prosdo.ru
добавить свой файл
1
Комментирующая статья (ведущий способ изложения - объяснение)


Речемыслительные действия

Формы реализации в тексте

Вводится (констатируется) информация о чем-либо (о происшествии, событии, явлении, поступке и др.);

Что? Где? Когда?

Комментируется информация:

– привлекаются фоновые знания, в т.ч. из научных и литературных источников;

– представляются разные точки зрения на освещаемый предмет;


– дается оценка приведенным мнениям (на основании привлечения фоновых знаний): выделяются и объясняются наиболее точные и уместные суждения и критикуются слабые;

– указываются новые (не упоминаемые никем ранее) обстоятельства (информация о событии, данные науки), которые позволяют что-то переосмыслить, выдвигается предположение автора;

– приводится свое объяснение
предмета речи: указываются
причины, его вызвавшие и/или
последствия, к которым оно
привело (приведет);


Науке известно, что скрывается под таким явлением (фактом)... Общеизвестно, к чему приводят подобные события. Вспомним историю... В произведении ... [автор, название] отражена сходная ситуация, и все прекрасно знают, чем она закончилась... Известный ученый (политик, писатель) ... [кто?] говорит, что... В ... [ссылка на источник] прозвучало мнение ..., что ... Факт по-разному истолковывается ... [кем? где?]. Как считают одни ... Другие полагают, что ... Третьи выделяют иные стороны ... Все эти точки зрения сходятся в одном ... Есть одна общая мысль ... Нет единства в ...

Нельзя согласиться с утверждением ..., т.к. оно противоречит научным представлениям (нормам права, этики, морали и др.): Бесспорно утверждение ... [кого? какое?], потому что ... Подтверждением тому является ... Во-первых, ... Во-вторых, В-третьих, ...


Оценивая это событие (факт, точку зрения) /пытаясь его объяснить/, я вспомнил о ... Это открывает совершенно новый взгляд на ... Это значит, что смысл ... [чего?] заключается в ... [в чем?]. Если предположить, что ..., то нельзя не задуматься о ...

Думаю (считаю, полагаю, уверен), что причины, вызвавшие ..., скрываются в Последствия произошедшего могут привести к ... Причиной (следствием) ... [чего?] является (выступает) ... [что?].


Подчеркивается основная мысль текста

В заключение хочется подчеркнуть, что ... Можно много и долго говорить о ..., но главное — ...


Публицистическая статья с ведущим способом изложения – доказательством


Речемыслительные действия

Формы реализации в тексте

Введение в проблему (иллюстрация к формулировке проблемы) -варианты: а) описание эпизода из жизни, б) привлечение фоновых знаний, в) введение цитаты;

Варианты:

а) повествование, зарисовка; констатация информации (что, где, когда, как и почему);

б) вопросно-ответный ход («... [тематическое предложение] Что же это означает?...» либо «Что такое ...? Это не ..., не ..., не ..., а ...» и др.);

в) цитата (чаще всего имеет экспрессивно-отрицательный оттенок для усиления собственного утверждения).

Конкретизация проблемы


(уточнение проблемной области, формулировка проблемы)

Обоснование важности рассматриваемого вопроса

Разработка проблемы:

рассмотрение отдельных вопросов; заявление своей позиции; опровержение противоположных мнений или высказывание недоверия к ним. Варианты:

а) показать причины проблемы и ее следствие; подчеркнуть необходимость решения проблемы; раскрыть глубину распространения проблемы, указать на охваченные ею сферы;

б) показать, что рассматриваемый вопрос действительно является проблемой: указать на то, что сейчас только зарождается огромная проблема (бедствие, катастрофа); привести примеры распространения"негатива"; сделать прогноз о возможных последствиях;

в) поиск путей решения проблемы: приводятся высказанные кем-то рецепты, оцениваются; заявляется мнение автора.


Тезис

Что я хочу сказать?... О чем это говорит?... либо Я думаю (считаю, подчеркиваю), что ... Вопрос: в какой степени? Вопросно-ответный ход: Почему я (мы) обратился к этому вопросу (проблеме)? ... Так ли уж важно для общества, которое ... [какое?], решать ... [что?]. Мнения могут разделиться .... но ...

