prosdo.ru 1 2 ... 19 20
Великие уроки

от малых пророков

Субботняя школа 2013’2

Содержание

1. Духовное прелюбодеяние

2. Любовь и суд: Божья дилемма

3. Святой и справедливый Бог

4. Господь всех народов

5. Ищите Господа

6. Стремящийся прощать

7. Особенный Божий народ

8. Полагаясь на Божью благость

9. День Господень

10. Главное — на первое место

11. Видения надежды

12. Наилучший дар небес

13. Чтобы нам не забыть

Противоестественное явление

Кто-то сказал, что сознание никогда не испытывает удовлетворения. Причина в том, что оно сталкивается с жестоким парадоксом: разум, который может созерцать вечное, состоит из тленного вещества, но хуже всего то, что разум знает: он не вечен. Мы умрем подобно немыслящему творению. Разница, однако, состоит в том, что не мыслящее творение не знает данного факта, а мы знаем, и сознание этого причиняет немало страданий и мук.

Как мы попали в такую беду? Ответ, конечно, заключен в одном слове — грех. Грех ведет к смерти. Люди грешат, поэтому умирают. Нет ответа проще этого.

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12).

Да, люди умирают. Но проблема в том, что нам не было предназначено умереть. Изначально мы были созданы для того, чтобы жить вечно. Следовательно, смерть является не званой гостьей, самым противоестественным явлением. Мы так привыкли к смерти, что воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся, считая ее частью жизни.

Смерть — часть жизни? Это звучит абсурдно и парадоксально, но нам кажется, что реально. Однако смерть — это прекращение жизни, а не ее составляющая.

В контексте вышесказанного мы подходим к урокам данного квартала. Возможно, основную мысль уроков можно выразить известной цитатой Эллен Уайт: «Великой темой Библии являются деяния Бога, состоящая в том, чтобы повергнуть славу человеческую в прах и совершить для человека то, чего он не в силах сделать для себя сам» (Вера, которой я живу, с. 109).


Что же совершает для нас Бог, чего мы сами не можем для себя сделать? Конечно, Он спасает нас от самого противоестественного явления — смерти, от вечной смерти, которой нам невозможно было бы избежать, если бы не Божья благодать, явленная в плане спасения. Другими словами, к каждому из нас в отдельности и ко всей Церкви обращен призыв: «Взыщите Господа — и будете живы» (Ам.5:6).

Итак, мы будем изучать тему о том, что совершает для нас Бог, чего сами для себя мы сделать не можем, — о даре вечной жизни в Иисусе. Однако наше исследование будет построено на основании той части Библии, к которой нечасто обращаются, — на основании книг Малых пророков, двенадцати коротких книг, заканчивающих Ветхий Завет. Эти пророки называются малыми не потому, что они не столь важны как большие пророки, а только потому, что их книги намного короче, чем книги других пророков Ветхого Завета.

Действительно, что бы мы ни рассматривали, — брак Осии с неверной женой или попытку Ионы бежать от Бога и своего пророческого призвания, или удивительное видение Захарии об Иисусе и Ангеле, — книги Малых пророков содержат могущественную весть, которая повторяется вновь и вновь. Это весть о Божьей благодати для недостойных грешников, весть о том, что Бог хочет спасти нас от грехов и погибели, которую несут грех, восстание и непослушание. Снова и снова в данных книгах мы видим, как Господь умоляет Свой народ покаяться, оставить грехи, обратиться к Нему и найти жизнь, а не смерть, спасение, а не осуждение, надежду, а не отчаяние.

В предлагаемой теме нет ничего «малого». Это истина для настоящего времени, Божья весть, обращенная сегодня к нам подобно вести, обращенной к людям, жившим во времена тех двенадцати писателей, которые, хотя давно ушли из жизни, однако продолжают говорить.

Прислушаемся ли мы к их вести? Несомненно, ибо это вопрос жизни и смерти.

Здравко Стефанович преподает еврейский язык и Ветхий Завет в Университете Волла Волла (Walla Walla). Он женат на Бозане, преподавательнице математики, у них двое сыновей. Семья бережно хранит теплые воспоминания о двенадцатилетнем служении в миссии в Восточной Азии.


Урок 1. Духовное прелюбодеяние

Книга пророка Осии

Библейские тексты для исследования: Ос.1:1-3; Иез.4:1-6; Ос.2:12-18; 4:1-3; Иак.5:1-7; Откр.14:6-12.

Памятный стих: «И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"» (Ос.2:23).

Ключевая мысль: Даже невзирая на духовное прелюбодеяние народа и Божественный суд над ним, любовь Бога к Своему народу остается неизменной.

Пророк Осия жил в самый мрачный период истории Израильского царства, накануне пленения народа Ассирией в 722 году до р. Х. В этот период избранный народ Божий уже поклонялся не только Богу, но и Ваалу, хананейскому божеству.

Помещенная во главе Малых пророков книга пророка Осии поднимает центральный вопрос пророческой вести в это отступническое время: продолжает ли Бог по-прежнему любить израильский народ, несмотря на его духовное распутство? Есть ли у Бога планы относительно этого народа, вопреки совершаемым им грехам и грядущему суду?

