prosdo.ru
добавить свой файл
1


Междисциплинарные проблемы в современной богословской науке

Диакон Владимир Василик

Междисциплинарные возможности очень помогают в научной деятельности. Теология наука по преимуществу гуманитарная. Существует бол кол-во дисциплин стоящих на стыке разных наук.

Например:


  1. Историческая психология. Занимается изучением духовного мира деятелей истории. Сергей Николаевич Полторак. Гл. ред. истор журнала «Клио».

  2. Психолингвистика. Психологические законы, влияющие на формирование языка.

  3. и т.п.

Следовательно сущ необходимость овладевание аппаратом и тех и др наук.

Богословие на стыке многих наук. Такая дисциплина, как Патрология по определению явл междисциплинарной, в ее российском формате, поскольку она подразумевает включение в себя дисциплин: история (агиаграфия), право, юриспруденция, текстология (Дмитрий Сергеевич Лихачев «Текстология»), библейское богословие, история (Ближневосточных цивиллизаций: Франфокт Вильям Якоб Сенс «В преддверии философии»), эпиграфика, история искусства, библейская археология и т.п.

Писать эссе. 10–15 стр, не использовать источники.

Эволюционизм

Представители креоционизма:

  1. Сергей Головин «История всемирного потопа»

  2. Профессор Ольховский

  3. Прот Александр Половинкин

  4. Ал Юр Евдокимов

  5. Иерей Константин Буфеев

  6. Иерей Тимофей Алферов

В науке существуют различные споры — следствие неполноценности научного знания. В науке абсолютной истины нет. Возникает иллюзия абсолютной честности людей науки, но они такие страстные и предвзятые. Догмат коллективной безгрешности людей науки. Существует искушение круговой поруки. В науке интенсивнее всего развивались области, связанные с уничтожением человека, порабощением человека и тотальным контролем над человеком. (1902 г. изобретается братьями Райт аэроплан, а ранее 1912 уже бомбардировочная авиация). История науки знает огромное количество коррупций и фальсификаций. Особенно богата на это теория эволюции, который по сути является квазитеоретическим догматом ошибочной позиции. Все эволюционисты позже признавались в своих фальсификациях:


  1. Петикантроп — череп обезьяны в 15 м от бедра человека.

  2. Эоантроп (Пителдаунский человек) — нашли череп древнего человека и приставили свежую челюсть обезьяны. Представитель католич богослов Терьяр де Шарден. Близко к теории большого взрыва, но точка начала — омега и эволюция идет по теории ортогинеза, т.е. правильной идеальной направленности к высшему сознанию от низшего. Через элементарные частицы к высшему разуму. Человечество возникло 200 000 лет назад, но придет в точку Омега, где существует сознание во всей его полноте. Здесь опровергается теория Спесера-Дарвина о выживание сильнейшего, но сущ тривиальный идиализм и, что хуже, мир не твориться, но саморазвивается от худшего к лучшему. По сути перевернутый неоплатонизм, в котором нет места для Творца.

  3. Человек из Неброски — восстановили из зуба дикой свиньи, которая до сих пор живет в сев Африке.

Все это коплекс Фауста — похоть к знаниям.

Методологически наука в конечном счете не может отвечать на конечный вопрос бытия. Из Библии: Бог создал все добро зело, а палионтология — наука о смерти и перемолотых останках. А смерти Бог не сотворил, но завистью дьявола смерть вошла в мир. Значит палеонтология занимается уже падшим знанием. Не устраивает в ней еще антропология и антроморфизм: в Церкви тело — Храм Божий, а в науке тело человека — от страстной звериной природы, которые поедали друг друга.

Соответственно эволюционная теория нужна была для опрадания капиталистической конкуренции, а позже таталитарных строев: большевизма и фашизма, которым было гораздо легче уничтожать и управлять бывшими обезьянами, чем образом Божиим. Следовательно появление Дарвинизма чисто социально. Сильно! Сколь бед может натворить тщеславие одного ученого. Бойтесь гордыни бесовской.

