prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3


Министерство образования и науки Украины

Мариупольский государственный гуманитарный университет
Кафедра русской филологии и перевода


«История зарубежной литературы XiX века»

Методические рекомендации

для самостоятельной работы студентов ІІІ курса

специальностей «Язык и литература (новогреческий)», «Перевод (новогреческий, английский языки)», «Язык и литература (итальянский)»


Мариуполь – 2009

ББК 83.3(3)1я73

УДК 821(1-87)05(075.8)
«История зарубежной литературы XIX века»: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов III курса специальностей «Язык и литература (новогреческий)», «Перевод (новогреческий, английский языки)», «Язык и литература (итальянский)» / Сост.: С.М. Лызлова. – Мариуполь: МГГУ, 2009. – 36 с.

Методические рекомендации содержат материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «История зарубежной литературы XIX века» и предназначены для студентов III курса специальности «Язык и литература (новогреческий)». Целью данного пособия является развитие у студентов навыков и умений самостоятельной работы по изучению основных тенденций развития литературного процесса XIX века в странах Западной Европы и США.

Утверждено

Научно-методическим советом Мариупольского государственного гуманитарного университета

Протокол № _____ от «_____» _______________ 2009 г.


Рецензенты:

Грачева Т.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры украинской филологии МГГУ,

Педченко Е.В., старший преподаватель кафедры русской филологии и перевода МГГУ.


© МГГУ, 2009

Введение

ХІХ век – важнейший этап развития литературы европейских стран и США. Основное содержание литературного процесса ХІХ века сводится к двум художественным системам – романтизма и реализма, их становлению и развитию, взаимосвязи и взаимодействию в синхронии и диахронии.


Цель курса – изучение основных тенденций и закономерностей литературного процесса ХІХ века в европейских странах и США.

Задачи изучения курса:


  1. Ознакомление с основными концепциями становления и развития двух художественных систем – романтизма и реализма в литературе ХІХ века.

  2. Выявление художественного своеобразия произведений изучаемой литературной эпохи.

  3. Изучение философской и научно-критической литературы по проблемам романтизма и реализма ХІХ века.

  4. Освоение литературоведческой терминологии по данному курсу.

Основной формой изложения материала курса является лекция, учебным планом также предусмотрено проведение практических и семинарских занятий, в процессе подготовки к которым студенты самостоятельно выполняют творческие задания. Лекционные занятия проводятся в соответствии с требованиями программы курса «История зарубежной литературы», лекционный материал включает основные положения теории романтизма и реализма, важнейшие историко-литературные сведения с точки зрения современного состояния науки.

На семинарах и практических занятиях студенты имеют возможность не только закрепить изученный материал лекций и рекомендованной литературы, но и высказать самостоятельные суждения по предложенным вопросам, привести соответствующие примеры или предложить иные подходы к пониманию смысла классических произведений изучаемой эпохи.

Формами внеаудиторной работы студентов являются самостоятельное изучение отдельных тем курса, выполнение проблемно-творческих заданий, чтение художественных текстов.

Формы контроля: опрос на практических занятиях, защита творческих работ.

Курс рассчитан на 60 часов аудиторной работы: 48 лекционных часов и 12 часов практических и семинарских занятий.

На самостоятельную работу студентов отводится 36 часов.
Учебная и научная литература
  1. Берковский Н. Романтизм в Германии. – Л., 1973.


  2. Ванслов В. Эстетика романтизма. – М., 1966.

  3. Дьяконова Н. Английский романтизм. – М., 1978

  4. Зарубежная литература ХІХ века: Практикум. – М., 2002.

  5. Зарубежная литература XIX века: Хрестоматия историко-литературных материалов. – М., 1990.

  6. История зарубежной литературы ХІХ века / Под ред. Н. Соловьевой. – М., 1991.

  7. Наливайко Д., Шахова К. Зарубіжна література ХІХ сторіччя. Доба романтизму: Підручник. – Тернопіль, 2001.

  8. Павличко С. Зарубіжна література: Дослідження та критичні статті. – К., 2001.

  9. Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н. Михальской и Б. Пуришева. – М., 1981.

  10. Проскурнин Б., Яшенькина Р. История зарубежной литературы ХІХ века: Западноевропейская реалистическая проза. – М., 1998.

  11. Реизов Б. Французский роман ХІХ века. – М., 1977.

  12. Соловьева Н. ХІХ век: романтическое сознание эпохи // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. – 2001. – № 1.

  13. Храповицкая Г., Коровин А. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм: Учебник. – М., 2002.

  14. Эстетика американского романтизма. – М., 1977.



Художественные тексты

  1. Ф. Шатобриан «Рене» / хр.

  2. Ж. де Сталь «Коринна, или Италия».

