prosdo.ru 1 2 ... 25 26


Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения

Методические рекомендации «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.
Авторская идея Дружининой Лилии Александровны
Научный редактор; Дружинина Л.А.кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета.
Авторский коллектив
: Дружинина Л.А.кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета.
Шестакова Ирина Александровна- тифлопедагог МДОУ №43

Шержукова
Наталья Евгеньевна-тифлопедагог МДОУ №;43

Алёкина Татьяна Александровна- тифлопедагог МДОУ №43

Листратенко Светлана Анатольевна- тифлопедагог М ДОУ №43
Рецензенты: Плаксина Любовь Ивановна доктор психологических наук, профессор Московского государственного педагогического университета г. Москва

Сапожникова
Галина Алексеевна директор комплекса начальная школа-детский сад для детей с нарушениями зрения № 440 г. Челябинска

Осипова Лариса Борисовна старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета.
Методические рекомендации разработаны согласно Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида, разделу развитие зрительного восприятия.

Включают четко дифференцированные задачи коррекции развития зрительных функций, формирования и уточнения знаний о свойствах и качествах предметов, а также задачи по развитию сенсорных операций, апробированные материалы по годам обучения, тематическое планирование, конспекты занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с трех до семи лет, а также рекомендации по организации и проведению такого рода занятий, с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.

Данное пособие будет полезно для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Тифлопедагогика», учителей-дефектологов (тифлопедагогов) дошкольных образовательных учреждений, воспитателей, старших воспитателей, родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения,

Содержание


Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.
Содержание требований программы по разделу «Развитие зрительного восприятия»
Формирование представлений о системе эталонов величины
Формирование представлений о системе эталонов формы. Формирование навыков восприятия и воспроизведения сложной формы
Формирование представлений о системе эталонов цвета
Формирование и уточнение знаний о свойствах и качествах предметов. Развитие сенсорных операций и систем исследовательских действий
Развитие предметности восприятия. Развитие восприятия сюжетных изображений
Примерное тематическое планирование занятий по годам обучения
Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников первого года обучения.
Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников второго года обучения.
Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников третьего года обучения.
Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников четвертого года обучения.
Литература





Особенности зрительных представлений о предметном мире дошкольников с нарушениями зрения
Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения человека к общественно полезному труду.( Григорьева Л.П.)

Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия,


Для того, чтобы данный вид работы был эффективен необходимо, в первую очередь, провести исследования состояния зрительного восприятия дошкольников с нарушенным и нормальным зрением

В работе мы использовали диагностические методики, разработанные Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной и другими с некоторой их модификацией.

Детям были предложены задания, по результатам, выполнения которых можно дать характеристику зрительных представлений о предметном мире дошкольников с нарушениями зрения и сравнить с таковыми у дошкольников с нормальным зрением., По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 4-х до 5 лет, с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет.

Подгруппе детей 4 - 5 лет было предложено 17 заданий:

Найди две одинаковые по форме фигуры. Предлагалось по 5 больших и маленьких фигур разного цвета (квадраты, круги, треугольники, овалы и прямоугольники), покажи большой квадрат, покажи маленький треугольник, найди круги зеленого цвета и т.д.;

Подбери по цвету украшение к сарафану. К семи сарафанам основных цветов спектра предлагалось несколько украшений (бусы различных оттенков основных цветов), какого цвета этот сарафан, какое лучше подобрать для него украшение;

Найдите в группе самые высокие и самые низкие предметы, назови и покажи высокие предметы, какие предметы ты считаешь низкими и почему;

Подбери к предмету его контурное, силуэтное и наполненное изображение, назови предмет, найди его контур, силуэт, цветное изображение и т.д..

Детям второй возрастной группы (5 - 6 лет) для определения уровня зрительных представлений о предметном мире было предложено 15 заданий:

Игра подбери по цвету карандаши, выбери самый светлый и самый темный из всех карандашей, разложи карандаши по насыщенности от самого светлого к самому темному.

Детей просили назвать и показать предметы по величине, высоте, ширине, толщине, длине, какая книга толще, какой стул выше, какая лента длиннее.


