prosdo.ru 1
Чакральная психология, лекция первая


«Классификация морально-этических установок и подавляемых ими желаний».


Желание быть:




Скрытые желания

Объекты контроля

Чакры

Морально-этические установки

Посредники чувственного наслаждения

Верховным

Желание:

Быть в центре

УМ

6

Самоутверждения

РЕЧЬ

5

Доминировать

ГНЕВ

4

Наслаждаю-

щимся


Желание наслаждения:

Плодами

ГЕНИТАЛИИ

3

В процессе

ЯЗЫК

2

Для себя

ЖЕЛУДОК

1

Если человек контролирует все эти шесть проявлений, то он контролирует себя. То есть это шесть вещей, с помощью которых человек наслаждается в этом мире. На самом деле человек (каждое живое существо!), должно наслаждаться с помощью любви. Эти шесть посредников делают любовь слишком обусловленной. Если мы научимся наслаждаться самой любовью, как она есть – то мы сможем оторваться от материальных привязанностей. Морально-этические установки – это именно те шесть вещей, которые нам вменяют контролировать другие люди. Каждый может нагрубить и сказать: вот вы контролируете свой гнев? Свою речь? Или гениталии? За букет цветов, подаренных девушке, в некоторых странах могут посадить. И контролировать язык, желудок и т.д. Например, пришел человек к друзьям и все съел, очистил холодильник. Ему выскажут это. Но насколько человек контролирует свой ум… Очень редко кто может спросить вас об этом. Только учителя своим ученикам могут задать вопрос: о чем ты думаешь?.. Но болтливых людей очень много. Как говорил Шрила Прабхупада: «Лягушки не успели родиться, а им есть уже, что сказать миру. Только появились – уже квакают». Не хочется даже обращать внимание, ну что они могут там сказать?


Главное в том, почему вам нужно это знание. Если вы научитесь контролировать эти объекты – вы будете устроены, хотя бы в этом мире. «Тот, кто умерен в еде, сне, труде и отдыхе может, занимаясь йогой, избавится от всех материальных страданий»1 – у него есть время для самосознания. Самосознание – это необходимая2 задача каждого человека. Каждое живое существо должно осознать себя, для того, чтобы измениться, чтобы научиться любить.

Высшая цель любого живого существа – это любовь, научиться любить. И необходимая промежуточная цель в этом – это самоосознание. Я не говорю, что вы должны хорошо социально устроиться в этом мире, я никому не желаю даже никакой «судовой роли» в этом «корабле», который тонет каждый раз. И на самом деле всплывает только благодаря нашим усилиям, усилиям людей, которые заняты самоосознанием, развитием в себе любви, которые поднимают стандарты любви и человечности в этом мире. И неважно, это не обязательно христиане или буддисты ... Это могут быть просто хорошие писатели, поэты, те, кто делает хорошее кино, пишут хорошие картины… Те, кто поднимает уровень человечности в мире, понимаете? Это и есть духовная практика.

Я вам расскажу про иерархию: эти объекты контроля так расположены не случайно снизу вверх. Существует 4 сословия – естественные, изначальные, и они всегда были и будут в этом мире. В золотом веке (имеется в виду Сатья-Юга) были только ученые люди, брамины, йогины. Потом появились воины, администраторы. Потом появились торговцы. И в этот век (Кали-Юга) существует 4 сословия, они заложены в природе и они есть: рабочий или слуга, торговец или ремесленник, воин или администратор и ученый - духовный человек. Это система сословий и предписанных укладов жизни3, которая помогает людям развиваться. Как это работает? – Зависть двигатель прогресса. Рабочий завидует своему хозяину (тому на кого он работает) торговцу и постепенно начинает заниматься бизнесом как-то, учиться чему-то, становиться подмастерьем. Торговец завидует администратору, воину, у кого бизнес круче по его мнению. Когда у него есть свой бизнес, он становится воином. Воин завидует брамину – «вот я всю жизнь умираю, сражаюсь, убиваю, всё рулю, а этот – счастлив!». Почему он улыбается, когда мне так плохо? Это для них невыносимо, и они завидуют и становятся учеными в итоге, начинают что-то осознавать. И так можно выйти из этой системы.


Так вот, желудок не контролирует рабочий - слуга. У меня было время в жизни, когда я работал на заводе, и ел по 5 кг в день. Это - очень много! Человек просто не может столько переварить. Зачем?