Опровержение теории ненаправленной эволюции

Самопроизводное возникновение органической молекулы противоречит законам термодинамики. Всякая замкнутая система стремиться к минимуму энергии и к наибольшему беспорядку в себе. (2 закон термодинамики).


Англ физ-мат Фред Хойл совершил расчеты вероятности возникновения жизни из неживого вещества. Произвел мыслительный эксперимент: взяв вирус (уже не верно) и разделив его на химич составляющие, вероятность его восстановления путем случайного сочетания атомов получилось 1 из 1040 000. Все кол-во межатомных взаимодействий за 20 000 000 000 лет сущ вселенной = 10100. Образование одной бактерии со всеми необходимыми ферментами: 2000 = 10-280. Сторонники ненаправленного эволюционизма считают, что эволюция действует путем ненаправленных сочетаний. Вероятность одной полезной мутации = 10-3 000 000. При такой вероятной степени мутации за все время сущ вселенной не могло появиться ни одного естественного гена. У человека 110 000 генов. Вероятность появления одногогена человека = 10-240 000 000 000.

На настоящий момент известно 6 000 000 видов растений и животных. Если соизмерить эти сведения с данными случайной эволюции — не хватили бы и всех возможных историй вселенной.

«Первобытный бульон» — земля образовалась из горячей жидкости (магмы), которая потом застыла. Но это не возможно, т.к. все породы изначально существовали в твердом виде. Все органические процессы демонстрируют сложность, не поддающуюся снижению. Это подтверждает, что их элементарная конструкция не могла существовать при отсутствии какого-либо одного самого простого элемента. Явление сложности не поддающего снижению — это императив для теолиологического аргумента. Сами по себе молекулы не могли появиться, тем более в той концентрации, какую имеют в природной форме. Трудно представить как могло возникнуть живое существо стахостическим образом.

Вопрос о генетическом коде, который должен был возникнуть по образу: все или ничего. Ему т.н. современные атеисты пытаются противопоставить «сэнергетическую модель» Арнольда Хакена и Пригожина — теория самоорганизации, происходящую в сложных, неравновесных системах. Т.е. идея того, что система самоорганизуется, усложняется, сама по себе стремиться внутри себя к накоплению инф, и сама собой к переходу к иному уровню сложности. Оправергается: 1) сэнергетика берет систему, как данность, но не рассматривает, как она возникла; 2) они кичаться примерами перехода от простой системы яйцеклетки — к сложной человеку, но не учитывают, что в яйцеклкетке уже заложены вся инфр о чел; 3) самоорганизация системы возможна, когда уже заложен некоторый уровень сложности; 4) они считают хаус, неуравновешенность — нормальным состоянием системы, а порядок — случайным фактом, что противоречит всей истории даже общества. История любой неравновестной системы показывают, что она стремиться к равновесию; 5) само понятие «хаос», которое присутствует в их теории — порочно, т.к. хаоса нет даже в хаотично движущейся материи, т.к. всякая молеула содержит в себе достаточное кол-во инфр, что само по себе уже организовано.


Теория инфляций — теория расширения вселенной

Вселенная имеет начало. Роберт Джеспер: «У вселенной было начало. Вселенная возникла из ничего. Космос берет начало из абсолютной пустоты, из ложного квантового вакуума, где нет не вещества ни излучения». С т.з. эволюционистов этот вакуум обладал чудесными свойствами. Вся масса и энергия вселенной была сконцентрированна в сверхмалой точке: 10-33 см. Сила гравитации была настолько велика там, что в ней удерживалось все и даже свет не мог вырваться за ее пределы. Многие из них относились со всей серьезностью к шестодневу: «Земля безвидна и пуста» — первоначальный вакуум, только не пустота, а напротив — сверхмасса. Один из направленных эволюционистов — Шредер пытается сопоставить эту модель с библейскими словами: «тьма над бездной и Дух Божий носился над водой». «Вода» — та субстанция, из которой создано все тварное. Должна быть причина для создания = Дух Божий. Следовательно многие астрофизики принуждены для расширения вселенной допустить потустороннюю причину. Иных механизмов они просто не видят. Многие приняли гипотезу одноразовой силы нового типа «inflationary epoch» — момент вспучивания, момент инфляции. Это показательно, т.к. физика, как точная наука, не интересуется одноразовыми явлениями, а здесь явление одноразовое. Т.е. волей или не волей приходиться такие явления вводить и изучать. Физикам приходиться допускать так же одноразовую силу: некую отрицательное давление, антигравитацию, которая привела к такой силе отталкивания, что начала расширяться вселенная, но плотность вакуума при этом не уменьшалась. Скорость расширения вселенной превышала скорость света во много триллионов раз.

