prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 6 7 8 9 10
Нестандартные транспортные шины.


• Шина Еланского: изготовлена из фанеры. Состоит из двух одинаковых, скрепленных металлическими петлями половин и представляет собой силуэт головы и туловища. Шину Еланского применяют при травмах головы и шеи, подкладывая под спину и голову. Под затылочную область и шею подкладывают ватно-марлевые подушки и валики.


  • Шина Петрухова: состоит из двух металлических частей - подголовника и спинки, в комплекс входит петля Глиссона. Шина применяется при повреждении шейного отдела позвоночника.

  • Картонно-марлевый воротник типа Шанца изготовляется заранее и применяется при повреждениях шейного отдела позвоночника.

Импровизированные транспортные шины изготавливаются из подручных средств: деревянные рейки, куски фанеры, толстый или многослойный картон, лыжи, зонтик, пучки хвороста, соломы, камыша, стволики и ветви деревьев. Может применяться аутоиммобилизация: прибин-товывание верхней конечности к туловищу, нижней конечности - к неповрежденной нижней конечности.

Студент должен знать, что при транспортировке на дальние расстояния можно использовать гипсовые повязки для транспортной иммобилизации.

Гипсовые повязки для этой цели изготавливают из заранее приготовленных гипсовых лонгет. Иммобилизация гипсовыми шинами может быть произведена при повреждениях голени, предплечья, плеча. Гипсовыми лонгетами могут быть укреплены стандартные транспортные шины на верхней и нижней конечностях. Иммобилизация гипсовыми шинами обычно используется при транспортировке пострадавшего из одного медицинского учреждения в другое.

Студент должен знать правила при наложении средств транспортной иммобилизации, которая должна быть щадящей, безопасной, эффективной и, по возможности, быстрой. Для этого нужно иметь навыки наложения различных шин и соблюдать правила их наложения. Правила эти несложны, но требуют строгого выполнения, иначе цель иммобилизации не будет достигнута.

- Транспортная иммобилизация должна быть произведена сразу после получения травмы, так как ранняя иммобилизация способствует как меньшей травматизации тканей в области повреждения, так и общей реакции организма на травму и таким образом предотвращает развитие травматического шока, кровотечения, инфекционных осложнений.


- Перед наложением транспортной иммобилизации пострадавшему необходимо ввести подкожно или внутримышечно обезболивающие средства - анальгин, промедол, пантопон (по показаниям).

- Для надежной иммобилизации следует правильно выбрать длину шины, чтобы она фиксировала место повреждения конечности и два близлежащих сустава. Например, при иммобилизации перелома костей голени шиной от голеностопного до коленного сустава надежной фиксации не получится, потому что при нефиксированной стопе вместе с ней будет подвижен прилегающий к ней периферический фрагмент голени, а при движении в коленном суставе движется центральный фрагмент. Следовательно, шина должна иметь длину от пальцев стопы до верхней трети бедра. Исключением из правила является перелом бедренной кости, когда фиксируются три сустава: голеностопный, коленный и тазобедренный.

- При иммобилизации конечности должно быть придано правильное положение. Существует так называемое средне-физиологическое положение конечности, при котором достигается расслабление и равновесие тонуса мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей). Тем самым ликвидируются условия для дальнейшего смещения костных отломков.

Средне-физиологическое положение может быть осуществлено только при помощи специальных конструкций - лечебных шин. Транспортными шинами его обеспечить невозможно. Кроме того, средне-физиологическое положение значительно затрудняет транспортировку пострадавшего в санитарной машине. Поэтому при переломах костей верхней и нижней конечностей их фиксируют в функционально-выгодном положении. Для ноги это положение следующее: стопа под углом 90°, в коленном и тазобедренном суставах легкое сгибание, не более 10°. Для руки это положение достигается приведением плеча к туловищу, сгибанием в локтевом суставе до угла 90°, положением кисти, обращенной ладонью к животу.

При закрытых переломах с наличием очень грубой угловой или ротационной деформации нужно осторожно исправить ось конечности легким потягиванием по длине и ротацией {исправляется только ось конечности, но не положение отломков кости!). Конечность удерживают в правильном положении до окончания иммобилизации, пока шина не возьмет на себя роль удержания.


- При наличии раны ее перевязывают по установленным правилам и после этого накладывают транспортную шину.

Помнить! При наложении асептической повязки на рану на месте происшествия пострадавшего не раздевают, а разрезают участок одежды, непосредственно прилегающий к ране.

