prosdo.ru
добавить свой файл
1
Привет!

Открывая эту брошюру, ты открываешь для себя дверь в удивительный мир, который называется "кино". В нем ты найдешь для себя много интересного, нового и необычного. Добро пожаловать на "КиноСТАРТ"!

В России стартует уникальный проект, с помощью которого ты и твои друзья сможете научиться снимать настоящие фильмы.

Специально для него квалифицированные педагоги разработали эту брошюру и проведут по ней цикл мастер-классов, постепенно знакомя юных кинематографистов со всеми хитростями своего ремесла.

Итогом совместной работы станут десятки сюжетов, документальных и игровых, из которых раз в год специальное жюри будет выбирать самые лучшие. Имена победителей прозвучат на большом детском кинофестивале в Москве.

Реальная возможность получить Гран-При "КиноСтарта" есть и у тебя!

Если эта брошюра у тебя в руках - значит ты попал в число счастливчиков, которым повезло быть первопроходцами. В течение нескольких недель ты и твои товарищи будете снимать фильмы и сюжеты на самые разные темы. Они могут быть о том, что вы изучаете в школе, о том, что происходит в твоем дворе или спортивном клубе, о важных для тебя, твоих друзей и твоего города событиях и проблемах - местных, национальных международных.

Надеемся, что, работая с оборудованием для съемок и монтажа, ты научишься сочинять истории и сценарии, исследовать разные темы. Ты сможешь "примерить" работу  актера, режиссера, оператора, монтажера. Ты откроешь для себя, как важна работа "за сценой", связанная со съемкой, как увлекательно работать в съемочной группе, какие гордость и удовлетворение чувствуешь, когда создаешь интересный фильм.

Уверены, что, участвуя в проекте "КиноСТАРТ", ты сможешь реализовать свои способности и раскрыть все таланты. А в том, что они у тебя есть, мы не сомневаемся!. Успехов  тебе на пути к поставленной цели!

Идеи, которые найдешь в этом руководстве, облегчат твою задачу - как при работе перед камерой, так и за камерой.

Удачи!

НАЧИНАЕМ

Это руководство написано для того, чтобы ты смог начать путешествие по  дороге приключений, которая лежит перед тобой – по пути к созданию твоего собственного  фильма по программе «КиноСТАРТ».

Тебе надо всего лишь запомнить несколько правил, которые помогут сделать твой фильм как можно лучше.

*Собираешься ли ты снять игровой, документальный фильм или социальную рекламу - всегда изучай тему своего проекта и не бойся заимствовать идеи из своих любимых книг и телепрограмм.

*Спроси себя – какие фильмы и программы мои самые любимые? Это новости, комедии, боевики, ток-шоу, музыкальные клипы? Когда ты смотришь их, обращай внимание на работу актеров, ведущих, комментаторов, на то, как выстроен сценарий. Следи за работой оператора - перемещением камеры, различными углами ее расположения, и кадрами, используемые в каждой программе.

*Обсуждай с другими участниками проекта то, что вы смотрите по телевизору или на видео. Решите, что вам нравится и почему, а что можно было бы сделать лучше.

*Главное – экспериментируйте и создавайте свой, уникальный стиль!

Запомните: у каждого члена команды «КиноСТАРТ» есть своя, очень важная роль. В этом руководстве ты найдешь описание тех профессий, которые нужны, чтобы снять хороший фильм. 

Те, кто его создают, лучше всего работают, когда действуют вместе!

Важная составляющая создания сюжета, которым твоя команда сможет гордиться, - изучение и подбор материала. Время, потраченное на сбор фактов в библиотеке или на предварительное интервью, поможет улучшить содержание и качество твоего сюжета.

Но до того, как  ты  начнешь изучать материал и собирать команду, ты должен точно представлять - а что, собственно, ты хочешь создать? Поэтому сначала необходимо выбрать тему.

^ РАЗРАБОТКА СЮЖЕТА И СЦЕНАРИЯ

Где найти сюжет?

Большинство из вас удивятся, если узнают, что несчетное множество всевозможных сюжетов окружают их каждый день! Надо только приглядеться  повнимательнее к таким "обычным" вещам и понятиям, как....

