prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
ББК 74.100.5 К60


Колесникова Е.В.

К60
Математика для детей 5—6 лет: Методическое посо­бие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.

ISBN 5-89144-211-6

Третья часть цикла «Математические ступеньки» (из опыта работы) предназначена для работы с детьми 5—6 лет (старшая группа). Она включает методическое пособие по проведению 32 учебно-игровых занятий и тетрадь «Я считаю до 10» для выполнения заданий ребенком.

Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях. Может быть ис­пользована родителями при подготовке детей к школе.

ББК 74.100.5

Колесникова Елена Владимировна

МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ: Методическое пособие к рабочей тетради

Редактор В -В. Дремова.

Корректор Н Л. Саморезова.

Художник обложки Н.С. Костюк.

Компьютерная верстка И А. Забелиной.

Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера.

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.

Подписано в печать 25.10.04. Формат 60 х 90'/. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,0. Доп. тираж 15 000 экз.

Заказ № 4491.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (095) 656-75-05,107-59-15.

Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

ISBN 5-89144-211-6
© ООО «ТЦ Сфера», 2001

© Колесникова, 1996


ОТ АВТОРА

Вашему вниманию предлагается третья книга цикла «Ма­тематические ступеньки» (из опыта работы), предназначен­ная для работы с детьми 5—6 лет (старшая группа).


Это второе издание книги, значительно дополненное (вмес­то 17 конспектов занятий дается 32) и переработанное. В нем учтены пожелания слушателей курсов Московского институ­та повышения квалификации работников образования и педа­гогов, работавших по книге первого издания (1996—2000).

Цикл «Математические ступеньки» представлен следую­щими пособиями:

а) для проведения занятий:


  1. Математика для детей 3—4 лет (сценарии 16 учебно-иг­ровых занятий).

  2. Я начинаю считать. Рабочая тетрадь для детей 3—4 лет.

  3. Математика для детей 4—5 лет (сценарии 32 учебно-иг­ровых занятий).

  4. Я считаю до 5. Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет.

  5. Математика для детей 5—6 лет (сценарии 32 учебно-иг­ровых занятий).

  6. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет.

  7. Математика для детей 6—7 лет (сценарии 32 учебно-иг­ровых занятий).

8. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6—7 лет;

б) для индивидуальных
занятий с детьми в свободное время:

9. Цвет и форма (моделирование из геометрических фигур
с линейками-трафаретками). Альбом с игровыми зада­
ниями для детей 3—5 лет.

  1. Форма и цвет (моделирование из геометрических фигур с линейками-трафаретками). Альбом с игровыми зада­ниями для детей 5—7 лет.

  2. Я решаю логические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет.

  3. Я составляю числа. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет.

13. Диагностика математических способностей детей 4—

7 лет. Основное назначение цикла «Математические ступеньки»: — помочь педагогам в подготовке и проведении занятий

3

по развитию математических представлений в каждой возрастной группе дошкольного учреждения;
  • предоставить систему увлекательных игр и упражнений для детей (с числами, цифрами, знаками, геометриче­скими фигурами), позволяющих усвоить программу;


  • подготовить детей к школе.

Для успешного дальнейшего обучения у ребенка необ­ходимо сформировать основные элементы познаватель­ной деятельности:

а) запас знаний, умений и навыков;

б) основные мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация);

в) умение понимать суть учебной задачи и выполнять ее
самостоятельно;

г) умение планировать, осуществлять самоконтроль и са­
мооценку;

д) способность к саморегуляции поведения и воли для
выполнения поставленных задач;

е) развитая мелкая моторика и зрительно-двигательная
координация.

Цикл «Математические ступеньки» соответствует концеп­ции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, т.е. содержание, методы и формы организации учебного про­цесса по данной программе непосредственно согласованы с за­кономерностями развития ребенка.

Деление по возрастам условно и зависит от ряда факторов:

  1. Возраста ребенка. Если работа по данной программе на­чата с б лет, то желательно пройти программу предыду­щего возраста;

  2. Состояния психического развития ребенка. Если у ре­бенка задержка психического развития, то желательно начинать работу с программы предыдущей группы. Если ребенок проявляет интерес и способности к усвоению математических знаний, а также при обучении индиви­дуальном или небольшими группами (3—4 человека), то можно использовать книги следующего этапа обучения.