Отец Леонид Ципин «Три дня творени». Идея: современные научные теории эволюционизма полностью совпадают с шестодневом. Но: 1) растеия создаются раньше солнца и звезд — отец Леонид: четвертый день твоения — появление атмосферы земли современного типа. Первоначально атмосфера была плотной и непрозрачной и солнечные лучи ее не достигали. Жизнь сущ. за счет светящихся баткрий и тп — сложно. 2) Согласно совр теориям жизнь возникает в воде, а по Шестодневу — на суше растения. 3) понятие день — по Шестодневу все создано за шесть дней, здесь оте Леонид и прот Стефан Лишевский отвечают, что евр слово «ийон» (день) может означать сколько угодно долгий промежуток времени. И в СвП: «перед Очима Твоима день, как тысяча лет» (Пс 89), но везде в др местах «дни царя Ирода и т.п.»


Андрей Кураев: «Шестоднев не репортаж, а поэтическое произведение», что подтверждается и повторениями и образами и рифмой в евр языке. Каждая эпоха подходила по разному к пониманию шестоднева, но все не могли до конца объяснить все подробробности билейского описания.

Святитель Викторин Петавский (современный Птуй в Словении)

Как быть с сотворением светил в 4-й день, а до этого был день в часах. Но свет определяет констанственные и временные пространственные времена творения мира. А определялось время по 24 часам, зависимым от 12 Ангелов дня и 12 Ангелов ночи, которые обозначены в Апокалипсисе 24 старцами. Свет — хранитель информации, жизни и бытия мира. В интертестаментарных (межзаветных) текстах творения из нибытия в бытие понималось, не как из ничего в сущее, а как из невидимого в видимое. Верою познаем, что веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Евр 11,3).

Связь пространства со временем. Древнии философы это смуто ощущали и каждому часу отводили свой географический пояс. Так, идея свт Викторина о связи пр и вр в чем-то предвосхищает теорию относительности. По их идеям: свет — это универсальная среда, которая является отсчета для всех прочих систем. Энштейн вывел из этих положений метрику пространства-времни, матиматическую структуру пространство-временной связанности. Теор отн устанавливает единство пространственно-временной и причинно-следственной структуре мира. Число света кратно трем (Пресв Троица). Служение 24 старцев апокалипсиса — служение хваления. Они участвуют в космической литургии и свет принимает участие в этом всемирном хвалении хвалите его все звезда и свет. В Библии хвала света и Ангельская хвала соединины друг с другом (Иов 38, 6–7).

Оксеринский папирус (№ 1786, ΙΙΙ) «Заря и светоносные силы и источники рек и Ангелы и звезды Умом светоносят, и восклицают Аминь, аминь, аминь». Порядок творения связан с порядкоком благодарения, параллель с Апокалипсисосом (Откр 5, 11–13). Можно говорить о космологическом, а так же эсхатологическом смысле хваления.


