prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3

6. Содействие профсоюзов в занятости и трудоустройстве населения

Право профсоюзов на содействие занятости и трудоустройству воплощается путем принятия участия в разработке программ занятости; предложений по социальной защите работников, высвобождаемых из предприятий и организаций при их ликвидации или реорганизации; осуществления контроля за занятостью работников и соблюдением законодательства о занятости и трудоустройстве. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя и увольнение работника может быть осуществлено с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Приняв решение об увольнении работника, работодатель направляет в профсоюзный орган данной организации проект приказа и иные документы, послужившие причиной увольнения. Профсоюзный орган должен в течение недели направить свое письменное мнение работодателю. Если указанный срок пропущен или ответ не содержит мотивированного мнения, то это не служит препятствием к увольнению работника.

При несогласии с принятым решением работодателя об увольнении работника, выраженным в мотивированном мнении, профсоюз в трехдневный срок организует дополнительное обсуждение этого вопроса с работодателем, результаты которого отражаются в протоколе. Если эти процедуры не привели к общему решению, работодатель по истечении десяти дней со дня уведомления профсоюзного органа вправе принять окончательное решение. Но оно может быть обжаловано в государственную инспекцию труда, которая в течение десяти дней должна рассмотреть заявление профсоюзного органа. При обнаружении незаконности увольнения государственная инспекция труда выдает работодателю предписание о восстановлении работника в прежней должности и оплате работнику времени вынужденного прогула. Работодатель также вправе обжаловать предписание государственной инспекции труда в суд.

7. Участие профсоюзов в коллективных договорах и соглашениях

Законом предусмотрено право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени представляемых работников; проведение профсоюзного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений; направление представлений работодателям, их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления в случаях нарушений условий коллективных договоров и соглашений, которые должны быть рассмотрены адресатами в недельный срок. Профсоюзы участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров, в организации и проведении забастовок, митингов, собраний, манифестаций, шествий, демонстраций и других актов общественного протеста, связанных с нарушениями трудовых прав работников и защитой их социально-трудовых прав и законных интересов.


8. Социальное партнерство

Право профсоюзов на социальное партнерство с работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления заключается в установлении взаимодействия в вопросах установления условий труда; выбора в представительные органы власти и управления; участия в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов; контроля за их использованием по целевому назначению; проведения и организации оздоровительных мероприятий в трудовых коллективах; развития санитарно-курортного лечения, отдыха, туризма, физкультуры и спорта.

9. Взаимодействие профсоюзов с представительными органами

Право на взаимодействие с представительными органами работников организации, органами управления организацией строится на основе сотрудничества. Формирование в организациях различных представительных органов работников не может явиться препятствием к созданию и осуществлению деятельности профсоюзных органов, которые вправе рекомендовать своих представителей для участия в представительных органах данной организации. Но такое участие не лишает возможности профсоюзным органам обращаться непосредственно к работодателю для решения вопросов, касающихся трудовых отношений работников, участвующих в коллективном труде.

Профсоюзы имеют право на получение от работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления информации, касающейся социально-трудовых вопросов. Полученную информацию профсоюзные органы могут обсуждать с использованием средств массовой информации. Привлечение СМИ очень активно использовалось при обсуждении проектов нового Трудового кодекса РФ.

10. Контроль за соблюдением нормативных правовых актов о труде

Законодательством профсоюзам предоставлено право осуществления общественного контроля за соблюдением работодателями норм, защищающих трудовые права и социальные гарантии работников. Для реализации этого права следует организовать систему профсоюзного контроля на всех уровнях управления, реформировав ее с учетом требований законодательства, новых экономических и социальных условий.


В практической работе по осуществлению общественного контроля рекомендуется использовать следующие формы работы:

- организация контроля за состоянием условий труда и техники безопасности непосредственно на рабочих местах, обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты, выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами. Такой контроль может осуществляться путем регулярных проверок, проводимых общественными инспекторами по охране труда, членами соответствующих комиссий, штатными и внештатными техническими инспекторами, другими специалистами по охране труда профсоюзных органов;

- самостоятельное, в случае необходимости, расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- участие в работе комиссий по приему в эксплуатацию построенных вновь или реконструированных объектов производственного и социально-бытового назначения, а также средств производства и охраны труда. Проведение, в случае необходимости, независимой экспертизы этих объектов на соответствие их требованиям безопасности и производственной санитарии;

- вызов представителей органов государственного надзора на предприятии при возникновении конфликтных ситуаций;

- получение информации от руководителей предприятий, государственных органов власти, управления и надзора о состоянии охраны труда на конкретных предприятиях.

Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов о труде осуществляется путем проверки законности правоприменительной деятельности работодателя в сфере труда, включая вопросы заключения, исполнения, изменения и расторжения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ. При выявлении нарушений в применении трудового законодательства профсоюзные органы вправе требовать их устранения со стороны работодателей.

Важную роль закон отводит защите профсоюзных работников с целью обеспечения стабильности сохранения трудовых отношений, избежания необоснованных увольнений, поскольку многие из них, входя в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов, не освобождаются от основной работы и сохраняют трудовые отношения с работодателем. Поэтому закон предоставляет определенные гарантии работникам, выполняющим профсоюзные функции без отрыва от производства.


Увольнение таких работников по инициативе работодателя допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа, а если его нет, то с согласия профсоюзного органа организации, где работает такой работник.

Кроме этой меры защиты законодательство позволяет таким работникам отвлекаться от основной работы в организации для участия в качестве делегатов на съездах профсоюзов и работе в выборных органах. Работникам, выбранным в профсоюзные органы с освобождением от основной работы, учитывая, что выполнение профсоюзной работы носит временный характер, гарантируется после исполнения профсоюзных функций восстановление на прежней должности. Если нет вакантной должности, то работнику с его согласия предоставляется равноценная другая работа в той же организации.

Указанные категории работников, выполняющих профсоюзные функции с отрывом от основной работы, сохраняют на весь период профсоюзной работы трудовые права, льготы и гарантии, которыми они пользовались до избрания в профсоюзный орган. Кроме того, период профсоюзной работы засчитывается им в общий и специальный стаж.

11. Обязанности работодателя

Определенные обязанности возлагаются на работодателя по созданию необходимых условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа, что отражается на возможности профсоюзов принимать участие в защите трудовых прав работников. Согласно ст.377 Трудового кодекса РФ работодатель должен безвозмездно предоставить профсоюзному органу помещение для проведения собраний, делопроизводства, возможность информационного оповещения работников о проводимой профсоюзной работе.

В организациях с численностью работников свыше 100 человек дополнительно предоставляется электрифицированное, отапливаемое помещение, закрепляемое за профсоюзным органом, оборудованное средствами связи, оргтехникой, оснащенное правовыми документами. Другие необходимые средства могут предоставляться в соответствии с условиями коллективного договора.


При нарушении прав и гарантий профсоюзных органов, создании препятствий в их деятельности виновные лица привлекаются к юридической ответственности

Заключение

В вопросах представительства нет единого стандарта. Но главное заключается в том, что работники должны иметь гарантированное право на представительство своих интересов, и как экономически более слабая сторона трудовых отношений они вправе рассчитывать на защиту со стороны государства.

Профсоюзы остаются по-прежнему наиболее типичной формой представительства интересов работников, но современное российское законодательство устраняет их монополизм в данной сфере. Особенно ярко это проявляется в вопросах проведения переговоров и заключения коллективных договоров, коллективных трудовых споров. Работники должны иметь право выбора при решении вопроса о том, кому именно они доверяют представлять свои интересы в сфере трудовых отношений.

В то же время разнообразие форм представительства интересов работников возможно лишь в рамках отдельно взятой организации. На более высоком уровне - при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, разрешении коллективных споров по этим вопросам, осуществлении контроля в этой сфере, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений такое право предоставляется лишь профсоюзам в лице их территориальных организаций, объединений профсоюзов и объединений территориальных организаций профсоюзов.

Список литературы

1. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

2. Федеральный Закон «Об общественных объединениях»

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации.

4. Казанцев В.И., Казанцев С.Я., Васин В.Н. Трудовое право. М., 2003.

5. Кухаренко Д.А., Кухаренко А.Ю. Охрана труда. Красноярск. 1998.