  3. А. де Ламартин Стихотворения / хр.

  4. А. де Виньи Стихотворения / хр.

  5. В. Гюго «Предисловие к драме „Кромвель”». «Собор Парижской Богоматери». Стихотворения.

  6. А. де Мюссе «Исповедь сына века». Стихотворения.

  7. Ж. Санд «Индиана».

  8. Ф. Стендаль «Пармская обитель». «Красное и черное». «Расин и Шекспир».

  9. О. де Бальзак «Шагреневая кожа». «Гобсек». «Неведомый шедевр». «Отец Горио». «Евгения Гранде».

  10. П. Мериме «Кармен». «Таманго». «Арсена Гийо».
  11. Г. Флобер «Мадам Бовари». «Простое сердце».


  12. Ш. Бодлер «Цветы зла».

  13. Ф. Гельдерлин Стихотворения / хр.

  14. Новалис «Генрих фон Офтердинген» / хр.

15.Э.Т.А. Гофман «Житейские воззрения кота Мура». «Золотой горшок». «Крошка Цахес».

  1. А. фон Шамиссо «Необыкновенная история Петера Шлемиля» / хр.

  2. Г. Гейне Стихотворения / хр. «Германия. Зимняя сказка».

  3. У. Блейк Стихотворения / хр.

  4. С. Кольридж «Сказание старого морехода».

20.Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда» (песни 1, 2). «Корсар». «Каин». «Дон Жуан».Стихотворения.

  1. Г. Клейст «Михаэль Кольхаас».

  2. П. Б. Шелли «Защита поэзии». Стихотворения / хр.

  3. В. Скотт Баллады. «Айвенго».

  4. Ш. Бронте «Джен Эйр».

23. Э. Бронте «Грозовой перевал».

24. Ч. Диккенс «Домби и сын». «Дэвид Копперфильд».

25. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия».

26. Э. А. По Стихотворения. Новеллы (4 по выбору).

  1. Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

  2. У. Уитмен «Листья травы».

  3. А. Теннисон Стихотворения / хр.

  4. Р. Браунинг Стихотворения / хр.

  5. Дж. Элиот «Мельница на Флоссе».

  6. Э. Гаскелл «Крэнфорд».


Справочные издания

  1. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2-х ч. – М., 1997.

  2. Литературный энциклопедический словарь / Под общ ред. В. Кожевникова. – М., 1987.

  3. Літературознавчий словник-довідник / Р.Т. Гром’як, Ю.І. Ковалів та ін. – К., 1997.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ ПО ВИДАМ РАБОТЫ
МОДУЛЬ 1. История зарубежной литературы XIX века (эпоха Романтизма):
І. ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА

Участие в работе семинаров – 1-5 баллов


В соответствии с учебным планом

Выполнение контрольных работ – 1-5 баллов

1. Э. Т. А. Гофман «Житейские воззрения кота Мурра».

2. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

3. Дж. Байрон «Дон Жуан».

4. Герои и произведения.

Чтение художественных текстов – 1-3 балла


См. список литературы

Составление тезисного плана первоисточников – 1-3 балла

1. Ф. Шлегель «Фрагменты».

2. Дж. Байрон «Английские барды и шотландские обозреватели».

3. П. Б. Шелли «Защита поэзии».

4. В. Гюго «Предисловие к драме „Кромвель”»

5. Э.А. По «Философия творчества».

Собеседование – 1-25 баллов

По вопросам курса


II. ФАКУЛЬТАТИВНАЯ ПРОГРАММА

Защита рефератов – 1-5 баллов (объем реферата до 10 стр.)

1. Швабская группа романтиков. Творчество Уланда и Гауффа.

2. Польский романтизм. Творчество А Мицкевича.

3. Художественное своеобразие сборника Г. Гейне «Книга песен».

4. Тема природы в лирике Ф. Гельдерлина.

5. Романтизм Дж. Ф. Купера.

6. «Песни невинности» и «Песни опыта» У. Блейка как художественное единство.

III. ПРОГРАММА БОНУСОВ

Посещение лекций и семинарских (практических занятий)


1

Грамотность, аккуратность оформления контрольных работ и рефератов


2

Выполнение творческих заданий


3 (По темам семинарских заданий)


МОДУЛЬ 2. История зарубежной литературы XIX века (реализм):
І. ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА

Участие в работе семинаров – 1-5 баллов

В соответствии с учебным планом

Выполнение контрольных работ – 1-5 баллов

1. Ф. Стендаль «Красное и черное».

2. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия».

3. П. Мериме «Кармен».

4. Герои и произведения.

Чтение художественных текстов – 1-3 балла


См. список литературы.

Составление тезисного плана первоисточников – 1-3 балла

1. Ф. Стендаль «Расин и Шекспир».