Чтобы работа по нашей программе была успешна, необхо­димо соблюдать основные требования ее организации:

  • тщательность подготовки к каждому занятию;

  • творческий подход к сценарию занятия; •

  • проведение по одной теме не одного, а двух или несколь­ких занятий (при необходимости);

  • переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили предыдущий материал;
  • выполнять программу последовательно;


4


  • доброжелательно и уважительно относиться к ребенку;

  • поддерживать интерес ребенка к выполнению задания;

  • соблюдать правило — не навреди.

Задания в этой книге, как и в предыдущей, сгруппированы по следующим разделам:

  1. Количество и счет.

  2. Геометрические фигуры.

  3. Величина.

  4. Ориентировка во времени.

  5. Ориентировка в пространстве.

  6. Логические задачи.

Однако в каждый раздел включены новые программные задачи.

В разделе «Количество и счет» продолжается работа по озна­комлению детей с цифрами от 6 до 10. Дети учатся писать циф­ры от 1 до 10 (в клетке). Этому предшествует подготовка руки к написанию цифр (в средней группе дети учатся обводить цифры по точкам, закрашивать их контурные изображения).

Дети знакомятся с математическими знаками +,-,=,<,> и учатся их писать. Введение этой задачи обусловлено тем, что детям уже в средней группе даются понятия «больше», «мень­ше» (четыре меньше пяти, а пять больше, чем четыре; к четы­рем прибавить один будет пять, от пяти отнять один будет че­тыре). Закрепляя эти понятия, дети знакомятся со знаками и учатся их писать. Опыт работы показывает, что выполнение этой задачи не вызывает у детей трудностей.

Одной из самых сложных является задача составления числа из двух меньших. Овладение этой операцией — основа даль­нейших действий с многозначными числами. В связи с тем, что механически запомнить все способы образования числа просто невозможно, формированию этого умения отводится до­вольно много времени.

Используя уже имеющиеся знания, дети учатся соотносить число, предмет, цифру (от шести до десяти). При закреплении знаний о числах от 1 до 5 и при ознакомлении с числами от 6 до 10 дети познакомятся с пословицами, стихами, загадка­ми, считалками, в которых упоминаются эти числа.

Дети учатся решать арифметические задачи, отгадывать математические загадки и записывать с помощью цифр и зна­ков их решения. Продолжается работа по ознакомлению де­тей с порядковыми числительными от 6 до 10.


В разделе «Геометрические фигуры» дети знакомятся с но­вой геометрической фигурой — трапецией, учатся преобразо­вывать одни фигуры в другие (путем складывания, разреза­ния, выкладывания из счетных палочек), рисовать круг, квад-

5

рат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию в тетради в клетку, а также символические изображения предметов из гео­метрических фигур. Для усвоения этого раздела и развития мелкой моторики у детей рекомендуем использовать два аль­бома: «Геометрические фигуры» и «Форма и цвет».

В разделе «Величина» продолжается работа, начатая в сред­ней группе, с некоторыми усложнениями: дети учатся делить предметы на четыре части, определять, что часть меньше це­лого, а целое больше части.

В разделе «Ориентировка во времени» дети знакомятся с на­званиями дней недели и месяцев. Так как с этими понятиями дети встречаются в повседневной жизни (работая с календарем природы, отмечая праздники, дни рождения и т.д.), то таких заданий дается немного, лишь с целью закрепления имеющихся у детей знаний.

В разделе «Ориентировка в пространстве» новой и слож­ной задачей будет определение места положения предмета по отношению к другому лицу. Для закрепления этих навыков полезно игровое упражнение «Путешествие по группе, ули­це», выполняя которое дети учатся определять положение пред­метов относительно себя. (Например: стоя лицом к окну, го­ворят, что окно впереди, стоя спиной, что окно сзади, окно может быть и слева, и справа.) А затем определяют положе­ние этих же предметов по отношению к другим детям.

В разделе «Логические задачи» детям предложены более сложные задачи на установление закономерностей, на анализ и синтез предметов сложной формы.

В связи с тем что в старшей группе задачи усложнены, а сценариев занятий дается только 32, то количество предлагае­мых на одном занятии заданий увеличено с 4 до 6 и более.


Предлагаются задания с применением раздаточного мате­риала (объемных мелких игрушек, плоских геометрических фигур, цифр, числовых карточек, счетных палочек и др.), что поможет каждому ребенку усвоить программу. Желательно использовать в свободное от занятий время различные мате­матические лото, компьютерные игры и т.д.

