prosdo.ru
добавить свой файл
1
Матерные выражения: использовать или нет?

Во второй день 12-ой международной конференций студентов и аспирантов «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи» нескольким юнкорам из Юнпресс-Пермь удалось побывать на секции «Эстетика речевого общения». К сожалению, из 12 докладчиков, выступить удалось только двум. Несмотря на это, мы узнали достаточно много новой информации, касающейся лексикологии. Кроме того, нам удалось пообщаться с руководителем секции Новокшоновым Дмитрием Евгеньевичем.
- В чем суть эстетики речевого общения?
Дело в том, что это понятие имеет широкое значение. Всё то чувственное, что возникает в момент речи. То есть для написания доклада вы можете привязать любую тему и показать эстетику языка с разных сторон. Это действительно интересно. Но, как видите, оказалось, что заявленных было больше, чем присутствующих. А ведь мы могли бы плодотворно обсудить эту разностороннюю тему.
- В чем различие слов этика и эстетика? Существует ли понятие этика речевого общения?
Этика – это историческое слово. Этика прорыва, например. А эстетика – это то, что чувствуешь. Когда есть говорящий и слушающий. Допустим, два человека слушают одну и ту же песню. Один слушает и говорит, что он в восторге, другой возмущается и ругается. Выходит, разница в эстетике. У одного одна эстетика, у другого – другая. На эту тему можно рассуждать очень долго.
- Получается с эстетикой можно связать и психологию как предмет?
Не можно, а нужно. Так как психология неразрывно связана с эстетикой. Ведь в эстетике главное – чувственность, а чувственность – это ощущение, один из психологических процессов.

- Как эта эстетика речевого общения может повлиять на нас, подростков?

Очень просто. Если вы начинаете думать о чем-либо, то вы придете к следующему простому итогу: нет ничего такого, что вы не могли бы сделать. Единственный сдерживатель, который у вас есть, - сознание: надо вам это или не надо? Хорошо это или плохо? Приятно это вам или неприятно? Возьмем в пример первую докладчицу. Девушка из очень хорошей семьи с хорошим воспитанием, следовательно, у нее проскользнула мысль: надо запретить грубую лексику. А если подумать, стоит ли вообще это запрещать? Думать можно до бесконечности. Это всего лишь речь.

- Ведь такую тему поднимали и раньше: запретить или оставить грубую лексику?
Да, всегда поднимали и поднимают. Впервые в советской печати законодательно запретили использовать срамную лексику в 30-х годах. То есть цензура вымарывала. Нельзя было написать слово [пишет на доске] «говно». Вот скажите, глядя на это слово, вы испытываете какое-то отвращение? Нет, ведь это просто слово. На самом деле это очень любопытный вопрос, которым задается далеко не каждый. Первоначальный корень от слова «говно» – «гов», означающий «корова». Этот же корень сохранился и в слове «говядина», например. Такие связи можно наблюдать в любом непристойном слове.
- Получается, люди не имеют никакого представления о слове, но используют его. Вырабатывается некий стереотип, ведь так?
Естественно. У нас вызывает стыд, страх использование какого-то слова. Но может быть, стоит бояться использования этого слова в той или иной обстановке? Ведь мы не будем использовать ненормативную лексику при детях; конечно, нет.
Стоит использовать ненормативную лексику в СМИ или нет, – каждый для себя решает сам. А итогом конференции стала мысль Дмитрия Евгеньевича о том, что эстетика речевого общения зависит от обстановки действия.


Никита Ежов

Алёна Полякова