В первый день творени, ао свт Викторину, создаются 24 часа, имеющие в себе 12 ангело дня и 12 ночи. Можно объяснить это в доксологическом и онтологическом смысле. Творение связано с непрестанном хвалении а нгелов, при каждом этапе творения. И увидел Бог, что это хорошо. Пространнственно-временной дуализм, учитывая привезкку времени к пространству. Временно-световой характер — половину для дня, половину для покоя. Тема света, как первопринципа творения разрабатывалась в средневековой европпе схоластиками. Роберт Гроссетест (ΧΙΙΙ в) еп Линкольнский считал, что свет играет гл роль в творении мира. Свет — единство материи и форм в творении мира. То, причастность к чему имеет возможность телу быть телом. Свет, в таком смысле, является телесностью. При этом распространяет себя самого во все стороны и создает сколь угодно большую световую сферу. Телесность же есть то, необходимым следствием чего есть распределение материи по всем трем измерениям. В начале времен Бог творит световой зародыш мира, своего рода первоатом — своеобразный зародыш теории Большого Взрава, теории инфляции в ее креацианистстком ключе. Подобное у аббата Жорджа Лемера: в первоатоме уже заключен весь мир. У свт Вас В: Первый день творения Бог словом Своим вложил благодать в мир. И Божиим законом эта сила становиться возможным творить и создавть мир. Блж Августин: В первый день твор Бог вкладывает семена, логосы и замыслы грядущего творения и это происходит благодаря свету (Шестоднев). У Гроссотеста в первоатоме — весь мир, распространяясь по всему миру, определяет заключенные законы и составы поставленного сущего.

Общность базовых идей, базовых принципов, идти в мировозренческую глубь. В этом аспекте рассказ о творении света приложим не только к современным концепциям, но может модернезироваться и обновляться и в будущем. Если говорить о метофизических основаниях материи, наука же говорит физических процессах. В этом смысле мысль о свете, который конструирует наш мир, все процессы, познание и, наконец более важно, это символ света Божественного.


Теория большого взрыва

В третий день творения появляется жизнь в виде примитивных микроорганизмов, кот могли сущ и без обилия солнечного света. Вопрос: как могут сущ без света? О. Леонид Ципин «Три дня творения», говорит — земля остывала и, в результате, было некое свечение. Хотя поверхность была закрыта облаками из углекислого газа, но было достаточно тепло. И за милрд лет они переработали углекислый газ и тогдп открылось небо на 4-й день с солнцем, звездами и т.п. Получается, что рассказ о творении — репортаж с земли. Но со стороны Бога — не так.

Рассказ о творении солнца и звезд имеет смысл не событийный, но догматический. Помещая творения солнца и звезд в 4й день бытия Моисей говорит, что трава достойнее звезд, для евреев, которым в силу приверженности к языческой финикийской религии с поклонением звезд, было дано опровержение.

Уязвимо:

1) тонкая грань между эволюцией и направленной эволюцией. Православные эволюционитсы, считая что Бог формирует эти направленные скачки: от неживого к живому, создавая виды и классы, слишком много отдают на откуп природе и ее законам. Считая, что Бог лишь подталкивает и способствует естественным эволюционным процессам: тонкий соблазн представить Бога-Творца лишь греч Демиургом, лишь контролирующим ест процессы.

  1. Соблазн связан с принятием тех огромных сроков, которые эволюционитсы (прежде всего атеистические) привязывают к творению мира. Рискованно вообще богословие привязывать к как-л теории, кот сейчас модна, а потом будет разгромлена. Так катол уже обожглось на астрономич теории Пталемея. Для богословской мысли всегда есть соблазн чрезмерно привязываться к вещественным нач мира сего, к науч концепции. Так обр попались монофизиты, кот идя за положением Аристотеля, что природа не может сущ без ипостаси, впали тяжелейшую ересь и отвергли Халкидон. В результате индейские монофизиты дошли до модализма.


  2. Чрезмерная привязка к достижениям науки может фитишизировать веру Церкви: появляется неизвестный объект — доказательство веры Церкви. В кач примера: Туринфская Плащеница по углеродному анализу пренадлежит времени между 1230–1260 гг. Соответственно, либр=о быть последовательными до конца, либо вообще не прнимать. Возникают вопросы: а) насколько можно доверяться науке, б) объект науки — падший мир, в) инструменты исследования — самых немощных сторон падшего мира, г) метод науки — анализ=разложение, д) ученый — тот же падший человек.

