prosdo.ru
добавить свой файл
1 ... 11 12 13 14

  • Права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования.

    Статья 6. Права граждан РФ в системе МС. Граждане РФ имеют право на:

    • обязательное и добровольное медицинское страхование;

    • выбор страховой медицинской организации;

    • выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с до­говорами ОМС и ДМС;

    • получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;

    • получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

    • предъявление иска страхователю, страховой медицинской ор­ганизации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотренно это или нет в договоре МС;

    • возвратность части страховых взносов при ДМС, если это определено условиями договора.

    Нормы, касающиеся ОМС, устанавливаемые настоящим Зако­ном и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, рас­пространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.

    Защиту интересов граждан осуществляют Правительства РФ и республик в составе РФ, органы государственного управления авто­номных областей и округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация, профсоюзные, обще­ственные или иные организации.

    1. ^ Добровольное медицинское страхование: определение, принципы, программа.

    ДМС — вид финансово-коммерческой деятельности, призван­ный обеспечить более высокий уровень медицинской помощи за­страхованным по сравнению с ОМС. ДМС является частью личного страхования и осуществляется за счет средств, полученных в виде взносов (страховых премий), либо непосредственно от граждан за счет их собственных доходов, либо от работодателей, страхующих работников, из прибыли.

    Тарифы на медицинские и иные услуги при ДМС устанавли­ваются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием (организацией, учреждением) или лицом, предо­ставляющим эти услуги.

    Статья 3. Объект добровольного медицинского страхования

    Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск,

    связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении

    страхового случая.

    СТРАХОВАТЕЛИ при ДМС

    1. Граждане,

    2. предприятия.




    1. Проблемы медицинского страхования в Российской Федерации.




    1. Взаимоотношения медицинских учреждений и страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования.

    Статья 27.0тветственность сторон в системе. медицинского страхования.

    За отказ предприятий, учреждений, организаций и иных хозяй­ствующих субъектов, независимо от форм собственности от реги­страции в качестве плательщиков страховых взносов, за сокрытие или занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к платель­щикам страховых взносов применяются финансовые санкции. Упла­та штрафа и/или пени не освобождает страхователя от обязательств по медицинскому страхованию.

    При взыскании в бесспорном порядке штрафа и/или пени Феде­ральный фонд и территориальные фонды обязательного медицин­ского страхования пользуются правами, предоставленными налого­вым органам РФ по взысканию не внесенных в срок налогов.

    Медицинские учреждения в соответствии с законодательством РФ и условиями договора несут ответственность за объем и каче­ство предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании ме­дицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страхования медицин­ская организация вправе частично или полностью не возмещать за­траты по оказанию медицинских услуг.

    Страховая организация несет правовую и материальную ответ­ственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора медицинского страхования. Мате­риальная ответственность предусматривается условиями договора медицинского страхования.

    За необоснованный отказ в заключении договора обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация по решению суда может быть лишена лицензии на право заниматься медицинским страхованием.

    1. ^ Права пациента (в соответствии с «Основами законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан»).

    Статья 30. Права пациента

    При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

    1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

    2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

    3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

    4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

    5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

    6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

    7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

    8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

    9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

    10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

    11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

    12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

    13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

    1. ^ Этика и деонтология в деятельности лечащего врача..




    1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Основные разделы. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.

    1. Конституция РФ (1993 г.);

    2. Документ «об охране здоровья граждан» был утвержден в 1993 г.;

    Он является своеобразным кодексом или сводом законов, по вопросам охраны здоровья граждан, которые должны исполняться в нашей стране.

    В соответствии с ним уже разработаны и действуют:

    1. Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан РФ;

    2. Закон о защите прав инвалидов;

    3. Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность и ряд других.

    В настоящее время разработаны и рассматриваются в Гос. Думе проекты:

      • «О защите прав пациента (см. раздел 6, ст. 30-34);

      • О национальном здравоохранении: (Государственная, муниципальная, частная системы ЗО см. раздел 3, ст. 12 – 14);

      • О страховании профессиональной деятельности медицинских работников (см. раздел 10 ст. 54,58, 59, 63).

    Данный документ четко определяет, что охрана здоровья граждан это комплексное понятие и осуществлять ее должны не только медицинские работники! (см. ст. 1, 2,7 ).

    Охрана здоровья - это совокупность мер политического, экономического, правого, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней и активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

    В документе определяются основные направления реализации закона т.к все должно реализовываться через более подробные документы и подзаконные акты.
    Структура закона:

      • 12 разделов,

      • 69 статей (записать названия).

