prosdo.ru 1
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, воздействие людей друг на друга, восприятие и понимание другого человека. Общение – процесс реализации тех или иных отношений. Общение является одной из основных форм социальной активности человека.


Структуры (стороны) общения:


  1. Коммуникативная – обмен информацией между индивидами

  2. Интерактивная – организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

  3. Перцептивная – процесс восприятия друг друга.

Виды общения:

- Опосредованное общение – неполный психологический контакт: по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.п.

- Непосредственное общение – предполагается визуальный контакт

- Формальное общение – деловое общение. Предполагает исполнение определённой социальной роли, например, общение по типу “начальник – подчинённый” (формально – ролевое общение)

- Неформальное общение (межличностное общение) – доверительное, товарищеское.

В зависимости от количества взаимодействующих индивидов выделяют следующие виды общения:

- Диалогическое общение – общение между двумя людьми

- Групповое общение – общение в группе людей

- Массовое общение(?)

Виды общения в соответствии с содержанием:

- Материальное – обмен предметами

- Когнитивное – обмен информацией, знаниями

- Кондиционное (эмоциональное) – обмен эмоциональными состояниями между индивидами. Например, развеселить грустного друга

- Мотивационное – обмен желаниями, побуждениями, целями и интересами

- Деятельное – обмен навыками и умениями в процессе деятельности

- Манипулятивное общение – направлено на получение определённой выгоды от собеседника

- Деловое общение – обмен информацией для достижения определённого результата, взаимодействие людей на основе общего дела

Можно выделить виды общения в зависимости от используемых техник:

- Контакт масок – формальное общение, отсутствует стремление понять личность собеседника. Используются маски (вежливость, учтивость, безразличие и т.д.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции


- Светское общение - люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить. Это закрытое общение, т.к. точка зрения людей на тот или иной вопрос не имеет никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Используется формальная вежливость, ритуальное общение

Средства общения:

- Вербальные (речевые)

- Невербальные (мимика, жестикуляция, визуальный контакт)

Под стратегией общения понимается общая схема действий участников процесса, общий план достижения цели, к которой стремятся собеседники.

Эверетт Шостром относит участников общения к двум типам: манипуляторам и актуализаторам.

Основные стратегии манипуляторов:


  1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Применяет систему прав и обязанностей, приказоа и просьб и т.п. Опирается на бессилие других, контролируя их. Использует своё социальное положение (начальник, учитель, отец и т.д.)

  2. Пассивный манипулятор являет собой полную противоположность активному. Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и угнетённым, позволяя таким образом активному манипулятору думать и работать за него.

  3. Соревнующийся манипулятор представляет собой нечто среднее между пассивным и активным манипулятором. Для такого человека жизнь – битва, а все люди – враги или соперники. Он колеблется между методами «гнобления» и «угнетения».

  4. Равнодушный манипулятор играет в индифферентность. Он пытается отойти от контактов. Такое поведение связано с возможностью обыграть партнёра.

Актуализатор – полная противоположность манипулятору. Это человек, который проявляет свои возможности активнее, живёт полной жизнью. В отличие от манипулятора, которым движет жажда управлять всеми, актуализатор стремится быть восприимчивым к себе и другим. Он способен искренне проявлять свои чувства, доверять окружающим, свободно выражать свои возможности.

Американский психолог Сатир предлагает свою классификацию стратегий общения:


  1. Обвинитель

  2. Тот, кто угождает

  3. Разрушитель – никогда не говорит ничего конкретного, на вопросы отвечает неуместно и несвоевременно

  4. «Выравнивание» – свобода, гармоничность и последовательность. Уравновешенная и цельная личность.

  5. «Компьютер» - корректен, слишком спокоен и собран

Существует также классификация Томаса – Килемна в ситуации конфликтного общения:

  1. Конкуренция

  2. Избегание, уклонение

  3. Приспособление или стратегия сглаживания противоречий

  4. Сотрудничество

  5. Компромисс

Тактика общения – система последовательных действий, которая способствует реализации выбранной стратегии, достижению желаемой цели.