Система аргументов

а) Нет ничего удивительного (странного, неожиданного) в том, что сейчас ... Ведь ...[некоторое время назад] общество (наука, правительство, промышленность) избрало(остановилось на) ... И вот сегодня ... [что?] ...[где?]. Если бы этого можно было избежать ... Но последствия окажутся .... Это и (во-первых) ..., и (во-вторых)..., и (в-третьих) ... Скептики могут возразить.... Но нужно подумать о будущем. В ...[где?] столкнулись со сходной проблемой, и это привело к ... Какие же еще нужны доказательства!? Это значит ... Таким образом, ....

б) Кто-то... [можно уточнить] скажет, что это вовсе не проблема, даже не стоящий внимания вопрос. Но я уверен, что это катастрофа (бедствие ,трагедия) ... Если рассмотреть ... [что?] (проанализировать, задуматься над [чем?], то...Во-первых, ... Во-вторых, ... В-третьих, [с примерами]. А вы не думали, что будет потом?


Или ... (первое), или ... (второе), или ... (третье) и т.д.

А, может, и все вместе.

в) Никто уже не сомневается в том, что мы столкнулись с проблемой (что проблему нужно решать, что нужны срочные и действенные меры ит.д.) ... Вопрос - что делать (как? с чего начать?) ...Одни ... [кто?] предлагают ... [что?]... Другие ...советуют ... Третьи ... доказывают ...Слабое место одного варианта (совета, рецепта) в ... , другого — в..., третьего ... Но есть и положительные(полезные, удачные, значимые) инструкции(рекомендации, примеры, мысли) ...[какие?]. Таким образом, ...


Варианты: а) подчеркнуть,

что проблему нужно

решать;

б) показать, как можно

решить проблему.

а) Что же делать? Есть ли способы (средства, возможности) ...? Универсальный рецепт (совет, программу) придумать трудно, но думаю, что ...

б) Если кто-то хочет (может, счастлив, кому-то нравится) жить ... [нарисовать ужасающую картинку], то это его право. Но здравый смысл ...


Публицистическая статья с ведущим способом изложения - размышлением


Речемыслительные действия

Формы реализации в тексте

Введение предмета размышления

а) Вопрос; цитата, содержащая вопрос, дилемму.

б) Описание эпизода из жизни с формулировкой вопроса.

Поиск ответа на вопрос. Варианты:

а) модель вопроса: Что такое ...?

цель – определение понятия (соотнесение различных точек зрения и формулировка собственного тезиса);


б) модель вопроса: С чем же мы столкнулись? цель – определение предмета (установить причинно-следственные связи: явление –закономерность);

в) модель вопроса: Что нужно для того, чтобы ...?

цель – определить программу действий: (прогнозирование и оценка различных вариантов; приведение примеров достижения цели).


Варианты:

а) Что такое ... [дружба, счастье, власть и др.]?Ответить не так уж просто, иначе не задавали бы этот вопрос ... [кто? когда? в какие эпохи?]. В словаре ...определяется как ... А в жизни?

Для одних ... - это ... [привести примеры, описать позицию, точку зрения, образ жизни и т.д.]. Другие считают ... А для некоторых и слова [понятия] такого не существует. Вместо ...у них ...

Что же такое ...? Трудно определить одним предложением. Для меня ... — это ..., это .... Но главное — это ....

б) С чем же мы столкнулись? Это случайное явление или закономерность? Я подумал о том, что ... Я пытаюсь понять (осмыслить) ... [что?]. Чем это вызвано? А, может, здесь и вовсе нет проблемы? Но ведь нельзя же не замечать, что ... [ряд подобных фактов, явлений]. Значит, ... Думаю, многие со мной согласятся в том, что...

.А если это так, то ... . И, кроме того, ... . Таким образом, ....

в) 1. Определение конечной цели (например: "быть счастливым" - это значит ...);

2. Поиск варианта ее достижения: Что же нужно для того, чтобы ...? Благосклонность судьбы (образование, дружба, любовь, деньги, упорство, трудолюбие и др.)? Можно ли достичь ... или это не зависит от усилий человека (все предопределено заранее)? ... И все же ... достижимо. Спросите как? Может быть, нужно ... [привести пример]. Или ... [2-йвариант], или .... Но ... [найти недостатки в предлагаемых вариантах]

Подведение итога размышления

Таким образом,… Я думаю,…. Мне представляется…