prosdo.ru
добавить свой файл
1 ... 46 47 48 49
34. На самом деле было доказано, что один из важнейших способов научиться чему-то — это проанализировать свои ошибки. См. Джона Лерер. Как мы принимаем решения. — М.: Corpus, Астрель, 2010.


35. Интервью с автором от 13 ноября 2008 года. Существует еще один способ понять, почему одних людей беспокоит возможный риск, а другие игнорируют его: проанализировать работу нейронных сетей. В этой книге я сфокусировалась на системе поощрения головного мозга, действующей под влиянием дофамина, а также на ее роли в пробуждении у нас интереса к жизненным благам. Но в головном мозге есть еще одна, зеркально противоположная сеть, которую часто называют системой избегания потерь. В задачи этой системы входит привлечение внимания к риску. Если система поощрения стимулирует нас гоняться за яркими и сочными плодами, то система избегания потерь предупреждает о том, что эти плоды могут оказаться гнилыми. Система избегания потерь, как и система поощрения, — это палка о двух концах. Она может вызывать у людей тревогу, неприятную тревогу — порой такую сильную, что они бездействуют во время роста рынка, тогда как другие обогащаются. Однако эта система помогает людям не идти на безрассудный риск; функционирует при участии нейромедиатора серотонина. Когда люди принимают такие препараты, как прозак (относящийся к группе селективных ингибиторов обратного захвата серотонина), который воздействует на систему избегания потерь, они становятся более безразличными к опасности. Кроме того, они становятся более общительными. Специалист по нейрофинансам доктор Ричард Петерсон утверждает, что существует необъяснимая связь между этими свойствами и поведением слишком активных инвесторов. «Такие качества, как пониженное восприятие угрозы и повышенная потребность в социальной аффилиации [возникающие под влиянием таких препаратов, как прозак] непосредственно связаны с пониженным восприятием риска и склонностью к общению, свойственными слишком оптимистичным инвесторам, — пишет доктор Петерсон. — Создается впечатление, что у них происходит частичная деактивация системы избегания потерь, существующей в головном мозге».

36. Dalip Kumar, Asha Kapila. Problem Solving as a Function of Extraversion and Masculinity / Personality and Individual Differences 8, no. 1 (1987): 129–32.


37. Adrian Furnham et al. Personality, Cognitive Ability, and Beliefs About Intelligence as Predictors of Academic Performance / Learning and Individual Differences 14 (2003): 49–66. См. также Isabel Briggs Myers, Mary H. McCaulley. MBTI Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers-Briggs Type Indicator. — Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1985. — P. 116; см. также упоминание об исследовании Майерс, проведенном в 1980 году, здесь: Allan B. Hill. Developmental Student Achievement: The Personality Factor / Journal of Psychological Type 9, no. 6 (2006): 79–87.

38. Eric Rolfhus, Philip Ackerman. Assessing Individual Differences in Knowledge: Knowledge, Intelligence, and Related Traits / Journal of Educational Psychology 91, no. 3 (1999): 511–26.

39. G. P. Macdaid, M. H. Mc-Caulley, R. I. Kainz. Atlas of Type Tables. — Gainesville, FL: Center for Applications of Psychological Type. — 1986. — Pp. 483–85. См. также Allan B. Hill. Developmental Student Achievement: The Personality Factor.

40. Joanna Moutafi, Adrian Furnham, John Crump. Demographic and Personality Predictors of Intelligence: A Study Using the NEO Personality Inventory and the Myers-Briggs Type Indicator / European Journal of Personality 17, no. 1 (2003): 79–84.

41. Интервью автора с Джеральдом Мэтьюсом от 24 ноября 2008 года. См. также D. H. Saklofske, D. D. Kostura. Extraversion-Introversion and Intelligence / Personality and Individual Differences 11, no. 6 (1990): 547–51.

42. Gerald Matthews, Lisa Dorn. «Cognitive and Attentional Processes in Personality and Intelligence» in «International Handbook of Personality and Intelligence», edited by Donald H. Saklofske and Moshe Zeidner. — New York: Plenum Press, 1995. — Pp. 367–96. См. также Gerald Matthews et al. Personality Traits. — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2003. — ch. 12.


43. Debra L. Johnson et al. Cerebral Blood Flow and Personality: A Positron Emission Tomography Study / The American Journal of Psychiatry 156 (1999): 252–57. См. также Lee Tilford Davis, Peder E. Johnson. An Assessment of Conscious Content as Related to Introversion-Extroversion / Imagination, Cognition and Personality 3, no. 2 (1983).

44. Colin Cooper, Richard Taylor. Personality and Performance on a Frustrating Cognitive Task / Perceptual and Motor Skills 88, no. 3 (1999): 1384.

45. Rick Howard and Maeve Mc-Killen. Extraversion and Performance in the Perceptual Maze Test / Personality and Individual Differences 11, no. 4 (1990): 391–96. См. также John Weinman. Noncognitive Determinants of Perceptual Problem-Solving Strategies / Personality and Individual Differences 8, no. 1 (1987): 53–58.

46. Vidhu Mohan, Dalip Kumar. Qualitative Analysis of the Performance of Introverts and Extroverts on Standard Progressive Matrices / British Journal of Psychology 67, no. 3 (1976): 391–97.

47. Интервью с автором от 13 февраля 2007 года.

48. Интервью с автором от 17 июля 2010 года.

49. Camelia Kuhnen et al. Nucleus Accumbens Activation Mediates the Influence of Reward Cues on Financial Risk Taking / NeuroReport 19, no. 5 (2008): 509–13.

50. Однако избегание потерь связано и с интроверсией, и с нейротизмом (оба эти качества ассоциируются с «высокой реактивностью» Джерри Кагана и «высокой чувствительностью» Элейн Арон). См. Mary E. Stewart et al. Personality Correlates of Happiness and Sadness: EPQ-R and TPQ Compared / Personality and Individual Differences 38, no. 5 (2005): 1085–96.

