prosdo.ru
добавить свой файл
1
Мы раскрываем крылья или как найти себя

Сегодня только ленивый не говорит о современной российской молодежи - одни коврижками сладкими заманивают, задабривают, другие ножи в спины бросают. Молодежь, мол, инфантильна, не патриотична, бескультурна, псевдоактивна, считают многие. Руки устают ножи бросать.

Экономист Лев Любимов одной из статей в «Известиях» рассказал о причине падения уровня патриотизма в молодежной среде. «Когда молодой человек не отождествляет себя со своим  государством, своим народом, но отождествляет лишь с группой (хоккейных или футбольных фанатов, рокеров, байкеров, протестным движением) и вообще не участвует в политике, это можно оценивать как закат и данной политической системы, и данной цивилизации», - поясняет он. Любимов считает, что крайне важно поддерживать гражданственность, патриотизм и лояльность, иначе мы потеряем всю страну.

Противопоставить этому мнению можно суждения волгодонских молодых людей, которые принимали участие в региональном пректе «Академия молодого гражданина». Как отмечает профессор Государственного университета высшей школы экономики (г. Москва), директор Института общественных и гуманитарных инициатив Глеб Тюрин, богатством для трети молодой аудитории является обладание духовными ценностями и знаниями. То есть люди готовы созидать, делать что-то новое для улучшения жизни. Были, конечно, люди, которые говорили о деньгах и материальных благах, но таких было меньше. В стране большое количество проблем, но именно эти молодые Машки и Пашки с соседней улицы смогут их решить, потому что, они уже ориентированы на то, чтобы жить, принося окружающим пользу.

Как делать полезные социальные проекты учили в Зернограде - «Академия молодого гражданина» работала 27-28 октября на территории Азово-черноморской государственной агроинженерной академии. Перый день - теоретический курс о гражданских инициативах, социальной справедливости и межнациональных отношениях, второй – практика.


Кстати, студентам АЧГАА крупно повезло: в числе гостей их посетил доктор педагогических наук, профессор Московского гуманитарного педагогического института, член Международного союза журналистов, руководитель международного форсайт-клуба «Мир будущего» Сергей Тетерский. Это пока единственная вузовская площадка в рамках «Академии», которую посетил Сергей. Студенты смогли обсудить с ним свою позицию по отношению к судьбе России. Молодые люди задавались вопросом: «Я для России или Россия для меня?» Мнения были разные. Много говорили о единстве нации и общности этнических групп.

Воспитать в себе лидера и добиться успехов? Легко. Сергей рассказывал студентам как найти своего рода мотиватора, который будет помогать в достижении поставленной цели, советовать и не давать останавливаться. Ребята все время были поглощены интерактивной лекцией, через два часа даже не хотели отпускать эксперта!

Весь следующий день был отдан на практической освоение социального проектирования. Несколько слов об особенностях второго дня «АМГ»: участникам предлагалось в малой группе придумать и обсудить какую-либо некоммерческую и социально значимую идею. Социальные инициативы не предусматривают получение прибыли, а руководитель может пользоваться помощью волонтеров (членов малой группы) и вкладывать свои средства. Вместе с тренерами, студенты должны расписать проект от целей и задач, вплоть до бюджета. Тут же, началась работа. Идеи были самые разнообразные и как оказалось самые актуальные: несколько проектов по организации студенческого досуга («Досугу-Д@», «Эпоха возрождения»), инициативы, направленные на улучшение жилищных условий в общежитии АЧГАА, установку бесплатного Wi-Fi на территории университета, а также для решениях многих других насущных проблем. Здесь же студентами был разработан проект «Давайте жить дружно!», цели которого воспитание в молодых людях чувства толерантности и бесконфликтного существования. Большинство этнических разногласий корнями уходят в непонимание культуры и традиций другой народности, считают разработчики проекта. Но вопрос являются ли разногласия этническими, остался открытым.