Проведение занятий по данному пособию предполагает рабо­ту с подгруппами из 6—8 детей. Курс обучения рассчитан на 32 за­нятия. Однако не все дети могут выполнить все задания на одном занятии. Это зависит как от уровня подготовки, так и от индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому при необхо­димости педагог может разделить занятие на несколько.

Ребенку предоставляется возможность выполнять задание самостоятельно, а самое главное — самому оценивать правиль­ность его выполнения и самостоятельно исправлять ошибки.

Иллюстративный материал в рабочей тетради связан с ре­шением математической задачи и позволяет увлечь детей отгадыванием загадок, закрепить знания о предметах и явле­ниях окружающего мира. Интерес детей к художественному слову используется для повышения эффективности обучения.

Сценарии занятий и тетрадь для выполнения заданий по­зволяют педагогу широко использовать словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод прак­тических заданий.

Физкультминутки, которые органически входят в занятия, представляют собой игровые упражнения, направленные-на раз­витие моторики, зрительно-моторной координации и математи­ческих понятий.

Надеемся, что данное пособие поможет вам в успешной организации и проведении занятий по математике, открыть для детей мир математических понятий и представлений через увлекательные игры, подготовить детей к следующему этапу обучения в подготовительной группе.


6

ПРОГРАММА

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»


ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ (СТАРШАЯ ГРУППА)

Количество и счет

Закрепить представления о числах и цифрах до 5.

Дать представления о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.

Продолжить учить считать по образцу и названному числу.

Продолжить учить понимать независимость числа от вели­чины, расстояния, пространственного расположения предме­тов, направления счета.

Учить воспроизводить количество движений по названно­му числу.

Учить писать цифры от 1 до 10.

Учить отгадывать математические загадки.

Познакомить с математическими знаками +, -, =, <, >.

Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.

Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 10.

Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.

Учить, как из неравенства сделать равенство.

Учить устанавливать соответствие между количеством пред­метов и цифрой.

Учить решать логические задачи на основе зрительно вос­принимаемой информации.

Познакомить со стихами, загадками, считалками, послови­цами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.).

Геометрические фигуры

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квад­рат, треугольник, прямоугольник, овал.

Закрепить умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить с геометрической фигурой — трапецией.

Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем скла­дывания, разрезания, выкладывания из палочек).

Познакомить с тетрадью в клетку.

Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

Учить рисовать в тетради в клетку символические изобра­жения предметов из геометрических фигур.

Учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапецию.


Учить выкладывать символические изображения предме­тов из счетных палочек (домик, лодка, елочка).

Величина

Учить располагать предметы в возрастающем и убываю­щем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, исполь­зуя соответствующие определения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»; «широкий», «уже», «еще поуже», «самый узкий»; «высокий», «ниже», «еще ниже», «самый низкий» и т.д.).

Развивать глазомер.

Учить делить предмет на 2, 4 и более частей.

Учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Ориентировка во времени

Закреплять и углублять временные представления о частях суток, временах года.

Учить называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Знакомить с названиями месяцев.

Ориентировка в пространстве.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Учить определять словом положение предмета по отноше­нию к себе, другому лицу.

Учить ориентироваться в тетради в клетку.

Логические задачи

Продолжить учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Сентябрь

Занятие 1

Тема: число и цифра 1, величина, логическая задача на уста­новление закономерности, знакомство с названием первого осеннего месяца — сентябрь.


2 Математика (5 — 6 лет)

9

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, логи­ческая задача.

Занятие 2

Тема: число и цифра 2, знаки +, =, соотнесение формы предме­та с геометрической фигурой, ориентировка на листе.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, ориенти­ровка в пространстве.

Занятие 3

Тема: числа и цифры 1, 2, 3, соотнесение количества предме­тов с цифрой, логическая задача на установление законо­мерностей, квадрат, выкладывание квадрата из счетных па­лочек, работа в тетради в клетку.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, логиче­ская задача.

Занятие 4

Тема: числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества пред­метов и цифр, величина, работа в тетради в клетку, круг, логическая задача.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, логиче­ская задача.

Октябрь

Занятие 5

Тема: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, знаки '+.,,—, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, логическая задача на установление несоответствия, знакомство с названием месяца — октябрь.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, логи­ческая задача.

Занятие 6

Тема: число и цифра 6, знаки =, +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерно­стей, понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий».

Разделы: количество и счет, величина, логическая задача.

Занятие 7

Тема: числа и цифры 4, 5, 6, знаки <, >, =, независимость

числа от расположения предметов, квадрат, треугольник. Разделы: количество и счет, геометрические фигуры.

