prosdo.ru
добавить свой файл
1 ... 6 7 8 9 10

IV фаза

Педагог. Мы сегодня так долго путешествовали, что очень устали. Сейчас я коснусь вас волшебной палочкой феи сна (дотрагивается), и маленькие волшебники заснут (педагог включает колыбельную). Все волшебники закрыли глазки. Им снится сон, что они живут в стране вежливости, они добрые и культурные. Все жители страны умеют вести себя дома и на улице, в детском саду и в магазине. Так приятно общаться с умными и добрыми волшебниками. (Пауза.)

Когда зазвучит колокольчик, все детки медленно откроют глазки и проснутся. (Пауза.)

Звучит колокольчик (не резко). Дети встают.

До встречи, маленькие волшебники.

Занятие 18. «ОСТРОВ ЧУНГА-ЧАНГА»

I фаза

Педагог. Сегодня мы отправимся в интересное путешествие. Вы готовы? Скажите мне, вы веселые, дружные ребята? Вы добрые? Я вижу, что с вами можно отправиться в путешествие. А отправимся мы на волшебный остров Чун-га-Чанга, на котором живут веселые дети. Там всегда тепло, поэтому дети ходят в маленьких юбочках, украшают себя

70

браслетами. Вот такими (показывает). Украсьте себя. (Педагог включает запись песни «Чунга-Чанга».)

Этюд «Радость» (эмоция радости)

Дети берутся за руки и закрывают глаза (собираются в круг), пройдя один круг — открывают глаза.

Педагог. Вот мы с вами попали на остров, где всегда радостно и беззаботно. Ребята, сегодня на остров приплыл путешественник на своем корабле. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудо-острова — маленькие чернокожие дети. И на них (на мальчиках и девочках) были надеты одинаковые короткие юбочки, на ногах и на руках — браслеты, в ушах — крупные серьги, на шее — бусы, а в волосах — красные перья. С веселой улыбкой они стали танцевать под музыку вокруг путешественника. (В. Шаинский «Чун-га- Чанга»). Дети поют:

Чудо-остров Чудо-остров Жить на нем Легко и просто Чунга-Чанга.


Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

Этюд «Стыд» (эмоция стыда, вины)

Педагог. На острове дети и родители живут дружно, уважают и любят друг друга. Поэтому когда кто-то из детей нарушает правила поведения, то ему становится очень стыдно.

Послушайте одну историю.

Один чернокожий мальчик взял без спроса ночью, когда все спали, у девочки браслет, так как свой потерял. На следующее утро все узнали про это и ругали его. Ему было стыдно. Он чувствовал свою вину.

Давайте покажем, как стыдно мальчику.

Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела.

Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

Все дети этого мальчика простили. Он пообещал больше так не делать. У него на душе стало спокойно и радостно.

Покажите, как обрадовался мальчик.

71

Выразительные движения: брови подняты, улыбаться, хлопать в ладоши, подпрыгивать.

II фаза

Этюд «Честный шофер» (профилактика лживости)

Педагог. На острове Чунга-Чанга все жители честные, нет обманщиков, нет воров.

Однажды произошел такой случай.

В такси сел мужчина, у него был фотоаппарат. Он сказал шоферу, куда ему надо ехать, и они быстро прибыли на место. Пассажир расплатился с водителем, вышел из машины и направился к дому. Шофер посмотрел на место, где сидел пассажир, и увидел на сиденье оставленный фотоаппарат. Он остановил машину, взял забытую пассажиром вещь и пошел к подъезду, в который вошел владелец фотоаппарата. Водитель не знал, в какой квартире живет рассеянный пассажир, поэтому он стал звонить во все квартиры подряд. Наконец на 2-м этаже одну из дверей открыл сам хозяин фотоаппарата. Таксист, улыбаясь, протянул ему фотоаппарат. Мужчина поблагодарил водителя.

Беседа с детьми


Как можно назвать поступок шофера? А вы когда-нибудь оставляли вещи где-нибудь? Вы когда-нибудь поступали честно? Что вы чувствовали при этом?

Честность — очень хорошее качество характера человека! Я уверена, что вы все станете честными людьми.

