prosdo.ru
добавить свой файл
1


Передавшая Наибольшее Количество Хадисов Правдивейшая Айша

(радыйаллаху 'анха)
Айша (радыйаллаху 'анха) стала второй женщиной, к которой по­сватался Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и третьей его женой. Айша (радыйаллаху 'анха) была на редкость одаренной, красивой, умной, воспитанной, скромной и благочестивой девуш­кой, повеление о женитьбе на которой снизошло от Всевышнего Аллаха... Благодаря ее непревзойденным умственным способно­стям, любознательности и желанию узнавать и распространить Ис­лам, она заслужила особую любовь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Она стала одной из семи величайших ученых Ислама того времени. А приобрела эти знания Айша (радыйаллаху 'анха) из самих первоисточников, когда воспитывалась в доме сво­его отца, а потом слыша откровения и изречения Посланника Ал­лаха (саллаллаху алейхи ва саллям) из его благословенных уст. Она мать всех правоверных, дочь правдивейшего, правдивейшая Айша (радыйаллаху 'анха).

Родилась Айша (радыйаллаху 'анха) в Мекке в 614 году, выросла и воспитывалась в мусульманской семье. Отцом ее был досточти­мый Абу Бакр Сыддык (радыйаллаху 'анху), по величию духа и высоте нравственности являющийся вторым во вселенной после проро­ков. Ее матерью была Умму Руман бинт Амир ибн Уваймир из рода Кинан. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал о ней: «Кто желает увидеть гурий из рая, пусть взглянет на Умму Руман!»

После смерти Хадиджи (радыйаллаху 'анха) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то увидел во сне Джибриля (алейхис-салям). Он вручил ему футляр с портретом и сказал: «О Посланник Аллаха! Эта девушка станет твоей женой. Она осчастливит тебя

и спасет от мук одиночества». Когда Посланник Аллаха (саллалла­ху алейхи ва саллям) открыл футляр, он увидел изображение Айши (радыйаллаху 'анха). Из этого сна было ясно, что Всевышний Аллах желает, чтобы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) взял Айшу в жены.

Вскоре после этого случая Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел навестить 'Усман ибн Маз'ун со своей же­ной Хавлей бинт Хаким. Хавля сказала, что если Посланнику Ал­лаха (саллаллаху алейхи ва саллям) будет угодно, они с мужем могут выступить в роли его сватов. И предложила ему на выбор двух не­замужних женщин — Савду бинт Зам'а и Айшу бинт Абу Бакр (радый­аллаху 'анхума). Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) безо всяких колебаний выбрал Айшу (радыйаллаху 'анха) и попросил Хавлю быть его свахой.

Хавля сразу же направилась в дом Абу Бакра (радыйаллаху 'анху). В доме была одна Умму Руман, его жена.


  • О Умму Руман! Известно ли тебе, чем Аллах облагодетель­ствовал вас? — спросила она ее.

  • Чем же? — удивленно спросила та.

  • Посланник Аллаха направил меня к вам свахой, чтобы я просила вас выдать за него дочь вашу, Айшу.

  • Подожди, пусть вернется Абу Бакр, — совсем растерялась Умму Руман.

Когда вернулся Абу Бакр (радыйаллаху 'анху) и узнал новость, сердце его затрепетало.

Для него было величайшей честью стать тестем Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), соединившись с ним родствен­ными узами. Но его беспокоил один вопрос, который он тихим голо­сом задал Хавле:

  • А является ли халяль (разрешенным) выдать мне свою дочь Айшу за своего брата?

Ответа на этот вопрос Хавля не знала, поэтому поспешила к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы спросить об этом.

Едва завидев ее, Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва сал­лям) встал и, не дожидаясь ее объяснений, повелел:

— Ступай к Абу Бакру и скажи: «Мы с тобой братья по вере. Между нами нет кровного родства, и поэтому дочь твоя мне до­зволена».

Когда Хавля донесла эти слова до семьи Абу Бакра (радыйал-лаху 'анху), они очень обрадовались, ибо не было для них большего счастья, чем породниться с самим Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).