Личная история Осии и пророческая весть неразрывно переплетаются в его книге. Как пророк простил свою неверную жену и хотел принять ее обратно, так и Бог желает поступить со Своим народом.

Чему мы можем научиться из опыта Осии и отношения Господа к неверному Израилю?

Воскресенье. Странное повеление

«Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Оси и: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. И пошел он и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына» (Ос.1:2-3).

Не одно столетие исследователи Библии спорят относительно смысла этого повеления, задавая вопросы: была ли Гомерь блудницей или же просто неверной женой? Была ли она распутной до брака с Осией или же стала проявлять неверность потом?

Мы не знаем этого достоверно, но несомненно одно: когда Господь говорил к Осии и через него, Он желал историей Осии про иллюстрировать Свою любовь к Израилю. Поскольку Гомерь была израильтянкой, история ее брака с пророком органично переплетается с историей Божьего завета с Израилем.


Между историей Осии и Божьим опытом отношений с израильским народом существуют важные параллели. Гомерь физически изменяла Осии; Израиль был неверен Богу духовно. Как неверность Гомери ранила сердце ее мужа, так и идолопоклонство израильтян огорчало сердце Бога. Осия должен был прочувствовать, что такое разбитое сердце и разрушенный брак. Он должен был пройти через общественное негодование и унижение. Но чем больше пророк сталкивался с неверностью Гомери, тем глубже понимал боль Бога и Его страдания из-за несбывшихся надежд, связанных с Израилем.

Бог часто просил Своих пророков помимо проповедования совершать определенные действия. Прочитайте предложенные тексты и объясните, как действия пророков представляли отношения Бога с Его народом (Ис.20:1-6; Иер.27:1-7; Иез.4:1-6).

Какое свидетельство о Господе несут не только ваши слова, но и поступки? Что в вашей жизни свидетельствует о том, что вы не просто хороший человек, но последователь Иисуса?

Понедельник. Духовное прелюбодеяние

Когда Гомерь изменила Осии, он пережил мучительную боль предательства, унижения и позора. Соседям и друзьям, видевшим его боль, Осия своими словами и поступками нес Божественную весть о том, что Израиль, супруга Божья, подобен Гомери. Избранный народ совершал духовное прелюбодеяние.

Пророк Иеремия сравнивал неверный Божий народ с блудницей, жившей со многими любовниками, несмотря на все, что делал для него Бог (Иер.3:1). И пророк Иезекииль называл поклонявшихся идолам израильтян прелюбодейной женой, оставившей своего мужа (Иез.16:32). Итак, идолопоклонство в Библии рассматривается как духовное прелюбодеяние.

Прочитайте Ос.2:8-13. Какое предостережение здесь дано? Каким образом мы, как адвентисты седьмого дня, можем оказаться в опасности совершить подобное?

Выражение «хлеб, и вино, и елей» также встречается в книге Второзаконие (Втор.7:12-14), когда описываются основные, производимые в Израиле продукты, которыми люди наслаждались в избытке согласно Божьим обетованиям, данным через Моисея. Во времена Осии люди оказались настолько неблагодарны, были настолько поглощены окружающим миром, что преподносили данные им Богом дары своим лжебогам. Это должно служить предостережением для всех нас: все дарованное Богом должно использоваться в служении Ему соответственно со своим предназначением и никак иначе (Мф.6:24).


«Как Бог расценивает нашу неблагодарность и то, что мы недооцениваем Его благословения? Когда мы видим, что кто-то пренебрежительно или неправильно относится к нашим дарам, наши сердца и руки закрываются для такого человека. Но те, кто изо дня в день и из года в год получает Божьи милостивые дары, неправильно распоряжаются Его щедростью и пренебрегают душами, за которые Христос отдал Свою жизнь. Средства, которые Он им одолжил, чтобы продвигать Его дело и приближать Его Царство, тратятся на дома и земли, поощряя гордость и потворствуя прихотям, в то время как Податель остается забытым» (Э. Уайт. Advent Review and Sabbath Негаld, December 7, 1886).

Подумайте о том, как это просто — взять посланные вам Богом дары и использовать их эгоистично или даже подобно идолопоклонникам. Как на практике можно предотвратить такой грех в нашей жизни?

Вторник. Обетование восстановления

Прочитайте Ос.2. О чем говорит здесь Бог Своему народу? Как в этой главе раскрывается Евангелие?

Весть Осии повествует о Божьей неизменной любви к недостойному народу. В Ос.2 записана длинная речь Господа об отступничестве Израиля, которое затем противопоставляется неизменной любви Бога к Своему народу. После наказания муж поведет жену в пустыню (14 ст.), где они возобновят брак (19 — 20 ст.).

Итак, глава заканчивается изображением будущего времени, когда после суда Бог обручится с Израилем, который будет любить Его, как раньше (Ос.2:12-15,19). Дикие полевые звери уже более не будут опустошать виноградники и смоковницы жены, но станут участниками нового союза (Ос.2:18). Более того, все дети будут переименованы, снова являя желание Бога исцелять и прощать прошлые грехи Своего народа.

