prosdo.ru
добавить свой файл
1
Новинка диспетчерской централизации - "Cетунь"


Заместитель заведующего отделением комплексных систем управления объектами СЦБ ВНИИАС Александр Александрович Кочетков делится своими мыслями о микропроцессорных системах диспетчерской централизации, предназначенных для внедрения в повседневную практику современных принципов управления эксплуатационной работой. По-деловому и убедительно представляет он "Сетунь" - систему диспетчерской централизации нового поколения.

Железнодорожный транспорт, на котором широкое распространение получило диспетчерское регулирование движения поездов, - одна из важнейших отраслей промышленности России. Комплекс устройств, состоящий из автоблокировки на перегонах, электрической централизации стрелок и сигналов на станциях и системы ТУ - ТС, получил название диспетчерской централизации.

Микропроцессорные системы ДЦ предназначены для реализации современных принципов управления эксплуатационной работой путем использования средств вычислительной техники при сопряжении их с устройствами ЖАТ и связи за счет автоматизации функций управления и контроля технологического процесса - движения поездов и обеспечения возможности обмена с АСУ железнодорожного транспорта.

Микропроцессорные ДЦ используются для автоматизации диспетчерского управления движением на участках и направлениях железнодорожных линий; организации управления движением в узлах из региональных и дорожных центров; концентрации на крупных станциях управления движением поездов по примыкающим станциям и передвижениями в удаленных парках, оборудованных ЭЦ.

Создание микропроцессорных систем предполагало достижение следующих целей: производственно-экономических (сокращение численности дежурных по станциям, улучшение организации руководства движением поездов, сокращение потерь в перевозочном процессе и интенсификация использования технических средств автоматики, телемеханики и подвижного состава, повышение производительности труда, улучшение эксплуатационных показателей работы участка); социальных (улучшение условий и культуры труда, снижение загрузки диспетчерского персонала); снижения капитальных вложений (сокращение занимаемых аппаратурой производственных площадей, объемов и сроков проведения проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ); снижения численности оперативного и обслуживающего персонала; снижения загрузки персонала и соответствующее этому увеличение зоны управления; улучшения показателей выполнения графика движения поездов и обеспечения грузовой работы; улучшения соотношения между нормативом рабочего парка подвижных единиц и обеспечением ниток графика; снижения материалоемкости и энергоемкости оборудования.


Основные технические требования к ДЦ, в том числе в соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ)", таковы: управление из одного пункта стрелками и сигналами ряда станций и перегонов; контроль на аппарате управления за положением и занятостью стрелок, занятостью перегонов, путей на станциях и прилегающих к ним блок-участков, а также повторение показаний входных, маршрутных и выходных светофоров; возможность передачи станций на резервное управление стрелками и сигналами по приему, отправлению поездов и производству маневров или передачи стрелок на местное управление для производства маневров; автоматическая запись графика исполненного движения поездов; выполнение требований, предъявляемых к электрической централизации, автоматической блокировке и автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи; возможность изменения направления движения поездным диспетчером при ложной занятости блок-участков; безопасность прохождения команд телеуправления (ТУ); реакция системы не более 6 секунд (время проследования по стрелочной секции короткой подвижной единицы); достоверность телесигнализации (ТС); структурное построение программно-аппаратного комплекса; функциональная полнота программно-аппаратного комплекса; отказоустойчивость; время восстановления системы не более 15 минут; защита от внешних воздействий и от несанкционированного доступа к узлам ДЦ.

Для достижения перечисленных целей микропроцессорные ДЦ должны еще отвечать некоторым требованиям. Их структуру следует выстраивать по иерархическому принципу при обеспечении возможности использования системы на полигонах железных дорог любой конфигурации (линейной, радиальной, сетевой и их сочетаний) с выделением уровней: центра управления и станций.

Являясь частью интегрированной системы управления движением поездов, диспетчерская централизация должна обладать рядом программно-аппаратных интерфейсов с объектами внешних по отношению к себе систем железнодорожной автоматизации: системы передачи ответственных команд (СПОК); системы передачи данных линейных предприятий (СПД-ЛП); аппаратно-программного комплекса диспетчерского контроля (АПК ДК).


Система "Сетунь" - диспетчерская централизация нового поколения. Она предназначена для применения на железнодорожных узлах и участках дорог при однопутном и многопутном движении поездов с автономной или электрической тягой в системах контроля и управления движением подвижного состава.

ДЦ "Сетунь" функционально включает в себя современную систему телемеханики с высокоскоростным обменом информацией между центральным (распорядительным) постом и линейными (исполнительными или контролируемыми) пунктами.

"Сетунь" рассчитана на использование любых устройств автоматики на станциях и перегонах. Длина управляемого и контролируемого участка может достигать 200-1000 км и более, в зависимости от интенсивности движения поездов.

Количество управляемых и контролируемых системой объектов на линейных пунктах практически не ограниченно.

Система выполняет функции непрерывного контроля поездной ситуации на участке в автоматическом режиме с учетом номеров, индексов поездов, их ходовых качеств и других данных; автоматическое управление движением на участке при отсутствии отклонений от заданного графика; прогнозирование возможного отклонения от заданного графика и выдачу рекомендаций диспетчеру по предотвращению этого отклонения. "Сетунь" обладает способностью отображения и документирования графика исполненного движения поездов, действий диспетчера и т.д.; контроля и отображение состояния путевых объектов. Она может управлять скоростью движения на участке в зависимости от поездной ситуации; передавать штатные и ответственные команды на линейные пункты; устанавливать номер и индекс поезда в полуавтоматическом и ручном режимах; вести системный журнал (технологический протокол); документировать график исполненного движения. ДЦ "Сетунь" работает в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах; осуществляет логическое закрытие путей, перегонов и стрелочных секций с блокированием соответствующих кнопок ТУ; обмен необходимой информацией с устройствами ДЦ соседних участков и с информационно-управляющими системами верхнего уровня (АСОУП и едиными базами данных региональных ЦУПР).


Структура системы имеет два взаимосвязанных уровня: аппаратуру центрального поста (ЦП), включающую в себя персональные ЭВМ, устройства ввода и отображения информации, устройства регистрации информации, и аппаратуру линейного пункта (ЛП), включающую в себя специализированную управляющую ЭВМ, устройства ввода информации, интерфейсные элементы увязки с исполнительными и контролируемыми элементами устройств автоматики на станциях и перегонах.

Использование новейших программно-алгоритмических решений позволяет кардинально повысить безопасность управления на диспетчерских участках, давая возможность оперативно реагировать на появляющиеся логические несоответствия зависимостей устройств ЭЦ и автоблокировки.

Анализ количественных и качественных показателей статистических данных помогает планировать регламентные работы, тем самым снижая вероятность возникновения аварийных ситуаций. Включенная в ДЦ "Сетунь" система передачи ответственных команд применяется в нештатных и аварийных ситуациях. "Сетунь" улучшает условия труда диспетчерского персонала, обеспечивает выполнение отдельных функций в автоматическом и полуавтоматическом режимах и удобную форму ввода и отображения информации, снижает утомляемость обсуживающего персонала. Отображение информации по желанию заказчика может быть реализовано как на видеомониторах 19", так и с дополнительным ее отображением на существующем на диспетчерском участке табло. Система повышает эксплуатационные показатели работы участков железных дорог, безопасность движения поездов, позволяет сократить объемы и сроки проведения проектных и строительных работ при вводе системы в действие. Внедрение ДЦ "Сетунь" включает в себя поставку оборудования, адаптацию программного обеспечения, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, а также гарантийное обслуживание в течение двух лет.

«Сетунь».

Принципы построения, основные неисправности и методы их устранения.

В состав всех технических средств ДЦ «Сетунь» входят специальные аппа-ратные и программные средства диагностирования их технического состояния. Информация о техническом состоянии ДЦ «Сетунь» выдаётся на автомати-зированные рабочие места АЦДУ в различной степени детализации.


Устройства системы ДЦ «Сетунь» построены на базе современных бескон-тактных элементов микропроцессоров, БИС, микросхем и трансформаторов.

функционально совместима с информационными системами верхнего уровня по объёму, виду и способу предоставления информации.

Варианты:

1. Прямое управление Л.П. по ф.л.ц. с расположением ЦП в начале диспетчерского круга.

2. Прямое управление Л.П. по ф.л.ц. с расположением ЦП в середине дисп. круга.

3. Управление с ЦП удалённым диспетчерским участком по каналу ВЧ-связи.

4. Управление с ЦП одной частью участка по ф.л.ц., а другой по каналу ВЧ-связи.

Основные технологические документы, на основании которых разрабатывается программное обеспечение устройств ЦП:

-структурная схема управления диспетчерским кругом;

-ТАБЛИЦЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИМПУЛЬСОВ СИГНАЛОВ ТУ и ТС ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ДЦ.

Устройства включают в себя:

РС «связь»- рабочая станция «связь» - адаптирована к действующим линиям и устройствам ЛП ДЦ; предназначена для принятия и декодирования информации с линейных пунктов и посылке команд ТУ на линейный пункт. Предусмотрено резервирование рабочей станции «связь». РС снабжена специализированными программными устройствами(Адаптерами), позволяющими подключится непосредственно к кодовым окончаниям ТУ и ТС.(увязка с линиями связи).

МАС ПЧДЦ – модуль адаптер связи ПЧДЦ:

на выходе – ТУ: 500, 600, 800 Гц;

на входе - ТС: 1650, 1950, 2250, 2550 Гц;

500 Гц – отрицательный импульс ТУ;

600 Гц – интервал ТУ;

800 Гц – положительный импульс ТУ.

Сигналы ТУ с выхода МАС подаются на устройства трансляционного статива Т-ПЧДЦ, устанавливаются , дешифрируются и разнополярными импульсами подаются в ф.л.ц.

МАС-«Нева».-модуль адаптера связи Нева.

на выходе – ТУ: 500, 600,700 , 800 Гц;

на входе - ТС: (три канала, первый не используется) от 1625 до 3025 Гц.


Сигналы ТУ с выхода МАС подаются на блок согласования каналов и далее в канал .

АРМ ДНЦ влючает в себя рабочую станцию «схема», «табло1», «табло2».

Позволяет:

-приём и передача ТУ и ТС;

-ведение модели диспетчерского круга с определением поездной ситуации и состояния объектов, управления и контроля;

-расчёт прогнозного графика;

-ведение диспетчерского журнала;

-ведение исполненного графика движения поездов с его анализом;

отображение поездной ситуации и состояние объектов управления и контроля;

отображение исполненного и прогнозного графиков движения поездов;

-ручное, автоматизированное и автоматическое задание маршрутов для станций диспетчерского управления;

-занесение номера поезда;

-документирование исполненного графика движения поездов;

-документирование диспетчерского журнала;

-взаимодействие с системами верхнего уровня. РС «схема»:

-приём и обработка сигналов ТС;

-ведение таблиц состояния участка;

сложение за номером поезда;

-информационный обмен с другими ПЭВМ;

-управление функционирования комплекса в целом;

-отображение ситуации на любой станции участка;

-выполняет посылку ТУ;

-координирует взаимодействие АРМ-ДНЦ с сервером локальной сети;

так же:

-ввод пароля диспетчера;

-работа с приказами;

-получение нормативно-справочной информации;

-выбор станций участка в режиме ЛУПЫ;

-работа с правой частью графика;

-просмотр графика нормативного и исполненного движения;

-выбор и ввод команд ТУ.
РС «табло1» и РС «табло2» – отображают весь диспетчерский участок в динамике работы.

ЛВС – линейная вычислительная сеть – объединяет аппаратные средства диспетчерского круга. Устройства ЛВС должны обеспечивать возможность функционирования АРМ ДНЦ в реальном масштабе времени. Включают в себя выделенный файл-сервер, сетевые адаптеры и сетевой кабель.

АРМ ШНД для дежурного электромеханика. Находится в пассивном режиме, отбражает реальную поездную обстановку.