prosdo.ru 1 2 ... 4 5
Лекция 1. Общество.Государство.Право.

1. Понятие «право» является одним из сложных вопросов юриспруденции. Для полного раскрытия феномена право необходимо отметить, что право как социальный феномен и регулятор общественных отношений появляется еще до государство. По этому термин «право» ассоциируется со словами «правда», «справедливость». И такое совпадение не случайно, поскольку основой право является общечеловеческие идеи и ценности справедливости, гуманизма, равенства, свободы.

Право в широком смысле слова представляет собой порядок в обществе, основанный на этих общечеловеческих идеях и ценностях, обеспечиваемый сознанием человека и принудительной силой государства.

С появлением государства право обрело новую характеристику, и стало выражаться в виде писанных норм, обеспеченных силой государства.

В юридическом смысле право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, гарантированных и санкционированных государством, регулирующих общественные отношения.

Признаки права:

а) системность, т.е. право состоит из связанных между собой в определенном порядке норм, правил поведения;

б) общеобязательность, т.е. право обязательно для всех субъектов, независимо от пола, возраста, национальности, имущества и т.д.;

в) формальная определенность, т.е. право всегда выражено в определенной форме – в виде официальных законов и иных актов;

г) связь с государством;

д) волевой характер, т.е. в праве всегда выражается воля общества, государства, определенного класса;

е) регулятивность, т.е. право является критерием правомерного и неправомерного, должного и возможного поведения субъекта.

Регулятивность права заключается так же в том, что государство официально устанавливает право , обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения.

Право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношение в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Большинство составляющих право норм носит представительно-обязывающий характер.


Высшее общественное предназначение права заключается в том, чтобы обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни.


2. Соотношение право и других социальных норм
Люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности выработали множество различных норм и правил. Это, морально правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нормы, обряды, ритуалы и др. Нормы – это образцы, эталоны, правило поведения участников общественных отношений.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две основные группы – социальные и технические.

Социальные нормы –правила поведения, установленные обществом, они содержат указания, информацию о желательном или нежелательном поведении людей.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становятся технико-юридическими правилами поведения, в силу чего они выступают общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Например, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ. Также существуют правовые нормы эксплуатации транспорта.

Современные социальные нормы – всевозможные способы, которые предназначены для того, чтобы жизнь в обществе не превращалась в беспорядок, была эффективной, комфортной, справедливой, полезной, ценной для каждого гражданина, групп людей конкретных государств и всего человеческого сообщества в целом.

Нормы, которые направляют совместную жизнедеятельность людей, предоставлены в международных соглашениях (конвенциях); конституциях; уставах различных организаций, партий; кодексах; законах; моральных требованиях (предписаниях); религиозных обычаях; культурных традициях; политических обязательствах. Действие норм наблюдается везде и повсюду, они регулируют разнообразные виды деятельности людей, в их взаимоотношениях между собой. Социальные нормы начинают функционировать с момента, когда человеческий плод еще находится в материнском организме и прекращается с событием, связанными со смертью человека.


Наибольшее значение для правовых норм имеют нормы марали. Мораль – это система норм и принципов, регулирующие поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого.

Также право связано с религиозными нормами. Религиозными нормами называют правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Источники религиозных норм является Коран, Сунна, Иджма, Киас, Ветхий завет, Ноый завет, религиозные книги буддистов и др. эти нормы устанавливают правила организации и функционирования (деятельности) религиозных объединений.

Правовые нормы также связанны с нормами обычаев. Обычаи – это сложившиеся в многовековой жизнедеятельности общества, передаваемые из поколение в поколение вошедшие в привычку норм или правила поведения людей, исполняемы добровольно.

Так, в казахском обществе кочевого периода обычаи были источником права. Государство санкционировало в виде правовых те или иные обычаи, предавало им общественное значение. Ярким примером собрания обычаев является свод законов хана Тауке «Жетi жаргы».

