prosdo.ru 1 2 3
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ МИЛЛИАРДЕРОВ

Поведение и черты характера, обнаруженные у людей, осуществивших великие достижения


Эта книга о деньгах, власти и личности, а не о врождённых талантах. Она о семнадцати личностях, которые, используя средние способности, добились огромной власти. Рубашки, в которых якобы рождаются везунчики, образование в престижных заведениях, высокий умственный коэффициент по результатам теста и социально зарегистрированный статус — всего этого явно недостаточно для достижения и сохранения власти. В генетическом анализе семнадцати ничто не указывало, что в будущем они были обречены на успех. Они несомненно обладали некоторыми способностями, агрессивностью и умеренным здоровьем. Не считая врождённого интеллекта чуть выше нормы (коэффициент 115-140), хорошей дозы гормона тестостерона (обеспечивающей напористость, дух соперничества и любовь к острым ощущениям) и физически нормальных тел, они были нормальными людьми с аномальными устремлённостью и энергией. Но точно такие же врождённые качества обнаруживаются и у миллионов других людей, чьи достижения в жизни не превышают нормы.

Так что же делает их великими? Одним из ошеломляющих факторов оказалась мания воплотить свои мечты. Другим — функциональные расстройства личности. Многих толкала глубоко запрятанная необходимость стать лучшими из лучших и воплотить свои мечты, толкала со страстью, редко наблюдаемой у нормальных людей. Унаследовали ли они эту манию или приобрели позже? Существенные свидетельства указывают на второе. Были ли эти семнадцать теми, кого обычно называют собранными людьми? Не в обычном понимании этого слова. Они обладали анормальным желанием преуспеть и в их методах проглядывала мания величия. Почти все они принадлежали к, так называемому, типу личности А (это темперамент, характеризующийся чрезмерным энтузиазмом, духом соревновательности, ощущением нехватки времени, беспокойством, нереальными амбициями и навязчивой идеей контроля). И все они проявляли расстройства поведения в различных формах. У многих энтузиазм перерастал в манию, что часто было результатом какой-либо тяжёлой травмы в раннем периоде жизни.


В чём же был их секрет? Откуда появилась в них такая огромная работоспособность, упорство, дар интуиции, склонность к риску? Что сделало их столь отличными от других, что же сделало их такими одержимыми? Ум — несомненно не самый универсальный ключ к этой тайне. Никто с рождения не выказывал по-моцартовски раннего развития. Большинство вышло из обыкновенных семей среднего класса. Так что же позволило им завоевать подобную невообразимую власть и влияние? Один из решающих факторов я определил как «маниакальный синдром успеха». Все семнадцать проявили своего рода маниакальное желание добиться успеха любой ценой. Это были одержимые люди, не позволяющие ничему и никому вставать на пути реализации их мечты. Биограф Руперта Мэрдока Томас Кирнан выискивал факторы, которые смогли выработать в Мэрдоке целеустремлённость. Он взял интервью у одного из друзей Мэрдока по закрытой частной школе Джилонга В Мельбурне (Австралия), которое и пролило свет на обратную сторону энтузиазма этого великого магната информации. Школьный друг сказал: «Не думаю, что Руперт с рождения обладал теми качествами, которые запятнали его репутацию во взрослой жизни. Они развились из его отчаянного стремления заслужить отцовскую похвалу в те времена, когда он рос … Если вы спросите меня о нём, то сегодняшний Руперт Мэрдок — в большей степени творение собственного отца» (Кирнана, 1985, стр. 19). Следует подчеркнуть, что это факт — общий в биографиях всех семнадцати миллиардеров (Говарда Хьюза, Теда Тернера и других).

Общие личностные качества

Оказалось, что за суперуспех и могущество этих семнадцати фантазёров отвечают семь ключевых личностных качеств: интуиция (воображение), самоуважение (самоуверенность), склонность к риску (безрассудство), мятежный дух (независимость), сила воли, граничащая с одержимостью (энтузиазм), работоспособность типа А (энергия) и упрямство (упорство).