Язык, орган чувств, не контролирует торговец. Когда они уже наедаются, у них появляется свой бизнес, и человек ходит в рестораны, есть какие-то пикантные блюда. Рабочие едят большими лоханками, с горчицей, луком, хреном. Торговцы любят разнообразные соусы, специи, стол должен быть красиво убран.

Воины, администраторы не могут контролировать гениталии. Потому что, они привыкли наслаждаться плодами1. Наслаждение плодами: человек совершил подвиг, кого-то победил, отвоевал у людей много денег и, обычно, ждёт вознаграждения в этом мире. Самая высшая награда для него - это пародия на любовь - секс. Отголосок, тень тени любви, та, что в материальном мире проявлена.

А брамины, ученые люди, религиозные люди, учатся регулировать свой гнев. Для воина контролировать свой гнев – это не актуально, для него он просто рабочий инструмент. Но брамин, ученый человек должен учиться контролировать свой гнев. Однажды Юлий Цезарь решил что-то делать с христианством в своем государстве. Собрал всех представителей разных христианских сект (их было много) в одном месте и запер дверь. Те просто сами передрались! Для ученого человека контролировать гнев – действительно работа. Он может это делать, но это серьезно. «Среди спорщиков Я – довод, приводящий к абсолютной конечной Истине»2. Чем ученый (брамин) отличается от воина, администратора (кшатрия)? Ученого интересует Абсолютная истина. Можно дышать глубже и спокойней просто. Это возможно, по крайней мере.

Почему гнев базируется на желании доминировать? Это очень легко объяснить. Как самец орангутанга хочет доминировать в своем семействе – я такой крутой, серьезный. Доминирование разных школ: вот наша школа лучше, или наша школа круче. «Я русский, я мусульманин…» Все это желание доминировать. Гнев появляется, если кому-то нужно быть более важным. Однажды во время чтения лекции к нам, в арендованный дом ворвался человек, сын хозяйки дома, и кричал – громко и долго. И прозвучала ключевая фраза в его речи: «Я даже свою женщину не могу сюда привести, а вы здесь собираетесь на свои занятия по 10 человек!». И я потерял всякое уважение к этому человеку, его слова ничего не значат! Желание доминировать: он хочет заниматься сексом в этом доме со своей женщиной, а мать его не пускает, хочет сдавать этот дом. Поэтому он будет делать все, что хочет для этого. И пить, и буянить, и кричать.


Брак – это как в фильме «Знакомьтесь, Джо Блэк»: «Я буду заботиться о ней, а она обо мне». Понимаете? Это брак, это жена и муж. А остальное, это шутки природы, метаморфозы какие-то. Иногда деревья вырастают очень корявыми, и кажется, что ветки просто сливаются друг с другом. Это не секс, это какое-то заболевание, типа ОРЗ. А фраза из фильма звучала так: «Ваша любовь похожа на флирт двух рыбок» - это ничто.

Что такое контроль этих проявлений, я поясню на примере гнева. Если человек контролирует гнев, он может его проявить и не проявить. Но это не всё. Если человек проявляет свой гнев, и видит, что причины для гнева не было или она устранена, он должен с той же, или даже с большей силой извиниться, поблагодарить, направить эту энергию в хорошее русло. С той же силой сделать что-то хорошее. Если человек хотел «наехать», увидел что придраться не к чему, и промолчал – он не контролирует свой гнев. Он просто зажал его в себе, и он будет сжигать его изнутри, человек будет сгорать. Очень тяжелые болезни из-за этого происходят. Самые тяжелые болезни, которые типа «не излечимы», происходят из-за зажатого гнева. У гнева 11 проявлений в этом теле, и самые важные места просто горят.

И то же самое касается гениталий. Когда нужно заниматься сексом, зачать хорошего ребенка - он не может это сделать. Это не контроль! Когда нельзя было, не нужно – ему хотелось. А тут он не может - когда нужно. И то же касается всех остальных вещей. Это не контроль. Обычно у людей контроль ассоциируется с тем, что мы можем остановить, сдерживать сколько угодно. Да, но это всего лишь тест-контроль: кто кого контролирует. Контроль – это умение использовать, направить эту энергию. Как в айкидо – человек подходит к мастеру и куда-то летит дальше. Тест-контроль машины: кто кем управляет. Если я могу остановить машину, значит, я ей управляю. Если я не знаю, где тормоза в машине, значит, она мной управляет. Я еду с горки на машине и не могу остановиться, значит, она меня контролирует.