...Школа

Математика, точные и естественные науки, история – все школьные предметы предоставляют возможности для создания сюжетов! К примеру, кино «Парк Юрского периода» могло бы основываться на уроке биологии на тему ДНК. Если тебя интересует история, можно снять кино о Ледниковом периоде или о жизни античного Рима. Помните фильм о трех мушкетерах? Между прочим, автор романа, который  лег в его основу, знаменитый Александр Дюма когда-то прямо так и говорил: "История - это всего лишь гвоздь, на который я вешаю свою картину».

^ ...Художественная литератуа

Хочешь экранизировать любимый рассказ или повесть? Для этого надо подготовить сценарий. Его  персонажи и события могут  полностью дублировать те, что описываются в книге, а могут  немного отличаться от него (это называется "по мотивам").

^ ...Отношения между людьи

Как складываются отношения между твоими одноклассниками, ребятами во дворе, в спортивном клубе? Каковы твои отношения с миром взрослых - родителями, учителями, соседями? Кто кого воспитывает? Кто-то из твоих друзей переживает первую любовь? Все, что происходит между людьми, что меняет их отношение к жизни, достойно того, чтобы лечь в основу сценария фильма.

^ ...Место, где ты живеь

Что происходит там, где ты живешь? Ты можешь подробнее узнать о жизни и проблемах твоего города или поселка? Чем знаменита твоя "маленькая родина"? Что умеют делать твоим земляки? Кого они уважают? Кем гордятся? Может быть, герои, которыми можно гордиться, чьи слова и дела меняют жизнь в лучшую сторону, живут где-то по соседству?

^ ...Средства массовой информаци

Телевидение, газеты, журналы или Интернет могут послужить отличной основой для твоих сюжетов. Может, какую-то информацию о событиях в нашей стране или в других странах  тебе хотелось бы изучить поглубже, рассмотреть с разных точек  зрения?

Например: по телевизору предупреждают об опасности наркомании. Подумай: в основу твоего сюжета - например, для социальной рекламы - могла бы лечь, например, судьба твоего ровесника (может быть, тебе приходилось на самом деле встречаться с такими персонажами?), нашедшего в себе силы  преодолеть эту беду?

^ Главное правило для сценариста: смотри на жизнь во все глаза! Интересуйся тем, что происходит вокруг тебя! Имей по всем вопросам свое собственное мнение! Люби и старайся понимать окружающих тебя людей!

Теперь, когда ты знаешь «где» и «что», тебе надо подумать «как».

^ Как ты собираешься рассказывать свою историю?

 

Вот несколько моментов, о которых стоит задуматься:

Тип

В каждой истории рассказывается о том, что случилось, с кем случилось, где и почему. Но ты заметил, что об одном и том же событии можно рассказать по-разному?

Нам нужно представить персонажей, назвать проблему или конфликт, который должен разрешиться в сюжете. Такой тип изложения называется повествовательным.

А чтобы не ошибиться, спроси себя:

*С какой точки зрения будет рассказан сюжет?

*Какую идею ты хочешь донести до аудитории?

* Кто может быть потенциальным зрителем фильма - дети или взрослые?

Чем точнее ответишь на эти вопросы, тем проще тебе будет разбираться с жанром и форматом твоей картины.

Например: Ты хочешь снять сюжет на тему «Наш класс на экскурсии в Санкт-Петербурге». Ты можешь рассказать о поездке от своего лица, от лица сопровождающей вас учительницы, с точки зрения твоих родителей или попутчиков из поезда. А может, эту историю расскажет влюбленная пара твоих одноклассников или жители города, который подвергся нашествию такой шумной оравы?

^ Формат и жанр

Выбери формат и жанр, который лучше всего передаст главную идею твоего сюжета. Согласись, документальный фильм "Наш класс на экскурсии" и комедия "Наш класс на экскурсии" - это две огромные разницы. В первом случае ты уделишь внимание реальным событиям, через них постараешься рассказать о городе, его памятных местах, истории, попробуешь предать впечатление от поездки. Во втором – сконцентрируешься на забавных и смешных ситуациях, которые произошли или могли произойти с ребятами во время поездки.

Участники нашего проекта могут выбрать для работы один из трех понравившихся форматов:

  • Документальный фильм.

  • Ролик социальной рекламы.

  • Наконец, художественный фильм, со всем его  разнообразием жанров - комедия, мелодрама, триллер, боевик, вестерн и т.д.

Хорошо, часть основных решений принята, теперь можно переходить к сценарию.

^ Что нужно сделать, чтобы получился хороший сценарий?