    22.06.93

    Структура основного законодательства включает 12 разделов и 69 статей

    Разделы (в скобках номера статей)

    1. Общие положения (1-4)

    2. Компетенция в области охраны здоровья граждан РФ, республики в составе РФ, автономные области и округа, края, города Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления (5-8)

    3. Организация охраны здоровья граждан РФ (9-16)

    4. Права граждан в области охраны здоровья (17-21)

    5. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья (22-29)

    6. Права граждан при оказании медико-социальной помощи (30-34)

    7. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека (35-37)

    8. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам (38-48)

    9. Медицинская экспертиза (49-53)

    10. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников (54-64)

    11. Международное сотрудничество (65)

    12. Ответственнось за причинение вреда здоровью граждан (66-69)

    30 статья – права пациента

    33 статья – отказ от медицинского вмешательства

    1. Основные направления реформирования здравоохранения на современном этапе, цель реформирования.

    Проблемы:

    • Кардинальные, происходящие в социально-экономичесом или политическом укладе страны

    • Недооценка комплексности проблемы охраны здоровья населения

    • Финансирование здравоохранения по остаточному типу (а позже – гиперостаточный принцип)

    • Утрата доверия значительной части населения качеству первичной (амбулаторной) помощи

    • Экстенсивный путь развития отрасли

    • Несоответствие существующей сети здравоохранения экономическим возможностям ведомств и государства вцелом

    • Патерналистская идеология охраны здоровья

    • Кризис общественного здоровья

    Основные положения концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 1997-2000 годы и на период до 2010.

     Формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию.

     Обеспечение адекватности финансирования гос. гарантиям, поэтапное повышение доли средств до 6-7% внутреннего валового продукта.

     Развитие негосударственного сектора.

     Повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки и переподготовки.

     Повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы.

     Совершенствование гос. регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.

     Повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.

    1. ^ Приоритеты государственной политики в области охраны здоровья населения РФ.

    Приоритеты государственнй политики в области охраны здоровья.

    1. Сокращение заболеваемости и снижение трёх групп социально-знаимых заболеваний.

    А. Заболевания с высоким показателем смертности и инвалидности (СС заболевания (33%), несчастные травмы, суицид (28%), злокачественные новообразования).

    Б. Заболевания, злокачественные в связи с демографической обстановкой в стране (болезни, угрожающие репродуктивной функции и сост здоровья матери и новорожденного; болезни старческого возраста и хронические заболевания)

    В. Заболевания, представляющие острую угрозу для здоровья нации вцелом (туберкулёз, ВИЧ, наркомания).

    Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» (на 2002 – 2006 гг.)

    Цель – снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности от заболеваний социального характера.

    Пункты программы:

    • СД

    • Неотложные меры борьбы с туберкулёзов

    • Анти-ВИЧ (СПИД)

    • Программа медицины катастроф

    • Вакцинопрофилактика

    • Онкология

    • Предупреждение ЗППП

    • Профилактика АГ

    • Безопасное материнство

    • Старшее поколение

    • Противодействие употреблению наркотиков

    1. Развитие профилактики заболеваний и первичной медиуо-социальной помощи, ориентированной на семью. Постоянное развитие и внедрение семейной диспансеризации

    2. Активное привлечение населения для реализации мер по охране и укреплению здоровья, а так же повышение личной ответственности граждан за состояние своего здоровья

    ^ Организация медицинской помощи.

    В систему Минздрава России входит 18 тыс. ЛПУ.

    Каждый третий житель вызывает скорую медицинскую помощь

    Каждый четвертый госпитализируется в стационары.

    Каждый житель страны 9 раз посещает поликлинику или вызывает врача на дом.

    ^ Приоритетными направлениями являются:

    Формирование системы единого лечащего врача – врача общей врачебной семейной практики.

    Совершенствование организации службы скорой медицинской помощи.

    Реорганизация стационарной помощи.

    Развитие диагностической службы.

    Финансирование здравоохранения в 2000 году.

    Бюджетное: На здравоохранение –10,4 млрд. рублей (71,2%)

    На образование – 1, 7 (11,6%)

    На санэпиднадзор – 2,0 (13.7%)

    Несмотря на то, что бюджет увеличился в 1.6 раза, заявки учреждений удовлетворяются только на 53,4%. Расходы на дорогостоящие виды оказания медицинской помощи покрыли потребность на 5-10%.

