prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 19 20 21 22

Какой должна быть подготовка консультанта? Этот воп­рос является предметом обсуждения для целого ряда про­фессиональных групп. Было бы весьма самонадеянно пытаться найти окончательный ответ. Но определенные общие тенденции довольно хорошо уживаются друг с дру­гом, и их можно здесь перечислить. Эффективная про­грамма подготовки должна, по-видимому, включать в себя следующие моменты:

1. Соответствующая программа отбора, рассчитанная на то, чтобы отобрать для подготовки в качестве консуль­тантов тех индивидов, которым интересна область чело­веческих взаимоотношений и которые обладают необхо­димыми личностными характеристиками, перечисленны­ми выше.

2. Основная работа, которая ведет к фундаментально­му пониманию человеческих отношений. Для этого це­лесообразно пройти курсы по социологии, социальной психологии и антропологии. Опыт групповой работы или преподавания также будет весьма полезен.

3. Основные курсы, дающие знания в сфере психоло­гического развития и приспособления индивида. Значи­тельная часть подготовительного периода должна быть посвящена именно такой работе. Изучение биологичес­кого развития человека имеет определенный смысл, но особый упор должен быть сделан на изучение генетичес­кой психологии и психологии развития: детской, подро­стковой и психологии зрелости. Курсы по динамике че­ловеческого приспособления помогут заложить базис для изучения проблем адаптации в таких областях, как семей­ные и брачные отношения, профессиональная адаптация, особенности девиантного поведения, а также психопато­логия, особенности развития правонарушения и т. д.

4. Обучение методам психологического исследования, цель которого — помочь консультанту овладеть адекват­ными техниками оценивания собственной работы и ра­боты коллег, благодаря чему он мог бы получить базу для самосовершенствования.

5. Курсы по методам консультирования, в ходе кото­рых индивид смог бы ознакомиться с различными взгля­дами на консультирование и психотерапию.

6. Практика под профессиональным наблюдением, когда консультирование осуществляется с условием воз­можности для детальной оценки и критики обучающего­ся квалифицированным супервизором.

Если кто-нибудь поинтересуется, где такое обучение доступно, на такой вопрос возможен следующий ответ: в большинстве вузах такая профподготовка в этой сфере возможна только частично. В некоторых областях профес­сионального образования, особенно тех, которые имеют отношение к социальной работе, клинической психоло­гии, клинической психиатрии и профориентации, пыта­ются предоставить такую подготовку к работе, включаю­щую консультирование. Каждая из этих профессиональ­ных групп имеет свои сильные и слабые стороны в про­фессиональной подготовке консультантов. Социальные работники добились особенных успехов в сфере практи­ческой подготовки под руководством супервизоров. Но они слабо подготовлены в отношении базовых знаний и в сфере исследований. Психологи, видимо, получают весьма неплохую подготовку в сфере необходимых теоретических знаний, а также достаточную практику в облас­ти исследований, но до недавнего времени у них был не очень удачный курс по консультированию, и, естествен­но, слабым местом — обеспечение необходимой практи­ки под наблюдением супервизоров. С точки зрения перс­пектив, в этой сфере обучения, видимо, только психолог может посвятить себя изучению исключительно психоло­гических проблем человека, чего нельзя сказать о пред­ставителях других упомянутых нами профессий. Соци­альный работник должен большую часть времени уделять подготовке в области льготного администрирования, пра­вовым аспектам социального обеспечения и т. д. Психи­атр тратит свое учебное время на изучение органических проблем человека. Работник в сфере образовательной службы должен посвящать больше времени постижению вопросов управления образованием. Клинический психолог — единственный, кто может почти полностью скон­центрироваться на изучении законов психологического развития и приспособления индивидов. В отношении психологического развития нормального человека психиатрическая подготовка была чрезвычайно слабой, но си­туация осложняется еще и тем, что такая подготовка на­столько привязана к органическим проблемам индивида, что не хватает времени на собственно психологические проблемы. Однако мы упомянули о психиатрической под­готовке в основном для того, чтобы подчеркнуть, что практический опыт, приобретаемый во врачебной прак­тике, в лучшем случае дает возможность молодому пси­хиатру получить обучение под руководством хорошего супервизора, а в худшем — делает из него приверженца директивного подхода к психотерапии, который весьма малоэффективен. В сфере профориентации много вни­мания уделялось средовому подходу к проблемам адапта­ции и относительно мало — методам консультирования, несмотря на огромное количество консультантов, рабо­тающих в образовательных учреждениях.

Конечно, все вышесказанное не является абсолютной аксиомой. Эти комментарии предназначались лишь для того, чтобы показать, что каждый думающий специалист в этой области должен осознавать: ни один из путей про­фессиональной подготовки не может предложить идеаль­ное обучение консультированию индивидов с проблема­ми адаптации. Что действительно необходимо и что, на­деемся, будет достигнуто когда-нибудь в будущем — это новый подход к профессиональной подготовке специа­листов, занимающихся проблемами дезадаптации чело­века, а также развитие у учащихся профессиональных навыков, необходимых для работы с подобными пробле­мами.


<< предыдущая страница