Решение проблемных ситуаций

Педагог предлагает детям несколько коротких ситуаций, ставя их постоянно перед проблемами: как бы они поступили.

Малоподвижная игра на честность: закрыть глаза, не подсматривать, а ребенок прячет вещь, потом ее надо найти.

Минутка шалости

III фаза


Этюд «Повар-лгун» (коррекция лжи)

Педагог. Но однажды повар в детском саду на острове заразился вирусом лжи. Что же произошло? Педагог читает стихотворение:

Идет кисонька из кухни,

У ней глазоньки опухли.

72

— О чем ты, кисонька, плачешь?

— Как же мне, кисоньке, не плакать.

— Повар пеночку слизал И на кисоньку сказал.

Давайте покажем, что сделал повар-лгун (педагог назначает одного ребенка поваром).

Звучит музыка В. Каменникова «Кисонька». Ребенок изображает повара. Он делает вид, что слизывает пенку с молока, разливая его по воображаемым кружкам. «Повар» идет к ре-


  • бятам и раздает им кружки с молоком. Дети спрашивают: «Где пенка?» Повар отвечает: «Кисонька слизала». Они выпивают молоко и отдают «кружки» повару. Повар уходит. Входит ребенок, изображающий плачущую кисоньку. От нее дети узнают, что повар — лгун. Повар слышит это и прячется. Дети

  • ищут повара и находят его, затем ведут к «кисоньке». Повар просит прощения у кисоньки. (Смена ролей 2—3 раза.)

IV фаза

Этюд «На берегу моря»

(См. конспект занятия 3 «Мамонтенок».)

Педагог. Ребята, остров Чунга-Чанга находится среди огромного океана. Сейчас мы пойдем купаться, отдыхать. Дети играют на берегу океана.


Этюд «Игра с камешками» (См. конспект занятия 2 «Волшебница».)

Этюд «Игра в воде»

Вдоволь накупавшись, дети ложатся на прогретый песок, закрывают глаза от яркого солнца, раскидывают руки и ноги.

Педагог. А теперь нам пора возвращаться (дети встают в круг).

Зонятив 19 «В СТРАНЕ ДОБРОЛАНДИИ И ЗЛОСЛАНДИИ»

I фаза

Педагог. Ребята, давайте встанем с вами в наш круг дружбы, радости, который поможет оказаться нам в новой стране. Но что это за страна, я пока не скажу. А сейчас посмотрите друг на друга и ласково, нежно улыбнитесь. Как приятно, как тепло сразу стало. А теперь погладьте друг друга по голове ласково, чтобы было приятно. Ребята, скажите,

73

что нового, интересного вы увидели друг в друге? А теперь давайте споем нашу с вами любимую песню «Улыбка» (покачиваясь, рука в руке, дети пропевают песню — один куплет). Ребята, опустите руки и представьте, что идет теплый летний дождь. Подставьте ладоши под дождик.

Этюд «Золотые капельки» (эмоции удовольствия и радости)

Педагог. Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучи выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Мы подставляем лицо золотым капелькам дождя. Приятен летний теплый дождь.

Звучит музыка Д. Христовой «Золотые капельки».

Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

Прошла мимо тучка, закончился дождик, подставьте лицо и руки солнышку.

И вот, ребятки, лучи теплого солнышка переносят нас (звенит колокольчик) в сказочную страну Доброландию — это добрая страна.

II фаза

Педагог. Все откройте глазки. Посмотрите, мы попали в сказочную страну, и у меня в руках оказалась книга, ее дал мне добрый волшебник страны Доброландии (показывает, кукла-волшебник на руке и книга). Это книга со сказками. Я вам сейчас прочитаю сказку об одной лошадке. А вы не только будете слушать, но превратитесь в лошадок и будете изображать упрямую лошадку из сказки.


Игра-сказка «Брыкающаяся лошадка» (упрямство, капризы)

Все дети превращаются в «лошадок» и свободно размещаются на ковре (стоят на коленях, опираясь об пол руками). Педагог читает текст сказки.