6. Подшибякина Н.Д. ВКП: консолидация усилий профсоюзов стран СНГ в защите интересов трудящихся. М., 1995.


7. Профсоюзы и трудовое право. Сборник научных трудов. М., 1979.

3)

В октябре 2005 года исполняется 100 лет образования российских профессиональных союзов. Исторически именно профсоюзы во всем мире стали первой, реально доступной широким массам трудящихся формой их организации.

Возникновение профессиональных союзов в России было обусловлено всем ходом экономического и политического развития об щества, явилось результатом длительного пути, пройденного российским рабочим движением. На рубеже XIX-XX веков из малочисленных и разрозненных объединений рабочих, создаваемых, как правило, для проведения отдельных акций в ходе стачечного движения, вырастали профсоюзы, целью которых была организация систематической борьбы трудящихся за улучшение условий труда и экономического положения рабочих. Именно улучшение социально-экономического положения наемных работников, завоевание демократических свобод, в том  числе права на свои профессиональные объединения, стали основными требованиями российского пролетариата.

Первая русская революция 1905-1907 годов положила начало качественно новому этапу в развитии профессиональных объединений рабочего класса. В дополнение к действующим кассам и обществам взаимопомощи в центре и на местах стали создаваться новые, более высокие по степени организации заводские бюро и комиссии. И главный стратегический вывод мужавших в борьбе с капиталом профсоюзов, сохранивший свою актуальность до наших дней, заключался в том, что добиться от работодателей выполнения выдвигаемых социально-экономических требований невозможно в одиночку, нужны солидарные, единые действия трудящихся. Осенью 1905 года были образованы региональные межсоюзные органы – центральные бюро профсоюзов, которые были призваны координировать деятельность отдельных отраслевых и цеховых профсоюзов и других представительных организаций рабочих.

24 сентября - 7 октября 1905 года в Москве состоялась I Всероссийская конференция профессиональных союзов, образовавшая межсоюзную организацию профессиональных союзов - Московское центральное бюро профсоюзов и, по существу, положившая начало организационному становлению и развитию профсоюзного движения в России. Новым методом в организации практической деятельности профсоюзов, который и сегодня широко используется в практике профсоюзной работы, стала выработка конструктивной программы экономических требований. Через профсоюзы участники стачек ставили вопрос о заключении коллективных договоров на предприятиях. Повсеместно общими собраниями рабочих стали приниматься уставы профсоюзов, в которых главное место занимали экономические требования установления 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, отмены сверхурочных и ночных работ, запрещение детского труда, отмены штрафов, улучшения условий труда и быта трудящихся, особенно женщин, а  также вопросы духовного и культурного развития тружеников. Помимо экономических требований, в них включались важнейшие правовые проблемы, в том числе признание властями выборных рабочих депутатов, свобода стачек, собраний, неприкосновенность личности и жилища, бесплатная юридическая помощь. Одной из особенностей в это время становится тенденция к укрупнению союзов и их строительство по производственному принципу, хотя ранее в массовом порядке многим организации прошли цеховую стадию объединения по профессиям.


После февральской революции 1917 года профсоюзное движение получило новый импульс. 3-11 июля 1917 года по инициативе Петроградского и Московского центральных бюро профсоюзов состоялась 3-я Всероссийская конференция профессиональных союзов, впервые был учрежден временный Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов. Конференция имела важнейшее значение для окончательного объединения профсоюзного движения в России и способствовала ускорению подготовки и проведения I Всероссийского съезда профессиональных союзов, который состоялся 7 января 1918 года. Таким образом, образование профсоюзов стало знаковым событием в развитии рабочего движения в России, охватившим три русских революции, завершившихся в октябре 1917 года.