В результате встает вопрос о реальном возрасте мира и откуда возникли миллиарды лет? Настоящее нач это й теории — античность и, в частности, гностицизм с представлении о ионах и сменяющищся бесконечных веках. В христианстве — это Ориген, в яз — Гераклит, пантеизм, гностицизм. Вопрос: насколько оно обоснованно методологически? Представление о громадном возрасте земли и вселенной возникло за долго до появления эксп методов и теорий. Метод геологии использует в большой степени подгонки и подстройки. До 19 в геол использовала теории катастрофические — образование мира в результате катастрофы, теперь эволюционные — множество веков. Геологическая колонна в своем полном виде нигде на земном шаре не сущ; 2) в рядах случаев остатки одного растения или животного может рассекать несколько рядов т.н. геол слоев; 3) теория осадков ен выдерживает критики — за такое вр орг остатков не могло дойти — уничтожены были бы микроарганизмами; 4) отсутствуют переходные формы: архиаптерикс — птица в чистом виде, как на мадагаскаре; кистеперую рыбу — выловили живую в тихом океане «цилокама»; 5) радиоуглеродные методы c14, урана235 — анигдотические: от 7 до 18 млрд лет образцы порлд с луны, дотированны вулканические породы на Говаях, извержение кот было 200 лет назад получили от 180 млн до 200 млрд лет — допущение позволено в результате наиболее подходящей дотировки, основанной на том, что уран был в чистом виде; 6) соленсть океана — дожна быть за столько лет = мертвому морю; 7) гелий в атмосфере; 8) динозавры — в Библии часто (Иов, Пс).


Эволюционизм

Энгельс утверждает, что труд создал из обезьяны чел, но рассуждения эволюционистов явл построенными по образу порочного круга. Тем самым они еще более ярко и сильно свидетельствуют в пользу создания чел Богом, т.к. результат требует вначале причины. К тому же они страдают бессистемностью. Изначально от чел, кот желает получить знание, необходимо: свобода рук и прямохождение и речь. Если отсутствует хотя бы один из этих элементов — человек по кападакийцам уже не может называться таковым. Речевые способности определенно связаны с прямохождением. Современное человеческое общество не эволюционирует, но деградирует особо быстро в последнее время. Плюс к трем данным необходим необходим разум, иначе эти свидетельства ведут к незащищенности чел.

Православные эволюционисты: прот Александр Мень, Кураев, о Кирилл Копейкин — чел, якобы, был животным, до того, как Бог вдохнул в него Дух. Произошло вхождение сознания в грубую животную оболочку (Копейкин, Гомольков). Смесь научного эволюционизма и православного креационизма. Будто Бог решил вдохнуть Дух в животную природу обезьян. Но сотворение чел тела должно было быть синхронно со вдыханием Духа. Чел без сознания, как вид не существовал (Прп Серафим Сар, свт Феофан Затв). Особенность человека: в слове, добре и премудрости.

Даже атеисты должны признать речь — второй сигнальной системой, координально отличной от первой — звериной (рык, крики). Первая отображает лишь конкретные рефлексы, вторая множество абстрактных понятий. Слово принципиально полисимиично (многозначно), а первоначальная только рефлективна. Только для человека характерно: словотворчество, создание текстов, все виды словесного искусства, появляющиеся у самых примитивных племен. Поражает способности словесной памяти: аэды запоминали более 20 000 строф, а глубина исторической памяти на тысячи лет. Способность переживать то, что к данному чел не имеет никакого отношения. В чукотских языках сущ не менее 100 слов для определения цвета и характера снега. В арабской (доисламской) поэзии сущ до неск десятков наименований для верблюда. Но если система страмиться к рационализации, то откуда это множество усложнений. Вторая сигнальная сист активно развивается и активизатором ее становиться муравей. И в природе есть примеры системы, но каждый отдельный ее представитель ни к чему не способен (муравейник), но чел в одиночку способен создать полноценную работу.


