prosdo.ru 1 2 3
ИНСТИТУТ СТРАН ВОСТОКА И АФРИКИ


ЧАСТНОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. ХАРЬКОВ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

СТУДЕНТОВ
по дисциплине:

«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА»
Специальности:

7.03060101 «Менеджмент организаций и администрирование»,

7.03050801 «Финансы и кредит»,

7.03020301 «Международные экономические отношения»,

7.03020401 «Международная информация»




Кафедра гуманитарных и правовых дисциплин




г. Симферополь

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Гражданская оборона». Сост. В.В. Черныш. – Симферополь: ИСВА МСУ, 2012. – 35 с.



Ответственный за выпуск и рецензент – зам. директора по учебной и методической работе Элькан О.Б.

Утверждено на заседании кафедры гуманитарных и правовых дисциплин, протокол № 1 от «31» августа 2012 г.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Гражданская оборона» содержат учебную программу, методические рекомендации по самостоятельной работе, вопросы к ИМК, темы рефератов, критерии оценивания знаний, список рекомендуемой литературы, приложение.


ЧС социально – политического характера – связанные с противоправными действиями террористической и антиконституционной направленности: совершение или прямая угроза террористического акта (вооруженное нападение, захват и удержание важных объектов, ядерных установок и материалов, систем связи и телекоммуникаций, нападение на экипаж воздушного или морского судна), похищение (попытка похищения) или уничтожение судов, захват, установка взрывных устройств в общественных местах, пропажа, хищение оружия, выявление старых боеприпасов.

ЧС техногенного характера – транспортные аварии (катастрофы), пожары, неспровоцированные взрывы или их угрозы, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение строений и сооружений, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии.


Шкала Рихтера – шкала сейсмической активности, создана профессором Калифорнийского технологического института Рихтером в 1935 году. Энергия землетрясения оценивается по этой шкале в магнитудах (от 1 до 9).
Эпицентр землетрясения - точка на поверхности Земли, размещенная над центром очага землетрясения.

35

Чрезвычайная ситуация – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, созданное аварией, катастрофой, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, большим пожаром, применением средств поражения, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям.
ЧС военного характера – связанные с последствиями использования оружия массового поражения или обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения вследствие разрушения атомных и гидроэлектростанций, складов и хранилищ радиоактивных и токсических веществ и отходов, нефтепродуктов, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществ, токсичных отходов, транспортных и инженерных коммуникаций.
ЧС природного характера – опасные геологические, метеорологические, гидрологические морские и пресноводные явления, деградация грунтов и недр, природные пожары, смена состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, смена состояния водных ресурсов и биосферы.

34

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Методические указания по самостоятельному

изучению дисциплины 6
2. Содержание курса и изучаемых вопросов. 7
3. Темы рефератов 22
4. Методические указания по подготовке к ИМК 23
5. Вопросы к ИМК 23
6. Критерии оценивания знаний студентов 25
7. Список рекомендуемой литературы 26
Приложение 28


3

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель дисциплины - теоретическая и практическая подготовка студентов с целью организации защиты населения; изучение путей и способов повышения уровня организации и проведения спасательных и неотложных работ при ликвидации аварий, катастроф, последствий стихийных бедствий и в случаях, связанных с действием оружия массового поражения.

Основными задачами настоящей учебной дисциплины являются:

1 .Научить студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; способам защиты населения, основам организации и проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и в очагах поражения.

2. Ознакомить с организацией, методикой подготовки и проведения занятий по гражданской обороне с населением.
3. Научить оценивать обстановку и соответственно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
В результате изучения программы студенты должны знать:

- Виды и характеристику ЧС;

- характеристику очагов поражения, которые возникают в чрезвычайных условиях мирного и военного времени;

- способы и средства защиты населения от поражающих факторов аварий, катастроф, стихийных бедствий и современного оружия массового поражения;
Курс изучается в процессе преподавания курса лекций, проведения семинарских и практических занятий, консультаций и самостоятельной работы. Лекционный курс призван дать студентам основные базовые понятия, осветить наиболее важные проблемы организации гражданской обороны.
4

Снежная лавина - снежный обвал, масса снега, сползающая с горных склонов и увлекающая на своем пути новые массы снега (эффект снежного кома).
Стихийные бедствия – это опасные природные явления, процессы атмосферного, гидрологического, геологического, биосферного или другого происхождения таких масштабов, которые приводят к катастрофическим ситуациям с внезапным нарушением систем жизнедеятельности населения, разрушениям и уничтожению материальных ценностей, объектов народного хозяйства, что в свою очередь может привести к авариям и катастрофам.