Абу Бакр (радыйаллаху 'анху) назначил день помолвки и при­гласил Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) к себе в дом. Вскоре они с Айшой (радыйаллаху 'анха) были помолвлены. По­сланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стал дважды в день, утром и вечером, навещать свою невесту. Но это счастливое время длилось недолго: многобожники Мекки не могли смириться с тем, что число мусульман их изо дня в день увеличивается. Постоянные притеснения и вражда многобожников стали невыносимы для му­сульман и самого Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Большая часть мусульман по его повелению переселилась город Медину, где они смогли нормально жить, следуя истинной религии Аллаха и призывая к ней других. И вот от Всевышнего Аллаха сни­зошло откровение, что ему необходимо покинуть Мекку.

С этой радостной вестью, несмотря на то, что стоял полуден­ный зной, Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу же отправился к Абу Бакру (радыйаллаху 'анху), чтобы рассказать ему обо всем. Они вместе обсудили план переселения и подготовились к нему. На следующий же день два ближайших друга выехали из Мекки в Медину.

По прибытии в Медину они начали обустраиваться там, а через три (самое большее пять) месяцев они отправили в Мекку караван, с которым должны были приехать члены их семей. Посланник Алла­ха (саллаллаху алейхи ва саллям) на двух верблюдах отправил в Мекку своего вольноотпущенного раба Зайда ибн Хариса и Абу Рафи'а. А Абу Бакр (радыйаллаху 'анху) отправил Абдуллаха ибн Урайкита с тремя верблюдами и письмом для сына Абдуллаха, в котором ве­лел послать вместе с караваном Умму Руман и дочерей Айшу и Асму. Этот небольшой караван вскоре вернулся в Медину. Айша (радыйаллаху 'анха) остановилась в доме своего отца, где прожила некоторое время.

Проходили недели, но Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) все не назначал дня свадьбы. Абу Бакр (радыйаллаху 'анху) при первом представившемся удобном случае спросил:

  • О Расулюллах! Что мешает тебе взять в жены ту, с которой ты помолвлен?


  • Махр, — отвечал тот.

Тогда Абу Бакр (радыйаллаху 'анху) дал ему необходимые для этого 500 дирхемов. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) взял эту сумму в долг, и уже в месяце Шавваль они поженились.

Когда строилась Масджидун-Наби (Мечеть Пророка), для его жен, Айши и Савды (радыйаллаху 'анхума), были построены отдель­ные комнаты. После окончания строительства Айша (радыйаллаху 'анху) стала жить в своей комнате, начав новую жизнь в роли матери правоверных.

Айша (радыйаллаху 'анха) прожила с Гордостью вселенной (сал-лаллаху алейхи ва саллям) девять лет. Выросшая в обеспеченной се­мье, со своим мужем она познала и трудные времена. Бывало так, что в их доме из еды не было совсем ничего, и очаг не разжигался по нескольку месяцев. Но не было случая, чтобы Айша (радыйаллаху 'анху) проявила недовольство или сказала что-нибудь, что могло бы обидеть Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям).

Ее юная душа была полна нерастраченной любви, которую она отдала Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Она очень любила его и была любима им. Она была одаренной девуш­кой. Благодаря своему стремлению к знаниям и феноменальной памяти, Айша (радыйаллаху 'анху) обладала знанием и глубоким по­ниманием многих религиозных вопросов, что очень нравилось По­сланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Именно поэтому он любил и ценил ее. Он открывал ей много нового из того, что откры­валось ему, побуждая ее к приобретению все новых знаний. Айша никогда не упускала случая, чтобы задать ему другие вопросы и постараться больше изучить Ислам.

Как-то Айша спросила: «О Расулюллах! У нас есть двое сосе­дей. Кого из них мне следует навещать сначала?» Пророк (саллал-лаху алейхи ва саллям) ответил: «Сначала навещай тех, чьи ворота к твоим ближе всего».

Однажды ее навестил муж ее молочной матери. Но она не при­гласила его в дом. А когда рассказала об этом Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он сказал: «Это твой молочный отец. Он имеет право навещать тебя».


Жизнь досточтимой Айши (радыйаллаху 'анха) представляет об­разец нравственности и добродетели. Она стала взрослой в доме Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Озаренная его знанием, она стала одной из великих его учениц. Девять с лишним лет она жила в доме, наполненном светом божественных открове­ний и истинами Ислама.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) учил ее всему, что было ей полезно. Был с ней очень искренен и обходителен. Бегал с ней наперегонки. Водил ее смотреть, как иногда в мечети упражнялись на мечах эфиопские воины. Временами по вечерам они выходили на улицу и беседовали при свете луны. Нередко их разговоры посвящались религиозным знаниям и серьезным вопро­сам по Исламу. Он старался, чтобы их любовь и чувства с матерью всех правоверных Айшой стали еще более глубокими.