51. Эти группы утверждений можно найти здесь: http://www.psy.miami.edu/faculty/ccarver/sclBISBAS.html. Я впервые встретила эту шкалу в этой прекрасной книге: Jonathan Haidt. The Happiness Hypothesis: Finding Modern Truth in Ancient Wisdom. — New York: Basic Books, 2005. — P. 34.


52. Михай Чиксентмихайи. В поисках потока: психология включенности в повседневность. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

53. Mihalyi Csikszentmilhalyi. The Evolving Self: A Psychology for the Third Millennium. — New York: Harper Perennial, 1994. — P. xii.

54. То же самое можно сказать и о счастье. Результаты исследований свидетельствуют о том, что перевозбуждение и другие позитивные эмоции возникают у экстравертов несколько легче, поэтому в целом эстраверты более счастливы. Однако когда психологи сравнили счастливых экстравертов со счастливыми интровертами, они пришли к выводу о том, что этим двум группам свойственны одни и те же качества (самоуважение, свобода от тревоги, удовлетворенность работой, которая стала делом всей жизни), а также что эти качества определяют счастье в гораздо большей степени, чем собственно экстраверсия. Peter Hills and Michael Argyle, “Happiness, Introversion-Extraversion and Happy Introverts,” Personality and Individual Differences 30 (2001): 595–608.

55. BusinessWeek online column. — 2008. — November 26.

56. О личности Чака Принса можно прочитать, например, здесь: Mara Der Hovanesian. Rewiring Chuck Prince / Bloomberg BusinessWeek. — 2006. — February 20.

57. Информацию о Сете Клармане можно найти, например, здесь: Charles Klein. Klarman Tops Griffin as Investors Hunt for ‘Margin of Safety’ / Bloomberg BusinessWeek. — 2010. — June 11. См. также Geraldine Fabrikant. Manager Frets Over Market but Still Outdoes It / New York Times. — 2007. — May 13.

58. Майкл Льюис. Большая игра не понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы. — М.: Альпина Паблишер, 2011.

59. История об Уоррене Баффете взята из превосходной биографической книги: Элис Шрёдер. Уоррен Баффет. Лучший инвестор мира. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.


60. Некоторые психологи относят саморегуляцию поведения, свойственную Уоррену Баффету, не совсем к интроверсии, а к другому феномену под названием «внутренний локус контроля».

Глава 8

1. Беседы с Майком Веи и другими обитателями Купертино, которые упоминаются в этой главе, были проведены в период с 2006 по 2010 год.

2. Suein Hwang. The New White Flight / Wall Street Journal. — 2005. November 19.

3. Сайт школы Monta Vista, 31 мая 2010 года.

4. Richard C. Levin. Top of the Class: The Rise of Asia’s Universities / Foreign Affairs. — 2010. — May/June.

5. Sarah Lubman. East West Teaching Traditions Collide / San Jose Mercury News. — 1998. — February 23.

6. Heejung Kim. We Talk, Therefore We Think? A Cultural Analysis of the Effect of Talking on Thinking / Journal of Personality and Social Psychology 83, no. 4 (2002): 828–42.

7. Robert R. McCrae. Human Nature and Culture: A Trait Perspective / Journal of Research in Personality, 38 (2004): 3–14.

8. См., например: David G. Winter. Personality: Analysis and Interpretation of Lives. — New York: McGraw-Hill, 1996. — P. 459.

9. Xinyin Chen et al. Social Reputation and Peer Relationships in Chinese and Canadian Children: A Cross-Cultural Study / Child Development 63, no. 6 (1992): 1336–43. См. также W. Ray Crozier. Shyness: Development, Consolidation and Change. — Routledge, 2001. — P. 147.

10. Michael Harris Bond. Beyond the Chinese Face: Insights from Psychology. — New York: Oxford University Press, 1991. — P. 62.


11. Heejung Kim. We Talk, Therefore We Think?

12. См., например, Heejung Kim, Hazel Markus. «Freedom of Speech and Freedom of Silence: An Analysis of Talking as a Cultural Practice» in Engaging Cultural Differences in Liberal Democracies, edited by Richard K. Shweder et al. (New York: Russell Sage Foundation, 2002), 432–52.

13. Некоторые из этих пословиц взяты из эпиграфа к статье Хиджунг Ким и Хейзел Маркус, цитата из которой приведена выше.

14. Nicholas Kristof. The Model Students / New York Times. — 2006. — May 14.

15. Jonathan Freeman et al. Culture Shapes a Mesolimbic Response to Signals of Dominance and Subordination that Associates with Behavior / NeuroImage 47 (2009): 353–59.

16. Michael Harris Bond. Beyond the Chinese Face: Insights from Psychology. — New York: Oxford University Press, 1991. — P. 53.

17. Carl Elliott. Better Than Well: American Medicine Meets the American Dream. — New York: W. W. Norton, 2003. — P. 71.

18. Marc Kaufman. Meditation Gives Brain a Charge, Study Finds / Washington Post. — 2005. — January 3.

19. Lydia Millet. The Humblest of Victims / New York Times. — 2005. — August 7.

20. Xinyin Chen et al. Social Functioning and Adjustment in Chinese Children: The Imprint of Historical Time / Child Development 76, no. 1 (2005): 182–95.

21. C. S. Huntsinger, P. E. Jose. A Longitudinal Investigation of Personality and Social Adjustment Among Chinese American and European American Adolescents / Child Development 77, no. 5 (2006): 1309–24. В действительности то же самое происходит и с подростками в Китае, поскольку в стране все больше ощущается влияние западной культуры, о чем свидетельствуют результаты ряда долгосрочных исследований, в ходе которых оценивались изменения социальных установок. Еще в 1990 году застенчивость ассоциировалась с социальными и академическими успехами учеников начальной школы, однако в 2002 году это качество связывалось уже с такими негативными явлениями, как неприятие со стороны ровесников и даже депрессия. См. Xinyin Chen et al. Social Functioning and Adjustment in Chinese Children.


22. Jews in Second Place / Slate. — 1996. — June 25.

23. Произнесение гласных «A… E… U… O… I…» — это один из элементов семинара, который проводит профессор Ни.

24. Информация о Ганди взята из книги: Махатма Ганди. Моя жизнь. — М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.