Тренерский пул для студентов был впечатляющим: Федор Микушин, генеральный директор TC&C STONE Jsc, председатель ростовской общественной организации «Эко-логика» , бизнес-тренер, рассказывал студентам об основах SWOT-анализа, а также как и где быстро получить деньги на реализацию своей идеи. Модератором другой группы была Александра Макаренко, программный директор Студии тренинга, гештальт-терапевт, она раскрыла тайну правильного бюджета проекта. Третьей группой учатников руководила начальник отдела управления по молодежной политике ДГТУ Марина Ковынева.

«Проект нашей группы называется «Антимусор», - рассказывает Анна Черноштан. - В группе мы уже продумали и прописали несколько направлений деятельности: начиная от организации групп контролирующих несанкционированное выбрасывания мусора в неположенных местах, вплоть до объявления конкурса на самую удобную урну».

«Когда мы писали бюде проекта, я была удивлена, тем как, оказывается, просто всего достигнуть – надо только начать, не проодить мимо проблемы. Это не занимает неимоверных усилий и напряжения. Теперь, я не собираюсь останавливаться на достигнутом, - делится Алесандра Мищенко, разработчик проекта «Антимусор», - мы с ребятами будем двигаться дальше до победного конца. Ведь решая такие маленькие, но важные проблемы, мы делаем город лучше и краше, а жизнь в нем приятнее».

На сегодняшний день «Академия молодого гражданина» реализована на четырех вузовских площадках: межвузовская площадка в г.Волгодонск, АЧГАА (г.Зерноград), РостГМУ (г.Ростов-на-Дону) и ДГТУ. «Подводя итоги двухдневной работы, могу сказать, что причисляю себя к неравнодушным, - говорит студент РостГМУ Антон Баранов, - Друзья, бороться, решать задачи и достигать целей легче вместе. Будьте смелее, присоединяйтесь!»

Студенты этих вузов открывают для себя новые горизонты развития, а также разбираются во многих вещах, о которых не задумываешься каждый день. Например, толерантность. Каждый наполняет термин своим смыслом. Толерантность – это когда «тебе неприятно, но ты молчишь и терпишь» или пытаешься понять причины дискомфорта, сочувствуешь и принимаешь человека? Синонимы слова «толерантность» - взаимоуважение или все-таки терпимость? Как воспитывать в обществе уважение к другой культуре? С чего начинать? Что значит эта пресловутая российская идентичность и патриотизм? И что будет, если этого вдруг не станет? Так, в ДГТУ студенты смогли осудить эти вопросы с заместителем декана по общим вопросам факультета социологии и политологии ЮФУ Романом Пупыкиным. Дискуссия получилась не на шутку горячей – молодежь делилась случаями из жизни: один из участников проекта рассказывал как пьяный пассажир задирал соседей по автобусу и дело дошло до рукоприкладства. Группа анализировала поведение, строила модели выхода из ситуации, искала причины.


О способах бесконфликтного существавании в мультикультурном сообществе и о своем опыте социальных проектов рассказал координатор программы «Толерантность» Информационно-методиского центра города Санкт-Петербурга Андрей Богданцев. К слову, за реализацию этой программы Санкт-Петербургу была присуждена премия ЮНЕСКО - за продвижение идей толерантности и ненасилия. В 2011 году стартовала кардинально новая программа «Толерантность-2».

«Толерантность», как проект был направлен на помошь мигрантам из стран ближнего зарубежья: бесплатные курсы русского языка для их детей, акции, семинары, занятия совместно с иностранцам. - рассказывает Андрей. – Первыми, кто взялся помогать проекту, были футболисты «Зенита». Клуб ведет большую работу среди фанатов и болельщиков по противодействию ксенофобии и экстремистким призывам. Спортсмены ездили по школам, проводили сами тренинги, играли в футбол с дворовыми мальчишками за последние пять лет в Красногвардейском районе не было ни одного прецедента, связанного с экстремизмом».

Это не просто слова и «прожекты», это действия, которые реально приносят плоды. А началось все с того, что собрались молодые люди, граждане своей страны - сообщество неравнодушных.

Евгения Сарлова,

неравнодушный автор и очевидец.