Рассмотрим сходство и отличие право и обычая. Так, нормы права и обычаи являются регуляторами поведения людей, выражаются виде общих, общеобязательных правилах и указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов. В месте с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме, выражения и способу обеспечения. Если обычаи с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-организационном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержится в сознании людей передаются из поколения в поколение, то нормы права существуют в определенных формах и передаются через официальные каналы; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права реализуются с учетом возможности государственного принуждения.

3. Нормы права

Норма права – это установленное государством или санкционированное им общеобязательное правила поведения, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при необходимости принудительной силой государства.

Норма права состоит из:

- гипотеза, которая определяет условия и обстоятельства, при которых

применяется данная правовая норма. Гипотеза может быть абсолютно определенной, относительно определенной, и недостаточно определенной:

- диспозиция, которая содержит правила поведения, создает субъективные права и юридические обязанности. Диспозиция может быть абсолютна определенной, относительно определенной и недостаточно определенной;

- санкция, которая определяет меру государственного принуждения, применяемую к субъекту, за нарушение нормы права и указывает на неблагоприятные юридические последствия, которые должен претерпеть нарушитель. Санкции бывают абсолютно определенные, относительно определенные, простые, альтернативные, кумулятивные. Таким образом, гипотеза – это указание на условия, при которых возникают права и обязанности, диспозиция – это указания на права и обязанности, санкция – это указания на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении правовой нормы.

Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основанием:

а) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т.п. права.

Б) по специфическим юридическим функциям или по их роли правовом регулировании нормы права подразделяются на регулятивные, охранительные и специализированные.

Регулятивные нормы – это нормы рассчитаны на регулирование нормальных, желательных или допускаемых. Регулятивные нормы подразделяются на управляющие, обязывающие и запрещающие.

Охранительные нормы рассчитаны на отклоняющие от нормы поведения, неправомерные право нарушение действий. Они охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы.

Специализированные нормы – или нормы специального действия, это нормы о нормах. Они регулируют не психологическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам.

5.     Ценность и сущность права.
В праве заключается большая ценность. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Можно выделить следующие основные проявления социальной ценности права:

- право обладает инструментальной ценностью, придавая действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, внося тем самым элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными;

- право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, т.е. право не подавляет частный интерес, а наоборот, сообразует его с общественным интересом;

- право является выразителем и определителем свободы личности в обществе, при этом не означает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы;

- право обладает способностью быть выразителем идеи справедливости, т.е. право выступает критерием правильного справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом;

- право выступает источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития; особенно его ценность возрастает с историческим ходом общественного развития, в условиях крушения тоталитарных режимов и утверждения новых рыночных механизмов;

- правовые подходы являются основной и единственно возможным средством решением проблем международного и межнационального характера.


Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода, свобода личности.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1)     формальный – то, что любое право есть прежде всего регулятор;

2)     содержательный – то, чьи интересы обслуживает данный регулятор.

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;

- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.

Основные причины происхождения государства

Возникновение и формирование государства – это длительный процесс, который у различных народов пошел по разному.

Различают два исторических пути возникновения государства;

1)     Восточный путь возникновения государства (Древний Восток, Африка, Америка). Этот путь характеризуется тем, что земельная община и коллективная собственность, как атрибуты родового слоя, сосредоточившиеся в руках родоплеменной знати (жрецы, военачальники и др.) сохранились и при разложении родового строя. При этом общественные структуры управления превратились в государственные органы, а родоплеменная знать и чиновничий аппарат, земля же из общественной стала государственной.

2)     Европейский путь развития государства. Для этого пути характерно было активное разложение первобытно общинного строя, появление частной собственности; появление классов. По европейскому пути развития последовали Рим, Афины.

Несмотря на разные пути возникновения государства, все они были обусловлены одним фактором – разложением родового строя и необходимостью организованной государственной власти.


Возникновение права также не носило одинаковый характер, в каждом государстве на его развитие оказывали влияние разные факторы.

Существует два пути развития права:

1.     Восточный путь возникновения права (Древний восток). Здесь на право оказывали сильное влияние традиции, по этому до сих пор в некоторых странах в качестве главного источника права используются нормы религии.

2.     Европейский путь возникновения права (Англия). В этих странах кроме обычного права, также развивается формализованное законодательство и прецедентное право.