25. Малкольм Гладуэл. Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего. — Юнайтед Пресс, 2011.

26. Pursuing Excellence: A Study of U.S. Eighth-Grade Mathematics and Science Teaching, Learning Curriculum, and Achievement in International Context, Initial Findings from the Third International Mathematics and Science Study. U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics, Pursuing Excellence, NCES 97–98. — Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1996.

27. Отчет о результатах тестирования TIMSS. В странах, где ученики более успешно справлялись с заполнением этой анкеты, были получены и более высокие результаты тестирования TIMSS. См. Erling E. Boe et al. Student Task Persistence in the Third International Mathematics and Science Study: A Major Source of Achievement Differences at the National, Classroom and Student Levels (Research Rep. No. 2002-TIMSS1). — Philadelphia: University of Pennsylvania, Graduate School of Education, Center for Research and Evaluation in Social Policy. Обратите внимание на то, что это исследование основано на данных за 1995 год.

28. Priscilla Blinco. «Task Persistence in Japanese Elementary Schools» in «Windows on Japanese Education», edited by Edward R. Beauchamp. — Westport, CT: Greenwood Press, 1991. Малкольм Гладуэл упоминал об этом исследовании в своей книге «Гении и аутсайдеры».

Глава 9

1. Вся информация о Брайане Литтле, изложенная в этой главе, получена из многочисленных интервью с автором, которые были проведены по телефону и электронной почте в период с 2006 по 2010 год.

2. Больше информации по этой теме можно найти в разделе «О понятиях интроверсии и экстраверсии».

3. Общее представление о дискуссии «личность или ситуация» можно получить, прочитав, например, книгу: David C. Funder. The Personality Puzzle. — New York: W. W. Norton, 2010. — Pp. 118–44. См. также Walter Mischel, Yuichi Shoda. Reconciling Processing Dynamics and Personality Dispositions / Annual Review of Psychology 49 (1998): 229–58. В поддержку предположения о существовании такого феномена, как устойчивые личностные качества, можно привести такие аргументы. Мы знаем, что у людей, у которых по результатам личностных тестов относят к категории интровертов, другая физиология, и, возможно, другие гены, чем у тех, кого считают экстравертами. Кроме того, нам известно также, что по личностным качествам можно предсказать поразительно большое количество важных событий в жизни человека. Если вы экстраверт, у вас, скорее всего, больше друзей, вы вступаете в рискованные половые связи, чаще попадаете в аварии и добиваетесь высоких результатов в работе, ориентированной на людей, — например, в таких сферах, как организация продаж, управление персоналом и преподавание. (Это не означает, что вы непременно будете заниматься всем этим; это означает только то, что вы можете делать это с большей вероятностью, чем типичный интроверт.) Если же вы интроверт, вы, скорее всего, лучше учитесь в средней школе, в колледже и в высшем учебном заведении; у вас более ограниченный круг общения; вы сохраняете брак с первым партнером; вам нравится заниматься теми видами деятельности, в которых можно работать самостоятельно, — искусством, исследованиями, математикой и прикладной наукой. Экстраверсия и интроверсия могут предсказать даже то, с какими психологическими проблемами вы можете столкнуться в своей жизни. У интровертов (как в случае Вуди Аллена) это может быть депрессия и тревога, у экстравертов — проявления враждебности, нарциссизм и самоуверенность (вспомните о капитане Ахаве из книги «Моби Дик», одержимом идеей мести белому киту). Кроме того, по результатам некоторых исследований было установлено, что личность семидесятилетнего человека можно с большой степень точности предсказать по тем чертам, которые сформировались у него к зрелому возрасту. Другими словами, несмотря на огромное разнообразие ситуаций, в которых мы оказываемся на протяжении всей жизни, ядро нашей личности остается неизменным. Это не значит, что личностные качества не развиваются. Это утверждение однозначно опровергают результаты исследований Джерома Кагана, в ходе которых он изучал эластичность личности высокореактивных людей. Однако мы склонны придерживаться предсказуемых моделей поведения. Если в средней школе вы были десятым по счету интровертом в своем классе, ваше поведение со временем несколько изменится. Тем не менее во время пятидесятой встречи выпускников вы, по всей вероятности, останетесь все тем же десятым по счету интровертом. Во время этой встречи вы заметите также, что интроверсия многих из ваших одноклассников еще больше усилилась: они стали более спокойными и замкнутыми; у них еще больше сократилась потребность в эмоциональном возбуждении. Кроме того, они стали более эмоционально устойчивыми, покладистыми и добросовестными. С возрастом все эти качества только усиливаются. Психологи называют этот процесс истинной зрелостью. По их данным, такая модель развития личности распространена в таких странах, как Германия, Соединенное Королевство, Испания, Чешская республика и Турция. То же самое они обнаружили у шимпанзе и обезьян. Все это имеет свой смысл с точки зрения эволюции. Высокий уровень экстраверсии помогает найти пару; именно поэтому мы наиболее общительны в подростковом возрасте и в период ранней молодости. Что касается сохранения брака и воспитания детей, постоянное стремление не пропускать ни одной вечеринки в городе может оказаться менее полезным, чем желание оставаться дома и отдавать всю свою любовь тому, кто находится рядом. Кроме того, в какой-то степени самоанализ помогает нам с возрастом усиливать свое самообладание. Если задача первой половины жизни состоит в том, чтобы стремиться куда-то, то задача второй половины — осмыслить, где именно вы оказались.


4. См., например, Carl Elliott. Better Than Well: American Medicine Meets the American Dream. — New York: W. W. Norton, 2003. — P. 47.

5. Jack Welch. Release Your Inner Extrovert / BusinessWeek online. — 2008. — November 26.

6. На самом деле этот совет дает не сам Шекспир, а Полоний, герой трагедии «Гамлет».

7. Richard Lippa. Expressive Control, Expressive Consistency, and the Correspondence Between Expressive Behavior and Personality / Journal of Behavior and Personality 36, no. 3 (1976): 438–61. Психологи обнаружили интересный факт: люди, указывающие в анкетах, что они не застенчивы, умеют маскировать те аспекты застенчивости, которыми они могут сознательно управлять, — например, общаясь с представителями противоположного пола или выступая перед публикой на протяжении длительного времени. Однако во многих случаях их застенчивость дает о себе знать в виде напряженной осанки или выражения лица.