Основные ключевые характеристики миллиардеров

1. ИНТУИЦИЯ


Прометеи, обладающие интуитивным складом ума, необычайно склонны к творчеству благодаря своей способности охватить взором все возможности и вероятности в жизни. В своих стремлениях они прибегают к «наитию» (качественному), а не «рациональному» (количественному) мышлению. Прометеи обладают панорамным видением леса, а не одних только деревьев. Они подчиняют левое полушарие правому, высвобождая, таким образом, творческую энергию

2. САМОУВАЖЕНИЕ

Самоуважение = Внутренний Образ = Уверенность в себе. Довольно рано в наше бессознательное закладываются образы святого или грешника, победителя или неудачника, а это — в свою очередь — создаёт внутренний образ. Этот внутренний образ и уверенность в себе закрепляются первыми успехами. Очень важна свобода действий, когда за ошибки не критикуют. Преуспевающие люди обладают чувством внутренней несокрушимости и всесилия, что внешне проявляется как оптимистический взгляд на жизнь.

3. СКЛОННОСТЬ К РИСКУ

Всем творческим гениям присуща склонность к риску. Некоторые даже стремятся к смерти. Без серьёзного риска никакой успех в бизнесе, да и нигде невозможен. Творческий гений спокойно переносит неопределённость. Это качество прививается ему в детстве снисходительными и независимыми родителями и закрепляется полной свободой риска. Люди могущественные воспринимают его не как опасность, а как захватывающее приключение.

4. МЯТЕЖНЫЙ ДУХ

Могущественные предприниматели и творцы обязаны отличаться от других. Шедевры предпринимательства создаются ренегатами, которых общество воспринимает как диссидентов. Подобные люди склонны разрушать настоящее ради сотворения будущего, в отличие от бюрократов, которые всегда приносят будущее в жертву настоящему. Гении творчества в бизнесе не слушают знатоков, избегают толпы и действуют только по собственному усмотрению. Они новаторы-иконоборцы.

5. ОДЕРЖИМОСТЬ

Творческие гении — люди, страдающие расстройством личности, с маниакальным упорством добиваются своей цели. Многие заражаются подобным энтузиазмом в результате детской травмы или кризиса. Огромный риск — часто последствие маниакального поведения, отсюда и «маниакальный синдром успеха». Одержимый энтузиазм соотносится с успехом, нормальное поведение — с заурядностью, а аномальное, анормальное поведение — с огромными достижениями. Люди, обладающие харизмой, редко бывают нормальными.


6. ТРУДОГОЛИЗМ

Могущественные люди бизнеса обычно являются личностями типа А, так как серьёзное отношение к работе — составная часть успеха. У людей могущественных понятие самооценки часто сливается с понятием победы; энтузиазм трудоголиков исходит изнутри. Для них работа — не тяжкая повинность с девяти до шести, а благословение и удовольствие. Подобные личности одержимы собственной миссией и в работе находят утешение. Для них восьмидесятичасовые рабочие недели не исключение, а норма.

7. НАСТОЙЧИВОСТЬ

Чудовищная сила воли просто необычайно важна для успеха в бизнесе, поскольку для преодоления неблагоприятных обстоятельств требуются упорство и настойчивость. Настойчивость — вот что отделяет среднюю работу от превосходной, а заурядного исполнителя от совершенного. Упрямцы не сдаются никогда и, следовательно, всегда достигают поставленных перед собой целей и добиваются окончательной победы. Многие сходят с дистанции прямо перед финишем, но только не победители.

Развитие личностных качеств под влиянием жизненного опыта

Кем же были привиты все эти качества? В случае с моими героями именно ранний детский опыт и заложил эти черты и сформировал уникальные личности. Влияние раннего периода жизни также сказалось в различных формах отклонений в поведении, что также внесло свой вклад в их успех и могущество. У некоторых личностей были столь явные отклонения, что друзья обвиняли их в психических расстройствах, а враги — зачастую и в мании величия. Оказалось, что уникальные и временами экстравагантное поведение — гигантомания, одержимость и полное подчинение себя и окружающих одной цели, маниакально-депрессивное состояние и трудоголизм — внесло огромный вклад в их жизненный успех.

