prosdo.ru 1
Тема лекции. 1. Валеология - учение о здоровье и здоровом образе жизни


Основные вопросы:

1. Основные понятия валеологии

2. Предпосылки возникновения валеологии

3. Место валеологии в системе наук

4. Классификация валеологии

Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизниИдея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, как пока это делается в нашей стране, и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало самой науки о здоровье.

Российский ученый И.И. Брехман (1990) одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (от лат. уа1ео — здоровье, быть здоровым и греч. 1о§оз — учение, наука).


  1. Валеология есть межнаучное направление о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования, сохранения и укрепления в конкретных условиях жизнедеятельности.

  2. Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в про­цессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из ко­орых разрабатывают всеобщие для данного контингента рекомендации.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов сущности. Это очень важное обстоятельство, так как именно здоровый и находящийся в переходном к болезни состоянии организма человека оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока его состояние не перейдет в патологию. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска организмом, валеология использует функциональные резервы человека для сохранения здоровья преимущественно через приобщение его к здоровому образу жизни.


Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка индивидуального здоровья успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и определения соответствующих корректив образа жизни.

Целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней сред. В этом отношении в теоретическом плане целью валеологии является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования и достижения здорового образа жизни. В практическом же плане цель валеологии — в разработке мер и путей формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Основными задачами валеологии являются:


  • Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

  • Формирование установки на здоровый образ жизни.

  • Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

О важности разработки проблем валеологии свидетельствуют данные о катастрофическом состоянии здоровья населения УКраины (и прежде всего — детей) и о причинах этого явления.

Около 60% детей, приходящих в первый класс, имеют функциональные нарушения, 21,4% — отставание биологического возраста от паспортного на два года, а 45% детей нейропсихологически и физически не готовы к обучению и освоению учебной программы. Низкий исходный уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. За период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4—5 раз, особенно в 5—8 классах, когда повышенная учебная нагрузка совпадает с критическими изменениями в организме детей, связанными с половым созреванием. Все более тревожная информация поступает из инновационных школ (гимназии, лицеи, специализированные школы и др.) с усложненными учебными планами и программами, где общая заболеваемость в 2—2,5 раза выше, чем в обычных школах, 35% шестиклассников таких учебных заведений нуждаются в стационарном лечении (Г.А. Кураев). Динамика общей заболеваемости школь пиков всех возрастов характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний. Серьезными нарушениями отличается и психоэмоциональная сфера здоровья школьников, так что к концу учебного года до 78% детей (особенно учащихся перво­го и старших классов) имеют те или иные невротические состо­яния. У многих детей диагностируется по 2—3 патологии, так что если в 1991 г. на каждого школьника приходилось 1,41 хроничес­ких заболеваний, то в 1998 г. — 1,57. В настоящее время в стране количество школьников, соответствующих своему биологическому возрасту, снизилось до 40—50%, а число детей с нормальным физическим развитием уменьшилось до 13%. В конечном итоге только 6—8% выпускников полной общеобразовательной школы могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, а 42% — хронические заболевания.


Статистические данные показывают, что в Украине общая смертность достигла 1640 на 100 тысяч населения, в то время как в Канаде этот показатель составляет 983, а в Японии — 809 (в 1,67 и в 2,03 раза ниже соответственно). Наша страна по продолжительности жизни в мире занимает 103 место у женщин и 147 — у мужчин.

Еще в 80-х годах эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу (он затем был подтвержден и отечественными специалистами), что здоровье современного человека более чем на 50% зависит от его образа жизни, т.е. от него самого (отметим, что оставшаяся доля ответственности распределена между наследственностью — 20%, экологией — 20% и медициной — 10%). С этих позиций роль и значение валеологии в решении проблемы здоровья населения могут оказаться исключительно значимыми.

1.2. Анализ здоровья населения Украины

Заболеваемость отражает особенности адаптации населения и его отдельных групп к условиям окружающей среды. Заболеваемость показывает уровень, частоту, структуру, распространение всех болезней и каждой в отдельности среди всего населения и отдельных групп — возрастных, половых, социальных, профессиональных и других. Для населения различных регионов УКраины характерны выраженные общие закономерности формирования патологии, связанные с возрастными биологическими процессами и условиями жизни.