10

Занятие 8

Тема: числа и цифры 4, 5, б, установление соответствия меж­ду числом, цифрой и количеством предметов, загадки, ло­гическая задача на установление закономерностей.

Разделы: количество и счет, логическая задача.

Ноябрь

Занятие 9

Тема: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры, знакомство с названием месяца — ноябрь.


Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, геомет­рические фигуры.

Занятие 10

Тема: числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки —, <, >, понятия «сле­ва», «справа», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени и в про­странстве, логическая задача.

Занятие 11

Тема: число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счет­ных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, величина.

Занятие 12

Тема: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сложение числа 7 из

двух меньших, дни недели. Разделы: количество и счет, ориентировка во времени.

Декабрь

Занятие 13

Тема: числа и цифры 1—8, знаки +, —, знакомство с названи­ем месяца — декабрь, логическая задача на установление закономерностей.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, логи­ческая задача.

2* 11

Занятие 14

Тема: порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших,

величина — деление предмета на 4 части. Разделы: количество и счет, величина, логическая задача.

Занятие 15

Тема: решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей.

Разделы: количество и счет, ориентировка в пространстве, гео­метрические фигуры, логическая задача.

Занятие 16

Тема: знаки <, >, логическая задача на анализ и синтез, пря­моугольник, треугольник, квадрат, круг, порядковый счет.


Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, логиче­ская задача.

Январь

Занятие 17

Тема: числа и цифры 1—9, логическая задача на установление закономерностей, высокий — низкий, ориентировка во време­ни — дни недели, знакомство с названием месяца — январь.

Разделы: количество и счет, величина, ориентировка во вре­мени, логическая задача.

Занятие 18

Тема: порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат, логические задачи.

Разделы: количество и счет, величина, геометрические фигу­ры, логические задачи.

Занятие 19

Тема: число 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунках.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, логиче­ская задача.

Занятие 20

Тема: цифры от 1 до 10, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, круг, трапеция, треугольник, квадрат.

Разделы: количество и счет, логическая задача, геометриче­ские фигуры.

Февраль

Занятие 21

Тема: решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -, знакомство с названием месяца — февраль, работа в тетради в клетку.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, ориенти­ровка во времени.

Занятие 22

Тема: решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача на анализ и синтез, работа со счет­ными палочками.

Разделы: количество и счет, логическая задача, геометриче­ские фигуры.

Занятие 23

Тема: решение примеров на сложение и вычитание, составле­ние числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку, круг, прямоугольник.

Разделы: количество и счет, ориентировка в пространстве, гео­метрические фигуры.


Занятие 24

Тема: установление соответствия между цифрой и количе­ством предметов, знаки <, >, ориентировка во времени — дни недели, логическая задача на установление закономер­ностей, круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, логи­ческая задача, геометрические фигуры.

Март

Занятие 25

Тема: решение задач на сложение и вычитание, знакомство с названием месяца — март, логическая задача на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольник.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, логи­ческая задача, геометрические фигуры.

Занятие 26

Тема: решение задачи на вычитание, установление соответ­ствия между числом и цифрой, ориентировка во времени — части суток, работа в тетради в клетку, треугольники, поня­тия «большой», «поменьше», «самый маленький».


12

13

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, геомет­рические фигуры, величина.

Занятие 27

Тема: решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет,

дни недели, времена года. Разделы: количество и счет, ориентировка во времени.

Занятие 28

Тема: решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, логическая зада­ча на анализ и синтез, круг, овал, треугольник.

Разделы: количество и счет, ориентировка в пространстве, гео­метрические фигуры, логическая задача.

Апрель

Занятие 29

Тема: решение задач, знакомство с названием месяца — ап­рель, логическая задача на установление закономерностей, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.


Разделы: количество и счет, ориентировка во времени, геомет­рические фигуры, логическая задача.

Занятие 30

Тема: порядковый счет, решение математической загадки, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку.

Разделы: количество и счет, ориентировка в пространстве, гео­метрические фигуры.

Занятие 31

Тема: порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на анализ и синтез предмета сложной формы, треугольник, круг, трапеция, символические изоб­ражения предметов из счетных палочек.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, логиче­ская задача.

Занятие 32

Тема: решение задачи, примеров, соотнесение цифры с коли­чеством предметов, знакомство с названием месяца — май, закрепление знаний о месяцах — март, апрель, стихи о циф­рах с 1 до 10.

Разделы: количество и счет, ориентировка во времени.

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1




следующая страница >>