Загадай - мы отгадаем (нахождение предметов по описанию) и придумывание своей загадки.

Составь петрушку из геометрических фигур (на определение формы, цвета, величины предмета).

Для определения уровня развития зрительных представлений о предметном мире детям 6 - 7 лет было предъявлено 11 заданий:

Назови, сколько предметов изображено на рисунке, что изображено ближе, что дальше.

Выбери предметы по заданному признаку (форма, цвет, величина, материал).

Посмотри внимательно и расставь предметы на столе так же, как они расположены на моем столе.

Назови предметы разных геометрических форм, которые нарисованы на картине.

Таким образом, предложенные методики позволили определить особенности в выделении формы, цвета и величины предметов окружающей действительности.

Задания предъявлялись в игровой форме и поэтапно.

Результаты выполнения заданий детьми 4 - 5 лет показали, что наблюдаемые неточности проявились в том, что дети не называли геометрическую форму, а обозначали ее предметом, например, прямоугольник - это дверь или просто столбик. Часто они затруднялись в нахождении пары по цвету и по величине, иногда не выделяли разницу между круглой и овальной формами. Некоторые дети не знали названий геометрических фигур. Однократной словесной инструкции было недостаточно из-за трудностей удержания в памяти цели задания. Успех получен при поэтапном выполнении задания.( приведем пример) Анализируя прямоугольник, большинство детей долго его рассматривали, а потом говорили, что это "просто столбик", при этом пару подбирали верно, обозначив, что это "большой и маленький столбики", круг назвали овалом, подобрать к овалу пару не могли.

Многие дети затруднялись при подборе пары, ориентировались на цвет предмета, а не на его форму. Некоторые из-за рассеянного внимания не понимали педагога, а действовали, игнорируя цель. У них недоставало знаний о сенсорных эталонах, что объясняется снижением зрительного анализа формы предметов.


Отмечались затруднения в словесном обозначении цветов и их оттенков, так как эти знания находятся в пассивном словарном запасе ребенка, хотя большинство зрительно верно соотносили оттенки цвета.

В определении умения сличать и называть величину предмета характерным в ответах детей с косоглазием и амблиопией были названы предметы не по величине, а по месту его расположения, например, клетка для птицы висит под самым потолком, она выше всех. Детям с монокулярным характером зрения трудно определить размер предмета из-за отсутствия выделения удаленности пространства.

Для сравнения уровня овладения эталонами (форма, цвет, величина) аналогичные задания были предложены нормально развивающимся сверстникам.

Сравнивая ответы детей двух групп, необходимо отметить следующее: детям 4 - 5 лет с нарушением зрения требовалось больше времени для выполнения некоторых заданий. Они дольше обследовали предметы, были неуверенны в своих действиях, искали поддержку в лице педагога.

Детям 5 - 6 лет при выполнении заданий необходимо было определить основные оттенки цвета, его насыщенность, светлоту, контрастность. Было предложено детям по шесть карандашей каждого цвета разных оттенков, предварительно перемешав их.

Дети задание выполняли разными способами. Одни брали все карандаши в руку и поочередно раскладывали по цветам и оттенкам, другие - сразу выбирали, например, желтый карандаш, а затем искали и складывали по порядку все оттенки данного цвета. Трудности возникали при определении насыщенности цвета, дети не могли определить правильную последовательность от светлого к темному, затруднялись определить самый светлый карандаш и самый темный. Один ребенок взял все карандаши в руки, очень долго смотрел и думал. Затем выбрал по два карандаша всех цветов (два красных, два зеленых и т.д.) остальные карандаши по группам разложить не смог, потребовались дополнительные наводящие вопросы, при помощи которых он разложил карандаши. Определить самый светлый карандаш не смог, показал наугад.


Результаты выполнения заданий позволили сделать следующие выводы. Детям с косоглазием и амблиопией 5 - 6 лет трудно определить насыщенность, оттенки, светлоту предметов из-за ограниченных возможностей зрения дети испытывали трудности при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру;

Дети с нарушениями зрения и нормально развивающиеся одинаково отгадывали загадки, но при загадывании своей загадки, дети с нормальным зрением описывали предмет всесторонне и времени для этого им требовалось меньше, в отличие от детей с нарушенным зрением, которые описывали предмет лишь по одному - двум признакам за счет ограничения зрительного восприятия и монокулярного характера зрения.