Юная Айша (радыйаллаху 'анха) стремилась лучше понимать Ко­ран и Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). На этом пути она не щадила ни ум свой, ни молодость. И в этом направлении развивала свои способности. Это ее качество очень нравилось По­сланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В том, что касалось передачи знаний, он проявлял особую внимательность в отноше­нии нее. Он хотел, чтобы Айша (радыйаллаху 'анха) могла применить те знания, которые приобрела в отцовском доме, прибавив к ним свет знаний божественных откровений. Многие вопросы, которые возникали у женщин-мусульманок, были разъяснены благодаря знаниям, переданным ею. Также ей принадлежат разъяснения по многим вопросы фикха (исламского права). Посланник Аллаха (сал-лаллаху алейхи ва саллям) знал это и готовил ее к этому.

Очень скоро Айша (радыйаллаху 'анха) стала авторитетным ис­точником, на который ссылались многие знающие ученые. Извест­но, что Абу Муса аль-Аш'ари (радыйаллаху 'анху) как-то сказал: «Ког­да перед нами возникал какой-то вопрос, ответа на который мы не знали, или же не знали верной трактовки какого-нибудь хадиса, мы шли к Айше и спрашивали ее. Она всегда давала нам исчерпыва­ющий ответ».


О том же говорил Абу Саляма, сын Абдуррахмана бин Ауфа (радыйаллаху 'анхума): «Мне не был известен никто, кто знал бы сун­ну Пророка так, как знала его Айша. И я не видел никого, кто был бы так сведущ в том, что касалось религиозных предписаний».

Она была одной из семи величайших ученых в области Ис­ламского права (фикха). Шестью другими были досточтимые 'Умар, Али, Ибн Мас'уд, Ибн Аббас, Ибн 'Умар и Зайд ибн Сабит (радый-аллаху 'анхум). Айша, благодаря своим выдающимся способностям, могла быстро вникнуть в суть какого-либо вопроса и, опираясь на свои знания, вынести единственно правильное суждение из множе­ства других. Ее знания в области религиозных предписаний были превосходны. Один из ее учеников, Масрук говорил об этом так: «Клянусь Аллахом, я не раз видел, как самые именитые из сахабов приходили к Айше и спрашивали ее о чем-то из религиозных пред­писаний».

Эти способности Айши были причиной особой любви и при­вязанности к ней Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Однажды Амр ибн Ас (радыйаллаху 'анху) спросил Посланника Ал­лаха (саллаллаху алейхи ва саллям), кого он любит больше всего. Он ответил: «Айшу». А когда тот спросил, кого он любит больше всех из мужчин, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Отца Айши».

Однажды он сказал: «Одной трети ваших знаний вы научи­тесь у этой Хумейры». Известно, что у Айши была белая кожа, она была благочестива и очень застенчива, отчего часто красне­ла. Именно поэтому ее прозвали «Хумейра» (краснушка). Извест­но, что, однажды беседуя с дочерью своей Фатымой, Посланник

Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил ее: «Дочка, разве не станешь ты любить того, кого люблю я?» — «Конечно, стану, ба­тюшка» — «Тогда люби Айшу, также как люблю ее я!»

Говорится, что однажды кто-то из семьи Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стали обсуждать между собой Айшу. Тогда он сказал: «Не говорите о ней такое в моем присутствии! Ведь даже Джибриль явился ко мне в присутствии только ее одной».


Известно, что Айша была в то время не единственной женой Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям). В силу своей мо­лодости, она очень ревниво переносила его общение с другими женами. Ей, конечно же, хотелось быть единственной и любимой. Желая немного сбавить ее пыл, однажды, когда она заболела, По­сланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ей:

«О, Айша! Если ты умрешь раньше меня, я своими руками за­верну тебя в кяфан и опущу в могилу».

В порыве ревности юная Айша вспылила: «Хочешь, чтобы я скорей умерла, чтобы привести вместо меня новую жену?!» Но По­сланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) только очень приятно улыбался. И только одной улыбкой воспитывал юную Айшу.