Следующий объект контроля - это речь. Что мешает контролировать речь? Желание самоутверждения. Иногда человек может долго-долго говорить, и не может остановиться, а иногда слова застревают в горле. Все сбои в речи означают, что есть желание самоутвердиться, необходимость самоутвердиться. Речь не могут контролировать философы, они учатся ее контролировать. Не обязательно они говорят так много, как Гамлет, но в голове это звучит – «внутренний диалог».

И еще выше находятся йогины, они учатся контролировать ум. Контроль ума происходит из желания быть в центре информационного потока, желания быть в центре. Попробуйте прочувствовать это. Это очень серьезные люди, которые хотят уже заниматься духовной практикой, но не могут быть свободными от информационного потока, им нужен ноутбук рядом, им нужен телефон, чтобы они узнавали, как идут дела, как идет работа. «Для того, кто обуздал свой ум – он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось – он остается злейшим врагом»1. «Тот, кто обуздал свой ум, уже осознал Сверхдушу (Параматму), ибо обрел умиротворение. Для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, почетом и бесчестьем»2.

Однажды на семинаре меня спросили: если человек умеет контролировать ум, он умеет контролировать все другие проявления? Да! Для того чтобы научиться контролировать ум, нужно чтобы нижние, очень грубые наслаждения не мешали. Но, как я написал в книжке «Чего ты хочешь?», есть 2 основных вида людей: те, кто наслаждаются тремя нижними вещами, и тремя верхними. Вот есть люди, которым ум не мешает. Они могут быть спокойны, молчаливы, но думают только о еде и сексе. Разве это контроль? Да, они более-менее социальны, они работают, им нормально. Имеют небольшие требования к социуму. Просто постарайся сделать вид, что ты выполняешь, то, что тебе поручили, и всё у тебя будет нормально. Есть другие люди: могут совершать аскезы, могут не есть долго, могут не заниматься сексом, могут питаться очень однообразной аскетичной едой, но они гневливы, их речь сбивчива, и они постоянно думают «да или нет, нет или да», «я прав или не прав». Тот, кто научился контролировать ум, действительно может найти способы контролировать все остальные проявления. Как в компьютере: один «блок» вышел из строя, но с помощью других ресурсов можно восстановить программу. У того, кто находится ниже по этой лестнице, не просто худшее социальное положение, у него хуже положение по отношению к самому себе. Он меньше имеет возможности осознавать, меньше имеет возможности выбора в этом мире. Люди покупают то, что рекламируют по телевизору. Или что-то другое. Вот «Тайд» плохой порошок, а есть обычный. И появляется порошок, на котором написано «Обычный порошок» и люди его покупают. Хорошая реклама.


Я поясню первые 2 левых столбика в таблице. Все желания делятся на 2 основных группы: желания наслаждения (нижние три) и желания наслаждения в уме (три верхних). Желание доминировать, желание самоутверждения и желание быть в центре – это желание наслаждения в уме. Нижние три больше имеют отношение к людям, занимающим инфантильную позицию в жизни. А три верхних больше относятся к тем, кто занимает активную позицию: что-то менять в этом мире и принимать ответственность за свою деятельность. Есть желания наслаждаться, есть желания контролировать что-то умом - наслаждение в уме. Так или иначе, все проблемы с контролем таких проявлений, все проблемы в этом мире – в том, что каждый из нас хочет быть верховным наслаждающимся. Умение жизни в социуме учит нас тому, чтобы хотя бы определяться: ты хочешь быть верховным, или ты хочешь быть наслаждающимся? Мужчина разобьется вдребезги, чтобы женщина наслаждалась, и чтобы она оставила ему право остаться верховным, рулевым. На Руси говорили, что у женщины в доме все углы, а у мужчины один, но красный. В смысле он приходит с работы, хоть горяченького борща ему дайте, уважьте, все-таки работал. Конечно, женщина работает больше чем мужчина. Но мужчина, зато всегда готов совершить какой-то подвиг – это некий договор. Я не говорю, что так оно и должно быть. Но, так или иначе, каждому в этом мире приходится сделать выбор: быть верховным, или быть наслаждающимся. На самом деле нужно просто однажды понять, что мы не верховные, и мы не наслаждающиеся. Мы верховные наслаждающие. Мы можем наслаждать, мы можем давать наслаждение другим, и тогда управлять всем миром. Было много случаев, когда даже Богом умудрялись управлять те, кто хочет его любить, те, кто заботится о Нём.
Приложение 1:

Желание быть:





Скрытые желания

Объекты контроля

Учатся контролировать:

Чакры

Морально-этические установки

Посредники чувственного наслаждения

Верховным

Желание:

Быть в центре

УМ

йогины

6

Самоутверждения

РЕЧЬ

философы

5

Доминировать

ГНЕВ

брамины (ученые)

4

Наслаждаю-

щимся

Желание наслаждения:

Плодами

ГЕНИТАЛИИ

кшатрии (воины, администраторы)

3

В процессе

ЯЗЫК

вайшьи (торговцы, ремесленники)

2

Для себя

ЖЕЛУДОК

шудры (рабочие)

1



Приложение 2:

На каком центре находится человек, можно определить даже по походке, по положению тела во время ходьбы:


1й центр (муладхара-чакра) – центр вращения в копчике, руки и ноги двигаются одновременно, или иногда руки просто свисают вдоль тела, суставы обращены вперед, вовне.

2й центр (свадхистана-чакра) – центр вращения внизу живота, походка как у топ-модели на подиуме.

3й центр (манипура-чакра) – центр воли и иногда агрессии. Представьте себе человека, который может открыть двери животом. Что у него на груди? – Ага, золотой крест и наколотые купола. «У вас на стройке несчастные случаи были? Нет? Будут!», и толкает носилки верхней частью живота.

4й центр – на анахата-чакре – человек идет как Иисус – ладони обращены вперед, голова вообще не покачивается.

5й центр – (вишудха-чакра) горлом вперед. Например, искусствовед говорит: «Это картина великого худоооожника…» (и здесь выдвигает горло вперед). Или какой-нибудь блюз-мэн, тоже поет горлом вперед.

6й центр (аджна-чакра) – волны морщин на лбу, иногда его еще называют «человек-гриб»: когда он хочет что-то сказать, он как бы давит вперед лбом, навязывает нам свою волю и зачастую у него это получается.

7й центр (сахасрара-чакра) – человек даже когда встает, он немного покачивается, как бы подвешен за макушку, если стоит – всегда пританцовывает. Видно по нему, что он не стоит на земле, а скорее висит в небе. На него не влияют никакие эмоциональные доводы. Ничто, кроме того, что хоть слегка похоже на Абсолютную Истину. Многие из них (особенно тех, кто получил эту силу с помощью веществ, изменяющих сознание) иногда бывают введены в иллюзию не совсем полноценными теориями. Но если вы дадите им полное знание, они станут вашими друзьями и захотят учиться у вас. Пожалуйста, для своего же блага, присылайте их ко мне! А я передам их своему Учителю. Эти души очень редки и очень дороги Нам.

И ещё два центра:

8й центр, на котором очень сложно сосредоточиться, центр отождествления. Аханкара (слог «Я») - ложное отождествление.

И верхний - 9й центр – это сверхдуша, такое большое «Я», где мы все – это одно целое. Как рука это одно целое, а пальцы руки это отдельные живые существа. Это выше над головой примерно в еще один рост.

20.11.09, Киев. ЧП1


1 «Бхагавад Гита – как она есть» (6.17.)

2 НеОбходимость – это то, что нельзя обойти. По пути самореализации, которая неизбежна, человек все равно будет наталкиваться на самоосознание (даже если оно не было целью).

3 Варна-ашрама-дхарма. 4 сословия (шудра - слуга, рабочий; вайшья – торговец, ремесленник; кшатрий – воин, администратор; брамин – ученый, духовный человек) и 4 уклада жизни (брамачарья - период ученичества, грихастха - семейный уклад, ванапрастха - обет жить в лесу и саньяса - полное отречение).

1 Имеется в виду плодами своей деятельности (прим. ред.). «Тот, кто не привязан к плодам своего труда, но действует, верный своему долгу, воистину живет в отречении от мира. Именно он – настоящий йог». («Бхагавад Гита – как она есть» (6.1.)); «Тому же, кто движим желанием наслаждаться плодами своей деятельности – уготовано рабство» (3.12.)

2 «Бхагавад Гита – как она есть» (10.32.).

1 «Бхагавад Гита – как она есть» (6.6.).

2 «Бхагавад Гита – как она есть» (6.7.).