prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4

ТРЕТИЙ ПЕРИОД

На занятиях этого периода детям задаются вопросы по поводу только что выполненной работы или какой-то ее части («Что ты сейчас сделал?»). Прежний вид речи (сопровождающей действие), который дети хорошо усвоили, остался. Причем сначала большую часть вопро­сов учитель задает по одновременному протекающему действию и только к концу занятия спрашивает детей о сделанном. На последующих занятиях количество вопросов по поводу уже совершенного действия постепенно возрастает.
Шестнадцатое занятие.

С этого занятия дети переходят к пользованию новой формой \речи (по поводу уже выполненного действия). Наряду с этим они также говорят о том, что делают в данный момент.

Поделка для данного занятия выбирается несложная (конструирование из бумаги пионерской палатки, рис. 12), потому что возрастают требования к речи де­тей. На данном занятии они пользуются двумя форма­ми речи. Детям раздаются бумага, карандаши, ножни­цы, клей, кисточки, картонные кружочки для обводки.

Учитель показывает готовую пионерскую палатку, объясняет, как надо ее делать.

Дети выполняют работу вслед за учителем, по эле­ментам поделки. Учитель обводит на бумаге карточный кружок карандашом и говорит при этом: «Смотрите, я обвожу карандашом кружок», — и дети одновременно делают то же самое.

Учитель задает вопросы.

Учитель. Что ты обводишь, Нина?

Нина. Я обвожу кружочек.

Учитель. Сережа, чем ты обводишь кружок?

Сережа. Я обвожу кружок карандашом.

Учитель. Женя, а ты что сейчас делаешь?

Женя. Я обвожу карандашом свой круг.

Учитель. Какой кружок ты обводишь, Петя?

Петя. Я обвожу кружочек ровный.

Учитель. А ты, Коля, какой обводишь кружочек?

Коля. Я обвожу картонный кружочек.

Затем учитель показывает, как надо вырезать нож­ницами кружок по линии обводки. Детям предлагается сделать то же самое. Опять в процессе работы ученики отвечают на вопросы учителя: «Что ты делаешь?», «Чем ты вырезаешь?», «Что ты вырезаешь?», «Что ты делаешь ножницами?», «Из чего ты вырезаешь кружочек?».


Когда у всех детей вырезаны из бумаги кружочки, учитель показывает, как надо сделать разрез до середи­ны круга (по радиусу).

В процессе всей дальнейшей работы учитель задает вопросы по только что выполненному элементу поделки.

Учитель. Что ты разрезал, Слава?

Слава. Я разрезал кружочек.

Учитель. А как ты разрезала кружочек, Нина?

Н исн а. Я разрезала его до середины.

Учитель. Сережа, что ты сейчас сделал?

Сережа. Я сделал разрез до середины кружочка.

Учитель. Коля, что ты сейчас сделал?

Коля. Я склеил края вот эти, какие разрезал.
Семнадцатое занятие.

На этом занятии дети пользуются двумя формами речи, то есть как и на предыдущем, они говорят, отвечая на вопросы, не только по поводу одновременно совершаемого ими действия, но и завершают -словами каждый этап работы. Сложность поделки постепенно возрастает. Дети вырезают из бумажных салфеток различные узоры (рис. 13, 13а).

Это занятие не следует начинать как обычно, с показа готового образца. Красивая узорчатая салфетка которая получится после вырезания, должна быть для детей неожиданностью. Тогда дети не торопятся, работают терпеливо, старательно и больше радуются результатам своего труда.

Учитель. Как ты сложил свою салфетку, Сережа?

Сережа, я ее сложил пополам, а потом еще пополам.

Учитель. А ты, Нина, что делаешь сейчас?

Нина. Я сейчас складываю свою салфетку в тре­угольничек.

Учитель. Петя, скажи, что ты сейчас

Петя. Я вырезаю уголки по краям квадратика.

Учитель. Чем ты, Вова, вырезал эти кружочки?

Вова. Я вырезал эти кружочки ножницами.

Когда все дети закончат работу, учитель предлагает им развернуть и показать всем, какая красивая салфет­ка .получилась у каждого. Такие салфеточки можно по­ложить в кукольный уголок на стол, этажерку.