2. О. де Бальзак «Предисловие к „Человеческой комедии”».

3. О. де Бальзак «Этюд о Бейле».

Собеседование

По вопросам курса


II. ФАКУЛЬТАТИВНАЯ ПРОГРАММА

Защита рефератов – 1-5 баллов (объем реферата до 10 стр.)

1. Стиль, композиция, жанровое своеобразие поэмы Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка».

2. Творчество прерафаэлитов.

3. Становление реализма в литературе США.

4. Образ Мэгги Талливер в романе Дж. Элиот «Мельница на Флоссе».


5. Художественное своеобразие новеллы Г. Флобера «Простое сердце».

6. Провинция в изображении О. де Бальзака и Э. Гаскелл.



III. ПРОГРАММА БОНУСОВ

Посещение лекций и семинарских (практических занятий)


1

Грамотность, аккуратность оформления контрольных работ и рефератов


2

Выполнение творческих заданий


3



ТЕМА 1

Романтическая поэтика новеллы-сказки

Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес»
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия «романтической иронии», «двоемирия», «гротеска» в немецком романтизме.

  2. Формы воплощения романтического двоемирия в новелле-сказке Гофмана. Способы раскрытия каждого мира (символика звуков, запахов, цвета).

  3. Образ Цахеса как воплощение романтического гротеска.

  4. Образ Бальтазара как романтического героя.

  5. Проблематика новеллы-сказки.


Литература для конспектирования:

  1. Шлегель Ф. Фрагменты // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. – М., 1990.

  2. Гофман Э.Т.А. Жак Калло // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. – М., 1990.

Литература:

  1. Бабенко К. Всевластный Альраун // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002. – № 1. – С. 24-27.

  2. Берковский Н. Романтизм в Германии. – Л., 1973.
  3. Гофман Э.Т.А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. – М., 1987.


  4. Миримский И. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мурра. Повести и рассказы. – М., 1967. – Серия БВЛ.

  5. Родина Т. Сказка Гофмана «Крошка Цахес» (некоторые особенности поэтики) // Зарубежная литература XIX века: Практикум. – М., 2002.

  6. Храповицкая Г. Э.Т.А. Гофман // Храповицкая Г., Коровин А. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм: Учебник. – М., 2002.


Справочные материалы

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822) – писатель, художник, музыкант, представитель последнего этапа немецкого романтизма.

В немецком романтизме не было художника более сложного и противоречивого, вместе с тем более своеобразного и самобытного, чем Э. Т. А. Гофман. Вся необычная, на первый взгляд беспорядочная и странная поэтическая система Гофмана, с ее двойственностью и разорванностью содержания и формы, смешением фантастического и реального, веселого и трагического, со всем тем, что воспринималось многими как прихотливая игра, как своеволие автора, скрывает в себе глубокую внутреннюю связь с немецкой действительностью, с полной острых, мучительных противоречий и противоречивых мук внешней и духовной биографий самого писателя.

Сознание и творчество Гофмана, типичного бюргерского интеллигента, отмечены вдвойне трагической печатью: и его позорного времени, и его во всех отношениях жалкого и ограниченного сословия, остававшегося и в те годы, когда вокруг Германии шла великая ломка феодальной системы, и даже тогда, когда сама Германия поднимается на освободительную войну против наполеоновских полчищ, словно между молотом и наковальней, между господствующими классами, перед которыми холопствовало, и народом, которого боялось.

Судьба Гофмана сложилась так, как обычно складывались судьбы многих современных ему одаренных художников-разночинцев, счастье и гордость которых состояли в том, что история призвала их к благородной миссии строить и возвышать отечественную культуру, а родина не награждала их за этот подвиг ничем, кроме оскорблений, нужды и заброшенности.


Гофман родился 24 января 1776 года в городе Кенигсберге. Детство и студенческие годы он провел в семье своего дяди – ограниченного педанта и обывателя. Студент Кенигсбергского университета игнорировал лекции И. Канта ради занятий музыкой. Ироническое отношение к великому Канту послужило основой образа отрешенного от реальной жизни ученого, который присутствует во многих произведениях Гофмана. Окончив университет, он начинает карьеру чиновника прусской службы. В течение многих лет Гофман скитается по захолустным городам Германии и Польши, служа в судебных канцеляриях. В этих скитаниях его постоянными спутниками были тяжелый монотонный труд, бедность, ежедневная борьба с лишениями и тяготами бытия. Но удивительный дар художника-романтика помогал ему преодолевать трудности, находить красоту и свет во мраке обыденности.

Его деятельность в искусстве была многогранной, разнообразной. Семейная традиция повелела ему стать юристом, но сердце его принадлежало искусству. Дороже всего ему была музыка. Большой знаток и восторженный почитатель великих композиторов, он даже переменил свое третье имя – Вильгельм – на одно из имен Моцарта – Амадей.