Однажды, когда Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва сал-лям) ночевал в доме Айши, он встал среди ночи и, одевшись, вы­шел. Айша почувствовала это, встала и пошла за ним вслед. Она так рассказывала об этом случае:

«Мною овладела ревность. Я подумала, что он отправился к одной из других своих жен. И я последовала за ним. Но Расулюллах пришел на кладбище Баки аль-'Аркад и стал совершать ду'а за по­коящихся там сахабов. Мне стало стыдно:

«Пусть мои мать и отец станут жертвой ради тебя, о Посланник Аллаха! Когда ты спешишь снискать благоволенья Господа свое­го, я занята своими желаниями», — и вернулась. Спустя некоторое время он вернулся домой. Я рассказала ему все, как было. Он ска­зал:

«О Айша! Неужели ты думаешь, что Посланник Аллаха по­ступит по отношению к тебе несправедливо?» А затем спросил: «О Айша! Позволь мне провести эту ночь в поклонении Господу моему?» Я ответила: «Пусть мать моя и отец станут жертвой ради тебя. Конечно...» Он полностью предался поклонению. И провел всю ночь в мольбах и взываниях.

Как прекрасна была эта школа. Как возвышенно воспита­ние. Как высока нравственность. Научить исправлять ошибки и оплошности, преодолевать зависть, злобу и высокомерие, не упре­кая за это. А исцеляя раны, оставляемые ими, светом милосердия и любви. Воспитывая терпимостью. Притягивая сердца окружа­ющих, оценив их по достоинству. Покоряя их, заручившись их разрешением. И до самой смерти продолжая путь свой к Истине на том же высоком уровне. Пусть же те препятствия, что встанут на пути Истины перед нами, наш Господь поможет нам преодолеть благодаря такому благонравию. Аминь.


Айша (радыйаллаху 'анха) всегда стремилась следовать за По­сланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Она участвовала во всех сражениях Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в Медине и, также как другие женщины, ухаживала за больными и ранеными. В день сражения при Ухуде она носила на своих плечах еду и воду. А когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) получил ра­нения от камней многобожников в этой битве именно Айша оста­навливала кровотечение на его благословенном лице. В пятом году хиджры Айша (радыйаллаху анха) участвовала вместе с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) в битве с Бани Мусталик, более извест­ной как поход Мурейси. Именно тогда Айша подверглась великому испытанию, когда с ней произошло то, что вошло потом в историю как Случай с Клеветой. Но вскоре Сам Всевышний Аллах оправдал Айшу, разоблачив козни лицемеров, ниспосланием целых одиннад­цати аятов (11-21) суры «ан-Нур». А происходило все так.

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) собирался в военный поход, он предлагал всем своим женам тянуть жребий. Какой из них выпадал жребий, та и сопровождала его в походе. Как всегда, перед битвой с Бани Мусталик был брошен жребий, и на этот раз он выпал Айше (радыйаллаху анха). На обратном пути, когда мусульманское войско уже возвращалось в Медину, во время ноч­ного привала Айша покидала лагерь из-за естественной нужды и по пути обронила свое ожерелье. Обнаружив пропажу, она решила, что лучше искать, когда рассветет. Когда наступило утро, она, никого не предупредив, отправилась на поиски своего ожерелья. Во время ее отсутствия войску было приказано трогаться в путь. На верблюде, перевозившем Айшу, был сооружен небольшой шатер, скрывавший ее от посторонних глаз. А так как она, к тому же, была стройной и изящной, никто и не заметил, что ее на верблюде нет. Войско ушло без нее. Когда Айша (радыйаллаху анха) вернулась к тому месту, где был лагерь, она никого не нашла. В надежде, что кто-нибудь за­метит ее отсутствие, и за ней вернутся, она стала ждать на том же месте. Ею овладел сон. В это время Саффан ибн Муаттал, на­ходившийся в дозоре, догонял войско мусульман. Вдали он увидел среди песков что-то темное. Направив своего верблюда туда, он обнаружил спящую на земле мать всех правоверных Айшу. Саф-фан (радыйаллаху 'анху) усадил ее на верблюда и продолжил свой путь, ведя «корабль пустыни» впереди за поводья. Еще до того как полуденный зной охватил бескрайние просторы песчаных дюн, они настигли войско на очередном месте его стоянки. О том, что было потом, Айша (радыйаллаху анха) рассказывала так:


«Когда мы вернулись в Медину, я заболела и слегла на целый месяц. А в это время среди людей поползли слухи. Но я не знала, о ком и о чем они были. Однако пока я болела, мне показались не­обычными некоторые вещи.