Анализ ответов детей 6 - 7 лет показал, что при определении зашумленных предметов дети испытывали трудности: воспринимали часть предмета как отдельный предмет, например, остановилась глазами на черенке лопаты, называя его палочкой, не замечая его основания; затем мы предложили девочке следить за контуром предмета, обводя его пальцем, после чего она справилась с заданием. Другие дети из четырех предметов выделяли два или три, путали листок и гриб, гитару и гриб. Некоторые дети при предъявлении картины называли предметы, которые находились вдалеке; небо, облака, дерево, ферма. Больше никаких предметов не называли, не обращали внимание на те, которые расположены на переднем плане; кормушка, забор, трава, куры. Такие ответы были характерны для большинства детей с косоглазием и амблиопией за счет неумения сосредоточить внимание на объекте и за счет нарушений прослеживающих функций глаза.

В определении формы, цвета и величины игрушек дети, в основном, не испытывали затруднений, а для того, чтобы определить материал, из которого они изготовлены испытуемые просили обследовать предмет руками (резиновый, деревянный), то есть требовалось дополнительное обследование при помощи осязания.

Остановимся на характере выполнения детьми задания по выделению формы предметов на сюжетной картинке.


Приведем примеры выполнения данного задания: Один из воспитанников отметил все предметы круглой формы без труда, при этом выделяя форму и в деталях предмета (колесо у машины, ручка у шкафа), и в самих предметах (клубок, яблоко). Для выделения квадратной и прямоугольной формы долго присматривался и из десяти предметов назвал только три (телевизор, стол, шкаф). Не заметил и не выделил предметы треугольной формы (лепестки цветов, рыбки в аквариуме). Другой ребенок долго не мог сосредоточиться на задании, в силу особенностей нервно-психического здоровья, предметы называл без учета геометрических форм. После словесного указания педагога о необходимости отмечать форму, стал называть предметы вперемешку: прямоугольная ваза, круглый аквариум, квадратный шкаф, т.е. не группируя предметы по форме.

При выполнении данного задания, дети быстрее выделяли предметы круглой и квадратной формы, меньше замечали и называли предметы прямоугольной и овальной формы и только несколько детей определили предметы треугольной формы. Трудности зрительного узнавания, выделение и отнесение формы объемных предметов можно объяснить невосприимчивостью монокулярным зрением объемных предметов.

Детям 6 - 7 лет с нормальным зрением были предложены аналогичные задания.

Осуществляя анализ результатов выполненных заданий детьми 6 - 7 лет, следует сказать, что дети с нормальным зрением воспринимают картину в целом, перечисляют предметы по степени удаленности в нужном порядке, дети с нарушенным зрением лучше воспринимают предметы, которые расположены вдалеке. Воспринимая картину фрагментарно за счет монокулярного характера зрения, низкой остроты зрения и общим состояние здоровья, они называют предметы вразброс, зачастую выдавая часть предмета как отдельный предмет; у обеих групп детей вызвало затруднение задание на определение материала, из которого изготовлен предмет, возникала необходимость дополнительного обследования руками. Дети с нарушением зрения сами просили потрогать предмет, а детям с нормальным зрением потрогать предмет предлагал педагог. При выявлении умения выделять геометрические формы в предметах у детей с нормальным зрением трудностей не возникало, тогда, как детям с нарушенным зрением было трудно выделить предметы треугольной формы.


Анализ данных проведенного обследования по выполнению заданий позволяет сделать следующие общие выводы: у детей с косоглазием и амблиопией из-за снижения остроты зрения и недостаточности состояния здоровья возникают трудности накопления чувственно - практического опыта и сложностей ориентировки в окружающем мире.