Наиболее существенными причинными факторами, по-видимому ответственными за формирование характеров, послужили порядок рождения, частые переезды, более чем скромное формальное образование, мифические кумиры, кризисы в раннем жизненном периоде, положительные примеры для подражания и атмосфера полной вседозволенности в семье. Доказано, что каждый из этих факторов имел самое существенное значение в формировании уникальных личностных качеств, что а конечном счёте и сделало их обладателей миллиардерами.


Решающие факторы формирования

1. Порядок рождения

В первенцах воспитывается дух совершенства, лидерства и неукротимая воля. К первенцам предъявляют довольно высокие требования, прививая стремление к совершенствованию. В семье на них смотрят как на лидера, что рождает у детей огромный энтузиазм.

2. Частые переезды в детстве

Прививают самостоятельность, независимость, любовь к риску и настойчивость. Дети учатся эффективно действовать в неопределённых ситуациях, справляться с неизвестным и с особым рвением рисковать.

3. Недостаток формального образования

Вызывает потребность высоких достижений и потребность преуспеть больше других. Неуверенность перерастает в попытки твёрдо встать на ноги. Школа-интернат воспитывает самостоятельность, независимость и самоуверенность.

4. Вымышленные герои/кумиры

Прививают детям неосознанное чувство всемогущества и снимают все ограничения на пути к успеху. Вообще-то каждому человеку желательно иметь героя или героиню в качестве наставника, чьё величие пережило смерть.

5. Кризисы в раннем периоде жизни

Кризисы (травмы) такие как смерть родителей, братьев или сестёр, собственный опыт соприкосновения со смертью подспудно подготавливают ребёнка к небывалому успеху. У тех, кто достиг так называемой точки «хаоса», проявляются признаки мании и одержимости. Человек либо умирает, либо полностью перерождается и становится гораздо сильнее, чем был до травмы. Кризисы в раннем периоде жизни навсегда оставляют в подсознании ребёнка отпечаток в виде необычайной решимости и наделяют их более повышенными по сравнению с другими людьми целеустремлённостью и склонностью к риску.

6. Положительные примеры для подражания

Свободные имеющие собственное дело отцы своим примером прививают дух полной независимости и внушают, что по-настоящему успех как таковой не привязан к ведомости о зарплате. Успех — это дело одного человека, а не организации.


7. Атмосфера полной вседозволенности в семье

Прививает независимость и склонность к риску. Снисходительные родители, поощряющие детей исследовать мир методом проб и ошибок (а не ограждающие их от трудностей), приучают детей не чураться риска. Свобода рисковать и ошибаться без всяких угрызений совести развивает способность справляться со всеми трудностями и оптимистический взгляд на неведомое.

А сейчас давайте рассмотрим эти факторы более подробно, чтобы придти к заключению и понять — как же всё-таки люди становятся миллиардерами?

1. Порядок рождения

Первые шестнадцать астронавтов, как и добрая половина президентов США, были первенцами. Более половины «замечательных новаторов, творцов, лидеров и других деятелей двадцатого века» были первенцами (Симонтон, 1994).

Какое влияние оказывает очерёдность появления на свет творческих гениев бизнеса? Первенцы обладают внутренней потребностью преуспевания, потому что им с детства внушили, что они должны и дальше нести знамя рода и продолжать дело семьи. На их плечи ложится ответственность за успех воспитания, подготовка их к тому, чтобы достичь совершенства. Кеннет Леман писал в «порядке рождения» (1985): «Первенцы и единственные дети в семье заранее предуготовлены к жизни, полной успеха … Они весьма надёжны и добросовестны». А не так давно психологи доказали, что разница в возрасте между детьми более чем в шесть лет наделяет младшего всеми качествами первенца. Уолт Дисней не был первым в семье, но его ближайший брат Рой был восемью годами старше. Поэтому Уолт был воспитан как первенец.

2. Частые переезды в детстве

Частые переезды в юном возрасте — чрезвычайно положительный опыт для детей в их становлении как творческих и предпринимательских гениев. Это противоречит мнению многих матерей, убеждённых в том, что отсутствие стабильности, вызванное частыми перемещениями с места на место, пагубно скажется на их детишках. Истина же в том, что это больше проблема взрослых, нежели детей, которые только выигрывают от встреч с новой культурой, новыми друзьями и новой обстановкой. Частые переезды прививают способность справляться с неизведанным в очень раннем возрасте. Когда дети переезжают с места на место, вынужденные при этом встречаться с новыми друзьями, идти в новые школы и ладить с новыми учителями, привыкать к новой культуре, они усваивают для себя такие качества как самостоятельность, независимость, настойчивость и безрассудную отвагу.