Историческая судьба профсоюзов в советский период была неоднозначной и неоднократно преломлялась вслед за происходившими изменениями в советском обществе. Если в первые годы советской власти профсоюзы играли важную роль в ликвидации безработицы и неграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей, то на определенном этапе их, как и все другие общественные объединения, превратили в «приводной ремень от партии к массам», пытались навязывать несвойственные функции. Профсоюзы фактически стали частью системы государственного управления и в этом качестве выполняли функции социального обслуживания, а также роль медиатора между работниками и представителями администрации или властями. Однако за весь советский период своего развития профсоюзы никогда не утрачивали характера самодеятельной общественной организации. Конечно, социалистическая модель хозяйствования породила новые формы и методы деятельности профсоюзов, но сущность их оставалась прежней. В самые тяжелые времена гражданской войны и разрухи, коллективизации и индустриализации страны, фашистского нашествия и послевоенного восстановления народного хозяйства, первичные профсоюзные организации оставались очагами производственной демократии, рабочей солидарности и взаимопомощи, четко выполняя свои основные функции: защитную, представительскую, самоуправленческую, контрольную.


Опыт становления и развития российских профсоюзов убедительно показал, что, пережив вместе со своим народом перемены в общественно-политическом устройстве страны, разрушительные войны и социальные потрясения, профессиональные организации трудящихся адекватно реагировали на вызовы времени и независимо от складывавшихся политической коньюнктуры и социально-экономических преобразований всегда выполняли свою историческую роль активных защитников социально-трудовых прав и интересов трудящихся, уделяя свое главное внимание нуждам и чаяниям человека труда. Так было и в начале XX века, когда объединения трудящихся находились в оппозиции российским властям. Так было и в советскую эпоху, когда профсоюзы получили мандат государства на выражение интересов рабочих и служащих. Так происходит и сейчас, когда на государственном уровне декларируется политика социального партнерства. Меняются государственные институты, в лице объединений работодателей появляются новые социальные партнеры, но иных выразителей интересов наемных работников, помимо профсоюзов, по-прежнему нет.

Важнейшей страницей в летописи профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году, провозгласившего создание Федерации Независимых Профсоюзов России. Многие достижения профсоюзов, формы и методы их повседневной работы по защите социально-трудовых прав трудящихся, прошедшие проверку временем, с учетом новых исторических реалий и требований жизни творчески преломляются и на новом этапе профсоюзного строительства. И это исторически оправдано: динамично меняются мир, страна, гражданское общество, изменяются и профсоюзы как его важнейшая составная часть. 

 p bilet

С принятием по инициативе профсоюзов в 1992 году 

 Федерального закона  «О профессиональн ы х союзах, их правах и гарантиях деятельности» профессиональным организациям трудящихся было предоставлено право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, участие в нормотворческом процессе. Причем, все акты, затрагивающие права и интересы наемных работников в социально - трудовой сфере в соответствии с законом в обязательном порядке должны проходить "правовую экспертизу" в профессиональных союзах соответствующего уровня. При этом органы законодательной и исполнительной власти не вправе игнорировать их мнение. 


Сегодня профсоюзы активно участвуют в работе Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации, органов местного самоуправления, органов управления экономикой и социально-трудовой сферой на принципах социального партнерства. Представляя и защищая там права и интересы наемных работников, профсоюзы расширяют практику своего участия в рассмотрении проектов законов, постановлений и внесения в них предложений, касающихся социально-трудовой сферы, постоянно участвуют в работе соответствующих структур госвласти и управления, создании механизма отслеживания состояния социально-трудовой сферы и законодательства. 

Являясь одной из наиболее развитых структур современного гражданского общества и опираясь на отечественный и мировой опыт развития профсоюзного движения, профсоюзы вносят свой вклад в упрочении российской демократии, проводя просветительскую работу в своих членских организациях, общественные обсуждения актуальных проблем, участвуя в общественных кампаниях и гражданских акциях. Профсоюзы прочно стоят на ногах и уверенно смотрят в будущее. В наши дни для российских трудящихся профсоюзы стали «школой выживания» в условиях дикого капитализма. И в этих условиях для защиты интересов наемных работников мы традиционно используем все законные формы: от переговоров до забастовок. Только в 2004 году целенаправленная правозащитная работа профсоюзов в судах позволила добиться удовлетворения 91% из поданных ими исков по фактам нарушения прав людей труда.

Исторический опыт доказал, что сила профсоюзов - в солидарности, и только солидарные действия работников, объединенных в профсоюзы, смогут противостоять давлению и произволу капитала!


<< предыдущая страница