8. Mark Snyder. Self-Monitoring of Expressive Behavior / Journal of Personality and Social Psychology 30, no. 4 (1974): 526–37.

9. Joyce E. Bono, Meredith A. Vey. Personality and Emotional Performance: Extraversion, Neuroticism, and Self-Monitoring / Journal of Occupational Health Psychology” 12, no. 2 (2007): 177–92.

10. См., например, Brian Little. «Free Traits and Personal Contexts: Expanding a Social Ecological Model of Well-Being» in «Person-Environment Psychology: New Directions and Perspectives», edited by W. Bruce Walsh et al. — Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2000.

11. См., например, Brian Little, Maryann F. Joseph. «Personal Projects and Free Traits: Mutable Selves and Well Beings» in «Personal Project Pursuit: Goals, Action, and Human Flourishing», edited by Brian R. Little et al. — Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2007. — P. 395.


12. Howard S. Friedman. «The Role of Emotional Expression in Coronary Heart Disease» in «In Search of the Coronary-Prone: Beyond Type A», edited by A. W. Siegman et al. — Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1989. — Pp. 149–68.

13. Melinda Wenner. Smile! It Could Make You Happier: Making an Emotional Face — or Suppressing One — Influences Your Feelings / Scientific American Mind. — 2009. — October 14. http://www.scientificamerican.com/article.cfm?id=smile-it-could-makeyou-happier.

Глава 10

1. Randy J. Larsen, David M. Buss. Personality Psychology: Domains of Knowledge About Human Nature. — New York: McGraw-Hill, 2005. — P. 353.

2. Из электронного письма Уильяма Грациано автору книги от 31 июля 2010 года.

3. Jens B. Asendorpf, Susanne Wilpers. Personality Effects on Social Relationships / Journal of Personality and Social Psychology 74, no. 6 (1998): 1531–44.

4. О таком качестве, как конформность, речь идет немного ниже в данной главе. Открытость опыту — это качество определяет уровень любознательности человека, его открытость новым идеям, а также любовь к искусству, изобретениям и во всему необычному. Люди, которым свойственна добросовестность, — это дисциплинированные, обладающие чувством долга, знающие свое дело, организованные люди. Эмоциональная стабильность — это способность человека не поддаваться негативным эмоциям.

5. Benjamin M. Wilkowski et al. Agreeableness and the Prolonged Spatial Processing of Antisocial and Prosocial Information / Journal of Research in Personality 40, no. 6 (2006): 1152–68. См. также Daniel Nettle. Personality: What Makes You the Way You Are. — New York: Oxford University Press, 2007 (глава, посвященная конформности).


6. Согласно формулировкам, принятым в теории «Большой пятерки», такие качества, как экстраверсия и конформность, по определению никак не связаны друг с другом. См, например, Colin G. DeYoung et al. Testing Predictions from Personality Neuroscience: Brain Structure and the Big Five / Psychological Science 21, no. 6 (2010): 820–28: «Конформность определяет совокупность качеств, связанных с альтруизмом, или заботой человека о нуждах, желаниях и правах других людей (в противоположность получению выгоды от других людей, что связано, в первую очередь, с таким качеством, как экстраверсия).

7. См., например: 1) Donald A. Loffredo, Susan K. Opt. Argumentation and Myers-Briggs Personality Type Preferences (работа представлена на конвенции Национальной коммуникативной ассоциации США в Атланте); 2) Rick Howard, Maeve McKillen. Extraversion and Performance in the Perceptual Maze Test / Personality and Individual Differences 11, no. 4 (1990): 391–96; 3) Robert L. Geist, David G. Gilbert. Correlates of Expressed and Felt Emotion During Marital Conflict: Satisfaction, Personality, Process and Outcome / Personality and Individual Differences 21, no. 1 (1996): 49–60; 4) E. Michael Nussbaum. How Introverts Versus Extroverts Approach Small-Group Argumentative Discussions / The Elementary School Journal 102, no. 3 (2002): 183–97.

8. William Graziano et al. Extraversion, Social Cognition, and the Salience of Aversiveness in Social Encounters / Journal of Personality and Social Psychology 49, no. 4 (1985): 971–80.

9. См. Jerome Groopman. Robots That Care / The New Yorker, November 2, 2009. См. также Adriana Tapus and Maja Mataric. «User Personality Matching with Hands-Off Robot for Post-Stroke Rehabilitation Therapy» in Experimental Robotics, vol. 39 of Springer Tracts in Advance Robotics (Berlin: Springer, 2008), 165–75.


10. Shirli Kopelman, Ashleigh Shelby Rosette. Cultural Variation in Response to Strategic Emotions in Negotiations / Group Decision and Negotiation 17, no. 1 (2008): 65–77.

11. Carol Tavris. Anger: The Misunderstood Emotion. — New York: Touchstone, 1982.

12. Russell Geen et al. The Facilitation of Aggression by Aggression: Evidence against the Catharsis Hypothesis / Journal of Personality and Social Psychology 31, no. 4 (1975): 721–26. См. также Carol Tavris. Anger: The Misunderstood Emotion.

13. Carl Zimmer. Why Darwin Would Have Loved Botox / Discover. — 2009. — October 15. См. также Joshua Ian Davis et al. The Effects of BOTOX Injections on Emotional Experience/ Emotion 10, no. 3 (2010): 433–40.

14. Matthew D. Lieberman, Robert Rosenthal. Why Introverts Can’t Always Tell Who Likes Them: Multitasking and Nonverbal Decoding / Journal of Personality and Social Psychology 80, no. 2 (2006): 294–310.

15. Gerald Matthews, Lisa Dorn. «Cognitive and Attentional Processes in Personality and Intelligence» in «International Handbook of Personality and Intelligence», edited by Donald H. Saklofske and Moshe Zeidner. — New York: Plenum, 1995. — Pp. 367–96.