Я не находила того внимания и расположения со стороны По­сланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), которые получала раньше. Он лишь приходил, здоровался и, даже не называя моего имени, спрашивал: «Как ваша болезнь?»

Ведь мне не было известно, что говорили обо мне между со­бой люди. Но вскоре я поправилась. Однажды ночью мы вместе с дочерью Абу Рухма, матерью Мистаха — Сальмой, вышли по нужде. Тогда туалетов в домах еще не было, и поэтому каждый раз нам приходилось идти туда, где для этого были отведены специальные места. Во время нашего пути нога Сальмы провалилась в какую-то яму, и та в гневе выругалась, но не так, как это было принято у арабов, желая погибели врагу своему, а, пожелав ее, почему-то своему сыну Мистаху. Попытавшись образумить ее, я сказала: «Что ты говоришь, разве можно так говорить об одном из тех, кто при­нимал участие в битве при Бадре?!» Но все, что Сальма до сих пор держала про себя, теперь прорвалось наружу: «Взгляните на эту невинность! Ты, будто, и не слышала, что говорят люди о тебе самой!» - воскликнула она. И она рассказала все, что слышала обо мне в последнее время. Меня будто ударили молотом по голове. Я и представить не могла, что кто-то может распустить обо мне такие слухи. И чем больше я думала, тем тяжелей мне становилось. Не успев полностью справиться с одной болезнью, я приобрела дру­гую.

Я вернулась домой, вскоре пришел Посланник Аллаха (саллал-лаху алейхи ва саллям), поприветствовал меня и спросил: «Как ваша болезнь?» Я попросила разрешения у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы он позволил мне вернуться в дом моего отца. Он позволил мне, и я ушла. Я все хотела разобраться, что происходит. Я спросила у своей матери Умму Руман: «Матушка, как люди могли представить все в таком виде?» Она ответила:


«Не беспокойся детка!.. Не угнетай себя дурными мыслями. Не бывает, чтобы о такой красивой и любимой своим мужем девушке люди ничего не говорили».

«Субханаллах! Как только такое могло прийти кому-то в голо­ву!» - ответила я. Эту ночь я провела в доме своего отца. Не сом­кнув глаз, я проплакала до утра.

На следующий день Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) позвал к себе Али бин Абу Талиба и Усаму бин Зайда (ра-дыйаллаху 'анхума). Он хотел посоветоваться с ними в связи с воз­никшей ситуацией с Айшей, ведь откровения относительно этого пока не было.

Усама бин Зайд (радыйаллаху 'анху) относился ко всем женам Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с любовью и ува­жением, поэтому сказал: «О Расулюллах, каждая из ваших жен благочестива и достойна вас. И об Айше мы не знаем ничего, кроме хорошего».

Али бин Абу Талиб сказал: «О Расулюллах, Всевышний не стеснил вас из мирского ничем. Кроме Айши у вас есть другие жены. Но если вы хотите знать правду, не спросить ли тогда ее служанку Бариру...» Призвав к себе Бариру, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «О Барира! Замечала ли ты в поведении Айши что-нибудь?» Та отвечала: «Нет, о Расулюллах, клянусь Тем, Кто послал тебя с Истиной, я не видела в поведении своей хозяйки ничего непристойного».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у За-йнаб бинт Джахш: «О Зайнаб, что слышала ты об Айше, и что мо­жешь о ней мне сказать?» Она отвечала: «О Расулюллах, я обе­регаю взор свой и слух от всего, чего не видела и не слышала из первых уст. И, клянусь Аллахом, об Айше я не могу сказать ничего, кроме хорошего».

Благородный 'Умар (радыйаллаху 'анху) спросил у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «О Расулюллах, кто женил тебя на Айше?» «Всевышний Аллах», — отвечал он. Тогда 'Умар (радый-аллаху 'анху) сказал: «Не думаешь же ты, что, соединяя вас браком, Всевышний обманул тебя?» Эти слова 'Умара нашли отражение и в аятах, которые снизошли позже, уничтожив могучим божественным светом мрак клеветы, разорвав липкую паутину лжи, опутавшей не­винную и праведную Айшу, мать всех правоверных.


