prosdo.ru
добавить свой файл
1 2
Лекция 4 Профессионально-личностные качества учителя.


ПЛАН:


  1. Структура качеств личности учителя.

  2. Профессиональные качества учителя.

  3. Профессиональная компетентность учителя.



  1. Структура качества личности учителя.

В отечественной психологии еще в конце 19 века П.Ф. Каптеревым было отмечено, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности является «личностные качества» учителя.

Отмечается обязательность таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры.
Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».
Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании;

потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами,

и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело;

второе свойство

– субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.
Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя.

К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.


К концу 19 нач. 20 века сформировалась хорошо сконструированная система требований к учителю, которая состояла из следующих

Слайд

необходимых каждому учителю личностных качеств:


  1. высокоразвитое чувство ответственности;

  2. благородство;

  3. интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;

  4. самообладание и выдержка.

И базирующихся на них требованиях:

    • общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;

    • глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;

    • фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;

    • владение методикой обучения и воспитания;

    • любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям;

    • творческое отношение к работе;

    • знание детей, умение понять их внутренний мир;

    • педагогический оптимизм;

    • владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом;

    • постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.


Понятие «личностные качества педагога»

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи [9, C.38; 14, C.45-46] отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притятяаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.



Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Слайд
Э.Ф. Зеер [2, C.111-112] дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
- способность делать учебный материал доступным;
- творчество в работе;
- педагогически-волевое влияние на учащихся;
- способность организовать коллектив учащихся;
- интерес и любовь к детям;
- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
- педагогический такт;
- способность связать учебный предмет с жизнью;
- наблюдательность;
- педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности.

Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Слайд
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.


Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей работы. Социальные ожидания не зависят от сознания и поведения от конкретного индивида. Социальные ожидания по отношению к учителю складываются под воздействием многих факторов.

Определяясь с требованиями общества в целом, социальные ожидания несут в себе элементы:


  • культурных традиций, свойственных городу или деревне;

  • различных профессиональных и возрастных слоев населения.

Они обращены не к конкретному учителю, а к любому человеку, который занимает эту должность, и, следовательно, они предельно схематичны и обобщены.
Родители ждут от учителей: мастерства воспитания и обучения, независимо от стажа и возраста конкретного учителя.

Ученики характеризуют учителей по 3-м группам свойств:

  1. Связанные с общением ( добрый, справедливый, честный);

  2. Внешности (чуткий, приятный для восприятия);

  3. Связанные с процессом обучения (знает свой предмет, умеет объяснить).

Следует помнить, что по мере роста требований к эффективности процесса воспитания возрастают и социальные ожидания по отношению к личности и деятельности учителя.

Требования общества, различные социальные ожидания, индивидуальность педагога, его субъективная готовность, ответить на эти требования в совокупности, и определяют то, как складывается педагогическая деятельность конкретного учителя.

Исследователи выделяют профессионально – педагогические качества личности учителя, очень близкие к способностям.

Слайд

К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.


Слайд

В исследованиях Л.М. Митиной были выделены более 50 личностных свойств учителя (как профессионально – значимых качеств, так и собственно личностных характеристик).

Список этих свойств:

Вежливость; Вдумчивость; Взыскательность; Впечатлительность; Воспитанность; Внимательность; Выдержка и самообладание; Гибкость поведения; Гражданственность; Гуманность; Деловитость; Дисциплинированность; Доброта; Добросовестность; Доброжелательность; Идейная убеждённость; Инициативность; Искренность; Коллективизм; Критичность; Логичность; Любовь к детям; Наблюдательность; Настойчивость; Ответственность; Отзывчивость; Организованность; Общительность; Политическая сознательность; Порядочность; Патриотизм; Правдивость; Педагогическая эрудиция; Предусмотрительность; Принципиальность; Самостоятельность; Самокритичность; Скромность; Справедливость; Сообразительность; Смелость; Стремление к самосовершенствованию; Тактичность; Чувство нового; Чувство собственного достоинства; Чуткость; Эмоциональность.
Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Слайд

В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову).

1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).

2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.


3)  Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).

4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно - СУМ).

Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявляться на всех уровнях. Эти качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определенный «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему.

Слайд 13-14


  1. Требования федерального государственного образовательного стандарта к личности учителя.

Требования к личности учителя начальных классов обусловлены следующими компетенциями, заложенными в ФГОС.

5.1. Выпускник должен обладать следующими:

общекультурными компетенциями (ОК):

-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

-способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);


-способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

-готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

-способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6);

-готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

-готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

-способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

-владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

-готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

-способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

-готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

-готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

-способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

-способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):


-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

-способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

-владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

-способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

-владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

-способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);




следующая страница >>