16. Matthew D. Lieberman, Robert Rosenthal. Why Introverts Can’t Always Tell Who Likes Them.

17. Avril Thorne. The Press of Personality: A Study of Conversations Between Introverts and Extraverts / Journal of Personality and Social Psychology 53, no. 4 (1987): 718–26.

Глава 11

Некоторые из рекомендаций, представленных в этой главе, основаны на беседах, которые я провела со многими неравнодушными учителями, руководителями школ и детскими психологами, а также на следующих книгах:


— Elaine Aron. The Highly Sensitive Child: Helping Our Children Thrive When the World Overwhelms Them. — New York: Broadway Books, 2002.

— Bernardo J. Carducci. Shyness: A Bold New Approach. — New York: Harper Paperbacks, 2000.

— Natalie Madorsky Elman, Eileen Kennedy-Moore. The Unwritten Rules of Friendship. — Boston: Little Brown, 2003.

— Jerome Kagan, Nancy Snidman. The Long Shadow of Temperament. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 2004.

— Barbara G. Markway, Gregory P. Markway. Nurturing the Shy Child. — New York: St. Martin’s Press, 2005.

— Kenneth H. Rubin. The Friendship Factor. — New York: Penguin, 2002.

— Ward K. Swallow. The Shy Child: Helping Children Triumph Over Shyness. — New York: Time Warner, 2000.

1. Эту информацию обнародовал Дональд Маккиннон, который считал (но не был уверен на все 100 процентов), что Марк Твен сам рассказывал эту историю. См. Donald W. MacKinnon. The Nature and Nurture of Creative Talent. (Из лекции, которую Уолтер Бингем прочитал в Йельском университете в Нью-Хейвене 11 апреля 1962 года).

2. Я провела с доктором Миллером несколько интервью (как при личной встрече, так и по электронной почте) в период с 2006 по 2010 год.

3. Я провела несколько интервью с Эмили Миллер в период с 2006 по 2010 год.

4. Elaine N. Aron. Psychotherapy and the Highly Sensitive Person. — New York: Routledge, 2010. — Pp. 18–19.

5. Kenneth H. Rubin. The Friendship Factor.


6. Jill D. Burruss, Lisa Kaenzig. Introversion: The Often Forgotten Factor Impacting the Gifted / Virginia Association for the Gifted Newsletter 21, no. 1 (1999).

7. Грегори Бернс. Разрушители стереотипов. Как и когда можно нарушать общепринятые правила и выходить победителем. — М.: Альпина Паблишер, 2009.

8. Isabel Myers et al. MBTI Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers-Briggs Type Indicator, 3rd ed., 2nd printing. — Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1998. — Pp. 261–62. См. Также Allen L. Hammer, ed. MBTI Applications: A Decade of Research on the Myers-Briggs Type Indicator. — Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1996.

9. См. главу 3, особенно ту ее часть, в которой идет речь о работе Андерса Эрикссона.

10. Из электронного письма Роджера Джонсона автору книги от 14 июня 2010 года.

11. James McCroskey. Quiet Children in the Classroom: On Helping Not Hurting / Communication Education. — 29 (1980).

12. Kenneth H. Rubin. The Friendship Factor: «Результаты исследований свидетельствуют о том, что популярность не всегда позволяет проложить золотой путь ко всякого рода благам жизни. Нет достаточных доказательств того, что популярность гарантирует социальные или академические успехи, будь то в юности, в молодости или в зрелые годы. …Если ваш ребенок находит себе хотя бы одного друга, если этим двум детям весело вместе, если они получают удовольствие от общения и поддерживают друг друга — это очень хорошо для вашего ребенка. Прекратите волноваться по этому поводу. Не у каждого ребенка есть потребность быть частью большой, веселой компании. Не каждому нужно много друзей; некоторым достаточно одного или двух».


13. I. McGregor, Brian Little. Personal Projects, Happiness, and Meaning: On Doing Well and Being Yourself / Journal of Personality and Social Psychology 74, no. 2 (1998): 494–512.

14. Jack J. Bauer, Dan P. McAdams, Jennifer L. Pals. Narrative Identity and Eudaimonic Well-Being / Journal of Happiness Studies 9 (2008): 81–104.

О понятиях интроверсии и экстраверсии

1. C. A. Valentine. Men of Anger and Men of Shame: Lakalai Ethnopsychology and Its Implications for Sociological Theory / Ethnology no. 2 (1963): 441–77. Я впервые узнала об этой статье из превосходной книги Дэвида Уинтера: David G. Winter. Personality: Analysis and Interpretation of Lives. — New York: McGraw-Hill, 1996.

2. Aristoteles, Problematica Physica XXX, 1 (Bekker 953A 10 ff.) в переводе: Jonathan Barnes. The Complete Works of Aristotle, the Revised Oxford Translation II. — Princeton, N.J.: Bollingen, 1984.

3. Цитата взята из книги: David G. Winter. Personality: Analysis and Interpretation of Lives. — New York: McGraw-Hill, 1996. — Pp. 380–84.

4. Arthur Schopenhauer. «Personality, or What a Man Is» in «The Wisdom of Life and Other Essays». — New York and London: Dunne, 1901. — Pp. 12–35 (Впервые работа была опубликована в 1851 году.). Цитата взята из книги: David G. Winter. Personality: Analysis and Interpretation of Lives. — New York: McGraw-Hill, 1996. — Pp. 380–86.

Выражение признательности

Я не смогла бы написать эту книгу без помощи многочисленных друзей, членов семьи и коллег. В частности, хотелось бы поблагодарить Ричарда Пайна, известного также (по крайней мере, мне) как суперагент: самого умного, грамотного и благородного литературного агента, с которым был бы счастлив работать любой писатель. Ричард поверил в эту книгу еще до того, как в нее поверила я сама. И он продолжал верить в нее на протяжении всех тех пяти лет, которые понадобились мне для того, чтобы провести необходимые исследования и написать ее. Я считаю его не только агентом, но и партнером по работе. Мне было приятно работать со всей командой сотрудников InkWell Management, в том числе с Итаном Бессоффом, Линдси Блессинг и Чарли Олсеном.