Онтология

Отрибутивы и типы онтологического отношения к личности. Хороший пример взаимодествия теологии с психологией. И возможность соединения психологического понитийног аппарата с богословским. Поиск типов в Библ текстах оправдан и необходим, т.к. это книга, как реалистическая, так и символическаяТипы служения:


  1. Энергийно-образовательный тип. Человек прорыва, но не расчетливый на будущее, без полноты результатов. Пророк Илия. Самсон.

  2. Структурно-организационный. Пророк Елисей и его ученик.

  3. Созерцательно-проникновенный. Видение сути. Свт Григорий Палама.

  4. Недеятельно-созерцательный.

  5. Символико-трансформационный.

  6. Целостный тип:

  7. Изначально целомудренно-целостный тип. Этот тип предполагает изначальное целостность — ап. ев. Иоанн Богослов, прп Сергий Радонежский.

Исторические деятели средневековой Руси зачастую сопоставляются с библ архитипами. Блг кн Александр Невский — Самсон и Иосиф Прекрасный. Адам — представитель всех трех типов: Царь, пророк и священник. До грехопадения носитель разных типов — структ-орг: возделовать и хранить райский сад; созерцат и символик — называл зверей и пророчествовал о жене своей.

При грехопадении изначально целостный тип разрушается — змей действует вовлечением в диалог преувеличенного изменения слов Бога: стремление к знаниям, жажда справедливости, инстинкт безопасности. Заговорила: тщеславие (обратить змея), послушала (геденистическая реакция — вожделение: приятно для вкуса — примитивно, потом для глаз — эстетика, в конце знание — гносис извращенный). Адам не сам берет плод, но получай от жены: священник из царя берет жертву от жены — служанки. Результат: увидели, что наги — чувство стыда, как психологический дисконфорт. Прячутся от Бога, когда спрашивает, Адам оправдывается, испытывает страх, низпав в геденистический тип (обратная сторона деятельно-созерцательного) действия: бегство и оправдание — попытки снять стресс. Бог, любяще спрашивает, подсказывая оправдывание покаянием, но Адам отталкивает и предпочитает загородиться чужим телом и переложить вину на Бога — сам создал все. Вина переживается, как дисконфорт. Ева более искренна — змей прельстил. Бог константирует: прах ты и туда же возвратишься — живой мертвец.


Бог, посылая страдания и скорби предельно ограничивает возможности для развития и укоренения геденистического типа. Работать в поте лица: возможность развития структурно-организационного типа. Грубы кожанные ризы для того, чтобы чел не впал в нездоровую мистику при общении с демонами.

Патриарх Енох: энергийно-образовательный тип. Вера становиться его образующим типом.

Ной: (ноах — покой от евр.): трудно классифицировать: недеятельно-созерц, но ковчег — символика Церкви (Ориген, прп Роман Сладкопевец). Интересно о числового определения ковчега. И пророк: обличай соплеменников (у прп Романа и Ефрема Сирина), след: энергийно-образовательного.

Язык принципиально логичен. Происходит соединение законов граматики и законов логики. След, язык был создан высшим Логосом, для дальнейшего украшения.

Разгром истории

История — свидетельство, мученник — (мартириас) тоже свидетель. Но современная наука пытается это разорвать.

Конструктивизм, согласно которому исторические источники отражают лишь ментальность их носителей, а не те которые были в реальности. Все-таки с известной осторожностью можно говорить, что исторические источники отражают историческую реальность, понятно, что с искажением.

Создавались и создаются исторические подделки.

Пер половина XI века (1020-е годы) написал историю, в свое время общаясь с Бруно Кверфуртским, т.е. был практически современником.