Учитель говорит детям: «Сейчас вы делали квадрат­ные салфетки, а можно так же сделать и круглые. Для этого нужно взять листочки не квадратные, а круглые». Учитель снова раздает детям цветные кружочки из тон­кой бумаги. Но теперь он уже предлагает детям самим делать салфетку любого узора.


В процессе работы детей учитель снова задает им вопросы по поводу совершаемого или выполненного действия.
Восемнадцатое занятие.

Дети отвечают ш вопросы, относящиеся к выполняемой в данный моменили уже выполненной работе.

Поделка, предлагаемая детям, более сложная, чех на предыдущем занятии. Дети делают разные вещи один вырезывает из бумаги цветок, другой — корзиноч ку, третий — вишни, четвертый — грибок и т. д. (рис. 14)

Учитель раздает (по желанию) различные листочки, на которых нарисован контур половины предмета (гриб­ка, груши, корзиночки). Детям предлагается согнуть листки пополам и вырезать по контуру рисунок. Затем листочки надо раскрыть и получится изображение це­лого предмета. Причем рисунок должен быть нарисован на белой стороне бумаги так, чтобы после раскрытия листка на его лицевой стороне не было никаких следов карандаша. В процессе работы учитель задает им все время вопросы, например:

Учитель. Что ты делаешь, Сережа?

Сережа. Я складываю свой листочек пополам, где
нарисовано.

Учитель. А ты, Коля, что сделал сейчас.

Коля. Я согнул свой листок пополам белой сторо­ной вверх.

Учитель. Что ты там делаешь, Вова, я не вижу г*

Вова. Я вырезаю половинку гриба.

Учитель. Женя, а ты что сейчас сделал?

Женя. Я вырезал половинку вишенки.

Учитель. Интересно, что там делает Саша?

Саша. Я уже вырезал ручку корзиночки и сейчас вырезаю корзинку.

После того как все дети справились с заданием, учи­тель спрашивает каждого по очереди:

Учитель. Что ты сделал сегодня, Сережа?

Сережа. Я вырезал красивый цветок, аленький.

У ч и т ел ь . А ты, Вова, что вырезал?

Вова. Я сегодня вырезал гриб мухомор с белыми крапинками.

Учитель. Что у тебя получилось, Женя?

Женя. У меня получились две вишенки с листоч­ками.

Если останется еще время, можно предложить детям самим нарисовать что-нибудь на листочках и затем вы­резать. Эту работу также нужно использовать для того, чтобы дети отвечали на вопросы учителя.

Девятнадцатое занятие.

Речь детей на этом занятии состоит из ответов на самые разнообразные во­просы учителя по поводу совершаемого или уже выпол­ненного действия.

Изготовляется закладка для книг (рис. 15).

Детям раздаются листки цветной бумаги одинаково­го размера, ножницы, клей, кисточки. Сидящим за одним столом бумага дается разного цвета с тем, чтобы дети могли поменяться отрезанными цветными полосками.

Учитель показывает готовый образец закладки, от­деланный аппликацией из цветных звездочек, кружоч­ков, квадратиков, треугольников.

Детям предлагается согнуть свои листки бумаги по­полам (в длину). Учитель напоминает детям, как нужно

СЛОЖИТЬ ЛИСТОК ПОПОЛАМ (ПРИЛОЖИТЬ УГОЛКИ, ЧТОБЫ ОНИ совпадали). Когда дети начинают выполнять задание, учитель спрашивает: «Что ты делаешь, Нина?»

Нина. Я сгибаю свой листок.

Учитель. Петя, а как ты сгибаешь свой листок?

П ет я. Я сгибаю его пополам.

Учитель. А что делаешь ты, Женя?

Женя. Я складываю ровно уголки.

Учитель. Сережа, а как ты складываешь уголки

Сережа. Чтобы они совпадали.

Затем дети разрезают листок по сгибу, и учитель за дает вопросы: «Что ты разрезаешь?», «Чем ты разрезаешь свой листок?», «Как ты разрезаешь листок бумаги?», «Что ты делаешь со своим листком?», «Где ты разрезаешь листок?», «Что ты теперь делаешь?».

Когда дети склеивают обе полоски. бумаги, они отвечают на такие вопросы учителя: «Что ты делаешь?* «Что ты мажешь клеем?» «Чем ты мажешь клей?», «Что ты делаешь с полоской?,» «Что ты склеиваешь?», «Че1 ты склеиваешь полоски бумаги?».