Полученные данные приведем в таблице.
Характеристика зрительных представлений о предметном мире

детей с нарушенным и нормальным зрением (в %)





Действия детей по уровням




I уровень

II уровень

III уровень

подгруппа

с нарушенным зрением

с нормальным зрением

с нарушенным зрением

с нормальным зрением

с нарушенным зрением

с нормальным зрением

4 - 5 лет

29,4

70,6

41,2

29,4

29,4

0,0

5 - 6 лет

23,5

47,0

47,0

35,5

29,5

17,5


6 - 7 лет

31,2

62,5

62,5

31,2

6,3

6,3


Оценка результатов осуществлялась по трем основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:


  • дети, выполнившие задания самостоятельно и правильно были отнесены к первому уровню;

  • ко второму уровню отнесены дети, которые достигли результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более двух ошибок);

  • к третьему уровню отнесены дети, которые частично выполнили задания или отказались их выполнять.

Полученные результаты еще раз показали, необходимость организации и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия с дошкольниками, имеющими косоглазие и амблиопию.

Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для дошкольников с нарушениями зрения предусмотрено проведение такого рода занятий, подробно расписаны задачи на четыре года обучения и предложены дидактические игры и упражнения

Методика работы с детьми в условиях индивидуального и дифференцированного подходов

Для проведения занятий необходимо создать в детском саду определенные условия:

Это организация работы специального кабинета, где были бы собраны все материалы, способствующие развитию зрительного восприятия, ему можно придумать интересное название, например, «Анютины глазки» или «Хрусталик». Если в учреждении нет такой возможности можно оборудовать уголок в кабинете тифлопедагога и в групповой комнате, где размещают четко дифференцированные пособия с учетом программных требований состояния зрительных возможностей воспитанников. Пособия размещают в доступном для детей месте.


Помещения детского сада, где пребывают дети, должны иметь соответствующее освещение.

Занятия проводят один раз в неделю подгруппой, реально в год получается провести 25 подгрупповых занятий; и от двух до пяти раз в неделю можно заниматься индивидуально в зависимости от потребностей ребенка. Продолжительность занятий должна соответствовать возрасту детей, состоянию зрения и здоровья

Программные задачи по развитию зрительного восприятия указаны в таблицах, чтобы легче было проследить усложнение материала по всем годам обучения.
Характеристика детей разных подгрупп

Для эффективной реализации программных задач мы предлагаем проводить занятия по подгруппам, с учетом познавательных возможностей детей и состоянием зрения.

Дети, входящие в первую подгруппу (первого уровня) активны, проявляют большой интерес к игре и занятиям, быстро и самостоятельно выполняют задания педагога.

Во второй подгруппе дети второго уровня развития требуют в любой деятельности помощи педагога, менее активны, задания выполняют значительно медленнее, а допуская ошибки, не всегда самостоятельно их замечают и исправляют.

В третью подгруппу объединены дети третьего уровня, которые в большинстве своем не проявляют большого интереса к занятиям, испытывают затруднения, из-за чего отказываются выполнять задания, мало инициативны, замкнуты, трудно общаются друг с другом.

Опыт показывает, что при проведении фронтальных занятий педагоги чаще уделяют внимание активным детям, которые быстро и хорошо справляются с заданием, а дети, у которых имеются в чем-то затруднения часто остаются без достаточной помощи педагога, тогда как им тоже необходима индивидуальная помощь, позволяющая детям продвинуться в своем развитии.

Поэтому объединение детей с третьем уровнем развития педагог выстраивает с учетом конкретной задачи по развитию каждого ребенка, при этом уровень дидактических требований к каждому предъявляется индивидуально.


Детям всех уровней развития необходим индивидуальный подход.

Детям первой подгруппы, сообразно их познавательным возможностям могут предъявляться более высокие требования из различных программ массового детского сада.

Детям второй подгруппы необходим индивидуальный подход при подборе программы в зависимости от того к первому или третьему уровню приближен ребенок. Помощь оказывают, когда у ребенка не хватает уверенности в своих действиях.

Для детей третьего уровня развития требуется перераспределение учебного материала, так как скорость овладения знаниями замедленна, материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности.

Ориентация на уровень развития и личностные особенности воспитанников, учет их индивидуальных особенностей и становление психики предусматривает плавный переход детей из одной подгруппы в другую при определенных условиях коррекционной помощи и является главным условием успешности индивидуализации и дифференциации в обучении, воспитании и лечении детей с нарушениями зрения.