    Приоритетные задачи на период до 2010 года в рамках Постановления Правительства о

    1. Снижение уровня преждевременной смертности:

    • от сердечно-сосудистых заболеваний,

    • от несчастных случаев, травм, суицидальных попыток,

    • от злокачественных новообразований.

    2. Борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость в связи с демографической ситуацией в стране:

    • заболевания, угрожающие репродуктивному здоровью

    • болезни старческого возраста и пожилых людей.

    3. Борьба с заболеваниями, представляющими особую угрозу для здоровья нации :(Туберкулез, спид/вич, наркомания, алкоголизм, заб-ния, передаваемые половым путем);

    4. Формирование механизма ресурсного обеспечения приоритетных направлений развития здравоохранения;

    5. Развитие профилактики заболеваний, системы активного сохранения и восстановления здоровья человека;

    6. Содействие расширению понимания населением ценности здоровья и воплощение этого в соответствующее поведение;

    7. Всемерное развитие медицинской науки и передовых медицинских и информационных технологий;

    8. Обеспечение потребности населения в лекарственных средствах и медицинских изделиях;

    9.Формирование системы медико-социального страхования;

    10.Определение ценовой политики рынка мед. услуг;

    11.Введение системы страхования профессиональной ответственности и повышение соц. защищенности медработников;

    12.Формирование системы медицинской реабилитации и развитие санаторно-курортных видов лечения;

    13. Расширение организационно-правовых форм и оптимизации номенклатуры медицинских специальностей.

    1. Современные проблемы реструктуризации системы лечебно-профилактической помощи и охраны здоровья населения.

    Реструктуризация системы лечебно-профилактической помощи

    1. профилактика (личная, социальная, медицинская)

    2. ответственность за здоровья человека (самопомощь и самолечение, помощь парамедика, медицинская консультация по телефону).

    3. Организация лечебно-профилактической помощи

    4. Реабилитация

    Финансовые затраты на ЛПП: 75% - стационарная помощь, 15% - специальная амбулаторно-клиническая помощь, 10% - первичная медико-санитарная помощь

    Проектирование затрат на ЛПП: 45% - первичная медико-санитарная помощь, 40% - стационарная помощь, 15% - специальная амбулаторно-клиническая помощь

    Распределение больничных коек: 15% - медико-социальная помощь, 45% - восстановительное лечение, 20% - длительное лечение больных с хронической патологией, 20% - интенсивное лечение

    Основные направления в совершенствовании организации оказания медицинской помощи:

    1. Развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения.

    Развитие института врача общей, семейной практики, а также консультативно-диагностической службы. На базе поликлиник могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации, службы ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи.

    2. Перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

    Сокращение длительности госпитального этапа.

    Распределение коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса.

    Развитие дневных форм пребывания пациентов.

    Создание многоуровневой системы оказания медицинской помощи.

    Законопроекты:

    1. О здравоохранении в РФ

    2. Об обязательном медико-социальном страховании

    3. Об организционно-правовых формах некоммерческих организаций в социальной сфере

    4. О государственной регуляции частей медицинской деятельности

    5. О правах ациентов

    6. О страховании профессиональной ответственности медицинского работника

    7. О медицинской технике и оборудовании

    8. О рекламе медицинских услуг и лекарственных средств




    1. Правовая база реформирования здравоохранения РФ. Основные положения Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ.

    Правовая база реформы здравоохранения

    • Кнституция РФ ст. 41 (12.12.93)

    • Закон РФ о медицинском страховании граждан (22.04.93)

    • Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (22.04.93)

    • Соблюдение прав гражданина

    • Приоритет профилактиктических мероприятий в области здравоохранения

    • Доступность медико-санитарной помощи

    • Социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья

    • Ответственность органов государственной власти, управления предприятий, учреждений и организация независимой формы ответственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья

    • Концепция реформирования здравоохранения и медицинской помощи в РФ 5.11.97

    • Постановление правительства РФ об утверждении системы государственных гарантий, обеспечивающих граждан РФ бесплатной медицинской помощью 11.09.98

    • Распоряжение правительства РФ. Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года от 31.08.2001

    Основные приоритеты развития:

    1. Здравоохранение – это система жизнеобеспечения нации и каждого конкретного человека. Это один из важнейших институтов безопасности нации.

    2. Децентрализация управления в условиях единой государственной политики, целостность системы ответственности исполнительной власти.