Все видеосюжеты показываются при помощи картинок и слов. Хороший сценарий очень важен и служит руководством, указывающим на тип кадров, которые должен снять оператор.

^ Как начать сценарий?

Начни так, будто описываешь последовательность событий, которые тебе отлично известны Первая задача – чтобы те, кто будет это читать, поняли, как ты себе представляешь развитие сюжета и как это можно было бы снять.

^ Развитие сценария

Построй сценарий на следующем:

  • Начало – определяет сюжет и вызывает у аудитории интерес и желание смотреть твое видео. Подумай об этом. Если ты смотришь телевизор, и тебе не нравится начало фильма или программы, ты, скорее всего, переключишься на другой канал. Всегда помни об этом и постарайся, чтобы твои зрители не сделали то же самое!

  • Центральная часть – исследует и объясняет твой сюжет. Здесь происходит действие.

 Например, оказывается, что пара одноклассников - юноша и девушка - влюблены  друг в друга, они решают "потеряться" в незнакомом городе, и вся группа вынуждена их искать.

  • Концовка – разрешает проблему или конфликт сюжета.

Например, только к утру ребята находятся, но вид у них такой влюбленный, что учительница решает не наказывать "нарушителей  спокойствия".

Вот один из методов, которым можно пользоваться, когда пишешь сценарий:

^ Видео:  Что мы видим?              

Аудио: Что мы слышим?

Город за окном автобуса. Вечер. Дождь. Огни витрин. Прохожие под зонтами. Узнаваемые пейзажи – Невский проспект, памятник Петру Первому и т. д.

Шум дождя. Звуки вечернего города. Гул моторов. Шелест шин по мокрому асфальту.

Влюбленные стоят на набережной Невы.

«Надо идти. Нас уже, наверное, ищут»

Еще один инструмент тебе в помощь – раскадровка. На ней можно разместить больше деталей, чем в списке кадров. Это взгляд на твой сценарий кадр за кадром. Ты можешь использовать наклеивающиеся фигурки, чтобы показать, какое действие будет происходить в каждом кадре, и слова, чтобы описать каждый кадр.

После того, как у тебя будет готов рабочий сценарий, составь список кадров – картинок или сцен – которые нужны, чтобы лучше изложить сюжет. Одновременно с диалогом твой сценарий должен рассказывать о персонажах и месте действия твоего сюжета.

 Вот, к примеру, несколько вопросов, ответы на которые дадут больше информации о твоем сюжете:

  • Как выглядят главные герои?

  • Сколько людей ездило на экскурсию?

  • Во сколько отходил поезд в С.-Петербург?

  • Как выглядит учительница  - сколько ей лет, во что она одета?

  • Кто из одноклассников догадывался, что у этой пары  роман?

Ответы на эти и аналогичные вопросы помогут тебе подумать о том, что тебе надо снять  – людей, бутафорию, пейзаж. Подумай также и о том, где снимать, о самом лучшем времени для съемок и о «логистике» съемки твоего сюжета.

Итак, сценарий у тебя есть, ты уже совсем близок к съемкам, но…..

Готов ли ты снимать?

После того, как сценарий разработан, реши:

  • Где будут проходить съемки?

  • Как добраться до того места, где ты будешь снимать?

  • Подходящее ли там освещение?

  • Нужно ли разрешение для ведения там съемок?

  • Сколько времени ты будешь снимать?

  • Какой реквизит – костюмы, декорации и т.д. – тебе понадобится?


^ РАБОТА ПЕРЕД КАМЕРОЙ

Теперь ты готов к тому, чтобы запустить камеру. Вся работа, проделанная ранее, поможет сделать именно то, что ты хочешь.

Не секрет, что, впервые оказавшись пред камерой, люди ведут себя по-разному. Некоторые из них – прирожденные актеры, а кто-то, наоборот, начинает смущаться. Но даже профессионалы иногда нервничают. Вот несколько советов, как подготовиться к работе перед камерой.

Они пригодятся и тем, кто пробует себя в документальном кино, и тем, кто мечтает о карьере киноартиста.