В издательстве Crown Publishers мне посчастливилось работать с такими замечательными людьми, как Молли Стерн и ее звездная команда. Рейчел Клейман — один из самых замечательных и преданных делу редакторов в издательском деле. Она работала с двух часов дня до двух часов ночи, выискивая изъяны в моих рассуждениях и ошибки в тексте, неутомимо поддерживая меня в написании книги. Я также высоко ценю Мэри Чотеборски и Дженну Чионголи — они щедро поделились со мной своим редакторским талантом. Мне было приятно работать с независимым редактором Питером Гуццарди с его потрясающей интуицией и умением делать критические замечания в благожелательной форме. Моя самая сердечная признательность всем вам!

Хотелось бы выразить особую благодарность Рейчел Рокицки и Жюли Сеплер за творческий подход и энтузиазм, привнесенный ими в работу над книгой. Я признательна также: Пэтти Берг, Марку Берки, Крису Бренду, Стефани Чен, Тине Констебл, Лоре Даффи, Сонг-Хи Ким, Кайлу Колкеру, Рейчел Мейер, Эннсли Рознер, а также всем остальным членам команды Crown Publishers.

Мне посчастливилось работать с Джоел Рикетт, Кейт Баркер и другими мастерами своего дела из Viking/Penguin (Соединенное Королевство).

Удивительные люди из книжного клуба TED заинтересовались идеями, изложенными в моей книге, и предоставили мне возможность поговорить о них на конференции клуба, которая состоялась в Лонг-Бич в 2012 году. Я признательна Крису Андерсону, Келли Стетцель, Джун Коэн, Тому Райли, Майклу Глассу, Николасу Вайнбергу и всей команде TED.

Брайан Литтл, о работе которого идет речь в главе 9, стал моим замечательным наставником и другом. Я познакомилась с Брайаном в самом начале работы над книгой, когда попросила его об интервью. Он не только согласился побеседовать со мной, но за несколько лет еще и прочитал для меня лично серию лекций по психологии личности. Я горжусь тем, что принадлежу к числу его многочисленных учеников и друзей.


Элейн Арон, об исследованиях которой рассказывается в главе 6, вдохновляла меня тем, как она относится к делу своей жизни, и щедро делилась со мной своим временем, знаниями и историями из своей жизни.

Во время работы над книгой меня поддерживали многочисленные друзья: Марци Альбохер, Джина Бьянчини, Тара Бракко, Дженис Броуди, Грег Билински, Дэвид Каллахан, Хелен Чурко, Марк Колодны, Эсти Даллетт, Бен Даттнер, Бен Фолчак, Кристи Флетчер, Марго Флаг, Дженнифер Гандин Ле, Ронда Гарелик, Майкл Гласс, Вишва Гухья, Лиэт Гранек, Эми Гутман, Хиллари Хазан-Гласс, Венде Джаегер-Хайман, Махима Джойши, Эмили Кляйн, Крис Ле, Рейчел Леманн-Хаупт, Лори Лессер, Марго Магован, Кортни Мартин, Фрэн и Джерри Мартон, Фураха Нортон, Элизабет О’Нил, Венди Пэрис, Линн Палук Рейсс, Марта Ренци, Джина Рудан, Говард Сакштейн, Марисоль Симард, Дафна Штерн, Робин Штерн, Тим Сток, Джиллиан Страус, Сэм Сугиура, Том Сугиура, Дженнифер Тауб, Кейт Тедеско, Рути Тейтел, Сейнену Тейн, Жакетт Тиммонс, Мари Лена Тюпо, Сэм Уокер, Дэниел Вольф и Кали Йост. Моя особая, огромная благодарность Анне Белтран, Марице Флорес и Элизе Симпсон.

Выражаю особую признательность некоторым из своих друзей за их бесконечное терпение. Хотелось бы назвать имена Марка Колодны, Джеффа Каплана, Хитоми Комацу, Кати Ланкенау-Викс, Лоуренса Менденхолла, Джонтана Сикеля, Бранда Стеллингза, Джудит ван дер Рейс, Ребекку и Джереми Уоллес-Сигал, а также Наоми Вулф, которая поддерживала со мной близкие контакты, хотя у нас почти не было времени поговорить, не говоря уже о том, чтобы встретиться, на протяжении тех лет, пока я писала эту книгу и родила двоих детей.

Я искренне признательна всем моим друзьям по Invisible Institute, которые неизменно вдохновляют и поражают меня, в их числе: Гари Басс, Элизабет Девита-Раеберн, Эбби Эллин, Рэнди Эпштейн, Шери Финк, Кристин Кинелли, Джудит Мэлофф, Кэти Оренштейн, Энни Мэрфи Пол, Памела Пол, Джошуа Прагер, Алисса Кварт, Пол Риеберн, Кэти Рич, Гретхен Рубин, Лорен Сендлер, Деюора Сигел, Ребекка Склоот, Дебби Стайер, Стейси Салливан, Майя Шалавиц, Харриет Вашингтон и Том Золльнер.


За то вдохновение, которое я разливала бы по бутылкам и продавала, если бы это было возможно, выражаю свою искреннюю благодарность владельцам коттеджа в Амагансетте: Элисон (Санни) Уорринер и Жанне Маклемор. То же самое хотелось бы сказать и о владельцах волшебного Doma Cafe в Гринвич-Виллидж, где я и написала бὸ̀льшую часть этой книги.

Благодарю также всех тех, кто помогал мне решать самые разные вопросы, связанные с осуществлением проекта написания книги, а именно: Нэнси Анковиц, Марк Колодны, Билл Каннингем, Бен Даттнер, Аарон Федор, Борис Фишмен, Дэвид Галло, Кристофер Глазек, Сьюзи Хансен, Джейми Джонсон, Дженнифер Кахвейлер, Дэвид Лавин, Ко-Шин Мэнделл, Андрес Ричнер, Джил-Эллин Райли, Гретхен Рубин, Грегори Саманез-Ларкин, Стивен Шуллер, Шри Шринивасан, Роберт Стелмак, Линда Стоун, Джон Томпсон, Чарльз Яо, Хелен Ван, Джорджия Вайнберг и Наоми Вулф.