Закладка готова, учитель объясняет детям, как можно ее украсить. Им раздаются разных цветов кружочки квадратики, звездочки, треугольники, которые они и наклеивают на обе стороны закладки. Узор создается г замыслу детей.

Учитель. Что ты сейчас приклеил, Коля?

Коля. Я приклеил красную звездочку.


Учитель. Слава, куда ты наклеил кружочек?

Слава. Я наклеил кружочек на закладку.

Учитель. Сережа, а что ты делаешь?

Сережа. Я украшаю свою закладку.

На занятиях учитель стремится к тому, чтобы избе­жать механического повторения в речи детей. Для этого учителем задается вопрос об одном и том же трудовом процессе, но в различных вариантах. Например, все де­ти одновременно склеивают две полоски бумаги. По это­му поводу учитель спрашивает: «Что ты склеиваешь?»

Петя. Я склеиваю две полоски бумаги.

Учитель. Чем ты склеиваешь полоски бумаги?

Нина. Я склеиваю полоски бумаги клеем?

Учитель. Чем ты мажешь клей?

Сережа. Я мажу клей кисточкой?

Дети привыкают внимательно слушать вопросы и правильно отвечать на них. Каждому ребенку дается свой вопрос. Поэтому дети не повторяют друг друга, а каждый из них дает свой ответ.

В вопросах учителя акцентируется то предмет дей­ствия, то способ действия, то смысл выполняемого ребен­ком действия.

Многообразие вопросов учителя помогает избежать стандартности в ответах детей, побуждает каждого ре­бенка самостоятельно продумать ответы и заставляет детей анализировать произведенное ими действие. По­этому ответы детей становятся более осмысленными, соз­нательными.

В процессе занятий учитель стремится вызвать у де­тей живой интерес к ответам товарищей, для этой цели он прибегает, например, к интригующему началу: «Женя, а ребята не знают, что ты сейчас обводишь. Скажи им- «Я обвожу рыбку» — с удовольствием отвечает Женя.

Учитель. Ау Пети еще интереснее фигурка. Ска­жи им, Петя, что ты обводишь карандашом?

Петя. Я обвожу карандашом петушка.

(Или: «А вот дети не знают, как надо это сделать, скажи им ...», «Они забыли, расскажи ...» и т. д.). Такое интригующее обращение учителя увеличивает возмож­ности речевого общения детей, повышает их интерес к речи.

Как можно видеть на примерах двух последних за­нятий, дети уже самостоятельно строят фразы, отвечая на вопросы, в которых нет подсказывающих слов («Что ты делаешь?», — «Я прикрепляю парус к лодочке»).


Учитель. Что ты разрезаешь?

Вова. Я разрезаю ножницами свой листок бумаги.

Учитель. А как ты разрезаешь?

Женя. Я разрезаю его на две равные половинки.

Учитель. Что ты сделал?

Юра. Я украсил свою закладку.

Двадцатое занятие. Речь детей ;на этом занятии точно такая же, как и на предыдущем (ответы детей на самые различные вопросы по поводу соверша­емого или уже "выполненного действия).

Дети складывают из цветной плотной бумаги лесен­ку (ступеньки, гармошку, веер, рис. 16).

Учитель показывает и объясняет детям, как на: ровно, аккуратно загибать одинаковые полоски бумаги, — получается гармошка. Если сделать точно такую же гармошку и поставить ее вверх, то получится лесенка. Можно сделать и еще одну гармошку — подлиннее. Внизу эта гармошка скрепляется или сшивается и затем обматывается гофрированной бумагой. Получается веер с красивой ручкой.

Как только дети приступают к выполнению задания, учитель задает им вопросы.

У ч и т е л ь. Что ты делаешь Нина?

Нина. Я складываю ровную гармошку.

Учитель. А ты, Коля, что делаешь?

Коля. Я скрепляю гармошку внизу.

Учитель. Что у тебя получилось, Сережа?

Сережа. У меня получилась игрушечная лесенка.

Учитель. Что ты сейчас сделал., Вова?

Вова. Я сейчас сделал уже вторую гармошку — красную.

Учитель. Я не вижу, что там уже сделала Нина?

Нин а. Я обмотала ручку веера желтой бумагой.

Учитель. Что у тебя вышло, Петя?

Петя. У меня вышла маленькая гармошка.
Двадцать первое занятие.

Поделка — бо­лее сложная по изготовлению, чем на предыдущем за­нятии. Закладка для книг из прозрачной пленки, обши­тая цветными нитками (рис. 17).

Учитель показывает детям готовую закладку и рас­сказывает, чем она отличается от прежней — бумажной. Затем он показывает, как надо согнуть пленку пополам, смерить размер ее половины и вырезать такой же длины картинку (картинка вставляется между двумя половинками пленки), обшить цветными нитками (иголка с кой легко протаскивается в отверстие пленки, которое при наложении должны обязательно совпадать).


В процессе работы детей учитель задает им сам разнообразные вопросы:

Учитель. Скажи, Нина, что ты сейчас сделал?

Нина. Я согнула эту прозрачную пленку ровно пс полам.

Учитель. А ты, Коля, что делаешь?

Коля. Я вырезаю эту красивую картинку для свс ей закладки.

Учитель. Чем ты вырезаешь картинку, Вова?

Вова. Я вырезаю картинку ножницами, но только они не очень острые.

Учитель. Какую картинку ты вырезала, Нина?

Нина. Я вырезала прямую, узенькую картинку домиком и солнцем.

Учитель. Какой ширины ты вырезал картинку Женя?

Женя. Я вырезал картинку шириной, как пленка но только чуть поуже: до дырочек.

Учитель. Сережа, а какой длины у тебя был пленка?

Сережа. Сколько длины картинки и еще столько, как две картинки вместе.

Учитель. Что ты сейчас делаешь, Коля?

Коля. Я обшиваю закладку красной ниткой.

Учитель. Что у тебя получилось, Вова?

Вова. У меня получилась очень красивая закладку для книг. .

Характерным для данного этапа занятий являете то, что дети отвечают полными, развернутыми фразами. Это говорит о том, что они уже научились отвечать ровно, обстоятельно.

По мере того как речь детей улучшается, следует постепенно увеличивать сложность поделок, а главное, давать детям такие задания, у которых количество отдельных элементов работы все время бы возрастало. Это позволяет задавать детям больше разнообразных вопросов, усложнять их, приучает детей запоминать и рассказывать весь последовательный ход изготовления поделки.

Пвадцать второе занятие.

Речь детей на, занятии еще более самостоятельная, чем на предыдущем Они все чаше отвечают на вопросы, требующие совершенно самостоятельного формулирования ответа («Что ты делаешь?» или «А что ты сейчас сделал?» и т.д.)

Дети делают из цветной бумаги фонарики на елку (рис.18). Каждому раздаются цветные листочки бумаги прямоугольной формы, ножницы, клей, кисточки, цветные узкие полоски бумаги (для фитилька и ручки фонарика).


«Дети, скоро у «ас будет праздник—новогодняя ел­ка Сегодня мы будем с вами делать красивые, разно­цветные фонарики на елку», — говорит учитель, пока­зывая образец фонарика и предлагая детям хорошо его рассмотреть.

Затем учитель вместе с детьми выполняет работу по этапам (сначала делает и объясняет один элемент работы учитель, за ним этот же элемент поделки дети выполняют молча.

Учитель. Смотрите, дети, я сгибаю листок бума­ги пополам так, чтобы уголки совпадали, и крепко про­вожу пальцем по сгибу. Теперь вы сделайте то же самое.

Дети сгибают свои листки бумаги пополам, ровно, старательно, складывают уголки с уголками, проводят пальчиком по сгибу.

Учитель. Что ты сгибаешь, Женя?

Женя. Я сгибаю листок.

Учитель. А как ты сгибаешь свой листок, Сережа

Сережа. Я сгибаю свой листок пополам.

Учитель. Что ты для этого делаешь?

Кол я. Я для этого прикладываю уголки.

Учитель. А как ты прикладываешь уголки, Нина?

Нина, Я прикладываю уголки так, чтобы они сов­падали.

Учитель. Вова, что ты сейчас сделал?

Вова. Я приложил ровно уголки.

Учитель. Юра, а что ты сделал потом?

Юра. Потом я провел пальчиком по сгибу.

Учитель. Смотрите, дети, я начинаю разрезать с той стороны, где сгиб у листка. Разрезы я делаю ров­ные, одинаковой длины, на одинаковом расстоянии. Не я разрезаю не до конца листочка, а то наш листочек распадется. (Дети делают ровные, параллельные разрезы.)

Учитель. Петя, что ты делаешь?

Петя. Я делаю разрезы.

Учитель. А что ты разрезаешь, Коля?

Коля. Я разрезаю свой листок.

Учитель. Нина, чем ты разрезаешь свой листок?

Нина. Я разрезаю свой листок ножницами.

Учитель. Сережа, что ты делаешь ножницами?

Сережа. Я делаю ножницами разрезы.

Учитель. Вова, сколько ты сделал разрезов?

Вова. Я сделал семь разрезов.


Учитель. А как ты разрезал свой листок, Женя?

Женя. Я разрезал листок не до конца.

Учитель. Теперь смотрите, я свернула свой ли-. сток трубочкой. Вот так. Потом помазала клеем край фонарика и склеила его. Посмотрите, я намазала клеем очень аккуратно. Склеила фонарик ровно».

Дети выполняют все действия за учителем.

Учитель. Сережа, что ты сделал?

Сережа. Я свернул свой листок трубочкой.

У ч и т е л ь. А ты, Коля, что делаешь?

Коля. А я мажу клеем свой листок.

Учитель. А чем ты мажешь клей?

С л а в а. Я мажу клей кисточкой.

Учитель. А где ты помазал клеем, Юра?

Юра. Я помазал клеем там, где край фонарика.

Учитель. Петя, что ты сейчас делаешь?

П е т я. Я склеиваю фонарик.

Учитель. А чем ты склеиваешь свой фонарик?

Нина. Я склеиваю свой фонарик клеем.

Затем дети вслед за учителем вклеивают красный фи­тилек в фонарик. Опять в процессе работы учитель за­дает детям вопросы: «Что ты делаешь?», «Куда ты вкле­иваешь фитилек?», «Как ты приклеил фитиль?», «Чем ты приклеил фитилек?», «Чем ты мазал клей?», «Что ты сейчас сделал?»

Точно так же приклеивают дети цветную ручку к фо­нарику и в процессе работы отвечают на вопросы учи­теля: «Что ты делаешь?», «Что ты приклеиваешь?», «Ку­да ты приклеиваешь ручку?», «Чем ты -приклеиваешь ручку к фонарику?»
Двадцать третье занятие.

Речь детей на этом занятии такая же, как и на предыдущем. Но сложность поделки возрастает. А главное — трудовые операции, выполняемые детьми, становятся более разно­образными.

На этом занятии дети делают из цветной бумаги ко­робочку и украшают ее аппликацией (рис. 19).

Учитель показывает детям готовый образец клееной, блестящей коробочки, отделанной цветной аппликацией: «Вот посмотрите, какая у меня красивая коро­бочка. Сегодня мы с вами научимся делать такую коробочку, ее можно подарить маме и бабушке для пуго­виц, папе для кнопок, сестренке для кукол, можно и са­мим с ней поиграть. В другой раз мы с вами сделаем совсем маленькие коробочки, приклеим к ним ручки я повесим на елку».


Затем учитель раздает детям листочки плотной глян­цевой бумаги различных цветов прямоугольной формы. Объяснение учитель проводит сразу целиком, а не как раньше — по этапам. Это воспитывает в детях умение удерживать в памяти сразу несколько трудовых опера­ций. Кроме того-, если дети не все сразу запомнят, то они будут с большим вниманием прислушиваться к от­ветам своих товарищей, которые будут рассказывать, что и как делать.

Учитель показывает и одновременно объясняет весь последовательный ход изготовления коробочки, не вклю­чая, однако, ее украшение аппликацией. Этот заверша­ющий этап работы лучше предоставить самим детям: пусть сами решат, как и чем они будут украшать свою вещь. Учитель только должен обеспечить детям большой выбор заранее приготовленных цветных звездочек, кружочков, квадратиков, овалов и т. д. По образцу] дети и сами могут готовить для своей коробочки укра­шения.

Когда дети начинают работать, учитель спрашивав их о том, что они делают в данный момент или сделал только что.

Учитель. Саша, что ты сейчас делаешь?

Саша. Я сейчас загибаю ровную полосочку. Это я загибаю одну стенку коробочки.

Учитель, А ты, Женя, что уже сделал? ;

Ж е н я. А я уже отвернул вверх свою полоску.

Учитель. Нина, скажи нам, как ты положила свой листок? ;

Нина. Я его положила, белой стороной вверх, а красной — вниз.

Учитель. Петя, сколько ты уже отогнул полосок?

Петя. Я всего отогнул две полосочки — с узких, краев.

Учитель. А ты какую .полоску загибаешь, Коля?

Коля. Я уже последнюю полосочку загибаю — чет­вертую.

Затем дети делают надрезы (четыре раза) и опять рассказывают о том, что, где, как и сколько они разре­зают ножницами, и т. д.

После этого дети склеивают коробочки « учитель спрашивает их: «Что ты делаешь?», «Что ты сейчас сделал?», «Что ты склеил?», «Где ты склеил?», «Чем ты склеивал края коробочки?», «Чем ты мазал клей?», «Что ты наклеивал сверху, а что приклеивал вниз» и т. д.


Когда же дети начинают наклеивать на внешнюю сто­рону коробочки различные узоры (из цветных геомет­рических фигур), учитель может просто спросить: «Что ты приклеиваешь?», или «Что ты приклеил?» Ответы де­тей будут обязательно звучать по-разному, так как они наклеивают различные украшения и в самых разнооб­разных сочетаниях.
Д в ад ц ать чет в ертое занятие.

На этом за­нятии речь детей еще более усложняется: они говорят все чаше и чаше сложными предложениями. К этому их побуждает речь учителя, которая является для них об­разцом, характер задаваемых вопросов и, наконец, слож­ность тех трудовых операций, которые они выполняют на данном занятии при изготовлении домика для живот­ных (рис. 20).

Учитель показывает детям красивый трехгранный до­мик с окошком и дверкой: «Посмотрите, дети, какой у меня красивый домик. В этом домике могут жить наши игрушечные животные: слон, лисичка, мишка, заяц. Такой домик можно сделать и для кукол. Этот домик может также быть и пионерской палаткой. Помните, мы с вами делали круглую пионерскую палатку? Но бы­вают ведь и такие — трехгранные. Можно сделать много таких палаток и устроить целый пионерский ла­герь! Тогда нужно будет сделать еще мачту с красным флагом. Теперь подумайте и решите сами, кто, какую иг­рушку будет сегодня делать».

Затем учитель раздает детям цветные квадратные листки бумаги (для пионерских палаток—белые) и объясняет первый этап работы: «Смотрите, дети, как я сгибаю этот квадратик пополам. Но я сгибаю его не прямо, а так, чтобы получился треугольник. Поняли, так, что­бы получился треугольничек. И потом -крепко провожупальцем по сгибу. Видите, я согнула квадратик так, что у меня все уголки совпали. Теперь вы сделайте точно так же». Дети приступают к работе. Учитель начинает всех спрашивать.

Учитель. Что ты делаешь, Коля? :

Коля. Я ровно-ровно прикладываю уголки, так, чтобы они совпали.

Учитель. А ты, Нина, что сделала? ,|

Нина. Я согнула свой квадратный листочек так, чтобы получился вот такой треугольничек. Даже два: один сверху, а другой внизу.


Учитель. А потом что ты сделал, Вова?

Вова. Потом я провел то сгибу пальцем крепко-крепко, чтобы видно было, где сгиб.

Затем предлагается детям развернуть квадрат и опять согнуть его пополам уже в другую сторону. В процессе этой работы дети также отвечают на вопро­сы учителя, похожие на те, о которых только что гово­рилось.

Учитель доказывает детям, как нужно сделать разрез по одному сгибу до середины (где они пересе­каются). Затем намазать клеем один ид треугольников и наложить на него другой. Стенки домика склеились. «Дальше смотрите, я прорезаю ножницами окошко и дверь. Видите, окно я совсем вырезала, а дверь не вы­резала. Я только сделала два надреза и потом отогнула дверку. Теперь не спеша сами сделайте такой же домик (или палатку — как решат дети)».

В процессе работы учитель снова задает детям во­просы.

Учитель. Что ты сейчас делаешь, Женя?

Женя. Я разрезаю ножницами по сгибу до вот этого места, где черточки пересеклись.

Учитель. А ты, Нина, чем разрезаешь свой квад­ратик?

Нина. Я разрезаю свой квадратный листочек нож­ницами.

Учитель. А ты что уже сделал, Сережа?

Сережа. Я уже намазал клеем там, где вы пока­зали.

Учитель. А как это объяснить точнее, где ты на­мазал клеем?

Сережа. Я намазал клеем вот здесь, где треуголь­ничек получился.

Учитель. Что ты там делаешь, Коля, я не вижу?

Коля. Я прикладываю осторожно другой треуголь­ник туда, где клей.

Учитель. Что ты склеил, скажи, Вова?

Вова. Я склеил два ровных треугольничка.

Учитель. Что у тебя получилось, Петя?

Петя. У меня получился домик для зверей, какие туда поместятся.

Учитель. А что ты теперь вырезаешь ножницами, Вова?

Вова. Я теперь вырезаю ножницами окошко, чтобы зверюшкам было светло.

У ч и т ел ь. А ты что делаешь, Нина?

Нина. Я вырезаю -ножницами дверку у домика, чтобы туда вошли все звери.


Учитель. А что ты сделал, Сережа?

Сережа. Я еще прорезал одно окошко, чтобы в до­мике было светлее и можно было смотреть всем в окошки.
Двадцать пятое занятие.

На этом занятии Дети не только отвечают на вопросы учителя по поводу выполняемой или уже окончательно завершённой рабо­ты, но и подводят итог занятия — рассказывают о том, что они научились сегодня делать, из какого материала изготовлялась данная поделка (декоративная коробоч­ка, рис. 21). Главное же заключается в том, что в отли­чие от предыдущих занятий дети на этот раз рассказывают весь последовательный ход изготовления поделки. Рассказы их сначала направляет учитель короткими во­просами, относящимися только к основным трудовым операциям.

Начинается занятие с показа готовой декоративной коробочки. Учитель рассказывает детям, как можно простую, некрасивую коробочку из-под зубного порошка превратить в яркую, нарядную вещь. В такую красивую коробочку можно складывать разные вещи. Можно пода­рить ее маме или бабушке.

Дети приступают к работе. В процессе работы учитель; задает им, как и «а прежних занятиях, разнообразные вопросы.

Когда поделка выполнена целиком, учитель спраши­вает детей: «Что мы сегодня с вами делали?» Дети все по очереди отвечают, стараясь не повторять друг друга:

Женя. Мы сегодня делали вот такие красивые ко­робочки.

Нина. Мы делали много разных коробочек.

Коля. Мы обклеивали разноцветной бумагой коробки.

Петя. Сегодня мы наклеивали на крышку от коро­бочки разную бумагу.

Так же подробно дети рассказывают о том, какой ма­териал они использовали для этого.

Затем учитель предлагает детям самим рассказать от начала и до конца весь ход изготовления поделки.

Учитель. Дети, кто из вас хочет теперь расска­зать, как мы делали такую красивую коробочку? Что мы сначала обводили? Что потом вырезывали? Куда накле­ивали кружок из бумаги? А куда — полоску? Чем укра­сили коробочку?


Женя. 'Сначала мы обводили коробочку каранда­шом. И потом вырезали по карандашу. Получился кру­жок. Мы потом наклеили этот кружочек вот сюда (по­казывает). А потом полосочку наклеили сбоку. Вот и вышло красиво. А потом еще украсили коробочку всяки­ми украшениями.

Учитель. Кто еще хочет рассказать, что мы делали сегодня на занятии?

Сережа. Мы сделали очень красивую коробочку. Взяли от нее крышку и обклеили красной бумагой. А по­том еще приклеили сверху и звездочки, и кружочки раз­ные, и еше треугольнички разные-разные. И еще на боку вот здесь тоже приклеили кружочек и квадратики.

И так каждый ребенок рассказывает по-своему весь ход изготовления поделки.

Двадцать шестое занятие. На этом заня­тии, как и на всех предыдущих, дети подробно отвечают на все вопросы учителя, относящиеся к производимой в Данный момент или уже выполненной работе.

Поделка выполняется детьми аналогичная предыду­щей— изготовление из коробочки игрушечного бара­бана (рис. 22).

Учитель показывает детям яркий барабан: «Посмот­рите, дети, этот барабан я сделал тоже из .пустой коробочки из-под зубного порошка. Прошлый раз мы с вами делали красивую коробочку, украшенную аппликацией. Но из такой коробочки можно сделать барабан для кукол или повесить его на елку».

Затем учитель объясняет, как 'Нужно обклеить всю коробочку цветной бумагой (крышку тоже нужно закле­ить: теперь она не нужна). Дно и крышка обклеиваются белой бумагой (вспомните настоящий барабан), а стен­ки— цветной. Стенки барабана украшаются цветной ап­пликацией из ромбиков и кружочков, и прикрепляете? к нему шнурок.

Дети приступают к работе. В процессе изготовления барабана учитель задает им самые разнообразные во­просы: «Что ты делаешь?», «Что ты уже сделал?», «Что ты намазываешь клеем?», «Чем ты намазываешь клей?», «Где ты мажешь клеем?», «Куда ты, наклеил белую бу­магу?», «Где ты приклеил ромбик?», «Куда ты накле­ил кружочек?», «Что у тебя получилось?», «Что ты при­крепляешь к барабану?» Когда у всех детей будут готовы игрушки, учитель Обрашается к ним: «Сегодня, дети, вы научились делать барабан, но" я не уверена, что вы сами дома сможете сделать точно такую же игрушку. Помните ли вы все с начала и до конца, как надо делать такой барабан? Сей­час проверю. Кто из вас может рассказать, как и чем мы обклеивали коробочку, чем ее украшали, куда при­крепляли шнурок? Кто все это хорошо помнит, пусть выйдет и расскажет нам». Дети по очереди выходят к столу учителя и, глядя на готовую игрушку, подробно рассказывают, как и из чего они делали барабан, на­пример:


Нина. Мы сегодня научились делать красивую иг­рушку— барабанчик. Мы взяли для этого пустые ко­робочки и разную бумагу, и еще клей и кисточки, и шну­рочек. Сначала мы наклеивали белую бумагу на коро­бочку вот здесь наверху и внизу. А потом сбоку накле­или желтую. После мы украшали барабанчики разными ромбиками и кружочками. И еще мы привязали к бара­бану шнурочек, чтобы его надеть на куклу. Вот и вышел красивый барабан.

Сережа. Я делал этот барабан так. Сначала я взял коробочку и намазал клеем крышку. Потом я на­клеил на нее белую бумагу. Потом я перевернул коро­бочку и наклеил с другой стороны белую бумагу. А сбо­ку я обклеил барабан голубой бумагой. Потом я украсил свой барабан разными украшениями и при­делал к нему ниточку, чтобы было, как у настоя­щего барабана.

Так по-разному все дети по очереди рассказывают весь ход изготовления барабана. Учитель постоянно 'По­ощряет подробные рассказы дегей.

В конце занятия учитель говорит: «Ну теперь я вижу, вы все сможете дома сделать такие же барабанчики. И не забудьте сделать еще палочки из спичек».
Двадцать седьмое занятие.

Поделка, пред­лагаемая детям для изготовления, сложнее предыду­щей,— корзиночка из цветной бумаги (рис. 23).

Учитель обращается к детям: «Посмотрите, дети, какую красивую корзиночку я сделала. Сегодня я вас научу, как ее делать. Такую корзиночку можно повесить на елку». Рассказывает и одновременно демонстрирует весь процесс изготовления корзиночки.

Как только дети приступают к работе, учитель без конца задает им самые разнообразные вопросы, на­пример: Какую ты загнул полоску сейчас?, Какой ши­рины ты отогнул лолоску?, Сколько полосочек ты всего отогнул?, Какую сейчас ты загибаешь полоску?, А сей­час что ты делаешь?, Что ты уже сделал?, Где ты сделал надрезы?, Чем ты разрезал полоски?, До каких пор ты сделал надрезы? Сколько всего ты сделал надрезов? Чем ты склеил корзиночку?, Как ты склеивал корзи­ночку?, Где ты мазал клеем?, Что ты приклеил еще?, С какой стороны ты приклеивал ручку?, Какого цвета ты приклеил ручку?, Что ты сделал сегодня на занятии?

В конце занятия учитель предлагает детям вспом­нить и рассказать обо всей проделанной работе сначала и до конца. Если ребенок отвечает подробно, можно остановить его, предложить другому ребенку продол­жить рассказ.

И так все дети один за другим выходят к столу учителя со своими корзиночками и, глядя на них, подроби рассказывают, как они делали эту игрушку.


<< предыдущая страница   следующая страница >>