Среднее число заболеваний, зарегистрированных у детей, с возрастом постепенно снижается, так как детский контингент адаптируется к условиям жизни по мере развития основных органов и систем. Сохраняются и структурные соотношения: основную долю у детей занимают болезни органов дыхания (до 70— 75%), инфекционные и паразитарные болезни, болезни нервной системы и органов чувств (5—7%); в подростковом возрасте часты травмы и отравления, у взрослых — болезни дыхания (до 27%) и системы кровообращения (до 15%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (10—12%). Эти закономерности для разных территорий устойчивы и стабильны.


Основы здоровья каждого поколения закладываются в детском возрасте. В зависимости от состояния здоровья ребенка на первом году жизни в старших возрастах формируется характерный спектр патологии. Так, у часто болевших на первом году жизни (4 раза и более) в дальнейшем чаще отмечаются болезни органов дыхания и органов пищеварения, а у неболевших — выше частота инфекционных и паразитарных болезней.

Среднее число заболеваний увеличивается с возрастом: в 40—49 лет — 1,3—1,6 заболеваний на одного человека, в 50—59 лет — 1—2,0, в 60 лет и старше 2,2—2,8 заболеваний.

В настоящее время состояние здоровья является причиной различных жизненных ограничений: у детей — 3—5%, у подростков — 9—12%, у взрослого населения — 18—20% всех наблюдавшихся.

Уровень заболеваемости болезнями системы кровообращения взрослого населения (основные причины смерти), составляет 200—400 человек на 1000 жителей. Ведущими среди них являются гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные болезни. Сосудистые заболевания головного мозга имеют высокую распространенность и являются одной из важнейших социальных проблем: у жителей Украины происходит примерно 300 000 инсультов в год, что сопоставимо с данными США.

Распространенность новообразований среди взрослого населения составляет 10—20 на 1000 человек, детского — 6—12 случаев. В структуре заболеваемости мужского населения первые места занимают рак легкого, желудка и кожи, ге-мобластозы; женского населения — рак молочной железы, желудка, кожи и шейки матки. Максимальные уровни заболеваемости раком всего населения отмечаются в Крыму, Донецкой и Запорожской областях

Среди болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ и иммунитета особое значение имеет сахарный диабет.. Отмечается рост заболеваемости сахарным диабетом у детей. Второе место по распространенности в этой группе принадлежит эндемическим и неэндемическим заболеваниям щитовидной железы. Территория Украины эндемична по недостатку йода в окружающей среде


За последние несколько лет в Украине осложнилась ситуация с заболеваемостью туберкулезом. В современных условиях возникает реальная угроза эпидемических вспышек туберкулеза на различных территориях страны. Вместе с тем из-за недостаточного финансирования контроль за деятельностью противотуберкулезных учреждений в части профилактики, выявления, диагностики и лечения этого заболевания практически не проводится.

В условиях общественной нестабильности очень важна частота психических расстройств и психогенных заболеваний. Уровень психических расстройств составляет 50—70 случаев на 1000 взрослого населения. Основную долю этой патологии составляют неврозы и вегетососудистые дистонии, в основном у лиц трудоспособного возраста, больше у женщин, чем у мужчин. В детском возрасте неврозы достигают 18%.

Болезни органов дыхания, прежде всего острые (грипп, острые инфекции верхних дыхательных путей), преобладают в структуре заболеваемости детей (до 75%) и взрослых (до 27%) и остаются одной из основных причин временной утраты трудоспособности и экономических потерь государства: на их долю приходится 30—40% дней временной нетрудоспособности. Ежегодно эти недуги регистрируются у каждого 3—4-го жителя Украины, Из хронических заболеваний органов дыхания наиболее значимы хронический бронхит и эмфизема, фарингиты, синуситы, болезни миндалин и аденоидов, пневмонии и бронхиальная астма, аллергические риниты.

В современных условиях на здоровье населения воздействует кризисное состояние страны, охватывающее значительные массы населения. Прежде всего, это социальная напряженность (около 40% населения указывают на стрессы), в том числе страх перед безработицей.

Современное состояние и тенденции здоровья населения свидетельствуют о множестве проявлений серьезного неблагополучия, которые могут привести к ухудшению «качества» населения, его трудового и интеллектуального потенциала, к существенным ограничениям в реализации биологических и социальных функций отдельных групп населения, в том числе их участии в улучшении социально-экономической ситуации в стране.