Конспекты занятий, прописанные в данном пособии, можно использовать с разными подгруппами детей с учетом наших рекомендаций.

Принципиально важно, чтобы построение коррекционной работы предстало как единое целое образование. Содержание отдельных составных частей, которого можно было логически сочетать и дополнять одно другим.

Следует учесть ряд простых требований:


  • Коррекционное обучение должно быть по возможности простым и естественным, базируясь на принципах коррекционно-развивающего обучения;

  • Логическое сочетание индивидуальной и дифференцированной коррекционной работы особенно с теми детьми, которые трудно адаптируются в окружающей действительности, поэтапное введение ребенка в подгрупповое и групповое общение;
  • Сочетание задач коррекционно-педагогической работы с рекомендациями медицинских специалистов, при постоянном патронировании их медицинскими работниками во время педагогических мероприятий.



Содержание требований программы по разделу

«Развитие зрительного восприятия»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИСТЕМЕ ЭТАЛОНОВ ВЕЛИЧИНЫ


I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения

Учить находить большие и маленькие предметы;










учить различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой, маленький);


учить выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже - низенький, толстый - тоненький и т. д.;

учить узнавать и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах;

учить зрительному анализу величины предметов;

учить зрительно анализировать ширину, длину, высоту предметов;


учить зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения;

закреплять умение измерять два предмета путем наложения, приложения в играх


продолжать учить называть, сличать величину предметов путем наложения, приложения;


учить устанавливать взаимосвязи между предметами по величине;

отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине (5-6)

располагать на ф/г, столе предметы по убывающей, возрастающей величине;

продолжать учить устанавливать взаимосвязи между предметами по величине;


отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине; (7-8)

располагать на ф/г, столе предметы по убывающей, возрастающей величине;








учить выделять и словесно обозначать величину реальных предметов;

учить проводить замеры с помощью условных мер;

учить сличать размеры разных предметов;

развивать глазомер.

продолжать развивать глазомер.

упражнять глазомер;

учить замечать величину реальных предметов:

называть в процессе наблюдения: близкие и дальние, высокие и низкие, широкие и узкие объекты;


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИСТЕМЕ ЭТАЛОНОВ ФОРМЫ.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ


I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения

Учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал);

Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);

Закреплять умение различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб) в разных пространственных положениях;

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб трапеция, пятиугольник) в разных пространственных положениях;


учить соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус);

закреплять умение соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус);

учить отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные тела(шар, эллипсоид, конус, куб, призма)

упражнять в отличении геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемных тел(шар, эллипсоид, конус, куб, призма)

учить соотносить, находить форму геометрических и объемных фигур в реальных предметах;


развивать умение использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке;

обучать использованию форм геометрических и объемных фигур как эталона для анализа основной формы реальных предметов;


учить детей анализу формы предметов соответственно эталонам;




учить правильно употреблять понятия круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная форма.

учить включать в описательную речь понятия: крупная форма, угольная форма;

учить анализу формы предметов соответственно эталонам, оперируя понятиями







учить анализу сложной формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения формы предметов;

закреплять умение анализировать сложную форму предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения формы предметов;








учить использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

продолжать учить использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.










учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА


I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения

Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный);

Развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра: красный оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый (коричневый, черный);

Уметь отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту;

Продолжать учить называть основные цвета и оттенки(по насыщенности, светлоте);

учить соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов;

учить группировать предметы однородные по признаку цвета.

учить узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире

учить ориентироваться на цвет, как постоянный признак предметов и явлений окружающегося мира;


учить находить предметы определенного цвета в окружающем мире;

продолжать учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире;

учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире;

закреплять умение находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире;

учить группировать предметы однородные по признаку цвета.

продолжать учить группировать предметы по признаку цвета в играх.

учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками цвета;

учить правильно использовать эталоны цвета при описании классификации группы предметов;







учить создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием ф/г и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений;

учить создавать узоры, цветные композиции на ф/г, магнитной доске, из мозаики;







учить замечать цвет движущихся объектов.

учить различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов.



следующая страница >>