prosdo.ru
добавить свой файл
1
Самоанализ урока


Памятка – алгоритм для самоанализа урока
I. Каков был замысел, план урока и почему?
1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что он в них опирается? Как он работает на последующие уроки? Как были учтены особенности урока, его специфика? Как был определен тип урока и почему?
2. Какие особенности у учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
4. Почему была избрана именно такая структура урока?
5. Обоснование хода урока, деятельность учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?
6. Какие условия были созданы для проведения урока (учебно – материальные, морально – психологические, гигиенические, эстетические, временные). Как осуществлялась экономия времени?
II. Были ли отклонения от этого плана в ходе урока, если да, то почему?
III. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся? Самооценка урока.
IV. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?
V. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?


Основные требования к самоанализу
-
место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме;
- обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока;
- характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока;
- психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке;
- оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке;

- мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач;

- удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями);
- меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков;
- оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов;
- самооценка как одно из условий творческого труда учителя.

Схема самоанализа урока
1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?
2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? Опирались ли на диагностику общеучебных специальных умений?
3. Какие задачи решены на уроке: а) общеобразовательные; б) воспитательные; в) развивающие (что?) Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были главными, стержневыми, как они учтены в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.
5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. ясное и четкое выделение главного, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Обоснование выбора методов обучения (обязательно это сделать!).
7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось (только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимися, или все в совокупности)?

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?

9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учащимися) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируется выполнение нереализованных заданий?