Естественная наука занимается многократно повторяющимися событиями, история же занимается событиями уникальными. Люди те же, но комбинация событий оказывается другой. Битва при Бородино была максимум ничейная, но Москву отдали, а потом в 1942 таже битва

Закономерности и цели исторических событий

Первоначальная модель истории — торжество элленизма над варварством, потом торжество Римской цивилизации (Pax Romanum) над прочими; средневековье — торжество христиан над язячеством (а в Византии — имперский эсхотологизм «Царство Божие, пришедшее в силе»); масульманская — противоречие «двор ислама» и «двор войны», в конце весь мир в «двор ислама»; возрождение — пути человечества к прогрессу техническому, общественому и духовному; в 19 в прогрессизм привел к марсизму (капиталистическая модель), только у Энгельса–Гегеля стройная теория формации: от первобытно-общинной через рабовладельческую, демакратическую, капиталистическую к социализму. В реальности это описания только части стран в зап-европейской Европе, т.к. рабовладение. Но марксийская реальность = вульгарное совмещение западного прогрессизма и библейского эсхатологизма.


Данелевский «Россия и Европпа»: выделяет 8 типов цивиллизаций, где соединение этнического и религиозного начала в госсударствах. Потом продолжил Тоймби — сейчас наиболее популярная теория.

Христианство — религия историческая, как никакая другая: 1) Бог есть творец мира, времен и истории. Господь и венец лета (античное «акмэ» — полнота). В христ, отчасти, линейная концепция времени из Ветхого Завета. С др стороны оно существенно обогатило эту концепцию: все катится к Страшному Суду, но дана идея линейно-восходящего времени. Тленному сему полагается облеться в нетеление. (Ап Павел). Переход временного в невременное означает не уничтожение времени, но переход в вечность — его освящение. И центральное событие: воплощение Логоса, родившись в нощи времен, Оно воссияло в человечестве и освятило сотворенное. Теперь все время от Рождества Христова. («Хронография» Феофана Исповедника: 4 времени — от сотворения, от РХ, от Ал Макед, от Диаклетиана = эпоха мученников). Христианская система вбирает в себя великие события прошлого, не уничтожая их и изображая события Церкви через мученичество.

Христос воплотился при Понтийстем Пилате, не при первосвященников, нно и не при импер Тиберии. Почему Пилат: 1)общался с ним Христос = историч личность, 2) идея мира с Римской империей свт Милетона Сардийского: императору Марку Аврелия — симфония Римской имп и христ госсва, развитие Рим империи с ростом Церкви. У инокини Кассии: стихира Августу на земле: «Под едином царстве Всевышнего все прибывают, под твоей властью император все возрастает». Вершина у Евс Кесс: император — новый Моисей, выводящий Ц из Египта гонений. Кондак на освящение Софии: «Как веселила — царя верного предлагаем <...> как владыку царя мы приеме» — перехлест.

Каррелятом этой концепции симфонии сущ конц блж Авг о Ц воинствующей и Ц странствующей, исполняя свое обязательство проповедывать Цар Б по всей вселенной, и тогда наступит конец: «О граде Божием». Коррелят — Л.Н. Тихомров «Смысл истории». Можно говорить не о противоречии модели Ц странствующей и Ц имперской, но дополнении. Еще возможна православная монархия, но народ нуждается в серьезном воспитании.


В феврале 1917 года РЦ сдало императора, от этого решения прямая дорога в 37 год. Католики в Италии в 1931 г приветсвовали республику — начались страшные гонения, с уничтожением почти всех храмов.

Историческая психология

Наука, занимающаяся историей сознания: Серг Ник Полторахов, Андр Леонидович Вассоевич. Время комплексного воззрения на историю чел: философско-герменевтический и социо-психологический. Понятие о мнтальности — совокупность символов, необходимо форморующихся в рамках данной эпохи, влияющих на сознания и парадигмы. При анализе др культур имеем некую неполноценнсоть — ментолитет лишь верхних слоев. Символ — монада, заключающее в себе неогранич кол-во значений. Реконструкция возможна только при историко-герменвтич подходе (Бетте и Годанов). Герменевтика — учение о бытии = онтология. Он метафизичен и тем становиться реальным методом изучения истории. Актуализация историч реальностей — помеха. Главное — предпонимание или традиция.