Я многим обязана тем людям, о которых написала или которых процитировала в этой книге. Некоторые из них стали моими друзьями, в том числе: Майкл Антеби, Джей Белски, Джон Бергофф, Уэйн Касио, Хунг Вей Чиен, Бойкин Карри, Том Демарко, Ричард Депью, доктор Дженис Дорн, Андрес Эрикссон, Джейсон Фрид, Франческа Джино, Адам Грант, Уильям Грациано, Стивен Харвилл, Дэвид Хоффман, Ричард Говард, Ядзя Ягеллович, Роджер Джонсон, Джерри Каган, Гай Кавасаки, Камелия Кунен, Тиффани Ляо, Ричард Липпа, Джоанна Липпер, Адам Макхью, Майк Мика, Эмили Миллер, Куинн Миллз, Пэрви Моуди, Джозеф Ньюман, Престон Ни, Карл Шварц, Дейв Смит, Марк Снайдер, Жаклин Стрикленд, Аврил Торн, Дэвид Вейсс, Майк Вей и Шойя Зичи.

Многие люди не названы в книге по именам, но они вложили в нее много времени и мудрости (посредством интервью, а также другими способами), подкрепив мои размышления огромным объемом информации. Хотелось бы назвать в связи с этим Марко Ачеведо, Анну Алланбрук, Эндрю Айра, Дона Риверса Бейкера, Сьюзанну Блу, Джонатана Чика, Джереми Чуа, Дейва Коулмена, Бена Даттнера, Мэтью Дэвиса, Скотта Дерю, Карла Эллиотта, Бреда Фельда, Ленни Гуччиарди, Энн Харрингтон, Наоми Картен, Джеймса Макэлроя, Ричарда Макнелли, Грега Олдхема, Кристофера Питерсона, Лиз Квинтана, Лену Рой, Криса Шерпенсила, Херша Шефрина, Нэнси Снидман, Сэнди Тинклер, Вирджинию Витцтум, Эдварда Уилсона, Дэвида Уинтера и Пэтти Вулмен. Благодарю вас всех.


Больше всего я признательна членам моей семьи, о которых я написала в посвящении — Лоуренсу и Гейл Горовиц, Барбаре Шниппер и Митчеллу Горовицу; Лоис, Мюррею и Стиву Шниппер, которые делают мир теплее; Стиву и Джине Кейн, моим чудесным брату и сестре, живущим на Западном побережье; а также неподражаемой Хайди Постлвейт.

Моя особая благодарность и любовь Эл и Бобби Кейн: они давали мне советы, контакты и профессиональные консультации тогда, когда я занималась исследованиями и писала книгу, и неизменно дают мне надежду, что когда-то я смогу помогать молодым так же, как помогают мне они.

Я искренне признательна моему любимому Гонзо по имени Кен — самому великодушному и самому сильному человеку на Земле. Когда я писала эту книгу, он редактировал мои рукописи, оттачивал идеи, готовил мне чай, заставлял меня смеяться, приносил мне шоколад, ухаживал за садом и выворачивал свой мир наизнанку, чтобы у меня было время писать. Он сделал нашу жизнь яркой и интересной. И, конечно же, он подарил нам Сэмми и Элишку, которые наполнили наш дом игрушечными грузовиками, а наши сердца — любовью.

Сноски

Места в общественном транспорте, отводимые для людей других рас. Распространенная практика для южных штатов США тех лет, часть политики сегрегации. Прим. ред.

Цит. по Миллер У. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдание и величие. — Текст, 2004. Прим. ред.

Распределение этих качеств между экстравертами и интровертами выглядит так: склонность к спорту — экстраверты; склонность к адюльтеру 3— экстраверты; лучше обходятся без сна4 — интроверты; учатся на своих ошибках5 — интроверты; более азартны6 — экстраверты; откладывают удовольствие — интроверты; лучшие лидеры7 — в зависимости от типа лидерства либо интроверты, либо экстраверты; склонность обдумывать альтернативные варианты8 — интроверты. Прим. авт.


Намек на самую известную речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта», произнесенную 28 августа 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон «За работу и свободу!». Прим. ред.

Ирландский поэт и драматург. Прим. ред.

Шотландский драматург и романист. Прим. ред.

Теодор Сьюз Гейзель (доктор Сьюз) — американский детский писатель. Прим. ред.

Один из персонажей комиксов Peanuts, созданный художником Чарльзом Шульцем. Прим. ред.

Поэма Джона Милтона. Издана на русском языке: Милтон Дж. Потерянный рай. — М.: Эксмо, 2004.

Героиня американского телевизионного телесериала о девочке-подростке, транслировавшегося на канале Disney. Прим. ред.

Персонаж молодежного комедийного сериала телеканала Nickelodeon. Прим. ред.

Персонаж американской образовательной мультипликационной передачи. Прим. ред.

Broadcating Service — американская некоммерческая служба телевизионного вещания. Прим. ред.

York Yankees — профессиональный бейсбольный клуб в США. Прим. ред.

Издана на русском языке: Юнг К. Психологические типы. — М.: АСТ, 2006. Прим. ред.

Термин «альфа» заимствован психологами из зоологии, где альфой называют доминирующего самца на территории. Прим. ред.

Это неофициальный опросник, а не научно валидный тест. Все утверждения сформулированы соответственно современным идеям психологов о проявлении этих качеств. Прим. авт.


Дж. К. Пенни — основатель американской торговой сети одежды; Фрэнк Вулворт — пятицентовый король, основатель сети универмагов Woolworth; Ричард Сирс и Алва Робак — владельцы американской торговой сети. Прим. ред.

Сочинение Орисона Мардена. Прим. ред.

На русском языке издавались: Марден О. Ключ к процветанию. — Альпина Паблишер, 2009; Величайший секрет. Невероятная сила мысли. — АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007; Радость жизни. Как найти и сохранить счастье. — Альпина Паблишер, 2009. Прим. ред.

Адрес большинства офисов крупных рекламных агентств в те годы. Находится на Манхэттене в Нью-Йорке. Прим. ред.