Жила-была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит: «Покушай, доченька, травки свеженькой». — «Не хочу, не буду», — кричит лошадка и брыкается копытцами (дети выполняют действия). Папа уго-паривает лошадку: «Погуляй, поиграй на солнышке». — «Не

1 Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М„ 2001.

74

хочу, не пойду!» — отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а сами ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке: «Не уходи, лошадка, далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: «Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу!» А волку этого и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет, и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одним копытцем сильно ударила волка, затем другим копытцем. А потом двумя ножками вместе так' стала брыкаться, что волк убежал, и никто его там больше не видел (дети выполняют все действия). Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается копытами, подбрасывает высоко мячики на радость зрителям.

Кто-нибудь узнал себя в упрямой лошадке? К чему могут привести упрямство и капризы?

А еще, ребята, волшебник говорит, что в Доброландии все люди очень дружат и любят друг друга. Они печалятся, когда расстаются, и радуются, когда встречаются вновь.

Этюд «Встреча с другом» (выражение эмоции радости)

Педагог. У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а друг уехал на юг. Прошел месяц. Один раз идет мальчик по улице и видит, как на остановке из троллейбуса выходит его друг. Как же обрадовались они друг другу (2—3 раза).


Выразительные движения: объятия, улыбка.

Покажите, как встретились друзья (по парам).

III фаза (агрессия)

Педагог. Ребята, рядом со страной Доброландией есть страна Злосландия. Там живут злые герои сказок; Каких отрицательных героев сказок вы знаете? (Ответы детей.)

Ребята, а еще добрый волшебник рассказал мне о Караба-се Барабасе из сказки «Золотой ключик», о его злодеяниях.

Этюд «Карабас Барабас»

Педагог. Карабас Барабас никого не любит. Он 1Л0бН0 смотрит на всех. Держит в руках свою плетку. Покажите злого Карабаса Барабаса (2—3 раза).

Выразительные движения: брови нахмурены, губы сомкнуты, топает ногой, сильное сжатие руки в кулаках. А еще в Злосландии живут злые кошки.

Игра «Злые-добрые кошки» 1 (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения».

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу педагога (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за педагогом: «Сильнее, сильнее, сильнее...» — и ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения.

По повторному сигналу педагога «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам педагог.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, педагог показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.


По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе игры педагог предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу: «Не хотим быть злыми, как Карабас Барабас и кошки! Будем добрыми и дружными, как иголочка и ниточка».

Подвижная игра «Иголочка и ниточка»

(Под быструю и веселую музыку бег со сменой направлений.)

Педагог. Ребята, нельзя быть злыми. Если вы злитесь, то не только доставляете неприятности окружающим, но и

1 Панфилова МЛ. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М, 2001.

76

вредите себе. Нужно быть добрыми. Если вы будете добрыми, то и люди, окружающие вас, будут доброжелательно относиться к вам.

Ребята, в сказке «Золотой ключик» много положительных героев. Добрый волшебник страны, в которой мы гостим, дал нам волшебную бумагу и волшебные карандаши и попросил нас нарисовать добрых героев этой сказки (совместная деятельность детей).

Мы подарим наши красивые рисунки волшебнику, а он между тем прислал нам интересную кассету.

IV фаза Игра «Гусли-самогуды» 1 (релаксационно-танцевалъный комплекс)

1. Педагог читает текст. Дети стоят свободно.

В сказочном дворце, На высоком крыльце Звучит грозный указ, Добрым молодцам наказ: «Кто сумеет станцевать Так, как гусли нам велят, Тот и будет помогать Нашим царством управлять. Гусли, гусли-самогуды Распевают песни всюду. Раз готовы вы; друзья, Танцевать нам всем пора.

2. Звучит ритмичная музыка. Педагог читает текст. Дети стоят, «танцуют» мышцы плеч и рук.

Вот и музыка звучит. А народ все ждет, стоит. Ой, пустились плечи в пляс. Веселей, еще хоть раз! Пальцы, локти скачут вместе, А народ стоит на месте. Пляска стала затухать, Тише музыка играть.

3. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы ног.

Ноги стали просыпаться, Просыпаться, подниматься!

' Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекциоипые игры. М., 2001.

77

Пятки, пальцы и колени Заплясали, как хотели. Как им весело плясать! Только стали уставать.

4. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы живота.

Рад живот поупражняться, Научился напрягаться. Вдох и выдох, покрутись. Лежебока, эй, проснись!

5. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы плеч.

Вот поднялись наши плечи. Выше, выше, резче, резче, Стали плечи затихать, Затихать и засыпать.

6. Звучит спокойная музыка, затем вновь меняется ритм, «танцуют» мышцы лица.

Щеки, носик в пляс пошли. Брови нежно подними, Губы вытянулись в трубку, Потанцуй еще минутку.

7. Педагог выбирает ребенка, который старался, был внимательным. Ребенок заказывает любые движения для всего тела.

Вновь народ стоит и ждет: Что нам музыка споет? Ты, помощник, выходи, Общий танец закажи.

Звучит ритмичная музыка, все танцуют «заказанный»; танец, выполняют движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться по собственному желанию, так, как хочет само тело.

8. Звучит спокойная музыка, дети, не сходя с места, плавно двигаются под нее. После этого можно предложить детям лечь на ковер.

А теперь все отдыхаем,

Отдыхаем и мечтаем

О волшебных берегах,

О невиданных краях.

Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети мечтают. «Гусли-самогуды» замолкают, и дети рассказывают (по желанию) о своих образах-мечтах.

78

Занятие 20. «НА КОРАБЛЕ»

I фаза Мимические и пантомимические этюды I (выражение эмоций)

Педагог. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие — в далекое плавание на корабле и увидим много интересного, нового. Мы поплывем на остров спасать Утку-длинный нос от Бармалея, она просила нашей помощи. Но перед дорогой мы должны набраться храбрости. Давайте посмотрим друг на друга и скажем: «Мы все храбрые!»


Мы уже с вами плавали на корабле. Здорово было, правда? Я буду капитаном, а вы моряки. Наш корабль готов к плаванию? Тогда мы отправляемся в путешествие.

Давайте покажем, какие мы смелые. Все вместе мы большая сила. Возьмитесь крепко за руки и скажите дружно: «Что не сделает один, сделаем вместе». (Педагог встает лицом из круга, все держатся за руки, раскачиваются, изображая качку в море. Играет плавная музыка (шум моря), слышен крик чаек.)

Вот мы и приплыли. Вижу землю справа по борту: «Стоп машина! Бросить якорь! Трап на землю!» Корабль остановился, и мы все выходим на берег.

Этюд «Слушай и исполняй» (внимание)

Педагог. Сходить с корабля можно только по трапу (обозначает место). Трап очень узкий и качается. Ребята, осторожно идите, не упадите, здесь ведь вода! Не спешите, можно руки расставить в стороны, чтобы балансировать. Вот все и сошли на берег.

Этюд «Крокодил» (эмоции страха, внимание) .

Педагог. Ребята, смотрите, на берегу большой крокодил. Он спит, нам нельзя его будить, иначе он нас поймает и съест. Давайте все тихонько пройдем, через него переступим. Тс-с-с, тихо идем, на цыпочках. Ой, как страшно! Посмотрите, он открыл один глаз. Остановитесь, даже не дышите. Опять заснул, можно идти. Убежали мы от крокодила! Ура! (Эмоция радости.)

Ребята, смотрите, кто там за кустом? (Дети изображают внимание.) Ну-ка, внимательно посмотрите. Все нидят, Это Же бегемотики. А что с ними случилось (эмоция печали)!

А рядом бегемотики Схватились за животики. У них, у бегемотиков, ' Животики болят.

Этюд «Бегемотики»

(эмоция печали)

Педагог. Ребята, а из какой сказки эти бегемотики? (К.И. Чуковский «Айболит».) Покажите, как болят животики у бедных бегемотиков, какое грустное у них лицо, как они прижимают животик руками, чтобы он не болел, как стонут от боли. Ой, как жалко вас! Сейчас я вас полечу. Вот вам микстура полезная, каждому одну ложечку. Я вас поглажу по животику, и все у вас пройдет. Ну, вот вы и поправились. Заулыбались и стали опять веселыми.



<< предыдущая страница   следующая страница >>