prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 7 8 9 10
Транспортная иммобилизация при повреждениях голени.


Показания к иммобилизации:


Цель иммобилизации: создать неподвижность голени при ее повреждении.

Транспортные средства:

  • стандартные лестничные шины Крамера;

  • стандартные пластмассовые шины;

  • стандартные фанерные шины;

  • шина медицинская пневматическая для стопы и голени;

  • подручные средства: деревянные рейки, дощечки, пучки хвороста, камыша, соломы.

Техника иммобилизации:

  • Транспортная шина должна располагаться от верхней трети бедра до пальцев стопы с фиксацией стопы по отношению к продольной оси голени в нейтрально-нулевом положении 0° (стопа под углом 90° к продольной оси голени).

  • Стандартная лестничная шина Крамера: ногу приподнимают вверх за пятку, производя ее плавное вытяжение по оси голени. Лестничную шину накладывают от верхней трети бедра по задней поверхности бедра, голени и подошвенной поверхности стопы, предварительно отмоделировав шину по изгибам подколенной области, трехглавой мышцы голени, ахиллова сухожилия и продольного свода стопы. От верхней трети бедра по наружной поверхности бедра, голени и голеностопного сустава накладывают вторую шину Крамера. От верхней трети бедра по внутренней поверхности бедра, голени и голеностопного сустава накладывают третью шину Крамера. Шины прибинтовываются.

• Стандартные фанерные шины: ногу приподнимают вверх за пятку и производят плавное вытяжение по продольной оси голени. Две фанерные шины скрепляют фанерной подошвой. Фанерные шины накладывают от верхней трети бедра по наружной и внутренней поверхностям бедра, голени и голеностопного сустава за голеностопный сустав. Шины фиксируют марлевым бинтом.
  • Шина медицинская пневматическая: шину раскрывают и накладывают как на обнаженное бедро, голень и стопу, так и на бедро, голень и стопу в одежде и обуви. Пятка должна быть помещена в соответствующее углубление в шине. Застежку-молнию закрывают, шину надувают.


  • Стандартная пластмассовая шина накладывается так же, как лестничная шина Крамера.

  • Подручные средства: деревянные рейки, пучки хвороста, соломы накладываются по принципу стандартных транспортных шин.

  • Аутоиммобилизация: поврежденную ногу связывают со здоровой ногой в двух-трех местах. Поврежденную ногу укладывают на здоровую ногу так, чтобы область ахиллова сухожилия лежала на передней поверхности голеностопного сустава здоровой нога, чем достигается физиологическое положение поврежденной конечности. Осторожное выпрямление здоровой ноги производит плавное вытяжение по длине поврежденной конечности. Обе ноги фиксируются бинтом, полотенцем, ремнем и т.д.

Помнить! Ошибкой является фиксация перелома голени одной шиной по задней поверхности бедра и голени без дополнительных боковых шин.

Обязательна иммобилизация двух смежных суставов: коленного и голеностопного. Нельзя устанавливать стопу в положении сгибания.

Обязательно моделирование лестничных или пластмассовых шин по контурам нижней конечности.

Транспортная иммобилизация при переломах бедра.

Показания к иммобилизации:

  • закрытые и открытые переломы бедренной кости;

  • вывих бедра;

  • закрытые и открытые повреждения коленного сустава: внутрисуставные переломы и вывихи;

  • обширные повреждения мягких тканей бедра и коленного сустава;

  • повреждения магистральных сосудов и нервов бедра и подколенной области.

Цель иммобилизации: создать неподвижность бедра, тазобедренного и коленного суставов при их повреждении.

Транспортные средства:

  • дистракционная шина Дитерихса;

  • дистракционная шина Томаса-Виноградова;

  • стандартные лестничные шины Крамера;

  • стандартные фанерные шины;

  • стандартные пластмассовые шины;
  • шина медицинская пневматическая для коленного сустава и бедра;


  • подручные средства;

  • аутоиммобилизация.

Техника иммобилизации:

  • Транспортные шины располагаются от подмышечной области по наружной поверхности туловища, тазобедренного сустава, бедра, коленного сустава, голени, голеностопного сустава и вниз за голеностопный сустав; по внутренней стороне - от промежности по внутренней поверхности бедра, коленного сустава, голени, голеностопного сустава и вниз за голеностопный сустав.