Запоминание

Если ты решаешь подготовиться к съемке, выучив свою роль, практикуй не только слова, но и тон голоса. Если ты говоришь о серьезных, смешных или грустных вещах, тон должен соответствовать твоему рассказу. Нужно понять тему для того, чтобы не звучать невыразительно или неубедительно. Когда ты понимаешь тему, ты можешь импровизировать, если забудешь какие-нибудь слова

Перевоплощение

Чтобы сыграть роль, мало только представлять внешность своего героя в деталях. Важно знать, что у него на душе. Работая над ролью, составь перечень вопросов, касающихся всех сторон жизни своего героя. Узнай, какой он и почему стал именно таким? Какое у него было детство? Где он родился и кто его родители? Что он любит? Постарайся подробно ответить на них, причем так, чтобы все ответы были убедительны. Изучи его, и тебе станет легко встать на его место.

^ Во время репетиции

Обязательно запоминай не только свои слова, но и реплики, предшествующие им и продолжающие их. Это придаст тебе уверенность, и в случае запинки партнера ты не растеряешься. А во-вторых, это поможет тебе еще лучше понять весь сюжет, «включиться в него».

Импровизация

Вероятно, при подготовке документального кино кому-то больше подойдет составление общего плана того, о чем он собирается говорить перед камерой, и добавление деталей к нему по ходу выступления. Один из приемов – излагать сюжет так, как будто ты кратко рассказываешь обо всем другу по телефону.

^ Чтение с листа

Если ты редко появляешься в камере на протяжении своего выступления, легче всего читать сценарий с листа.

Удержание зрительного контакта

Зрительный контакт – ключевая часть эффективного выступления перед аудиторией. Смотри в объектив камеры, когда говоришь, и не отводи глаза в сторону, потому что, если ты это сделаешь, так же поступят и твои зрители.

^ Темп и самообладание

Запомни – говорить надо чуть медленнее, чем в обычной жизни. Когда ты говоришь быстро, ты рискуешь запнуться, неправильно произнести слова, сбиться или вообще забыть свою роль. Потренируйся в произнесении трудных слов, говоря четко и равномерно.

^ РАБОТА ЗА КАМЕРОЙ

Роль тех членов команды, которые не появляются перед камерой, так же важна, как и тех, кто работает в кадре – ведь без поддержки умелой команды, работающей над постановкой сюжета,  они вряд ли смогут выглядеть и звучать так же хорошо. Ты можешь сам работать с видеооборудованием, координировать действия членов команды или же выступать в одной из перечисленных ключевых ролей:

^ Главный режиссер

И в игровом, и в документальном кино главный режиссер - ключевая фигура, и от того, как он "увидит" каждую сцену, может зависеть судьба всей картины. Режиссер вовлечен во все аспекты создания фильма, от поддержания духа команды  и до окончательного монтажа. Ему или ей необходимо удостовериться, что оборудование работает, и координировать расписание планирования, съемки и монтажа.

^ Ассистент (помощник) режиссера

Ассистенты режиссера выполняют обязанности, похожие на режиссерские, но каждый помощник назначается для работы над определенной стороной съемки, например, такой как оборудование, монтаж и сценарий. Они также наблюдают за ходом съемки, чтобы удостовериться, что все идет правильно.

Режиссер-постановщик

Режиссер-постановщик отвечает за проведение съемок. Причем за съемки на месте событий или в студии могут отвечать разные режиссеры-постановщики. Режиссер-постановщик говорит, когда надо начинать съемку (Начали!), когда заканчивать (Стоп!) и поддерживает порядок на съемочной площадке.

Монтажер

Монтажер – это тот человек, который берет сырой отснятый материал и превращает его в плавный видеоряд, на котором представлен твой сюжет. Монтажеры тесно работают с режиссерами, звукооператорами и координаторами музыкального сопровождения.

^ Координатор съемок

Координатор съемок ведет список всех ролей и обязанностей, порученных членам съемочной группы. Координатор также должен удостовериться, что аккумуляторы камеры заражены и что на диске (видеопленке) достаточно места.

Оператор

Оператор работает с камерой во время съемки. При создании фильма операторскому "почерку" придается важное значение. В Америке, где этот проект работает уже давно, в команде чаще всего не один, а несколько операторов, каждый из которых отвечает за съемку разных частей сюжета. Оператор также отвечает за то, сколько времени записи осталось на диске (ленте) и проверяет, хорошо ли подключены микрофон и видеомониторы.

Сценарист

Сценарист перерабатывает идеи и темы сюжетов в сценарии. Он может создать сценарий художественного фильма на основе известной повести или романа. Во многих командах есть несколько сценаристов, каждый из которых отвечает за разные части сюжета.