- Если необходим кровоостанавливающий жгут, его накладывают на конечность раньше транспортной шины, так, чтобы его можно было снять без ущерба для транспортной иммобилизации. Наложенный жгут должен быть виден, а замок жгута должен располагаться на передней поверхности конечности и быть легко доступен.

- Транспортные шины накладываются поверх одежды.

- Если при открытых переломах костные отломки выстоят из раны над кожей, их вправлять не следует. Это чрезвычайно травматично и может повредить важные анатомические образования. Кроме того, в рану будут вправлены инфицированные костные отломки. В таких случаях следует, не вправляя в рану костных отломков, по возможности, только исправить грубое нарушение оси конечности, приблизив ее к функционально-выгодному положению, наложить на рану стерильную повязку и фиксировать конечность шиной.

- Нельзя накладывать шину на обнаженные кожные покровы. Шина выстилается ватно-марлевой подкладкой, либо конечность обертывают такой же подкладкой, либо шину накладывают непосредственно на одежду и обувь.

- Нужно внимательно проследить, чтобы концы шин не врезались в кожу, не сдавливали сосуды и нервы, проходящие вблизи костей. Под костные выступы подкладывают вату.

- Шины должны быть тщательно моделированы (с учетом не только функционально-выгодного положения, но и формы конечности, ее выступов, западений) и прочно прикреплены.

- Наложенная транспортная шина фиксируется на всем протяжении к конечности или к туловищу бинтами или специальными ремнями.

- Во время перекладывания больного поврежденную конечность необходимо поддерживать.

- Наложение шин требует не только знаний, но и умения, особенно на месте происшествия, где условия для иммобилизации далеко не всегда благоприятные. Неправильная, недостаточная иммобилизация не только бесполезна, но чаще вредна. Во всех случаях необходимо обращать внимание не только на поврежденный участок_тела, но и на общее состояние пострадавшего.


Студент должен знать ошибки и осложнения при транспортной иммобилизации. Эти ошибки заключаются в следующем:

- Короткие транспортные шины или подручные средства. Основной принцип иммобилизации - обездвиживание (фиксация) - нарушен, что может привести к таким тяжелым осложнениям, как вторичное смещение костных фрагментов, травма сосудисто-нервного пучка, превращение закрытого перелома в открытый, травматический шок.

- Наложение жестких шин без соответствующих мягких прокладок, без предварительного обертывания их ватно-марлевыми прокладками.

- Отсутствие моделирования шины соответственно выступам и изгибам конечности, что может привести не только к образованию пролежней, но и к перфорации кожи в области перелома краями сместившихся и не обездвиженных костных фрагментов.

- Недостаточная фиксация транспортной шины к поврежденной конечности или к туловищу, что также нарушает принцип обездвиженности костных фрагментов и может привести к осложнениям.

- Перетяжки на конечности при прибинтовывании транспортной шины, что может привести к нарушению кровообращения в конечности и расстройству чувствительности.

- Наложенный кровоостанавливающий жгут закрыт повязкой, что может привести к ишемии и последующему некрозу конечности, так как жгут может быть не обнаружен.

- Недостаточное утепление в зимнее время иммобилизированной конечности, что может привести к ее отморожению.

Студент должен знать транспортные средства и технику транспортной иммобилизации при повреждениях головы, позвоночника, таза, верхних и нижних конечностей.

Иммобилизация при повреждениях головы.

Показания к иммобилизации:


  • повреждения головного мозга;

  • переломы свода и основания черепа;

  • переломы челюстей.

Цель иммобилизации - устранить толчки и предупредить дополнительные ушибы головы в пути.

Средства транспортной иммобилизации:

- шина Башмакова из стандартных лестничных шин: одна шина моделируется по задней поверхности головы, задней поверхности шеи и спины, другая - по боковым контурам головы, шеи и надплечий; обе шины связаны между собой;

- шина Еланского;

- стандартная пластмассовая пращевидная шина на нижнюю челюсть;

- подручные средства: слабо надутый резиновый подкладной круг,камера от легкового автомобиля, ватно-марлевая "баранка", пращевидная повязка из марлевого бинта для нижней челюсти.

Техника иммобилизации: один человек приподнимает и удерживает голову пострадавшего, другой человек подкладывает и фиксирует транспортное средство.

Помнить! Обязателен постоянный контроль за пострадавшим в бессознательном состоянии. Транспортировка в "коматозном положении" - на боку, с согнутой нижней ногой (рвота, аспирация).

