным кругом и обсудили несколько увлекательных тем, на чем и разошлись. В любом случае спасибо участникам за беседу, было познавательно. Кто захотел – тот присоединился.

Пир

Это просто без слов, но тем не менее я выскажу всё, что думаю по этому поводу.

В духе модных нынче в интернетах картинок, презентуем это так:

Как пир вижу я: О, у нас есть уникальная возможность провести на фестивале пир, есть финансы, выделенные музеем, есть таверна, где приготовят еду и все поместятся. Итак, мы можем собрать всех руководителей клубов по свежим следам за одним столом, обсудить итоги фестиваля, где каждый из организаторов обсудил бы проблемные вопросы по своей части, послушал бы эмоции и критику от руководителей, от тех людей, которые ведут за собой других, которые воспитывают целые клубы, которые выступают за развитие того или иного направления, которые заинтересованы в объединении усилий с другими, ну и так далее. У нас получится живое и яркое обсуждение, и не в интернете, на форуме, где пишут два с половиной человека, а глядя друг другу в лицо, за общим столом, в приятной атмосфере.

Как это видят другие организаторы, судя по их комментариям: Так, что у нас там вечером в субботу… А, пир. Ну это же НЕ НАШЕ мероприятие, оно на вообще не упало и не нужно, у нас же не общий фестиваль и дело, которое нужно развивать, а работа, с четким кругом обязанностей. Ну да ладно, мы посидим минут 5 для приличия, чтобы потом никто не сказал, что нас там вообще не было, а потом встанем и уйдем, все участники поймут наше к ним отношение, а также отношение непосредственно к пиру, и скоро всё равно все разойдутся.

Как это видят участники: Позвали на пир, отлично, придём. Поедим на халяву, да ещё и развлечемся. Ведь мы тут все князи и ханы, нам все преклоняются, нам должны прислуживать и развлекать, ведь это вообще честь для организаторов, что мы соизволили сюда приехать. Так, почему нет целой команды аниматоров и танцовщиц на столе? У нас разве не будет специальной программы развлечений? Почему не пожарили моих любимых омаров? Я что, должен ещё и говорить что-то? Фу, какая пошлость и скукота, пойду отсюда.


Если кто-то не понял немного преувеличенную картинку, да и вообще сути мероприятия и предоставленной возможности, дальше объяснять не имеет смысла. Это просто грустно. И непонятно. И немного обидно. Потому что когда дорогие участники полночи отжигают у костра под музыку с танцами и плясками, это звучит как “эээх, какие мы молодцы!”, а когда этим же участникам скучно на пиру, это звучит как “эээх, какие организаторы козлы!”. Может быть, умные люди поймут. А может быть и нет.

Ну и немного ещё слов, для тех, кто осилил всё предыдущее.

С каждый годом в реконструкции я убеждаюсь, что всё дело в людях и в их головах. Что идеальный фестиваль – это тот, который каждый создает для себя сам. Что можно подготовить площадку и дать возможность, и тут же найдутся люди и инициативы, которые будут реализованы, просто так, из интереса к истории, людям, эксперименту, ремеслу, и за эту возможность потом будут благодарны (как это происходит в ранятине, где организовать фестиваль это так же сложно, но в процессе и по результатам – в разы приятнее). А можно в лепешку расшибиться, провести кучу всего, тянуть всех за уши по дороге в светлое будущее, а в итоге всё равно все будут недовольны. Потому что лучшее – враг хорошего. Потому что отношение большинства наших участников – что мы им что-то должны, что всего мало или много, что всё равно можно сделать лучше, хотя они точно и не знают как. И всё это неконструктивно. И от этого только больше вопросов, среди которых “для кого я стараюсь? Зачем я всё это делаю?”.

И в заключении ещё один, наверное самый главный вопрос. Я подняла его год назад, не на форуме, здесь нет адеквата и выборка участников обсуждения не избирательна, но он прозвучал, даже слишком громко. И на него ответа нет до сих пор. В каком направлении мы идем? Куда двигаем фестиваль? Невозможно долго разрываться между правильной историей и бугуртооптимальной войной, от этого страдают все, от этого не становится больше довольных, наоборот. Я знаю, куда не устаю двигаться и двигать других я. Но куда и чьими силами двигается фестиваль? Куда двигаетесь вы, дорогие участники?