«Весь этот день я проплакала. Я плакала так много, что, ка­залось, сердце мое вот-вот разорвется на части. А слезы все кати­лись, и я не могла сомкнуть глаз даже ночью. Утром ко мне пришли отец и мать.

К нам зашла одна женщина из ансар. Увидев нас в таком со­стоянии, она, не удержавшись, тоже разрыдалась.

Прошел месяц. За все это время Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ни разу не пришел навестить нас. Однажды он пришел, по­приветствовал и сел рядом. Он воздал хвалу Всевышнему Алла­ху. До того дня я все плакала. Услышав голос Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), я перестала плакать. Повернувшись ко мне, он сказал:

«Айша, мне о тебе сказали нечто. Если ты не такая, как о тебе говорят, то очень скоро Всевышний Аллах откроет это. Если же ты грешна, то покайся и проси у Господа прощения! Ведь Аллах всегда прощает тех, кто кается и просит у Него проще­ния».

Я ответила: «Клянусь Всевышним Аллахом, все то, что вы слы­шали - ложь. Аллах знает, что я ни о чем не ведаю. И если я ска­жу, что сделала то, чего не делала, то солгу и оговорю сама себя. Поэтому я не скажу ничего, кроме того, что сказал Йакуб (алейхис-салям) сыновьям своим, которые принесли ему рубаху Юсуфа, ис­пачканную не его кровью: «Вы задумали злое дело, которое раз­украсило ваши души, и вы осуществили его. Отныне для меня прекрасно лишь терпение, чтобы перенести ту боль, которую вы причинили мне, и я уповаю только на Аллаха, обращаясь к Нему за поддержкой в том, чтобы противостоять вашей лжи».

Затем я ушла в свою комнату. Я все ждала, что Господь оправ­дает меня, ведь я была уверена в себе. Я была невиновна. Однако я не была уверена в том, что относительно меня Всевышний Ал­лах ниспошлет аяты, где будет сказано обо мне, и эти аяты будут повторяться вплоть до самого Судного Дня. Я же надеялась лишь на то, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидит во сне знак, указывающий на мою невиновность. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) еще не успел встать со своего места, и никто не успел выйти из комнаты. По его лицу стало заметно, что начинают нисходить откровения. Все присутствовавшие поняли, что пришло божественное повеление. После того как откровение закончилось, он стер с лица капли пота. И, улыбаясь, сказал:


«Божественная весть тебе, Айша! Всевышний Аллах оправ­дал тебя и очистил. Он свидетельствует о твоей невиновно­сти». Затем он прочел десять ниспосланных аятов, начиная с одиннадцатого аята суры «ан-Нур».

Отец мой сразу же встал и поцеловал меня в лоб. «Встань же, поблагодари Посланника Аллаха!» - сказал он. Я не ожидала, что относительно меня снизойдут аяты, и в растерянности произнесла: «Нет, не встану! Клянусь, не встану! И не стану благодарить и воз­давать хвалу никому, кроме Аллаха. Господь мой восхваляет меня в Своих аятах».

Великий Всемогущий Аллах ниспослал о моей невиновности 11-21 аяты суры «ан-Нур».

«Воистину, те, которые возвели великую ложь, - из вас же самих. Не считайте ее (т. е. ложь) злом для вас, напротив, это добро для вас. Каждого мужа из них постигнет [наказание] за содеянный грех. А тому, кто совершил наибольший грех, уго­товано великое наказание»

«Почему же вы, верующие мужчины и женщины, когда услышали эту [ложь], не обратились душой к благому и не ска­зали: «Это - явная ложь!»?»

«Почему они не призвали для подтверждения этого [наве­та] четырех свидетелей? Раз они не привели свидетелей, то они перед Аллахом - лжецы»

«Если бы не благоволение и милость Аллаха к вам в этом мире и будущем, то вас за ваши словоизвержения постигло бы великое наказание»

«Вот вы подхватываете ложь своими языками, передаете устами то, чего вы не знаете, и полагаете, что подобный посту­пок незначителен перед Аллахом. А ведь она (т. е. ложь) - ве­ликий проступок»

«Когда вы услышали ложь, почему вы не сказали: «Не по­добает нам болтать об этом. Преславен Ты! Ведь это - вели­кий навет!»?