Редактору популярной колонки с советами для женщин. Прим. ред.

«Пою под дождем» — известная песня Фрэнка Синатры. Прим. ред.

Эту речь в 1775 г. произнес Патрик Генри (1736–1799) — один из лидеров борьбы американских колоний за независимость против Британского владычества. Прим. ред.

Религиозное движение, возникшее во второй четверти XVIII века в попытке отвергнуть сухость и рационализм господствовавшей в то время Англиканской церкви. Проповеди этого направления встречали сильный эмоциональный отклик слушателей. Прим. ред.

Перевод Н. Берберовой. Прим. ред.

Генри Дэвид Торо — американский писатель. В своем произведении «Уолден, или Жизнь в лесу» пишет о том, что два года жил один в доме, построенном им самим на берегу Уолденского пруда. Прим. ред.

От англ. toastmaster — тамада. Прим. перев.

Речь идет об известном стихотворении «По ком звонит колокол» английского поэта Джона Донна (1572–1631), в котором есть такие слова: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе…». Прим. ред.


Американский писатель, предприниматель, занимающийся темой саморазвития, автор книг: «Беспредельная власть. Как добиться вершин личных достижений» (Попурри, 2002), «Разбуди в себе исполина» (Попурри, 2002). Прим. ред.

Для гипертимных типов характерны высокая контактность, словоохотливость. Они движимы жаждой деятельности, общения и развлечений. Проявляют склонность к лидерству. Прим. ред.

Автор использует шкалу Фаренгейта. По Цельсию такое значение будет равняться 315,56 градуса. Прим. ред.

Бывший СЕО американской корпорации Enron, обвиненный в финансовом мошенничестве и отбывающий тюремное заключение по приговору суда. Прим. ред.

Улица в Вашингтоне, соединяющая Белый дом и Капитолий. Ее часто называют главной улицей Америки, потому что по ней обычно проходят парады, официальные процессии, марши протеста. Прим. ред.

Руководитель компании. Прим. ред.

Коллинз Дж. От хорошего к великому. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.

Гладуэлл М. Переломный момент. — М.: Альпина Паблишер, 2012. Прим. ред.

См. Кавасаки Г. Стартап. 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012; Как очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступки. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. Прим. ред

Уоррен Р. Целеустремленная жизнь. — М.: Центр АГАПЕ, 2008. Прим. ред

Возняк С., Смит Дж. Неизвестный Стив. История Apple и ее сооснователя из первых рук. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. Прим. ред.


От англ. crowd — толпа, и sorsing — использование ресурсов. Прим. перев.

Койл Д. Код таланта. — М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2010.

Л’Энгл М. Складка времени. / Мир приключений. Сост. В. Мальт; М.: Детская литература, 1990.

Такое название намекает на реакцию древнего человека при встрече с опасностью. Прим. ред.

См. Ариели Д. Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.; Позитивная иррациональность. Как извлекать выгоду из своих нелогичных поступков. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. Прим. ред.

Метод избавления от страхов и фобий путем мысленного представления пациентом травмирующей ситуации. Основан на эффекте привыкания, постепенно травматические переживания становятся обычными воспоминаниями из прошлого. Проводится в безопасной обстановке под наблюдением опытного психотерапевта. Прим. ред.

Ситтенфолд К. Приготовишка. — М.: АСТ, Астрель, АСТ Москва, 2008.

Хофштадтер Ричард (1916–1970) — известный америакнский историк и общественный деятель. Прим. ред.

Привилегированное общество студентов и выпускников колледжей в США. Прим. ред.

Шрёдер Элис. Уоррен Баффет. Лучший инвестор мира. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

Лига плюща — ассоциация восьми элитарных американских университетов. В ее состав входят Гарвардский, Принстонский, Йельский, Пенсильванский, Брауновский, Колумбийский и Корнелльский университеты и Дартмутский колледж. Своим названием это неформальное объединение обязано побегам плюща, который обвивает старые корпуса зданий этих университетов. Прим. ред.


Вид спорта, сочетающий акробатические и танцевальные элементы, в котором участвуют, как правило, команды девушек, выступающие на бейсбольных матчах с танцевальными программами, чтобы поддержать свою команду и раззадорить болельщиков. Прим. ред.

Манн Т. Волшебная гора. — М.: Аст, Астрель, 2010.

Культурно-специфический синдром, наблюдаемый в Японии. Он напоминает социальную фобию и характеризуется четким ощущением человека, что его тело, или его части, или его функции оскорбляют других или неприятны другим. Прим. ред.

В отечественной психологии эта дилемма называется «биологическое или социальное». Прим. ред.

Интеракционизм (от англ. interaction — взаимодействие) — психологическое направление. Характеризуется акцентом на межличностных коммуникациях. Личность рассматривается здесь как структура, образованная социальными установками и ролями, в которой очень важную роль играет контроль над поведением в аспекте соответствия социальным нормам. Основой общения признается способность индивида встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценить свои собственные действия. Прим. ред.

в переводе с английского, помимо других значений, означает «грубый; явный, бросающийся в глаза, вопиющий», grass — «трава, травинка». Прим. перев.

На русском языке издана: Обама Б. Дерзость надежды. — М.: Азбука-классика, 2008. Прим. ред.

Термин, обозначающий негативное воздействие врача на больного, когда вместо терапевтического эффекта у больного создаются представления, усугубляющие его болезненное состояние, или образуется психологический комплекс новой болезни. Прим. ред.

По мнению некоторых людей, прочитавших эту книгу еще до ее публикации, эта цитата не может точно отображать то, что сказала Изабель — «второклассники не могут так разговаривать!» Но Изабель действительно произнесла именно эти слова.


Голдинг Уильям. Повелитель мух. — М.: АСТ, Астрель, 2007. Прим. ред.

Один из главных персонажей киноэпопеи «Звездные войны» режиссера Джорджа Лукаса, мудрейший и самый сильный джедай своего времени. Прим. ред.

делись впечатлением в VK.com/look_read
ежедневно 50 постов с книгами ,фильмами, музыкой

а также кадры из фильмов и изучение языков


<< предыдущая страница