При бессознательном состоянии можно прошить язык и фиксировать его с целью предотвращения возможного его западения и последующей асфксии.

Иммобилизация при повреждениях шеи.

Показания к иммобилизации:


  • переломы шейных позвонков;

  • обширные повреждения мягких тканей шеи.

Цель иммобилизации - придание шейному отделу позвоночника неподвижности.

Средства транспортной иммобилизации:

  • шина Башмакова;

  • шина Еланского;

  • шина Петрухова;

  • картонная или ватно-марлевая повязка типа воротника Шанца. Воротник должен упираться в затылочный бугор и в сосцевидные отростки височных костей (сверху) и в грудную клетку.

Техника иммобилизации:
  • Транспортные шины накладывают не менее двух человек: один приподнимает голову и удерживает ее, другой подводит под голову, шею и туловище транспортные шины и фиксирует их.


  • Воротник типа Шанца: один человек приподнимает голову, другой подводит под шею картонный воротник и фиксирует его.

  • Ватно-марлевый воротник: один человек приподнимает голову и удерживает ее, другой накладывает вокруг шеи толстый слой серой ваты и укрепляет ее бинтом с натяжением каждого тура бинта.

Помнить! Фиксирующая повязка на шее не должна сдавливать органы шеи. Необходим постоянный контроль за свободным дыханием.

Транспортная иммобилизация при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника.

Показания к иммобилизации: закрытые, открытые, огнестрельные переломы, вывихи грудных и поясничных позвонков, разрывы связок, обширные повреждения мягких тканей в грудном и поясничном отделах позвоночника.

Цель иммобилизации: создать неподвижность грудного и поясничного отделов позвоночника.

Средства транспортной иммобилизации:

  • носилки иммобилизирующие вакуумные;

  • обычные носилки с твердым покрытием (жесткие носилки);

  • обычные носилки с брезентовым покрытием (мягкие носилки);

  • подручные средства: узкие доски.

Техника иммобилизации:

  • Иммобилизация на вакуумных носилках приведена выше.

  • Жесткие носилки, положение пострадавшего на спине, на матраце с валиком под поясничным и шейным изгибами позвоночника и под коленными суставами.

  • Мягкие носилки: положение пострадавшего на животе с подкладыванием под грудь и голову подушки или свернутой одежды.

  • Подручные средства из досок: две доски сзади вдоль туловища и нижних конечностей, две доски сзади в поперечном направлении под плечевым и тазовым поясом.

Помнить!

  • Ошибка - отсутствие иммобилизации позвоночника.

  • Перекладывать пострадавших с травмой позвоночника очень бережно.

  • Опасно сгибание позвоночника и провисание поясничного отдела позвоночника.


  • Пострадавший должен быть обязательно фиксирован к транспортному средству.

Транспортная иммобилизация при повреждениях таза.

Показания к иммобилизации:

  • переломы таза;

  • обширные повреждения мягких тканей области таза.

Цель иммобилизации: создать неподвижность костей таза.

Средства транспортной иммобилизации:

  • носилки иммобилизируюшие вакуумные;

  • жесткие носилки.

Техника иммобилизации:

  • Иммобилизация на вакуумных носилках приведена выше.

  • Жесткие носилки: положение пострадавших на спине с полусогнутыми в коленных суставах голенями и отведенными бедрами - "положение лягушки". Под коленные суставы подкладывают валик, на таз накладывается тугая повязка широкими бинтами, полотенцами, простыней.

Помнить! Перекладывание больного на носилки необходимо осуществлять очень осторожно. Обязательна фиксация пострадавшего к жестким носилкам.

Транспортная иммобилизация при повреждениях пальцев кисти и лучезапястного сустава.

Показания к иммобилизации:

  • закрытые и открытые переломы костей пальцев и кисти;

  • обширные повреждения мягких тканей кисти и пальцев;

  • переломы лучевой кости в типичном месте (переломы Колеса и Смита).

Цель иммобилизации: создать неподвижность пальцев, кисти и луче запястного сустава.

Средства транспортной иммобилизации:

  • шина фанерная;

  • шина пластмассовая;

  • шина лестничная Крамера;

  • шина пневматическая;

  • подручные средства: дощечки, рейки, пучки хвороста, камыша.

Техника иммобилизации: травма пальцев и кисти - пальцы согнуты в межфаланговых и пястно-фаланговых суставах, для чего в кисть вкладывается туго свернутый ватно-марлевый валик. Шина накладывается на ладонную сторону и захватывает кисть, лучезапястный сустав, предплечье до локтевого сустава.