«Аллах предостерегает вас, чтобы вы никогда не повторя­ли подобную ложь, если вы веруете»

«Аллах разъясняет вам знамения. Аллах - Ведающий, Му­дрый»

«Воистину, тем, которые любят, чтобы об уверовавших распространялась мерзостная ложь, уготовано мучительное наказание в этом мире и будущем. Ведь Аллах ведает [истину], а вы не ведаете»


«И если бы не благоволение Аллаха и милость Его, если бы Аллах не был добр и милосерден [, то наказал бы вас]»

«О вы, которые уверовали! Не следуйте по стопам шай­тана: тот, кто следует по стопам шайтана, [пусть знает], что он зовет к мерзости и нечестию. И если бы не благоволение и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не искупил бы [греха]. Однако Аллах прощает того, кого пожелает. Аллах - Слышащий, Знающий»

Известно, что у Абу Бакра (радыйаллаху 'анху) был бедный род­ственник по имени Мистах. Абу Бакр всегда и во всем помогал ему. Но когда ему стало известно, что Мистах вместе с лицемерами рас­пространял об Айше грязные сплетни, то прекратил всяческую по­мощь ему. Об этом, вслед за остальными, был ниспослан 22 аят суры «ан-Нур»:

«И пусть щедрые и обладающие достатком среди вас не клянутся, что не будут оказывать помощи родственникам, беднякам и покинувшим свой дом [для борьбы] на пути Аллаха. Пусть они прощают и извиняют [их]. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? Аллах - Прощающий, Милосердный».

С ниспосланием этих аятов невиновность Айши стала оче­видной. И стало совершенно ясным, что те, кто распространял эти слухи, были «клеветниками». И, несмотря на то, что их низкий по­ступок явился причиной ниспослания этих аятов, и они видели в них лишь недобрый знак для себя, во всем этом, как говорилось в аятах, заключалось великое благо для всех.

Верующие вынесли из этого еще один урок и усвоили основ­ную заповедь благочестия. Ведь многие из них потворствовали ли­цемерам, поверив распускаемым ими слухам.

Ислам требует быть хорошего мнения о каждом человеке и придерживаться этого принципа во всех ситуациях. От них требо­валось поставить себя на место Айши и очень хорошо обо всем подумать. Ведь они, как никто другой, должны были понимать, что честь и достоинство этой благородной, чистой женщины, удостоив­шейся быть женой Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), не могли быть втоптаны в грязь. Но, вместо того чтобы отринуть эту явную клевету, они поддержали ее. Хотя те, кто обвинял Айшу, должны были привести в доказательство правдивости своих слов четырех свидетелей. И предстали перед Аллахом лжецами.


Верующие не оценили всей тяжести происходящего и позволи­ли вовлечь себя в эти события, пересказывая сплетни друг другу. Хотя, только услышав что-либо подобное, они должны были отда­литься от него, объявив это ложью и клеветой. Но они не сделали этого, поэтому заслужили порицание и осуждение Аллаха.

Лицемеры распространили слухи о том, чего не было, хотя Ислам не одобряет распространение слухов даже о совершенном прелюбодеянии. Именно поэтому в аяте сказано, что тех, кто зани­мается распространением клеветы, ожидает мучительное наказа­ние не только в будущей жизни, но и в жизни земной.

Но, несмотря на это, Всевышний Аллах говорит, что Он бес­конечно милостив и снисходителен к верующим, и только Его Ми­лость и Милосердие спасают их от великих бед.

Как-то во время одного из походов Айша опять потеряла свое ожерелье. Войско находилось в месте, где поблизости не было воды. Пока искали ожерелье, начало всходить солнце, и время утренней молитвы подходило к концу. Воды для омовения было мало. Именно тогда снизошли аяты Священного Корана, разреша­ющие омовение песком.

В 11 году хиджры, в месяце Сафар Солнце обоих миров (сал-лаллаху алейхи ва саллям) заболел. В это время он был в доме своей жены Меймуны. Узнав о его болезни, пришли все остальные жены, и он, окинув их взглядом, начал спрашивать:

«Где я должен быть завтра, где должен я быть послезав­тра?»

