prosdo.ru
добавить свой файл
1
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ


Второе положение концепции - вариативность форм и методов обучения - предполагает обеспечение гибкости системы КРО.


Комплектование классов КРО осуществляется на основе комплексного клинико-психологопедагогического обследования ученика в соответствии с вариативными учебными планами, а также вариативными учебными программами - четыре варианта для начальных классов, три варианта планов (базисный, с гуманитарным и математическим уклоном) для 5-9 классов. 1-й вариант комплектования предназначен для детей, проучившихся год или два в общеобразовательной школе по варианту 1-3 и показавших стойкую неуспеваемость по основным предметам. 2-й вариант комплектования предназначен для детей, приступивших к обучению в массовой школе в 6- летнем возрасте и не усвоивших программу, а также для 7-летних детей, ранее не обучавшихся, но обнаруживших низкий уровень готовности к школьному обучению.
Преимуществом этого варианта комплектования является то, что дети оказываются диагностированы в более раннем возрасте, по сравнению с 1-м вариантом, и направлены своевременно в систему КРО.


Адекватные их особенностям условия обучения позволяют избежать (или свести к минимуму) негативное воздействие стойких неуспехов в учении на формирование личности ребенка.

При 1-м варианте комплектования ученик поступает во 2-й класс и учится со 20го по 4-й класс, при 2-м варианте ученик поступает в 1-й класс и учится с 1-го по 4-й класс. И в том и в другом случае ребенок имеет возможность перейти на обучение по массовой программе. 3-й вариант комплектования предназначен для 6-7-летних детей, у которых обнаруживается неготовность к школьному обучению. В школе или детском саду могут открываться <диагностические> коррекционно-развивающие классы (1, 2-й). При этом варианте комплектования успешность усвоения специальной коррекционной программы в течение одного-двух лет, в которую введены разделы, направленные на формирование фонетико-фонематических представлений, звукового анализа, обогащение словаря, развитие речи, формирование элементов учебной деятельности, служит показателем - можно ли переводить ребенка на массовую программу или стоит продолжить его обучение по коррекционным программам.



При успешном освоении программы после одного-двух лет обучения дети могут перейти на традиционную систему обучения. Тем самым сохраняется обучение в нормативные сроки (год в год).


При отсутствии положительной динамики дети остаются в системе КРО с дополнительным годом в начальной школе и продолжают обучение по программам 1-го варианта комплектования. В этом случае увеличение сроков обучения приходится на 3-4-й классы, то есть на те годы, когда увеличивается доля самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий и формируется их читательская деятельность. 4-й вариант комплектования обеспечивает обучение детей в учебно-воспитательных комплексах <Детский сад-школа> с началом коррекционно-развивающей работы с 4 и 5 лет. При успешной коррекции и сформированной готовности к школьному обучению дети поступают в обычные классы на традиционную систему обучения или, при необходимости продолжения коррекционной работы, поступают в классы КРО.


Учебный план включает базисные общеобразовательные дисциплины, а также курсы, специально направленные на фронтальную коррекцию сенсомоторного, интеллектуального и речевого развития детей.


Основные направления в работе с дошкольниками базируются на принципах развивающего обучения (формирование познавательной активности, развитие навыков мнестической деятельности и речи), а также на принципах деятельностного подхода в воспитании и обучении. Коррекционная направленность предметноигровой деятельности, сюжетно-ролевой игры, продуктивных видов деятельности, элементарной трудовой и учебно-трудовой деятельности обеспечивается введением новых разделов в содержание занятий или специфическими методиками изучения программ общеобразовательного дошкольного учреждения.

Воспитание и обучение детей в дошкольных коррекционно-развивающих группах призвано обеспечить плавную адаптацию детей к обучению в школе, повысить уровень их общего развития, необходимого для выполнения учебной деятельности в начальной школе. Обучение на специальных занятиях, организуемых дефектологом, ставит своей целью формирование общей способности к учению. В методическом плане это предполагает организацию внешних практических действий на специально созданной ориентировочной основе и постепенный перевод их во внутренний психический план (на этом принципе строго выстроено обучение на занятиях по подготовке к обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи). Работа с детьми строится при постепенном усложнении их деятельности: т максимальной развернутости практических действий, опоры на образцы, показа и конкретного указания взрослого - к умению опираться на наглядную модель и словесные указания. При этом совершенствуется словесная регуляция действия: от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.



Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей дошкольного возраста осуществляется по вариативным программам, предусматривающим как один год пребывания ребенка в группе (с 6 лет), так и два года (с 5 лет), и три года (с 4 лет).
Отбор учебных предметов и включение их в образовательные области базисного учебного плана осуществлен с учетом возможностей коррекции тех или иных познавательных процессов, не сформированных у детей к началу школьного обучения в традиционных условиях воспитания в дошкольных учреждениях массового типа.
Реализация системы КРО предполагает непрерывность реабилитационного процесса: обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения на начальной ступени и сохранение при необходимости таких классов на основной ступени обучения.


Психолого-дидактические принципы КРО предусматривают:


  • введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

  • использование методов и приемов обучения с ориентацией на <зону ближайшего развития> ребенка, т.е.создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

  • коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;


Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления особо выделяются и имеют методическую обеспеченность:

  • развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением <эффекта новизны> при решении учебных задач);

  • развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;


  • развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

  • логопедическая коррекция нарушений речи;

  • психокоррекция поведения ребенка;

  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.


Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана. К их числу кроме математики и русского языка относятся предметы такие, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение.
Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориентирововчный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.


Фронтальное КРО, осуществляемое учителем на всех уроках, позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта начальной школы.

  • Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, включает:

  • усиление практической направленности изучаемого материала;

  • выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

  • опору на жизненный опыт ребенка;

  • опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

  • соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
  • введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.


Существенной чертой коррекционно-развивающего учебно-воспитательного педагогического процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, к примеру, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптикопространственных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности; подготовка к восприятию рудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.