Основные причины происхождения государства и права условно можно разделить на экономические и социальные.
Экономические причины.

Экономические причины общества на общественной собственности, экономика носила присваивающий характер – все что производилось, то потреблялось. Развитие экономики шло по двум направлениям:

а) совершенствование орудий труда (камень-медь, бронза-железо);

б) совершенствование способов, приемов организации труда, появление специализации в производстве; (1.собирательство, рыбная ловля, охота, 2.скотоводство, 3. земледелие), три крупных общественных разделений труда, появление товарного обмена и частной собственности, переход общества от присваивающей экономики к происходящей и др.

Социальные причины:

Основной единицей первобытного общества была родовая община – объединение людей на основе родственных связей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Родовые общины входят в племена, которые в свою очередь существуют в составе союзов племен, имеющих некоторые черты государства. Отношение (связи) в обществе регулировались нормами марали, традиций, обычаями и религиозными нормами. Рассмотренные выше экономические причины, в том числе появление частной собственности приводят к имущественному и иному расслоению первобытного общества: появлению богатых и бедных; группы людей занимающихся только торговлей (купцов): группы людей, занимающихся только управлением и распределением (так называемой элиты общества, управлять становится выгодно). Качественно новое общество требовало нового, более универсального регулятора общественных отношений. Постепенно место обычаев и традиций, которые уже не могли регулировать сложившиеся отношения между людьми (общественные отношение), объективно начало занимать право (законы). Органы власти и управления первобытного общества (власть вождя, старейшины, общие собрания членов рода, племени) с течением времени начали уступать место социальным органам управления – группы людей, занимающихся только управлением и распределением (элиты общества), а позже государственным органам (т.е. государству, издающему законы обязательные для исполнения всеми).


Понятие формы государства
Государство – это политическая организация суверенной публичной власти, издающая общеобязательные законы и иные акты, управляющая обществом на определенной территории, выполняющая общественно полезные функции и обладающая аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики.

Форма государства – государства – это организация государственной власти, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства в форме политического (государственного) режима.

1.     Форма правления

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления:

Монархия – это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит к единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Монархия бывает трех видов:

а) неограниченная (абсолютная) монархия. Монарх здесь единственный высший орган государства. Он держит в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. В настоящий момент такую форму правления имеет Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты.

б) при ограниченной монархия рассредоточена между монархом и другими органами, например, парламентом и судом. В настоящий момент такую форму правления имеет Великобритания. При этом монарх имеет формальную власть, реальная власть – в руках Парламента. Монарх является символом государства, его устойчивости и незыблемости. Однако он не может реально осуществлять власть на практике.

в) дуалистическая монархия. Здесь государственная власть равно делится между монархом и парламентом. Так, в дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Румыния, Россия в прошлом) за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц, ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента.


Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемых на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

а) В парламентской республике парламент не только законодательный, но и контролирующий правительство орган. Президент – глава государства, но не глава правительства. Правительство формируется партиями. Руководит правительством премьер-министр или он может называться иначе.

б) президентская республика – это форма правления, глее президент сам при некотором участии парламента формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Такая форма правления существует в настоящий момент в США и Казахстане.

Существуют смешанные парламентско-президентские республики (Португалия), в которых правительство формируют совместно президент и парламент.
2.     Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это территориальная организация государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Все государства по своему государственному устройству подразделяются на простые и сложные.

Простое или унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами (Казахстан).

Сложное государство – это такое государство, части которого обладают той или иной степенью самостоятельности. К сложным государствам относятся империи, конфедерации, федерации, содружества и сообщества.

Империи – это насильно создаваемые сложные государства, составные части которых зависит от верховной власти. Империи отличались тем, что у их составных частей никогда не было единого государственно-правового статуса. Например, в истории существовала Римская империя, Британская империи и др.


Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образуемых для достижения определенных целей в пределах известного исторического периода. Цели могут быть разные: военные, экономические и политические. То есть это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных и др.) – США в 1776-1787гг., СНГ (Содружество независимых государств) в настоящее время.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, продолжают иметь собственное гражданство, системы органов власти, управления и правосудия.