Помнить! Противопоказана фиксация кисти с вытянутыми пальцами в одной плоскости.

Фиксация I пальца производится в положении противопоставления к III пальцу.

Фиксация кисти производится в положении ладонью к животу при небольшом разгибании кисти.

Транспортная иммобилизация при повреждениях предплечья.

Показания к иммобилизации:


  • закрытые и открытые переломы костей предплечья;

  • обширные повреждения мягких тканей предплечья;

  • глубокие термические ожога предплечья;

  • травмы сосудов и нервов предплечья.

Цель иммобилизации: создать неподвижность предплечья и смежных суставов.

Средства транспортной иммобилизации:

  • шины фанерные;

  • шины пластмассовые;

  • шина лестничная Крамера;

  • шина пневматическая;

  • косынки;

  • подручные средства: дощечки, рейки, пучки хвороста, камыша.

Техника иммобилизации:

  • Шина накладывается по наружной стороне предплечья.

  • Шина располагается от верхней трети плеча до кончиков пальцев.

  • Предплечье согнуто в локтевом суставе под углом 90°, кисть повернута к туловищу ладонной поверхностью в положении разгибания. В пальцы вкладывается ватно-марлевый валик.

  • Шина прибинтовывается на всем протяжении.

  • Рука подвешивается на косынке.

Транспортная иммобилизация при повреждениях плеча.

Показания к иммобилизации:

  • открытые и закрытые переломы плечевой кости на всем ее протяжении: перелом хирургической шейки, диафиза, надмыщелковые переломы плеча и переломы мыщелков плечевой кости;
  • вывихи плеча;


  • вывихи предплечья;

  • обширные открытые повреждения мягких тканей плеча, плечевого и локтевого суставов;

  • повреждения сосудов и нервов в области плеча, плечевого и локтевого суставов.

Цель иммобилизации: создать неподвижность плечевой кости, плечевого и локтевого суставов.

Транспортные средства:

  • стандартные лестничные шины Крамера;

  • стандартные фанерные шины;

  • стандартные пластмассовые шины;

  • стандартные пневматические шины;

  • стандартная полотняная косынка;

  • подручные средства: дощечки, рейки деревянные, палки, пучки камыша, хвороста, соломы;

  • аутоиммобилизация: прибинтовывание руки к туловищу.

Техника иммобилизации:

- Лестничная шина Крамера: в подмышечную область необходимо вложить ватно-марлевый треугольной формы валик.

- Шину Крамера накладывают от здорового плечевого сустава по задней верхней области туловища, по наружной поверхности плечевого сустава, плеча, локтевого сустава, предплечья до пястно-фаланговых сочленений и фиксируют к руке бинтами. Руку подвешивают к шее на косынке, повязке-змейке, на бинте.

Помнить! Перед наложением шины Крамера ее моделируют (изгибают) для создания прямого угла для локтевого сустава, угла для плечевого сустава с переходом на туловище. Моделирование шины можно производить на себе: на расстоянии, равном длине предплечья, шину изгибают под углом 90°, накладывающий шину ставит в образованный угол свой локтевой сустав (правый или левый, в зависимости от стороны повреждения пострадавшего), свое предплечье помещает на часть шины для предплечья, а свободной рукой захватывает второй конец шины и пригибает его к спине на уровне противоположного плечевого сустава или лопатки. Шина Крамера, таким образом, изгибается, что соответствует изгибам плеча, плечевого сустава и спины.

- Стандартные фанерные шины при повреждениях в области локтевого сустава. Одну сторону шины с полукруглой вырезкой для подмышечной впадины накладывают по внутренней поверхности плеча и по внутренней поверхности предплечья, согнутого до 90° в локтевом суставе, до пястно-фаланговых сочленений. Шину прибинтовывают к плечу, локтевому суставу, предплечью, кисти, пальцы оставляют свободными. Руку подвешивают на косынку, повязку-змейку, на бинт.


- Стандартная пластмассовая шина накладывается, как и лестничная шина Крамера, от здорового плечевого сустава до пястно-фаланговых суставов поврежденной конечности с моделированием в области надплечий, плечевого сустава, плеча, локтевого сустава.

- Шина медицинская пневматическая при повреждениях в области локтевого сустава. Развернутую шину подводят под область локтевого сустава, который располагается на середине длины шины. Закрывают замок-молнию, нагнетают воздух через клапан ртом. После нагнетания воздуха давление пальца руки на пластиковый мешок должно вызывать небольшое продавливание.

