prosdo.ru 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по написанию курсовой работы по дисциплине

«Технология социальной работы»
Дубна -2011

Дисциплина «Технология социальной работы» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «социальная работа». Общей целью ия учебной дисциплины «Технология социальной работы» является формирование у обучаемых понимания сущности, роли и значения технологий в решении социальных проблем, четкого представления о назначении и функциях специалистов по социальной работе, умений и навыков самостоятельной социально-диагностической, надзорной, профилактической и посреднической работы с отдельными индивидами и социальными группами, неправительственными организациями в создании и реализации программ социальной защиты, помощи и социального обслуживания. Таким образом, технологизация пространства социальной работы достигается за счет реализации многообразия социальных технологий.

Ввиду тесной взаимосвязи теории и практики социальной работы достижение обучаемыми требуемого уровня знаний, умений и навыков достигается за счет подготовки курсовой работы по данной дисциплине.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Цель: формирование понимания сущности, роли и значения технологий в решении социальных проблем, четкого представления о способах технологизации социальной работы, создания и реализации программ социального обслуживания.

Задачи курсовой работы

- выявление специфики и динамики социальных проблем в современном обществе;


  • изучение технологии социальной работы как процесса;

  • разработка структуры технологического процесса в социальной работе;

  • формирование понимания содержания технологического процесса в социальной работе;

  • анализ и разработка современных моделей технологизации социальной работы и условиях ее технологизации;
  • овладение технологиями управления в социальной работе, повышающими ее эффективность и расширяющих ресурсную базу.




Курсовая работа - это итоговая работа студента, в основу которой должны быть положены знания, приобретенные им в период обучения данной дисциплины. Курсовая работа – это, возможно, первый шаг в научную деятельность. Изложение курсовой работы – это своего рода не только отчет об объеме полученных знаний по дисциплине, но и возможность реализовать их в конкретном проекте.

В основу курсовой работы должен быть положен теоретический и практический материал, полученный в процессе обучения, а также практической деятельности в социальной сфере во время ознакомительной и учебной практик, летней занятости в социальных службах.

В течение всего периода обучения и при выполнении курсовой работы студент должен систематически обсуждать ход работы с преподавателем, который обязан:

- оказывать необходимую помощь в составлении плана курсовой работы, а также в подборе литературы;

- своевременно проводить консультации и делать рекомендации по подбору фактического материала; методике его обработки, обобщения, систематизации и использования в своей работе;

- проводить регулярные встречи и собеседования со студентами в ходе подготовки и написания работы;

- проверять качество выполняемой работы.
В обязанности студента входят:
- своевременно представить преподавателю тему курсовой работы;

- регулярно консультироваться с преподавателем по проблемам выбранной темы;

- своевременно представить преподавателю окончательный вариант работы.
Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно из списка тем, рекомендованных преподавателем, руководствуясь своими знаниями и практическим опытом, рекомендуется изменение тематики в соответствии с научными и практическими интересами студента.
Рекомендуемые темы курсовых работ по технологии социальной работы

  1. Роль социальных технологий в процессе технологизации социальной работы
  2. Характеристика технологического процесса в социальной работе


  3. Социальная диагностика как технология социальной работы

  4. Социальная адаптация как технология социальной работы

  5. Профилактические технологии и их роль в социальной работе

  6. Социальный заказ как инновационная технология социальной работы

  7. Ведение документации на клиента как технология социальной работы

  8. Технологии социальной работы с пожилыми людьми

  9. Технологии социальной работы с мигрантами

  10. Технологии социальной работы с безработными

  11. Технологии социальной работы с семьей

  12. Социальная реабилитация как технология социальной работы

  13. Технологии социально-педагогической деятельности

  14. Социальное консультирование как технология социальной работы

  15. Операции и процедуры технологического процесса в социальной работе

  16. Сущность технологического процесса в социальной работе

  17. Структура технологического процесса в социальной работе

  18. Социальное проектирование как технология социальной работы

  19. Социальный технолог – специализация социальной работы

  20. Технологичность и этика социальной работы

  21. Технологизация социальной работы как фактор ее профессионализации

  22. Новые информационные технологии в социальной работе

  23. Классификация технологий в социальной работе

  24. Условия технологизации социальной работы.


Выбрав тему работы, студент должен уяснить, в чем заключаются цель, конкретные задачи и аспект ее разработки. Для этого следует определить, в чем заключается сущность идеи, актуальность темы, ее практическая значимость.

Следующим важным этапом является составление рабочего развернутого плана курсовой работы. План согласовывается с преподавателем, который может в дальнейшем уточняться и изменяться в зависимости от хода разрабатываемой темы, наличия литературного и фактического материала. Совместно продуманный порядок поиска литературы определяет полноту и комплексность составляемого списка источников, хотя студент, как правило, сам определяет нужную литературу самостоятельно. Роль преподавателя заключается в необходимой корректировке представленного студентом перечня источников, актуализирующих теоретические и практические аспекты технологии социальной работы в деятельности конкретных социальных служб и неправительственных организаций.


В работе студенту необходимо представить знание излагаемых технологических процессов, их логическую взаимосвязь и возможное практическое значение. Систематизация, анализ и обработка фактических данных, предполагает использование в работе таблиц и рисунков, данных Интернет, а также представление данных в системе POWER POINT (в случае необходимости).

Курсовая работа завершается списком использованной литературы и приложением, в котором представлен фактологический материал по технологизации современной социальной работы (нормативно-правовые документы социальных служб; регламенты оказания социальных услуг; инновационные процессы; передовой опыт оказания социальной помощи с использованием технологий социальной работы; авторские технологические разработки).
Защита курсовой работы

Завершенный текст курсовой работы (проекта) должен быть представлен руководителю не позднее, чем за две недели до установленного срока защиты курсовой работы (проекта).

Не допускаются к защите и возвращаются для повторного написания:


  • курсовые работы (проекты), полностью или в значительной степени выполненные не самостоятельно (путем сканирования, ксерокопирования или механического переписывания материала из источников информации без использования цитирования), и (или) курсовые работы, объем цитированного текста которых составляет более 50%;

  • работы, в которых выявлены существенные ошибки (например, использование утративших силу нормативных правовых актов, комментариев к ним и т. п.), недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены;

  • работы, характеризующиеся низким уровнем грамотности и небрежным оформлением.

При защите курсовой работы (проекта) студент должен кратко изложить её основное содержание, охарактеризовать использованные источники, сформулировать основные выводы и предложения, ответить на вопросы руководителя и других присутствующих на защите лиц. При получении неудовлетворительной оценки работа должна быть переработана с учетом высказанных замечаний и представлена на защиту в сроки, установленные руководителем.