Федерация – это сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями, обладающими в той или иной степени суверенитетом. Федерация основана на принципе децентрализации.

В федерации на ряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации; в федерации используется двухканальная система налогов; одним из формальных признаков является наличие двойного гражданства. Федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-государственному принципу. Например, США состоит из 53 субъектов федераций-штатов, Россия-89 субъектов федерации (республики, округа, края и др.), германия более десятка субъектов федерации – земель.

Содружество – это организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие признаки касаются экономики, права, языка, культуры, религии. Члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

Сообщество государств – это переходная форма к государственной организации общества, как правило, лежит межгосударственный договор, который в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество эволюционирует в сторону конфедеративного объединения.

3.     Политический режим

Форма политического режима – это совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы общества и характер правового положения личности в обществе. Политический режим бывает демократическим и антидемократическим.

При демократическом режиме права и свободы человека защищены и гарантированы. Власть реализуется в интересах личности и общества.

При антидемократическом режиме власть находится в руках реакции и осуществляется диктаторскими методами (Туркмен, Узбек).

Признаки демократического режима:

а) население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой, когда граждане непосредственно участвуют в решении государственных дел (например путем референдума) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы, например через депутатов);

б) решение принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

в) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;

г) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;

д) во всех сферах общественной жизни доминирует закон;

е) провозглашаются и реально обеспечиваются права свободы человека и гражданина;

ж) политический плюрализм, в том числе многопартийность;

з) разделение власти и т.д.

Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, фашистский, тоталитарный, авторитарный. Антидемократическому режиму присущи следующие особенности или признаки (Куба, Вьетнам, Северная Корея):

а) господство одной политической партии;

б) наличие одной официальной идеологии;

в) как правило, господство одной формы собственности;

г) сведение к минимуму или ликвидация, каких бы то ни было политических прав и свободы;

Функции государства

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Функции государства не являются застывшими и неизменными, они динамичны, подвержены изменениям.

В зависимости от конкретно-исторических условий выделяются в качестве главных те или иные функции. Например, восточно-азиатских государствах древнего периода главной функцией была функция организации общественных работ – строительство ирригационных сооружений. В кочевых государствах главной функцией была защита государства от внешней угрозы. В современных развитых демократических странах главной функцией является обеспечение прав и свобод граждан.

Отметим, что важнейшей функцией практически всех современных государств является экологическая функция. Это связана глобальными масштабами деятельности человека, с его отрицательным воздействием на природу. Так, в мире опасный характер приобрела проблема загрязнение атмосферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертоносного оружия.

Достаточно вспомнить Чернобыльскую ядерную катастрофу, аварию атомных подводных лодок в океанах и морях, например, российской подводной атомной лодки «Курск» в августе 2000 года в Баренцевом море; загрязнение Каспийского моря, повлекшие за собой массовую гибель каспийского тюленя; экологическую катастрофу Аральского моря и другие.

Эти действия людей угрожают существованию всего живого на земле, в том числе и самого человечества.
А. Внутренние функции государства

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства , обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач , столь многочисленных , столь и разнообразных . Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства : экономическую , социальную , политическую , духовную , финансовую и др.


Кроме этого государство зачастую решает задачи , далеко выходящи за пределы одной отдельно взятой сферы .

Классификация внутренних функции :

а) охрана прав и свобод человека и гражданина ;

б) охрана форм собственности ;

в) обеспечение правопорядка ;

г) экологическая ;

д) экономическая ;

е) социальная ;

ж) развитие научно – технического прогресса ;

з) налогообложение .
Б.     Внешние функции государства
Внешние функции государства представляет собой основные направления деятельности государства , непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей .

Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств , от этапа развития одного и того же государства , от складывающейся в мире международной обстановки , характера взаимоотношении сосуществующих друг с другом государств , а вместе с тем от социально – классовой сущности и содержания государства, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере – от его идеологической обусловленности. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые не были бы обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.
Классификация внешних функций государства:

а) ведение захватнических войн;

б) защита страны от нападения извне, оборона страны:

в) поддержание мира;

г) взаимовыгодная торговля;

д) решение совместно с другими государствами мировых проблем

Правовое государство и гражданское общество

Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности общества, базируясь при этом на следующих принципах:


а) приоритета права;

б) правовой защищенности человека и гражданина;

в) разделение властей;

г) верховенства закона;

д) единства права и закона;

е) взаимной ответственности государства и личности;

ж) наличие гражданского общества;

и) высокой правовой культуры и высокого уровня правосознания общества;

к) независимости судов;

л) существование антимонополистических структур.

Цель правового государства – создание условий для наиболее полного обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное связывание с помощью прав государственной власти в целях недопущения злоупотребление властью, перерождения ее в диктатуру, деспотию.
Признаки правового государства

К ним относятся следующие:

1) сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирование в системе государственных институтов;

2) разделение властей, т.е. недоступность подмены выполнения функций одной государственной подсистемы (законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, органы судебной власти) другой;

3) наличие развитого гражданского общества;

4) создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком либо одном звене или институте;

5) верховенство и прямое действие конституционного закона;

6) установление в законе и в проведение на деле суверенитетной государственной власти;

7) формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формирование и выражением законодательной воли и законах;

8) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

9) правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;


10) возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

11) соответствие законов права и правовая организация системы государственной власти;

12) единство прав и обязанностей граждан;

13) взаимная ответственность государства и личности.

Принципы правового государства
Главным принципом правового государства является разделение властей в целях недопущение произвола, диктатуры, тирании.

Основное требование принципа разделение властей заключается в том, что для утв6ерждения политической свободы, обеспечение законности и устранение злоупотреблением властью со стороны какой либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и признанную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представителем органов власти и занимающуюся реализации данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем из этих властей являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах в виде системы «сдержек и противовесов».

Система «сдержек и противовесов» установленная и в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений и отношений конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти право ограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы: презумция невинности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.


Импичмент – это выражение недоверия высшему должностному лицу, отстранение его от должности, привлечении его к юридической ответственности.

Так, в Конституции РК, в ст. 47 п.4 закреплено, что импичмент Президенту РК может быть объявлен Парламентом только случае государственной измены.
гражданское общество
Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Гражданское общество является основой для правового государства. Без гражданского общества не будет правового государства.

Основной идеей в гражданском обществе является идея главенства человека в обществе, идея самостоятельности человека, способность его самому осуществлять его деятельность, опираясь, прежде всего на нравственные принципы, уважая право. Причем государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества и только в случае нарушении права допустимого вмешательства государства.

Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, обще гуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, ограничено вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество как структура состоит из систем: социальной; экономической; политической; духовно-культурной; информационной.

6.     Признаки гражданского общества
Признаки гражданского общества:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;


- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический характер власти;

- правовое государство;

- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др.

В Республике Казахстан формирование правового государства гражданского общества только начинается,

поэтому возникает много проблем, решение которых зависит и от государства, и от общества, конкретно от каждого человека.

Лекция 2. Основы конституционного права
1.     Республика Казахстан – суверенное и независимое государство

2.     Казахстан – демократическое, светское, правовое и социальное государство

3. Казахстан – президентская республика

4. Права и свободы человека и гражданина

5. Избирательная система

6. Парламент Республики Казахстан

7. Конституционные основы судебной власти в Республике Казахстан
1.     Республика Казахстан – суверенное и независимое государство
Конституция Республики Казахстан закрепила суверенитет и независимость государства. Суверенитет государства Казахстан характеризуется следующими признаками:

Государство Казахстан имеет свою историческую сложившуюся территорию. Территория Казахстана граничит с 5-ю государствами: Россией, Китаем, Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном. Территория государства неделима и неприкосновенна. Вторжение на территорию государства со стороны другого государства считается агрессией. Агрессия осуждается международным правом.

Важным признаком суверенитета является наличие высших органов государственной власти. Высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции, является парламент Республики Казахстан. Парламент состоит из двух палат: Мажилиса и сената. Они действ3уют постоянно. Депутаты Мажилиса избираются гражданами непосредственно, а депутаты сената избираются депутатами маслихатов.

следующая страница >>