prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ
Ректор (Первый проректор) учреждения образования

«Барановичский государственный университет»

________________________________________

«_____» ____________________ 20______ года

Регистрационный № УД - __________ /____ гос.


ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
И ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Программа государственного экзамена
для студентов специальностей:


^ 1-01 01 02 Дошкольное образование.

Дополнительная специальность:

1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология;

1-01 01 02 Дошкольное образование.

^ Дополнительная специальность:

1-01 01 02-03 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский)

Барановичи

РИО БарГУ

2013

С О С Т А В И Т Е Л И:
С. В. Кондратюк — старший преподаватель кафедры дошкольного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет»;

Н. Г. Кузьменкова — преподаватель кафедры дошкольного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет»;

В. А. Кулинкович — преподаватель кафедры психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Н. А. Бужинская, заведующий ГУСО «Специальный детский сад № 45 г. Барановичи»;

И. Е. Валитова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии развития учреждения образования «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина».

^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой дошкольного образования (протокол № 4 от 23 ноября 2012 г.);

научно-методическим советом учреждения образования «Барановичский государственный университет» (протокол № _____ от _________________ 2013 г.).
Ответственный за редакцию Н. Г. Дубешко

Ответственный за выпуск Е. Г. Хохол
ОГЛАВЛЕНИЕ


^ Пояснительная записка…………………………………………………………………

4







1 Требования к компетенциям выпускников…………………………….……............

5







2 Содержание учебного материала……………………………………………………

7

Часть 1 «Дошкольная педагогика»……………………………………………….

7

Часть 2 «Детская психология»……………………………………………………

21







3 Информационно-методическая часть…….………………………………………..

32

3.1. Список источников……………………………………………………………

32

3.2 Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов по дисциплинам государственного экзамена «Дошкольная педагогика и детская психология»………………………………………………………………………………….



36

3.3 Примерный перечень вопросов к государственному экзамену «Дошкольная педагогика и детская психология»…………………………………………………


38








^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Цель и задачи государственного экзамена

Государственный экзамен включает дисциплину «Дошкольная педагогика» и раздел «Детская психология» дисциплины «Возрастная и педагогическая психология». Программа состоит из пояснительной записки, содержания учебного материала, который представлен в двух частях, в соответствии с дисциплинами, включёнными в государственный экзамен, списка литературы. Программа предназначена для организации и проведения итогового контроля знаний студентов выпускных курсов факультета педагогики и психологии дневной и заочной форм получения высшего образования специальностей 1-01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность: 1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология;1-01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность: 1-01 01 02-03 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский).

С целью системного изложения теоретического материала по названным дисциплинам был структурирован учебный материал для систематизации и уточнению знаний в процессе подготовки к государственному экзамену, определены учебные и методические пособия.

Цель экзамена — установить соответствие знаний по дошкольной педагогике и разделу «Детская психология» дисциплины «Возрастная и педагогическая психология» требованиям образовательного стандарта ОСРБ 1-01 01 02 — 2008.

Задачи:

  • определить степень сформированности владения научно-теоретическими знаниями по дисциплинам;

  • выявить усвоение базовых педагогических и психологических понятий и категорий;

  • выявить степень владения системой методических знаний организации практической деятельности;

  • определить сформированность социально-личностных компетенций значимых в профессиональной деятельности.

Государственный экзамен проводится в соответствии с расписанием экзаменов, утвержденным в установленном порядке. Экзамен принимается комиссией в составе председателя и членов экзаменационной комиссии — ведущих преподавателей. Ответы студентов оцениваются в соответствии с критериями оценивания результатов государственного экзамена.

  1. Структура билета государственного экзамена

Билет включает два вопроса по разным дисциплинам — дошкольная педагогика и детская психология
^ 1 ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ ВЫПУСКНИКОВ
На экзамене студент должен показать следующие академические (АК), социально-личностные (СЛК) и профессиональные (ПК) компетенции, предусмотренные в нормативном документе ОСРБ 1-01 01 02 — 2008 Образовательный стандарт. Высшее образование.