^ Редактор монтажа

Редактор монтажа записывает перечень всех отснятых отрывков, количество дублей, имена людей, которые появляются перед камерой в каждом отрывке, и порядок, в котором отрывки располагаются. Списки редактора монтажа должны сопровождаться записями о том, в каких видеосюжетах отснят лучший материал и где меньше ошибок. Это поможет сэкономить время при монтаже, так как не придется пересматривать весь отснятый материал.

^ Координатор музыкального сопровождения (музыкальный редактор)

Этот член команды помогает отобрать музыкальное сопровождение для фильма - пластинки, пленки или компакт-диски. Координатор музыкального сопровождения также помогает редактору работать со звуковым оборудованием, требующимся для того, чтобы перенести записанную музыку в картину.
^ И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Сценарий

  • Реши, с чьей точки зрения будет вестись повествование (кто рассказывает и что собирается рассказать).

  • Не пользуйся словами, если историю можно рассказать при помощи картинки.

  • Приведи своих зрителей на место действия.

  • Диалог должен быть реалистичным (таким, как люди говорят в жизни).

  • Диалоги и повествование должны способствовать развитию действия.

  • Используй глаголы, обозначающие действие.

  • Используй реалистичные детали (одежду, которая подходит для этого времени, места действия, персонажа).

  • Сценарий должен включать описание места действия, декораций, костюмов.

  • Голос за кадром обозначает место действия, описывает, что произошло или скоро произойдет, объясняет, как события связаны друг с другом.

  • Вовлекаешь ли ты зрителя в сюжет? Разжигаешь ли его интерес так, чтобы ему захотелось смотреть дальше?

  • Есть ли четко обозначенная концовка, в которой разрешается проблема?

Камера

  • Попрактикуйся в изменении масштаба, слежении за объектом, вертикальной панораме, перемещении, не записывая на диск.

  • Экспериментируй, ставя камеру в различное положение.

  • По возможности пользуйся треногой. Удерживай камеру неподвижно, прижимая к телу локоть той руки, в которой ты держишь видеокамеру.

  • Пользуйся раскадровкой и списком кадров в качестве инструкции к съемке.

  • При съемке кадра следи за тем, движется объект или же он неподвижен – это поможет тебе определить, как правильно его снимать.

  • Привыкай двигаться вместе с видеокамерой вместо того, чтобы использовать изменение масштаба.

  • Следи за непрерывностью.

  • Угол камеры влияет на восприятие зрителя, то есть, если ты снимаешь сверху, объект будет выглядеть меньше и беззащитнее; если ты снимаешь снизу, объект кажется большим и сильным; если снимать на уровне глаз, объект будет выглядеть равным.

  • До начала съемки записывай в течение 30 секунд с неснятой крышкой объектива.

Для более плавного монтажа начни запись за 5 секунд до начала съемок.

КиноСТАРТ – 2005»

Одновременно с вашей творческой бригадой свои фильмы будут снимать такие же съемочные группы из разных городов России.

Все, кто участвует в проекте, должны представить плоды своего труда в организационный комитет. Завершится проект большим кинофестивалем «КиноСТАРТ-2005», куда приедут финалисты. Ты и твои друзья смогут увидеть на большом экране и оценить лучшие работы – не исключено, что среди них окажется и ваш фильм!

Из множества картин, представленных на фестиваль, компетентное жюри – в него войдут профессионалы отечественного кино, в том числе известные актеры и режиссеры - выберут самые достойные.

Их создателей ждут награды!

^ На конкурс могут быть представлены:

Социальный ролик (продолжительностью 1-3 мин).

Документальный фильм (продолжительностью 3-10 мин).

Художественный фильм (продолжительностью 3-15 мин).

^ Призы и награды фестиваля будут вручены по следующим номинациям:

*Гран-при.

*Лучший социальный ролик.

*Лучший художественный фильм.

*Лучший документальный фильм.

*Приз зрительских симпатий.

Отдельно будут отмечены:

- Лучшая актерская работа.

- Лучшая операторская работа.

- Самый оригинальный сценарий.

- Самое оригинальное техническое решение.

- Лучшая роль второго плана.

Твой наставник подробнее объяснит тебе особенности конкурсных категорий, в которых ты можешь участвовать, расскажет все о сроках проведения конкурса и даст всю другую необходимую информацию.