prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3


КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2012-2014 ГОДЫ»

Введение

Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» (далее – Концепция) представляет собой систему принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае.

Основой для разработки Концепции явились:

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Закон Пермского края от 26 февраля 2009 г. № 392-ПК «О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае».

Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона Пермского края от 02 апреля 2010 г. № 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края».

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» (далее – Программа).
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задач программно-целевым методом
Увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность, в структуре экономики региона имеет важное значение для социально-экономического развития Пермского края.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), развиваясь, порождают здоровую конкуренцию, способствующую росту экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности.

За 3 года, с 2008 по 2010 гг., в Пермском крае количество занятых в малом и среднем бизнесе выросло на 24 тысячи человек и достигло 232 тыс.человек в 2010 году. Прямую финансовую поддержку получили 1364 предпринимателя на общую сумму 240778,6 тыс.руб. Обучающие программы для предпринимателей охватили аудиторию свыше 1300 чел.


На сегодняшний день, создана инфраструктура поддержки предпринимательства: сейчас в крае действуют 36 муниципальных фондов поддержки предпринимательства, основными функциями которых являются сопровождение деятельности СМСП, а также микрофинансирование. По состоянию на 01.07.2011 общий совокупный объем денежных средств муниципальных фондов составляет 191245,59 тыс.рублей. В 2011 году был открыт бизнес-инкубатор в г.Перми, завершается строительство бизнес-инкубаторов в г.Соликамске и г.Чусовом, задачами которых являются создание новых рабочих мест и содействие появлению новых субъектов малого и среднего предпринимательства. Сформирован гарантийный фонд, основной задачей которого является предоставление поручительств по кредитам, выдаваемых банками СМСП, за время существования фонда были выданы поручительства более чем по 351 кредитному договору, что обеспечило возможность получения кредитов СМСП на сумму 1164255 тыс.руб., за счет средств гарантийного фонда осуществляется выдача поручительств по кредитам более чем в 20 банках-партнерах.

С 2010 года начало функционировать региональное представительство Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра, деятельность которого направлена на содействие развитию делового сотрудничества Россия – Европейский Союз и продвижению региональных предприятий на европейский рынок. Создан специализированный информационный портал для малого и среднего бизнеса «Малый бизнес Пермского края» (www.g2b.perm.ru,), что сделало более доступной информацию о возможностях развития бизнеса, мерах государственной поддержки бизнеса. Портал востребован предпринимателями, число посетителей портала ежегодно насчитывает свыше 200 000 чел.

К 2011 году заметно выросла доступность госзаказа для СМСП в Пермском крае, доля контрактов, заключенных государственными учреждениями с СМСП, выросла более чем в 4 раза к показателю 2008 года, и объем достиг 941545,8 тыс.руб. в 2010 году, объем контрактов, заключенных с СМСП муниципальными учреждениями, достиг в 2010 году 1923471,9 тыс.руб., что выше показателя 2009 года более чем на 50%.


Развитие малого предпринимательства в Пермском крае также положительно влияет на налоговые поступления. Объем налогов (ЕНВД и УСН), поступивших от СМСП в бюджет края, составил в 2010 году 3191293 тыс.руб., что превысило показатели 2007 года на 24%, превысив также пиковый уровень налоговых поступлений от СМСП 2008 года.

В Пермском крае реализуется краевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы», утвержденная Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. № 352-ПК (далее -Программа на 2008-2011 годы).

Показатели развития малого и среднего предпринимательства за период действия Программы на 2008-2011 годы приведены в таблице 1.

Таблица 1.



Наименование показателя по Программе

на

2008-2011 годы

2008 год

2009 год

2010 год

Относи-тельное значение показа-телей 2010 года к 2008, %

план

факт

% выпол-нения плана

план

факт

% выпол-нения плана

План

факт*

% выпол-нения плана

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме ВРП, %

9,6

12,6

131 %

10,6


11,4

108 %

11,6

11,9

128 %

94 %

Среднесписоч-ная
численность работников, занятых на малых и средних предприятиях,

тыс. чел.