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Уметь работать самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень.

АК-7. Уметь соотносить понятийный аппарат изучаемой дисциплины с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности.

СЛК-1. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-2. Уметь работать в коллективе.

СЛК-3. Обладать способностью саморазвития и самосовершенствования.

СЛК-5. Уметь поддерживать и развивать благоприятную социально-психологическую обстановку в трудовом коллективе.

ПК-1. Владеть системой знаний о сфере образования и современных направлениях развития психолого-педагогических наук и их методах.

ПК-2. Знать сущность, содержание и структуру образовательных процессов;

ПК-3. Использовать различные методы, средства, формы обучения, прогрессивные приемы руководства деятельностью детей, применять современные технические средства обучения;

ПК-4. Уметь проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс, разрабатывать учебно-программную документацию;

ПК-5. Планировать, организовывать и вести воспитательную работу;

ПК-6. Использовать различные методы, средства и формы воспитания, прогрессивные приемы руководства деятельностью детей;

ПК-7. Владеть эффективными способами коммуникаций с воспитанниками, родителями, представителями общественных организаций;

ПК-8. Основами разработки учебно-программной документации и использования содержания обучения и воспитания;

Для подтверждения приобретённых компетенций в ходе экзамена студент должен:

знать:

  • особенности ребёнка раннего и дошкольного возраста;

  • цель, задачи, содержание и формы воспитательно-образовательной работы в современном учреждении дошкольного образования;

  • принципы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников, условия оптимизации сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи;

  • основные движущие силы, принципы и факторы психического развития;

  • общие закономерности и механизмы развития психики ребенка;

  • методы исследования, применяемые в детской психологии;

  • методы актуализации и развития познавательной деятельности;

  • основные возрастные закономерности и новообразования, возникающие на том или ином возрастном этапе.

уметь:

  • творчески применять воспитательные и образовательные технологии в процессе педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в разных типах дошкольных учреждений;

  • составлять перспективный и календарный планы воспитательно-образовательной работы с детьми на основе действующей образовательной программы;

  • изучать возрастные особенности развития психики;

  • применять методы психологического анализа различных форм поведения и деятельности детей;

  • учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности развития личности в работе с детьми,

  • учитывать знание особенностей взаимодействия с целью оптимизации отношений в сфере «ребёнок—взрослый», «ребёнок—педагог»;

  • адекватно оценивать и проектировать педагогическую деятельность.

^ 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


ЧАСТЬ 1
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Раздел 1
Основы дошкольной педагогики
Тема 1.1 Педагогика личности и деятельности воспитателя дошкольного учреждения. Социальная значимость профессии воспитателя

Педагогическая деятельность как общественно значимая профессиональная деятельность. Специфика предмета, объекта труда. Способы осуществления педагогической деятельности, её мотивы и результат. Модели педагогической деятельности.

Общие и специальные профессионально значимые личностные качества педагога.

Функции педагога. Профессиональные умения.

Система профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов.

Использование инноваций и современных технологий в профессиональной деятельности воспитателя.
Тема 1.2^ Дошкольная педагогика как наук

Дошкольная педагогика — наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу. Предмет дошкольной педагогики, его своеобразие. Понятийный аппарат дошкольной педагогики. Задачи дошкольной педагогики.

Становление дошкольной педагогики, использование дошкольной педагогикой прогрессивных педагогических идей прошлого.

Источники развития дошкольной педагогики как науки. Связь дошкольной педагогики с другими науками, её место в системе педагогических наук.

Актуальные тенденции и инновационные процессы в дошкольной педагогике. Возрастающая роль дошкольной педагогики в современной педагогической теории и практике.
Тема 1.3^ Методы научно-педагогического исследовани

Организация научно-педагогического исследования, его этапы.

Теоретические методы педагогического исследования.