Туман – скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов в приземном слое атмосферы в результате конденсации или сублимации пара. Приводит к понижению видимости до 1 км, иногда до 1 м.

Ураган – циклон, у которого давление в центре очень низкое, а ветры достигают большой и разрушительной силы (скорость – до 25 км/час). Ураган – это морское явление, наибольшие разрушения происходят у побережья, может проникать далеко на сушу, может сопровождаться сильными дождями, наводнениями, в открытом море образует волну до 10 м. Особой силой отличаются тропические ураганы (радиус ветров – до 300 км). Ураганы – явление сезонное.
Циклон – область пониженного давления в атмосфере с минимальным давлением в центре (распространяется на несколько тыс. км). Ветры в области циклона дуют в Северном полушарии против часовой стрелки, а в Южном – по часовой стрелке.


33

Производственная авария – это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на объекте, которая приводит повреждению или уничтожению материальных ценностей, травмированию или гибели людей.
Радиационно опасные объекты - Объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются опасные радиоактивные вещества, являются радиационно опасными объектами. На территории Украины расположено более 8000 различных органов и организаций, деятельность которых приводит к образованию радиоактивных отходов.

Сель – кратковременный бурный паводок на горных реках, (грязекаменные потоки). Сели происходят внезапно, быстро нарастают и продолжаются 1 – 3 часа (иногда 6-8 часов).

Смерчи – атмосферные вихри, возникающие в грозовых облаках и распространяющиеся в виде темного рукава или хобота по направлению к морю или суше. В верхней части имеет воронкообразное расширение, сливающееся с облаками. Высота рукава достигает 800 – 1500 м, скорость вращения – до 330 м/сек (по спирали), втягивает пыль и воду. Диаметр смерча составляет десятки метров (над морем) и сотни (над землей). Возникают в теплом секторе циклона, движется вместе с циклоном со скоростью 10 – 20 м/сек, проходя при этом путь от 1 до 40 – 60 км. Часто сопровождается грозой, дождем. В США смерчи называют торнадо, Силу смерча измеряют по 12-бальной шкале Бофорта (изобретена в 1806 английским адмиралом Ф. Бофортом).


32

Структурно-логическая связь лекционного курса позволяет каждому студенту понять значение теоретического материала для будущей практической деятельности.
Практическая часть изучения курса заключается в подготовке и проведении семинарских и практических занятий.
Самостоятельная работа студентов предусматривает работу над рекомендованной литературой, подготовку заданий, выступлений на семинарских занятиях, написание реферативных работ.
На всех видах учебных занятий данная учебная дисциплина изучается в тесной связи с жизнью и деятельностью граждан и юридических лиц, практической деятельностью государства по организации и обеспечению деятельности системы гражданской обороны Украины.
Вопросы лекций, семинарских и практических занятий отрабатываются с учетом практических потребностей работы на предприятии, в организации, учреждениях и правоохранительных органах.
На семинарских и практических занятиях студенты углубленно рассматривают теоретические вопросы организации и действий системы гражданской обороны, решают практические задачи.

Междисциплинарные связи

Учебная дисциплина «Гражданская оборона» опирается на знания студентов, полученных при изучении дисциплин «ОБЖ» «Гражданская оборона» в средней школе, дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на первом курсе специальности «Менеджмент организаций».

5

1. Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины
Одной из основных задач получения образования в ВУЗе является самостоятельное изучение отдельных учебных вопросов, умение пользоваться рекомендованной литературой. Это является следствием того, что за три установочных лекции невозможно охватить весь материал по изучаемой программе.
Дисциплина «Гражданская оборона» имеет исключительно важное значение в жизни людей с целью распознания различных опасностей и защиты от них населения в мирное и военное время во всех средах обитания человека.

Самостоятельная работа предполагает проработку литературы к зачету и углубление изучение проблем Гражданской обороны, написание рефератов по темам дисциплины.

Основной объем знаний у будущих специалистов, обучающихся заочно, добивается путем самостоятельного изучения соответствующей рекомендованной современной литературы. Вопросы для самостоятельного изучения дисциплины выдаются студентам на установочной сессии за 4 месяца до итогового зачета. Подготовка к зачету должна проводиться в часы самоподготовки и свободного личного времени. Степень усвоения самостоятельно изученного материала определяется на зачете преподавателем.