  • Дистракционная шина Дитерихса: подошвенную часть шины фиксируют к стопе, особенно тщательно в области пятки. Наружную браншу шины (костыльного типа) накладывают от подмышечной впадины по наружной поверхности туловища и нижней конечности. Внутреннюю браншу шины накладывают от промежности по внутренней поверхности нижней конечности. Периферические концы шин фиксируют через металлическую рамку короткой бранши шины. Шину с помощью ремней прикрепляют к туловищу больного (грудная клетка, живот), бедру и голени. На подошвенной части шины шнур проводится через шарнирно закрепленный упор с отверстием на внутренней бранше шины. Шнур фиксируется к закрутке. Производят вытяжение нога плавным потягиванием за стопу до тех пор, пока поперечные перекладины (костыли) бранши не упрутся в подмышечную область и в промежность. Стопу фиксируют закруткой к нижней перекладине шины. Шину фиксируют к ноге циркулярными ходами бинта. Можно укрепить шину Дитерихса тремя гипсовыми кольцами: область туловища, бедра и голени.

• Шина Томаса-Виноградова: шина состоит из двух металлических стержней в виде буквы "П" на периферическом конце, размыкающегося металлического кольца, металлических подставок, брезентового чехла, манжетки на голеностопный сустав. Накладывают манжетку на голеностопный сустав. Ногу поднимают и производят плавное вытяжение по продольной оси бедра и голени. Подводят шину под заднюю поверхность бедра и голени. Ногу опускают на шину. Производят замыкание кольца. Производят вытяжение ноги закруткой от манжетки голеностопного сустава. Шину прибинтовывают к бедру и голени.


Помнить! Шина Томаса-Виноградова показана для фиксации поврежденного коленного сустава и переломов бедра в его нижней трети.

• Стандартная лестничная шина Крамера. Две соединенные по длине шины Крамера накладывают от подмышечной впадины по наружной поверхности туловища и ноги до края стопы. Третья шина Крамера располагается от промежности по внутренней поверхности ноги до края стопы. Четвертая шина накладывается по задней поверхности бедра, коленного сустава, голени и стопы до концов пальцев. Шины прибинтовываются к туловищу и к ноге.


  • Стандартные пластмассовые шины и стандартные фанерные шины накладываются так же, как и лестничные шины Крамера.

  • Шина медицинская пневматическая для бедра и коленного сустава: развернутую шину подводят под ногу так, чтобы коленный сустав был на середине длины шины. Застежку-молнию закрывают, шину надувают.

  • Подручные средства должны быть достаточной длины, чтобы создать неподвижность в трех суставах поврежденной конечности: тазобедренном, коленном, голеностопном. Иммобилизация импровизированными шинами производится по принципу иммобилизации стандартными шинами.

  • Аутоиммобилизация "нога к ноге": производится так же, как и при переломах голени.

Помнить! Обязательно моделирование лестничных шин Крамера по контурам нога по ее задней поверхности: подколенная область, трехглавая мышца голени, область ахиллова сухожилия, пяточная область, продольный свод стопы.

Студент должен знать, что транспортные шины снимаются с пострадавшего только после оказания ему необходимой квалифицированной или специализированной помощи в стационаре. Время оказания такой помощи может быть различным - от нескольких минут до нескольких часов и даже суток. Все это время, иногда весьма длительное, транспортные шины находятся на пострадавшем. Поэтому приемный покой должен иметь обменный фонд табельных средств транспортной иммобилизации для обеспечения бригад скорой помощи стандартными транспортными шинами.


III. Формирование умения наложения средств транспортной иммобилизации.

Для формирования практических навыков по наложению средств транспортной иммобилизации студенты собираются в специально оборудованной учебной комнате. В этом классе должны быть: комплекс Б-2 со стандартными шинами, стенды с транспортными шинами (как стандартными, так и импровизированными) и этапами их наложения, манекены для наложения транспортных шин.

Студенты под руководством преподавателя осваивают материальную часть транспортной иммобилизации, моделируют лестничные, пластмассовые шины. Затем друг на друге или на манекенах каждый студент производит транспортную иммобилизацию при травмах головы, позвоночника таза, верхних и нижних конечностей стандартными транспортными шинами, импровизированными шинами, закрепляют шины, накладывают косынки, повязки Дезо.

Преподаватель проверяет технику наложения транспортных шин дает объяснения, отвечает на вопросы студентов.

IV. Заключение.

В заключение преподаватель дает оценку проведенному занятию, работе каждого студента во время занятия.

Затем преподаватель дает задание к следующему занятию.

Рекомендуемая литература:


  1. Корнилов КВ. Травматология и ортопедия: Учебник для студентов медицинских ВУЗов. - СПб.: "Гиппократ", 2001.

  2. Крупко ИЛ. Руководство по травматологии и ортопедии – Л., 1975.

  3. Myсалатов Х.А., Юмашев Г. С. Травматология и ортопедия - Учебник. - Л.: Медицина, 1995.

  4. Русаков А.Б. Транспортная иммобилизация. - М.: Медицина.

  5. Чернавский В.А. Диагностика и лечение переломов и вывихов. Ташкент, 1977.

  6. Юрихин АЛ. Десмургия. - М.: Медицина, 1984.




<< предыдущая страница