Они, поняв, что он имеет в виду, ответили: «О Посланник Алла­ха! Мы уступаем свой черед Айше».

Последние дни и мгновения жизни Гордости вселенной (саллал-лаху алейхи ва саллям) Айша была рядом с ним. Его благословенная голова покоилась на ее коленях, когда он покинул этот мир. Он был похоронен в комнате, в которой умер, в комнате Айши.

Айша (радыйаллаху 'анха) осталась вдовой, когда ей было во­семнадцать лет. Священный Коран запрещал женам Посланни­ка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выходить замуж после его смерти. Поэтому Айша больше не выходила замуж, став матерью всех правоверных до конца времен.


Айша не вмешивалась в государственные дела, ни когда хали­фом стал ее отец Абу Бакр, ни когда его сменил 'Умар (радыйаллаху 'анхум), занимаясь только просвещением. У нее были ученики, кото­рых она обучала в своем доме. Обязанность просвещения женщин тоже лежала на ней. Благодаря ее урокам, многие женщины стали передатчицами большого числа хадисов.

Ее дом был подобен школе. Все - и женщины, и мужчины, у которых возникал какой-либо вопрос, могли найти исчерпывающий ответ, обратившись к Айше. Она занималась также воспитанием осиротевших девушек, помогая им выйти замуж. Она становилась для них любящей матерью. У нее не было своих детей, но она ста­ла матерью для всей уммы.

Айша запомнила и передала 2210 достоверных хадисов Госпо­дина двух миров (саллаллаху алейхи ва саллям), став одной из пяти основных передатчиков хадисов. Вот некоторые хадисы, дошед­шие до нас от Айши (радыйаллаху 'анха):

*«О Аллах! Если случится, что тот, кто будет руководить делами уммы, создаст трудности для нее, создай трудности и для него. Если же он облегчит для уммы мирские тяготы, окажи ему Свою милость и облегчи его дела».

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ска­зал Айше (радыйаллаху 'анха):

* «О, Айша! Не ложись спать, не сделав четыре вещи:


  1. - Не прочитав весь Коран,

  2. - Не удостоившись моего заступничества и заступниче­ства всех других пророков,

  3. - Не снискав довольства всех верующих,

  4. - Не совершив паломничество».

«Клянусь отцом и матерью, я не смогу сделать все это за такое короткое время», - возразила она.

Улыбнувшись, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) объяснил:

«Что может быть легче этого, о Айша! Прочитав трижды суру «аль-Ихлас» и один раз суру «аль-Фатиха», ты прочтешь весь Коран. Произнеся «салават» мне и другим пророкам, ты удо­стоишься нашего заступничества. Попросив Аллаха о прощении грехов всех верующих, ты сможешь снискать их довольство. А произнеся тасбих: «Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху вахдаху ля шарика ляху, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду ва хува 'аля кулли шайин кадир», ты совер­шишь паломничество».


*Айша (радыйаллаху 'анха) рассказывала: «Однажды ко мне при­шла моя сестра Асма. На ней было платье из прозрачной ткани, сквозь которую был виден цвет кожи. Увидев ее, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отвел взгляд. И, отвернув свое благо­словенное лицо, сказал: «О Асма, женщина, достигшая возраста совершеннолетия, должна скрывать от посторонних свое тело, кроме кистей рук и лица».


  • «О, Айша! Будь со всеми добра, ибо Всевышний Аллах от­крывает врата блага лишь тому дому, в котором царит добро­та».

  • «О, Айша! Если кто-нибудь подарит тебе то, о чем ты не просила, прими это, ибо это есть то, чем тебя наделил Го­сподь».

После смерти Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) Айша прожила еще сорок семь лет. Она оставила этот бренный мир 17 Рамадана 678 года (58 года хиджры) в возрасте 66 лет. Как она завещала, ее похоронили в тот же день. Джаназа-намаз для нее совершал Абу Хурайра (радыйаллаху 'анху), а в могилу опускали ее племянники. Тело ее покоится в Медине на кладбище Джаннат аль-Баки, а душа пребывает садах рая. Пусть же Аллах удостоит нас заступничества этой целомудренной, благочестивой, проницатель­ной, умной и милосердной женщины, матери всех правоверных Айши (радыйаллаху 'анха). Аминь.