Помнить! При травме области локтевого сустава применение медицинской пневматической шины возможно на время 50-60 минут из-за опасности сдавления, нарушения кровообращения.

- Подручные средства: иммобилизация подручными средствами осуществляется по принципу иммобилизации лестничной шиной Крамера. Также ее можно осуществить следующим образом: по внутренней поверхности плеча импровизированная шина накладывается от подмышечной впадины и внизу опускается ниже локтевого сустава, другая часть шины накладывается по наружной поверхности плеча. Концы импровизированной шины должны выступать вверху за плечевой сустав, внизу за локтевой.

- Аутоиммобилизация: предплечье, согнутое в локтевом суставе до угла 60°, плечо, приведенное кпереди до угла 30°, укладывают на туловище и прибинтовывают к туловищу - повязка типа Дезо, циркулярная повязка на грудь.

- Иммобилизация на косынке: косынка - треугольный кусок материи или платок, сложенный углом. На косынке различают: длинную сторону - основание, угол, лежащий против основания - верхушку, два других угла - концы. Применяется при травме ключицы, плечевого сустава, плеча, локтевого сустава.

Способ применения. Предплечье согнуто под углом 90°. Косынка кладется на туловище основанием по средней линии туловища. Один конец на надплечье неповрежденной стороны, верхушка косынки направлена к локтевому отростку между туловищем и рукой. Нижний конец косынки поднимают вверх на надплечье поврежденной стороны, и предплечье оказывается лежащим на косынке. Оба конца косынки завязывают вокруг шеи сзади. Верхушка косынки обходит локтевой сустав сзади наперед и укрепляется английской булавкой к передней части повязки.


Помнить! Возможные ошибки при иммобилизации плеча:


  • Транспортная шина не доходит до надплечья здоровой стороны, и плечевой сустав и плечо фиксированы недостаточно.

  • Конец шины упирается в голову или шею.

  • Плохое моделирование шины, что является несовершенной иммобилизацией.

  • Неподвешивание иммобилизированной руки.

Транспортная иммобилизация при повреждениях ключицы.

Показания к иммобилизации:

Цель иммобилизации: создать неподвижность для поврежденной ключицы, устранить тяжесть руки и плечевого сустава. Транспортные средства:

  • стандартная косынка;

  • мягкая повязка Дезо;

  • мягкая крестообразная повязка;

  • ватно-марлевые кольца Дельбе.

Помнить! Повязка должна поднимать плечо, отводить его назад с одновременным поворотом кнаружи. Это способствует правильному стоянию отломков ключицы.

Повязка Дельбе - два ватно-марлевых кольца на верхней конечности у плечевых суставов (надплечья и подмышечные области). Сзади на спине оба кольца прикрепляют друг к другу с помощью бинта.

Транспортная иммобилизация при повреждениях стопы.

Показания к иммобилизации:

  • закрытые и открытые переломы костей стопы и пальцев;

  • обширные повреждения мягких тканей стопы;

  • переломы лодыжек.

Цель иммобилизации: создать неподвижность стопы при ее повреждениях.

Транспортные средства:

  • стандартные лестничные шины Крамера;

  • стандартные пластмассовые шины;

  • стандартные фанерные шины;

  • шина медицинская пневматическая для стопы и голени;

  • подручные средства: дощечки, деревянные рейки, пучки хвороста и т.д.

Техника иммобилизации:


  • Транспортная шина фиксирует голень от ее верхней трети и стопу. Стопа фиксируется в нейтрально-нулевом положении 0° по отношению к продольной оси голени (под углом 90° к продольной оси голени). Транспортные шины накладываются по наружной и внутренней сторонам голени и стопы и скрепляются фанерной подошвой. Стандартную лестничную шину Крамера можно наложить на заднюю поверхность голени от коленного сустава, на заднюю поверхность стопы до кончиков пальцев.

  • Стандартная лестничная шина Крамера: необходимо тщательно моделировать изгибы шины в области трехглавой мышцы голени, ахиллова сухожилия, продольного свода стопы.

  • Шина медицинская пневматическая для стопы и голени: шину накладывают как на обнаженную стопу и голень, так и на стопу и голень в обуви и одежде. Пятку необходимо поместить в соответствующее углубление шины.

  • Стандартная пластмассовая шина накладывается так же, как и лестничная шина Крамера.

Помнить! Нельзя производить иммобилизацию стопы в положении сгибания стопы.




<< предыдущая страница   следующая страница >>