    3. Государственные гарантии охраны здоровья, государственная ответственность и чёткие обязательства государства перед гражданами по оказанию жёстко специализированных объёмов медицинской помощи и качества БМП, которые должны быть максимально возможными и доступными в современных условиях

    4. Развитие \практических медицинских услуг.

    5. Рациональное использование ресурсов реструктуризации отделения.

    6. Ценральный вопрос успеха реформы – оптимизация управления через подготовку и воспитание управленческих кадров в первую очередь.

    7. Роль медицинской общественности в упралении отраслью.

    1. ^ Системы здравоохранения в зарубежных странах, сравнительный анализ. Международное сотрудничество. Роль Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

    В настоящее время в мире существуют три основные формы или системы здравоохранения.

    1^ . Государственная, или система Бевериди.

    Основные ее характеристики:

    — центральное и региональное планирование,

    • финансирование путем прямого налогообложения,

    • управление системой через медицинских работников,

    • контроль качества со стороны государства и медицинских
      работников,

    • экономичное использование ресурсов,

    • низкая оплата труда персонала,

    — низкие административные расходы.
    Принципиальные проблемы:

    — мало стимулов для повышения эффективности лечебной
    работы,

    • государство сдерживает рост расходов посредством макро­
      экономических моментов,

    • учет мнения и свобода выбора для пациентов ограничены,

    • очереди являются регулятором обеспечения медицинской помощи и стимулируют частную практику в отношении привилегированного населения, недостаточная комфортность больниц,

    • неравенство в доступности медицинской помощи для отдельных социальных групп и территорий,

    • централизованное планирование ограничивает новаторство,слабо учитывает местные интересы и интересы потребителей,

    • тенденция к ограничению контактов пациента и персонала
      стенами ЛПУ,

    • государственный монополизм в определении приоритетов,

    — авторитарная система управления, слабые связи между центром и периферией.

    2. Система медицинского страхования, или система Бисмарка. Основные характеристики:

    • децентрализованное финансирование,

    • свобода выбора страховых организаций,

    • конкуренция между страховыми организациями,

    • большое внимание контролю за качеством и расходами со
      стороны страховых организаций,

    • разделение в финансировании государства, финансирование
      органов и ЛПУ в ОЗГ,

    • высокий комфорт больниц, широкий их выбор.

    Принципиальные проблемы:

    • неравенство в доступности медицинской помощи для раз­личных социальных групп и территорий,

    • тенденция к неоправданному росту стоимости медицинской
      помощи,

    • плохой контроль за деятельностью персонала,

    • пренебрежение пациентами, входящими в группу высокого
      риска, длительно находящимися в стационаре и незастрахованными (5— 10% населения),

    • слабое внимание долгосрочному планированию,

    • низкий приоритет общественного здравоохранения, профилактики, укрепления здоровья и санитарного просвещения,

    • высокие административные расходы (особенно на обработ­ку информации и финансовые расчеты).

    3. Частная (рыночная) система здравоохранения (США, ЮАР). Основные характеристики:

    • широкий выбор услуг соответственно интересам пациентов,

    • отсутствие очередей,

    • гарантия доступности специализированной помощи,

    • конфиденциальность лечения, внимание к пациенту,

    • высокое качество условий госпитализации.
      Принципиальные проблемы:

    • высокая стоимость,

    • низкая доступность для неимущих,

    • большое число судебных процессов,

    • неадекватное территориальное распределение медицинских
      учреждений,

    • низкая степень использования капитала и кадровых ресурсов,

    • недостаточное внимание к оказанию помощи на дому и профилактике,

    • ограниченный спектр деятельности вспомогательного пер­сонала по уходу за больными,

    — трудности регулирования и контроля качества лечебной работы.
    В I группу стран (с государственным здравоохранением) входят

    Дания, Англия, Канада, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия.

    ^ Основные направления реформирования здравоохранения в зарубежных странах
    Снижение административных затрат на систему управления.

    Децентрализация.

    Снижение цен на медицинские услуги.

    Удовлетворение запросов потребителей (улучшение качества).

    Социальная направленность систем

    Критерии



    Системы


    1. По основному преобладающему

    источнику

    финансирования


    бюджет
    взносы на страхование
    личные

    • государственная

    • национальная

    • медицинское страхование

    • частная




    1. По степени централизации управления

    преимущественно

    • централизованные

    • децентрализованные




    1. По уровню социально-экономического развития




    • экономически развитых стран

    • экономически развивающихся стран




    1. По принадлежности основных средств




    • государственная

    • муниципальная

    • частная








  • << предыдущая страница