132

209

158 %

137

225

164 %

141

232

165 %

111 %

Средняя заработная плата на малых и средних предприятиях, руб.

8933

11793

132 %

9826,3

10812

110 %

10800

11569

107 %

98 %

Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий региона,%

14,1

21,9

155 %

14,7

24,3

165 %

15,3

25,1

164 %

115 %

* По прогнозным данным Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края

Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае демонстрируют устойчивую положительную динамику и превышают среднероссийский уровень (кроме показателя «количество СМСП»), что представлено в таблице 2.


Таблица 2

Наименование показателя

2009 год

2009 год

(из расчета на 1000 жителей)

Относи-тельное значение показателей, %

Российская

Федерация

Пермский край

Российская

Федерация

Пермский край

Отклонение в абсолютной величине

Количество малых

и средних предприятий, ед.

1 620 202

18 476

11,42

6,82

- 4,60

1,14 %

Количество индивидуальных предпринимателей, ед.


2 653 000

85 768

18,70

31,67

+ 12,98

3,23 %

Среднесписочная
численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, тыс. чел.

10 247

225

0,072

0,083

+ 0,011

2,20 %

Население, тыс. чел.

141 900

2 708

-

-


-

1,91 %


Таким образом, к настоящему времени создан ряд условий для дальнейшего формирования малого и среднего предпринимательства как значимого элемента экономики региона.

Однако по ряду показателей Пермский край уступает отдельным субъектам Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Сравнительные данные приведены в таблице 3.

Таблица 3

Наименование показателя

2009 год (из расчета на 1000 жителей), % к уровню показателей по Пермскому краю

Башкортостан

Татарстан

Нижегородская область

Самарская область

Саратовская область

Количество малых и средних предприятий

114 %

171 %

143 %

214 %

129 %

Оборот

96 %

108 %

129 %

157 %

61 %

Среднесписочная
численность работников, занятых на малых и средних предприятиях

100 %

111 %

125 %

106 %

72 %

Показатели, указанные в таблице 3, являются ориентирами для Пермского края в развитии малого и среднего предпринимательства.


В целях развития предпринимательства и превышения показателей, указанных в таблице 3, необходимо решить ряд существующих проблем в сфере малого бизнеса, значительно влияющих на появление новых СМСП и развитие действующих предприятий.

Так, большинство СМСП в своем становлении и развитии сталкиваются зачастую с однотипными внутренними и внешними проблемами, сформировавшимися под влиянием складывающейся конъюнктуры внешней среды и изменяющихся рыночных условий. Их группировка приведена в таблице 4.

Таблица 4

Группа проблем

Негативный эффект

Слабая заинтересованность населения в создании и развитии бизнеса

Низкие темпы роста количества СМСП

Низкий уровень знаний, умений и навыков предпринимателей и их сотрудников

Низкие темпы роста количества СМСП

Недостаточная производительность труда

Низкий оборот СМСП

Низкая занятость

Недоступность кредитно-финансового ресурса

Низкий оборот СМСП

Отсутствие необходимой информации о рынке, потребителях и др. (информация о новых нишах)

Низкие темпы роста количества СМСП

Низкий оборот СМСП

Низкая занятость

Неблагоприятный предпринимательский климат

(высокие административные барьеры)

Снижение мотивации у населения в создании бизнеса




Эффективное решение существующих проблем возможно:

при концентрации ресурсов на наиболее перспективных направлениях, дающих наибольший мультипликативный эффект, как в прямом, так и в косвенном выражении;

через объединение усилий, при согласованности действий как самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Программа носит межотраслевой характер, обеспечивая координацию принимаемых решений и консолидацию всех имеющихся ресурсов. Такой подход позволит объединить в целостную систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта от их реализации.
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края
Программа соответствует основным направлениям социально-экономического развития Пермского края, а также системе целей, задач и целевых показателей, установленных указом губернатора Пермского края от 25 июля 2007 г. № 55 «О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы» и постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 22 сентября 2011 г. № 2868
«Об утверждении показателей результативности деятельности Правительства Пермского края», постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 01.12.2011 № 3046 «О стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года».




следующая страница >>