В надписи на надгробном камне Гофмана, гласящей, что «он был одинаково замечателен как юрист, как поэт, как музыкант, как живописец», при всей ее справедливости скрыта горькая ирония. Ибо в том, что Гофман был одновременно разносторонне одаренным художником и судейским чиновником; в том, что он, художник по глубочайшему внутреннему призванию, одержимый искусством, почти всю жизнь был прикован заботой о хлебе насущном к своей службе, которую он сам сравнивал со скалой Прометея, не в силах освободиться, чтобы исполнить свое истинное назначение; в том, что он, всегда мечтавший об Италии, о встрече с творениями ее бессмертных мастеров, вынужден был в поисках места скитаться по захолустным городкам, – во всем этом была огромная трагедия Гофмана, раздваивавшая и терзавшая его душу. Об этом говорят его письма к друзьям, полные отчаянных жалоб на то, что «архивная пыль застилает все виды на будущее», что если бы он мог действовать свободно, согласно влечениям своей природы, он стал бы великим композитором, а как юрист он всегда останется ничем.


В сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1818) оказались наиболее полно и ярко выражены самые характерные особенности художественного мира Гофмана, в свою очередь ставшего квинтэссенцией немецкого романтизма, синтезировавшего чаяния иенской и гейдельбергской школ. Из этих особенностей выделяется знаменитое двоемирие – черта определяющая для романтизма в целом, но именно Гофманом реализованная в наиболее обнаженном, демонстративном виде не только в новелле-сказке, но практически во всех его произведениях, где присутствует фантастика. На уровне художественной структуры два мира гофмановских произведений – реальный и волшебно-фантастический – реализуются прежде всего в системе персонажей, которых принято делить соответственно на «филистеров» и «энтузиастов». Как правило, филистерам Гофман дает отрицательную оценку, энтузиастов изображает сочувственно: «Как высший судия, я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но плохих музыкантов или вовсе не музыкантов, другая же — из истинных музыкантов… Но никто из них не будет осужден, наоборот, всех ожидает блаженство, только на различный лад» («Житейские воззрения кота Мурра»). Законы художественного двоемирия не отрицают того, что в жизни каждого филистера могут быть ситуации, когда он выпадает из привычного образа (например, влюбленность).

Для Гофмана, как представителя позднего романтизма, фантастическое приобретает особый смысл. Для него эта художественная возможность перехода в новый мир – мир фантастического, более гармоничного и человечного, представляющего собой антитезу реальности, то есть ирреальность, является одним из путей возвращения утраченной внутренней гармонии. Реализация фантастического в творчестве Гофмана – внешне броская и образно яркая – на внутреннем уровне имеет глубокие психологические корни. Его герой находится не просто в разладе с внешним миром, в нем самом нет целостности и покоя. Поэтому обращение к чудесному, фантастическому, является своеобразным способом преодоления внутренней дисгармонии и обретения целостности личности.


Один из аспектов новеллы-сказки связан с мифом: в создании интерьера комнаты Альпануса использован мифологический образ сфинкса. Для писателя-романтика важно то, что в мифе, средствами фантастического, на поверхности оказывается скрытая жизнь явления (со всеми положительными и разрушительными силами). Благодаря фантастике, неявное существует на равных правах с действительным и явным, а скрытый потенциал возможного становится наиболее действенной силой.

Таким образом, обращение к мифологическому сознанию и, в частности, к фантастическому отражению действительности, становится значительным элементом творчества Гофмана, так как миф – это усиление внутреннего смысла, заложенного в художественный образ, и смысл при этом доводится и возвышается до вымысла.
Творческие задания:


    1. Объясните, почему жанр новеллы-сказки является наиболее популярным в литературе немецкого романтизма.

    2. Выявите особенности портретной характеристики романтиков и филистеров в новелле Гофмана «Крошка Цахес».

    3. Роль музыки в новелле Гофмана «Крошка Цахес».

    4. Объясните, почему Цахес не смог использовать во благо дар феи Розабельверде.

    5. Почему во многих произведениях Гофмана присутствует образ отрешенного от реальной жизни ученого?


Вопросы для самоконтроля:

  1. Почему новелла-сказака «Крошка Цахес» не включена автором ни в один сборник?

  2. Как реализуется в сказке романтические принципы двоемирия и гротеска?

  3. Почему новеллу-сказку «Крошка Цахес» называют сатирическим произведением?

  4. На что направлена романтическая ирония в произведениях Гофмана?

  5. Что заставляет людей приписывать Цахесу все значительное и талантливое, совершаемое другими?





следующая страница >>