prosdo.ru
добавить свой файл
1
Маньеризм.

Архитектура маньеризма поражала публику внешними эффектами и оригинальной манерой.

Отличительные качества:


  • - необычная интерпретация классической ордерной системы;

  • - отказ от абсолютного совершенства архитектурных пропорций;

  • - перенасыщение декором, нарушающим внешнее единство стены, контраст гладких и рустованных( имитирующих кладку грубо обработанными камнями) поверхностей;

  • - использование витых колон;

  • - пристрастие к чередованию планов;

  • - игра световых контрастов;

  • - неоправданное сопоставление больших и малых масштабов.

Между архитектурой маньеризма и барокко не существует резких граней, а потому маньеризм в архитектуре часто рассматривают как раннее барокко.

Появление в 1575 году в Риме церкви Иль Джезу(Иисуса), выполненная по проекту Джакомо да Виньолы (1507-1573), было воспринято как настоящий переворот в архитектурном мышлении. Особенно поразил фасад церкви, отличавшийся смелостью необычных решений и пышностью декора. В членениях фасада легко угадывались элементы классической архитектуры, которые явно вступали в противоречие не только с античной, но и с ренессансной традициями. Сдвоенные колонны и пилястры придавали зданию парадность и напыщенность. Джакомо дела Порта (1549-1692) проектировал фасад здания стремился во что бы то ни стало избежать монотонных повторов, создать ощущение нарастающих к центру архитектурных форм. Верхний ярус фасада плавно переходил в нижний, не нарушая его целостного восприятия.

Формирование маньеризма в архитектуре связано с творчеством флорентийских мастеров во главе с Джорджо Вазари (1511-1574) – скульптором, художником и архитектором, прославившимся известным сочинением «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»(1550).
Маньеризм в изобразительном искусстве.

Флорентийский скульптор, ювелир, писатель и теоретик искусства Бенвенуто Челлини(1500-1571). Своё назначение в искусстве он видел в виртуозном владении техникой и создании изысканных образов. В 1540 г. он становится ювелиром французского короля Франциска 1.


Золотая солонка – аллегория изображения Земли и Моря, предназначенная в качестве подарка Франциску 1. По замыслу – это часть ансамбля вместе с другими предметами для сервировки.

«Персей» - бронзовая статуя – заказ флорентийского герцога Козимо 1 Медечи. Излюбленный образ ренессансной скульптуры – образ героя, торжествующего победу над врагом –Медузой Горгоной. Находится во Флоренции на площади Синьории и символизирует победу Козимо 1 и приход к власти во Флоренции.

«Нимфа Фонтенблю»,

«Ганимед». Флоренция.
Жан де Булоня (1529-1608) – фламандский скульптор.

«Меркурий» - парящий в воздухе образ. Удалось создать впечатление легко взмывающей вверх фигуру божественного посланника. Художник придал предельную утончённость и одухотворённость

«Похищение сабинянок»
Характерные особенности в живописи маньеризма:


Расшифровать такую картину просто невозможно, так и как воображение и фантазия художников не знали границ.

Пармиджанино (1503-1540)

«Мадонна с длинной шеей» - автор далеко отошёл от естественной красоты мадонны Рафаэля. Его стремление к изяществу: специально вытянул пропорции фигуры, придав Марии капризный и жеманный вид. (Манерность поз картинных образов – отсюда название направления «Маньеризм»).

Художник расписывал церкви Пармы и Болоньи. Благодаря яркости дарования он стал образцом для многих итальянских художников – маньеристов.

"Портрет знатной дамы" 1523,

"Автопортрет в выпуклом зеркале" ок. 1524

Офорты:

«Два старца и сидящий юноша.»

«Оплакивание.»

«Поклонение пастухов.»

«Фигура девушки с подушкой в руках.»


Николас Халлиард (1547- 1619) - «Портрет юноши среди розовых кустов» . В образе вычурность и жеманство, так не свойственно представлениям о мужской силе и красоте.

Портрет Елизаветы I,
Анджелино Бронзино (1503-1572) – в парадных портретах которого вычурность приёмов, застылость торжественных поз, холодность, бесстрастие лиц, нарочитое богатство придворных одежд.

Портрет Лукреции Пачиатичи (1540) – веет холодом и презрительным равнодушием. Контраст яркого платья итёмного фона, изысканные ювелирные украшения, холодный и надменный взгляд, устремлённый прямо на зрителя, бросают вызов и подчёркивают превосходство героини.

Портрет Марии Медичи

«Аллегория, Венера и купидоны»

Портрет Козимо Медичи в образе Орфея, 1540

«Святое семейство»

«Поклонение пастухов»
Джузепе Арчимбольдо (1527-1593) – творчество итальянского художника стало вершиной маньеризма. Рождённые им фантастические и изощренные творения – яркий пример крайнего выражения маньеризма. Художник – автор семнадцати станковых картин.

«Стихии»:

«Воздух», «Земля», «Вода», «Огонь»

«Времена года»:

«Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Художник создал целую галерею причудливых экзотических образов, его картины стали своеобразными моделями новых мистических изысканий своего времени.

Учение о живом космосе Арчимбольдо воплотил в знаменитом портрете Рудолфы11 в виде Вертумна –этрусского божества садов и обработки земли. Перед нами фантастический двойник короля, образ которого зашифрован художником.

«Особенный мастер» Эль Греко

Изучая творчество великих мастеров, не подражая никому, нашёл свой путь в искусстве. Родился в 1541году на острове Крит. В 35 лет приехал в Испанию, где работал придворным художником в Мадриде, но необычность его манеры не понравилась Филиппу 11,и художник уехал в Толедо, где и оставался до конца своих дней.


Особенности почерка художника – это причудливая вытянутость фигур в длину, беспокойный, нервный ритм извилистых линий, изысканное сочетание красок, необычность фосфоресцирующего освещения, не имеющего реального источника, а главное – необъяснимая одухотворённость загадочных образов и мистических видений. Основные сюжеты – это Священное Писание.

«Сошествие Святого Духа» Духовный восторг и озарение апостолов передается с помощью контрастов света и тени . Интересно композиционное решение: апостолы располагаются вокруг Девы Марии, создавая центр. Лучи создают дополнительную устойчивость и равновесие. Много персонажей, но выписано каждое лицо. Оригинальность творческой манеры до сих пор вызывает неоднозначное отношение искусствоведов и во времена самого художника одни восхищались ег творчеством, а другие упрекали его в «дурном вкусе». Эль Греко трудно отнести именно к маньеризму и замыкаться именно на этом направлении. В его манере совмещаются множество стилей и направлений.

«Погребение графа Оргаса» композиционное разделена на две части: верхнюю (небесную) и нижнюю (земную). Причудливые облака и движение с ними ангелов. В центре ряд портретов, отделяющих земное событие погребения от небесной сферы. Среди изображённых реальные портреты его современников. Восхищает величайшее чувство меры воприки абсолютно раскованному полёту фантазии.

Парадный портрет главного инквизитора Нуньо де Гевера – здесь Эль Греко как блестящий портретист, поражающий глубиной психологической характеристикой. Напряжение и сила, что-то зловещее, способное вызвать ужас и страх – всё это ощущается в этом портрете.

«Вид Толедо» - один из прославленных шедевров Эль Греко, демонстрирующий новые грани его художественной манеры.