Бог безвозмездно предлагает нам прощение грехов. Какую цену Бог уплатил за то, чтобы простить нас? Какую цену за преподанный урок пришлось уплатить Осии? Ос.3:1-2.

Родившись мальчиком в Израиле, Осия должен был наслаждаться всеми привилегиями своего статуса в том патриархальном обществе. Но эта привилегия несла с собой и большую ответственность. Мужчина в древнем Израиле должен был прилагать невероятные усилия, чтобы принять неверную жену, не говоря уже о том, чтобы детей, которые могли родиться от другого мужчины, принять как своих собственных. Поддерживать свою жену и ее детей и, следовательно, испытывать на себе общественное отвержение — это могло стать одним из сложнейших испытаний.


И все же Осия выкупил свою жену. В определенном смысле Бог сделал то же самое для человечества, но ценой стала смерть Иисуса на кресте. Поэтому, только взирая на крест, мы можем понять, во что обошелся Богу наш выкуп от гибели, причиной которой стал грех (см. 1Пет.1:18-19).

Среда. Дело против Израиля

Тексты Ос.4:1-3 представляют Бога, предъявляющего обвинение против Израиля и ведущего с ним правовой спор (еврейское «рив»). Избранный народ предстает виновным перед своим Богом, поскольку он не выполнил условий завета. Истина, милосердие и Богопознание должны были характеризовать уникальные отношения Израиля с Богом. Согласно Ос.2:18-20, такие дары Бог посылает Своему народу при обновлении завета.

Однако по причине греха израильский народ был лишен этих даров благодати. Перечисленные Осией преступления довели народ до анархии. Религиозные вожди, священники и пророки были ответственны за происходящее в жизни народа. Это была тяжелая ответственность. Если они не противостояли грехам и не осуждали беззаконие, тогда сами попадали под Божье осуждение.

В Ветхом Завете поклонение идолам считал ось самым серьезным грехом, ибо тем самым отрицалась роль Бога в жизни народа в целом и каждого человека в отдельности. Из-за сухого климата дожди в израильской земле были вопросом жизни и смерти. Израильтяне стали верить, что их благословения, например, необходимый для жизни дождь, исходили от Ваала. Поэтому они построили капища языческим богам и стали смешивать аморальность с поклонением идолам.

В то же время в их земле широко распространил ась социальная несправедливость. Богатые классы в Израиле эксплуатировали земледельцев, чтобы выплачивать Ассирии дань. Многие обманывали и прибегали к мошенничеству (Ос.12:7-8). Из-за этого период мира и процветания сменился временем политического и социального волнения. Страна находилась на грани полного хаоса.

«Несчастные богачи, считающие, что служат Богу, достойны сожаления. Утверждая, что знают Бога, они отрекаются от Него своими делами. В какой страшной тьме пребывают эти люди! Они заявляют о своей вере в истину, но дела их не подтверждают этого. Любовь к богатству делает человека эгоистичным, требовательным и властным. Богатство — это власть, и зачастую любовь к нему развращает душу и парализует все благородное и богоподобное, что есть в человеке» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 682).


Прочитайте Иак.5:1-7. Как эти слова соответствуют истине для настоящего времени, выраженной в Трехангельской вести (Откр.14:6-12)1 Независимо от нашего материального положения, как мы можем защитить себя от опасности, которую деньги всегда представляют для последователей Христа?

Четверг. Призыв к покаянию

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя. единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).

Имя Осия на древнееврейском языке означает «Яхве спас» и созвучно с такими именами, как Иисус и Исаия. Пророк призывает народ отвернуться от греха и найти убежище в Господе Боге, их Создателе и Искупителе. Цель Божественного суда заключалась в том, чтобы напомнить грешникам: их жизнь и сила исходят от Того, к Кому они должны обратиться. Таким образом, даже в контексте всех предостережений и судов книга Осии также представляет тему человеческого покаяния и Божественного прощения.

Пророк побуждает народ, гибнущий во грехе «за недостаток ведения» (Ос.4:6), поспешить к большему познанию Бога и жить в гармонии с Его вечными принципами. Именно недостаток познания Бога привел народ к отступлению от Господа и в итоге закончился судом.

В отличие от этого, вера и послушание могли бы привести их к познанию Господа. Такое знание может быть очень близким и личностным. Именно поэтому брак так часто служит символом взаимоотношений, которые Господь желает построить с нами.

Итак, христианская жизнь — это в первую очередь взаимоотношения с живым Богом. Господь призывает людей знать Его и следовать Его воле относительно их жизни.

Грех принес разделение между Богом и человечеством. Но благодаря смерти Иисуса на кресте каждому из нас дана возможность иметь тесные взаимоотношения с Господом. Мы действительно можем лично знать Его.

В чем разница между знанием о Боге и знанием Бога? Как эта разница отражается в нашей повседневной жизни? Что бы вы ответили, если бы кто-то спросил вас: как я могу прийти к познанию Бога? Что говорят приведенные ниже отрывки о важности познания Господа?

Исх. 33:12-13 Иер.9:23-24 Дан.11:32 1Ин.2:4


следующая страница >>