Эмпирические методы педагогического исследования.

Использование математических и статистических методов в педагогическом исследовании.
Тема 1.4^ Белорусская народная педагогик

Народная педагогика как первоисточник развития дошкольной педагогики.

Исторические традиции белорусской народной педагогики.

Основные принципы воспитания детей в этнопедагогике белорусского народа. Средства и методы воспитания в белорусской народной педагогике.
Тема 1.5^ Воспитание и развитие детей дошкольного возраст

Факторы целостного развития ребёнка как субъекта детской деятельности. Необходимость учета возрастных особенностей в развитии личности. Возрастные периодизации в истории развития педагогической мысли. Современная педагогическая возрастная периодизация. Своеобразие периода раннего и дошкольного детства.

Учёт половых различий и индивидуальных особенностей в воспитании детей.
Тема 1.6^ Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраст

Понятие о цели воспитания. Идеальная и реальная цели воспитания. Объективный и субъективный характер цели воспитания. Концепции воспитания дошкольников.

Задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Тема 1.7^ Социально-правовые аспекты защиты личности ребенк

Понятие и сущность социально-правовой защиты детей.

Основные международные и национальные акты о защите прав ребенка.

Структура и содержание Конвенции о правах ребёнка, принятой и утвержденной Генеральной ассамблеей ООН (1989 г.).

Общее положение детей в Республике Беларусь.

Основные положения Закона Республики Беларусь «О правах
ребенка» (1993 г.). Законодательные акты, постановления правительства Республики Беларусь по вопросам прав детей.

Социальная защита детей-инвалидов, охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 1.8^ Роль семьи в формировании ребёнка-дошкольник

Характеристика семьи как социального воспитательного института. Типы семей. Функции семьи. Воспитательный потенциал семьи, факторы, его определяющие. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания.

Типичные трудности и ошибки родителей.

Условия успешного семейного воспитания.

Структура и состав семьи, их влияние на формирование личности ребёнка.

Различные стили семейного воспитания.

Современные исследования по проблемам семейного воспитания детей.
Тема 1.9^ Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларус

Зарождение общественного дошкольного воспитания в Беларуси в начале XIX века.

Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в советский период.

Функции общественного дошкольного воспитания. Основные направления реформирования системы общественного дошкольного воспитания в 90-е годы. Концепции развития общественного дошкольного воспитания.
Тема 1.10^ Система дошкольного образования в Республике Беларус

Дошкольное образование как педагогическая система, направленная на целостное, полноценное развитие и воспитание дошкольника, его подготовку к школе. «Закон об образовании в Республике Беларусь» о целях и задачах дошкольного образования. Гуманизация, демократизация и личностная направленность современного дошкольного образования. Государственный стандарт дошкольного образования в Республике Беларусь.

Общая характеристика содержания дошкольного образования, его вариативность.

Учреждения дошкольного образования разных типов и профилей. Психологическая, социальная, управленческая службы в системе дошкольного образования, их роль и функции.

Концепции построения предметно-развивающей образовательной среды в учреждении дошкольного образования. Помощь семье в выборе индивидуального образовательного маршрута для ребёнка.
Тема 1.11^ Современное программное обеспечение деятельности учреждений дошкольного образовани

Программы воспитания и обучения в детском саду как документы, определяющие содержание образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Краткая история создания программных документов по дошкольному воспитанию, их значение для педагогической теории и практики.

Научные основы создания современных программных документов для дошкольных учреждений.

Национальная программа дошкольного образования «Пралеска», её отличительные особенности от других программ. Принципы построения и структура программы, характеристика её основных компонентов. Методическое обеспечение программы.

Характеристика вариативных белорусских образовательных программ.

Российские образовательные программы, их особенности.

Раздел 2
^ Педагогика детей раннего возраста
Тема 2.1 Становление и развитие педагогики раннего детства

Народная педагогика об особенностях воспитания детей в раннем детстве.

Особенности развития отечественной педагогики раннего детства в советский период. