prosdo.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

Утверждаю


Проректор

по академическим вопросам

____________Дуйсенгулова Н.С.
«____»_______________20_____ г.


Образовательная программа бакалавриата

Специальность – 5В050600 – Экономика

Форма обучения - дневная


СИЛЛАБУС



по дисциплине «Критическое мышление»

Курс: 2

Семестр: 3

Количество кредитов: 2

Преподаватель Шахгулари В.В., кандидат педагогических наук, доцент
Телефон: 302-21-55, кабинет № 103


Алматы, 2013

Составитель: к.п.н., доцент _____________________ Шахгулари В.В.

Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Критическое мышление» для студентов специальности 5В050600 – Экономика

Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Общеобразовательные дисциплины»

Протокол №_1 от «28»августа 2012г.
Зав. кафедрой «Общеобразовательные дисциплины»
к.и.н., доцент _______________ Осколков В.С.
Силлабус одобрен на заседании УМС НОУ «МАБ»

Протокол №_____ от «_____» ______________20___ г.

Предисловие
Данная дисциплина рассматривает и изучает критическое мышление.

Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:

- чтение лекций;

- проведение практических занятий;

- СРСП;

- СРС.

Целью преподавания дисциплины «Критическое мышление» является развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формированию коммуникативных навыков.

Задачи изучения данной дисциплины заключаются в:

 способствованию пробуждения, сохранения или развития интереса к критическому мышлению;

 освоении нормативной лексики;

 создании у студента целостного представления о человеке как о развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности;

 выработке личностного отношения к профессиональной деятельности.

Пререквизиты курса – является OP 1107 Основы права, Fil 1102 Философия, Pol 1108 Политология, Soz 2107 Социология.

Постреквизиты курса – РР 2205 Предпринимательское право.

Студенты, изучившие данную дисциплину, должны:

Освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра.

Общие компетенции:

  • знать:

 методологические основы современной отечественной и зарубежной когнитивной психологии;

 ключевые понятия курса;

 принципы и признаки критического мышления;

 технологии развития критического мышления;

  • уметь:

 овладеть системой теоретических знаний по основным разделам курса;

 анализировать различные подходы к понятиям критического мышления и формулировать собственные дефиниции;

 научно обосновывать собственную позицию при анализе текстов;

 анализировать собственный личностный рост;

 давать рефлексивную оценку собственному поведению;

 научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов;

 различать письменные тексты, критически работать с литературой;

  • правильно воспринимать критику;

  • отвечать на критику обдуманно и проявлять собственную жизненную позицию.

  • овладеть навыками:

  • развития критического мышления;


 написания научного эссе и сочинения;

  • логического рассуждения.

Предметно специализированные:

  • знать

  • о происхождении и развитии критического мышления в экономических науках;

  • уметь

  • уметь эффективно использовать современные технологии развития критического мышления в будущей профессиональной деятельности экономиста;

  • правильно анализировать наличную информацию, критиковать и исправлять различные ошибки, принимать логически обоснованные решения в будущей профессиональной деятельности экономиста.

  • овладеть навыками:

  • мышления, которое характеризуется стройностью и цельностью рассуждений, критическим отношением к чужим и собственным мыслям, наблюдательностью, готовностью к самостоятельной работе с целью вырабатывания для себя новых знаний в будущей профессиональной деятельности.

Описание курса: Критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата.

Содержание дисциплины нацелено на то, чтобы будущие специалисты стали адаптированы к постоянно меняющимся условиям жизни, для чего им необходимы такие качества личности как мобильность, информированность, самостоятельное мышление, способность к оценке и преобразованию окружающего мира.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»




п/п

Наименование темы


Контактные часы


в том числе

Лекции

Практические

занятия

СРС

СРСП

1

Критическое

мышление: история и

современный статус

1










2

Критическое

мышление: история и

современный статус

2

1

1

1




Этапы составления таблицы толкований




2,3

2,3




3

Принципы и признаки критического мышления

3







2

4

Память как основа критического мышления

4




4

3




Защита таблицы толкований



4







5

Память как основа критического мышления

5




5

4




Этапы написания эссе




5-6

5-7




6

Связь между мышлением и языком

6







5

7

Связь между мышлением и языком

7







6




Защита эссе




7







Рубежный контроль 1

7

8

Аргументация как способность мыслить критически

8







7




Этапы создания реферата




8-10

8-15




9

Аргументация как способность мыслить критически

9







8

10

Логические рассуждения и навыки критического мышления

10







9

11

Логические рассуждения и навыки критического мышления

11







10

12

Принятие решений

12







11

13

Принятие решений

13







12

14

Творческое мышление

14







13

15

Творческое мышление

15





14




Защита реферата




11-14







Рубежный контроль 2

15

Экзаменационная сессия

16,17,18


Содержание практических занятий, форма контроля и оценка




темы

Вопросы практических занятий

Литература

Форма контроля

Макс. балл

1

1. История становления и развития критического мышления.

2. Особенности человеческого мышления.

3. Содержание критического мышления и его компоненты.

4. Определения критического мышления.


Основная литература

№1 стр. 23-34,

№2 стр. 16-19,

№4 стр. 5-10.


Устный

100

2

1. Основные принципы критического мышления.

2. Способы научения критическому мышлению.

3. Критическое мышление и творчество.


Основная литература

№1 стр. 45-48,

№3 стр. 12-15,

Дополнительная литература №1 стр. 14-21.

Устный


100

3

1. Значение памяти в деятельности личности.

2. Виды памяти.

3. Теория забывания.

4. Метапамять и ее возможности для развития критического мышления.


Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 61-68,

№4 стр. 16-22

Дополнительная литература

№ 1 стр. 28-34.

Устный

100

4

1. Слова и их значения при критическом мышлении.

2. Стратегии понимания.

3. Мысль и язык: способы их контролирования.


Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 45-53,

№ 3 стр. 87-91.

Дополнительная литература

№ 2 стр. 38-44.


Устный.

Тестирование

100

5

1. Как исследовать аргументацию.

2. Структура аргументации в устной и письменной речи.

3. Различия между мнением, обоснованным суждением и фактом.

4. Аргументы и контраргументы.

Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 66-75,

№ 3, стр. 112-118

№ 4, стр. 45-51.

Дополнительная литература

№ 1 стр. 46-53,

№ 2 стр. 112-120.


Устный

100

6

1. Особенности логических рассуждений.

2. Индуктивные и дедуктивные рассуждения.

3. Использование рассуждений в повседневной жизни.


4. Взаимосвязь логического рассуждения и критического мышления.


Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 124-136,

№ 3 стр. 120-128,

№ 5 стр. 48-54.

Дополнительная литература

№ 5 стр. 87-94,

№ 6 стр. 51-58,

№ 8 стр. 12-23.


Устный

100

7

1 Дилеммы в принятии решений.

2. Оценка желательных и нежелательных последствий при принятии решений.

3. Способы принятий решений.

4. Типичные ошибки при приятии решений.

      


Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 172-178,

№ 4 стр. 111-114.

Дополнительная литература

№ 1 стр. 99-103,

№ 2 стр. 56-65,

№ 7 стр. 144-149.

Устный. Тестирование

100

8

1. Понятие творческое мышление.

2. Стратегии творческого мышления.

3. Методы развития творческого мышления.



Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 189-196,

№ 3 стр. 167-171.

Дополнительная литература

№ 2 стр. 77-84,

№ 4 стр. 134-138.

Устный

100




Итого:

100



График проведения СРСП*



темы


Задание на СРС

Цель и содержание заданий

Литература

Форма контроля

Сроки сдачи (неделя)

Макс.

балл

1

Раздача заданий на СРС




1 нед.




2

Консультации по сдаче СРС

2 нед.




3

Консультации по сдаче СРС

3 нед.




4

Таблица толкований

Умение работать с литературой и выписывать множество различных толкований понятия «Критическое мышление»

Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 11-18,

№ 3 стр. 16-17.

Дополнительная литература

№ 2 стр. 7-9,

№ 4 стр. 12-16.

Таблица. Защита толкований

4 неделя

100

5

Консультации по сдаче СРС

5-6 нед.




6

Написание аргументированного эссе «Роль критического мышления в профессиональном развитии личности»

Навыки написания аргументированного эссе по схеме: введение (исследовательский вопрос), тезисное утверждение, факты/данные, контраргументы, анализ, заключение.


Основная литература

№ 1 стр. 18-19,

№ 2 стр. 16-23.

Дополнительная литература

№ 2 стр. 17-24,

№ 4 стр. 124-130. Интернет источники. Современные технологии обучения http://www.it-n.ru/.

Письменная работа. Защита эссе.

7 нед.

100

7

Составление глоссария по предшествующим темам, проверка конспектов

Навыки поиска информации в справочной и энциклопедической литературы. Знание основных терминов по теме.

Конспекты лекций.

Основная литература

№ 1 стр. 34-41,

№ 3 стр. 45-52.

Дополнительная литература

№ 1 стр. 72-87,

№ 5 стр. 121-129. Справочники. Энциклопедии

Письменная работа.

10 нед.

100

8

Консультации по сдаче СРС

8-10 нед.




9

Написание (выборочно) и защита реферата по темам:

«История становления критического мышления, «Технологии развития критического мышления, «Факторы, влияющие на развитие критического мышления, «Критическое мышление как основа профессиональной компетентности выпускника вуза», «Психология критического мышления, «Проявление критического мышления в творческом процессе»

Выработка навыков сбора, систематизации, анализа, оформления и презентации учебного материала. Навыки публичного выступления. Формирование стиля изложения материала. Навыки организации и представления результатов исследования. Умение отвечать на вопросы и замечания и ведение дискуссии.


Конспекты лекций. Основная литература

№ 1 стр. 148-153,

№ 4 стр. 23-26.

Дополнительная литература

№ 2 стр. 11-17,

№ 4 стр. 32-39.Интернет. Современные технологии обучения http://www.it-n.ru/.

Письменная работа. Реферат защищается.

11-14 неделя

100

10

Составление глоссария по пройденным темам, проверка конспектов

Навыки поиска информации в справочной и энциклопедической литературы. Знание основных терминов по теме

Конспекты лекций. Основная литература

№ 1 стр. 12-98,

№ 2 стр. 15-42.

Дополнительная литература

№ 1 стр. 5-46,

№ 4 стр. 14-45. Справочник и и Энциклопедии.

Письменная работа

8,9,10, 11, 12, 13, 14

неделя

100


* Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП в соответствии с утвержденным расписанием.
Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература:
1. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2008 - 503 с..

2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2009.

3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. - М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2010.

4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. - М.: Мирос, 2008.


5. Темпл, Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление — углубленная методика. - М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2011.
Дополнительная литература:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.

2. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. - Перев. с англ. /Общ. ред. и перев. А. Л. Шлионский, Л. М. Шлионский, Н. В. Никифорова. - СПб.: Азбука, 1996. - 92 с.

3. Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. - СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001.-79 с.

4. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. - C. 3-10.

5. Критическое мышление, логика, аргументация / Ред. В.Н.Брюшинкин, В.И.Маркин. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. - 173 с.

6. Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. - Самара: Профи, 2003.

7. Попков В. А., Коржуев А. В., Рязанова Е. Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 166 с.

8. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). - Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - 160 с.
Политика выставления оценок
Рейтинг дисциплины оценивается по 100-балльной шкале.
Методика расчета итоговой оценки
Уровень учебных достижений по дисциплине «Критическое мышление» определяется итоговой оценкой, формируемой из оценки рейтинга допуска к экзамену (средняя оценка суммы баллов по текущему и рубежным контролям) и оценки итогового контроля (экзамена).

Рейтинг допуска (Рд) к экзамену по итогам Рейтинга1 и Рейтинга2 составляет не менее 60 баллов.

Рейтинг допуска (Рд) на экзамен определяется следующим образом: оценки (рейтинг 1 + рейтинг2) : 2 (среднеарифметическое значение).


Рейтинг 1 (также рейтинг 2) определяется из суммы всех оценок по текущему контролю, деленная на количество оценок + оценка рубежного контроля, деленная на 2 (среднеарифметическое значение).

Порядок накопления баллов по дисциплине «Критическое мышление»

В течение первых 7 недель семестра по дисциплине «Критическое мышление» предусмотрено 7 заданий (указано в силлабусе в таблицах, «Содержание практических занятий, форма контроля и оценка», «График проведения СРСП»).

Средняя оценка текущего контроля (Тк) определяется среднеарифметическим значением: полученных баллов.

На последующих 8 неделях семестра по дисциплине «Критическое мышление» предусмотрено выполнение 8 заданий.

Рейтинг 2 составит Р2 = (2Тк + 2Рк) : 2

Итоговый контроль Ик (экзамен) также оценивается по 100-балльной шкале. Результат экзамена признается положительным только при наборе не менее 50 баллов из 100 максимальных и подлежит учету для расчета итоговой оценки:

Итоговая оценка (ИО) составит (Рд) + (Ик)) : 2.

Если студент на экзамене получил ниже 50 баллов, итоговая оценка не выводится и у студента по дисциплине возникает академическая задолженность.

Студенты, не сдавшие курсовые работы (проекты) не допускаются к экзамену

Отсутствие на лекциях без уважительной причины снижает оценку сданных заданий на 7 баллов, отсутствие на практических и лабораторных занятиях приводит к снижению оценки сданных заданий на 8 баллов.

При пропусках занятий по уважительной причине допускается отработка пройденного материала.

Итоговая оценка по дисциплине в баллах в соответствии с таблицей переводится в цифровой эквивалент, буквенную и традиционную оценку.



Итоговая оценка в баллах (И)

Цифровой эквивалент баллов (Ц)

Оценка в буквенной системе (Б)

Оценка по традиционной системе (Т)

95-100

4

А

Отлично




90-94

3,76

А-

85-89

3,33

В+

Хорошо

80-84

3,0

В

75-79

2,67

В-

70-74

2,33

С+

Удовлетворительно

65-69

2,0

С

60-64

1,67

С-

55-59

1,33

D+

50-54


1,0

D

0-49

0

F

Не удовлетворительно






Политика курса
Освоение дисциплины «Критическое мышление» предусматривает обязательное посещение лекций, практических и лабораторных занятий, а также самостоятельную работу студента.

Самостоятельная работа включает в себя теоретическое изучение вопросов, касающихся тем лекционных занятий, которые не вошли в теоретический курс или же были рассмотрены кратко, их углубленная проработка по рекомендуемой литературе.

Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя более углубленное изучение и закрепление тем лекционных занятий. Для занятий СРСП студент готовится по материалам темы и отвечает на поставленные вопросы.

В случае пропуска занятий по уважительной причине (подтвержденной соответствующими справками), студент может сдать пропущенный материал.

Первый и второй рубежный контроль проводится в виде тестирования и оценивается по 100 бальной системе.

Экзамен проводится в форме тестирования.

Условия освоения курса:


  • обязательное посещение занятий;

  • активность во время практических (семинарских) занятий;

  • подготовка к занятиям, к выполнению домашнего задания и СРС и т.д;

  • сдача заданий в установленные сроки;

  • быть терпимым, открытым и доброжелательным;

  • конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях;

  • быть пунктуальным и обязательным.

Недопустимо:

  • пропуски по неуважительным причинам;
  • опоздание и уход с занятий (за опоздание на занятие студент не допускается на занятие, т.к. он нарушает ход учебного занятия. Также за нарушение дисциплины студент удаляется из аудитории и проставляется 0 баллов);


  • пользование сотовыми телефонами во время занятий;

  • несвоевременная сдача заданий и др. (задания не сданные в указанные сроки не принимаются и оценки за них не выставляются);

  • списывание при сдаче экзамена. За списывание на контрольном мероприятии студент удаляется из аудитории и ему выставляется 0 баллов;

  • если в силу каких-либо уважительных причин вы отсутствовали во время проведения контрольного мероприятия, вам предоставляется возможность пройти его в дополнительно назначенное преподавателем время (РК и ИК сдаются с разрешения декана), в противном случае вы получаете «0» баллов.

Политика академического поведения и этики основана на Кодексе корпоративной культуры, Этическом кодексе студента, Правилах внутреннего распорядка МАБ.