6

Землетрясения – это сейсмические явления, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и более глубоких слоях Земли или вследствие вулканической активности, когда на большое расстоянии передаются мощные волны.
Молния – гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, часто возникающий в кучево – дождевых облаках.
Обвал - отрыв глыб или масс горных пород от склона или откоса гор или снежных (ледовых) масс и их свободное падение под действием силы тяжести.
Оползни - смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы земного притяжения без потери контакта с неподвижной основой на более низкий гипсометрический уровень.
Очаг (гипоцентр) землетрясения - участок земли, из которого выходят волны землетрясения
Пожар - стихийное распространение горения, проявляющееся в уничтожающем действии огня, вышедшего из-под контроля человека. Пожары могут возникнуть как поражающий фактор от светового излучения ядерного взрыва, при использовании обычных средств поражения и специальных (пиреогеля, термита, электрона и белого фосфора). Стихийные пожары могут возникнуть в результате разрядов молнии, самовозгорания сена и торфа, от оставленного костра, непогашенной спички, тлеющего окурка, искр из транспортного средства, неправильного пользования электроприборами, механического нагревания и искрообразования.

31

Словарь терминов

Антициклон – область повышенного давления в атмосфере с максимальным давлением в центре (распространяется на несколько тыс. км). Ветры в области антициклона дуют в Северном полушарии по часовой стрелки, а в Южном – против часовой стрелки.

Буря – очень сильный ветер, приводящий к большим волнениям на море и к разрушениям на суше. Появляется при прохождении циклона, смерча. Скорость ветра достигает 20 м/сек. (бывает до 100 м/сек). Такая буря называется шторм. При скорости ветра более 30 м/сек – ураган. Сопровождается ураган кратковременными усилениями ветра (до 20 – 30 м/сек) – шквалы.
Гидродинамические аварии - аварии на гидротехническом сооружении, при распространении воды с большой скоростью, что образует угрозу возникновения ЧС техногенного характера.
Гололед – слой плотного льда на поверхности земли. Образуется при температуре от 0 до -3. Последствия: травматизм; ДТП; порча конструкций.
Град – вид атмосферных осадков из сферических частиц льда (от 5 до 55мм, бывают до 130 мм (1 кг)). В 1 минуту на 1 кв. м. падает 500 – 1000 градин. Продолжительность – 5 – 10 минут (редко до 1 часа).Существуют оперативные службы борьбы с градом (ракеты и снаряды с йодистым свинцом или йодистым серебром).
Гром – звук в атмосфере, сопровождающий разряд молнии. Происходит от колебаний воздуха под влиянием мгновенного повышения давления на пути молнии.
30

2. Содержание курса и изучаемых вопросов.

Тема 1. Гражданская оборона Украины – основа безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

Цели ГО Украины. Руководство ГО Украины. Органы управления ГО. Структура ГО. Чрезвычайные ситуации. Основы классификации чрезвычайных ситуаций. Уровни ЧС.
Вопросы для самопроверки:


  1. Цели и задачи гражданской обороны в современных условиях.

  2. Организационная структура Гражданской обороны Украины и Крыма.

  3. Основы классификации ЧС.


Темы рефератов:

Гражданская оборона Украины – основа безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

Литература.

Основная:

1. Стеблюк М. І. Цивільна оборона: Підручник. 2-ге вид., перероб. і доп. – К.: Знання – Прес, 2003. – 455 с.

Нормативная:

1. Закон України „Про Цивільну оборону України” ВРУ № 297 – XII.

2. Закон України „Про внесення змін до Закону України про Цивільну оборону України” ВРУ № 555 – XIV.

3. Концепція захисту населення і територій у разі загрози та виникнення надзвичайних ситуацій: Указ президента України.

4. Положення про Цивільну оборону України: Постанова КМУ.


7

5. Про єдину державну систему запобігання і реагування на НС техногенного та природного характеру: Постанова КМУ №1198.

6. Положення про класифікацію надзвичайних ситуацій: Постанова КМУ №1099.
Дополнительная:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ Под ред.. Е.А. Арустамова. – М.: ИД «Дашков и К», 2000. – 678с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник/ Под общ. ред. С.В. Белова - М.: Высш. шк., НМЦ СПО, 2000. – 343с.

3. Гайченко В.А., Коваль Г.М. Основи безпеки життєдіяльності людини: Навч. посіб. – К.: МАУП, 2002. – 232с.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Стихийные бедствия. Землетрясения. Вулканизм. Чрезвычайные ситуации экзогенного характера. Гидрологические ЧС. Наводнения, паводки. Оползни. Метеорологические опасные явления. Ураганы, бури, смерчи. Снегопады, гололед, град, туманы. Засухи, молнии.
Вопросы для самопроверки:

1. Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

2. Стихийные явления экзогенного характера.

3. Какие метеорологические опасные явления вы знаете?

4. Перечислите виды гидрологических ЧС.
Темы рефератов:


  1. ЧС природного характера в Украине.

  2. Землетрясение как вид природных опасностей.

  3. Стихийные явления экзогенного характера.


8



следующая страница >>