Приведу ряд примеров людей искусства, бизнеса, культуры. За первые десять лет своей жизни американский архитектор Фрэнк Райт сменил десять городов в шести различных штатов США. А вот цитата из автобиографии танцовщицы Айседоры Дункан, достоверно описывающая её детство в Сан-Франциско: «Когда мне было пять лет, у нас был коттедж на Двадцать Третьей улице … (сбегая от рассерженных неплатежами домохозяев) переехали на Семнадцатую … затем на Двадцать Вторую … затем на Десятую улицу … с бесконечным количеством переездов туда-сюда». В шестнадцать лет Айседора Дункан переезжает в Чикаго, в восемнадцать — в Нью-Йорк, в двадцать — в Лондон (Англия), в двадцать два — в Париж (Франция), в двадцать три года — в Афины (Греция).

Будучи ребёнком, Уолт Дисней поменял три города в двух штатах США. В пятнадцать лет он торговал прохладительными напитками в поездах, а в шестнадцать, приврав насчёт своего возраста, завербовался в Красный Крест во Францию на два года. Миллиардер Говард Хьюз в два года переехал из Хьюстона в штат Луизиану (США), а годом позже (в три года) вернулся в Хьюстон. С восьми лет Говарда отдавали в закрытые частные школы. Сначала в школу в Хьюстоне, в двенадцать лет это был уже Сэнфорд в штате Коннектикут, затем Фессенден в Бостоне, штат Массачусетс, а когда Хьюзу исполнилось пятнадцать — Академия Тэчер в Санта-Барбаре, штат Калифорния (которую он бросил). Художник Пабло Пикассо родился в Малаге (Испания). В десять лет он переехал в Корунью, в четырнадцать — в Барселону, в шестнадцать — в Мадрид, чтобы снова вернуться в Барселону в восемнадцать и отправиться в Париж в девятнадцать лет. В промежутках между этими переездами он бродяжничал в испанских горах Пиренеи.

Поразительно, что в годы становления личности никто из этих талантливых людей не имел собственного дома, а в те времена это было весьма необычно. Пережитые ими бесчисленные перемещения воспитали в них спокойное восприятие неопределённости и вооружили жизнерадостностью и самоуважением. Это подготовило их к общению с незнакомым миром и внушило склонность к риску. И то, и другое стало решающим фактором потрясающего успеха в динамично меняющемся мире.


3. Недостаток формального образования

Никто из исследуемых миллиардеров не утруждал себя излишним совершенствованием в избранной дисциплине. Они были достаточно невежественны, чтобы не знать как надо действовать и в каком направлении двигаться — потому и двигались именно туда с большим воодушевлением. Только Руперт Мэрдок поднялся к вершине в своём семейном бизнесе, а котором и вырос — издательском. Но даже Мэрдок отказался учиться журналистике в школе и нарушал все незыблемые правила полиграфического производства, хотя и считался в нём экспертом. Он подошёл у этой профессии с позиции человека, презирающего все установки. Что, похоже, позволило ему достичь большего, чем было бы возможно при других обстоятельствах. Говард Хьюз ничего не знал ни о кино, ни об авиации и всё же добился немыслимого успеха и в той, и в другой области.

Недостаток формального образования оказался приобретением для большинства моих Героев. Если бы они были более образованны в традиционном смысле этого слова, то вряд ли достигли выдающегося положения в своих областях. Они были недостаточно просвещены, чтобы знать границы своих возможностей и поднялись на самую вершину мира именно из-за своего наивного невежества. Эти люди подходили к проблеме образования с точки зрения Марка Твена, который сказал: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в моё образование». Уолт Дисней учился год в средней школе Мак-Кинли в Чикаго и один семестр в Чикагской Академии художеств. Руперт Мэрдок с десяти лет учился в закрытой частной школе Джилонта, затем в Оксфордском университете, который бросил в двадцать один год. Он был очень плохим студентом (постоянные прогулы).



следующая страница >>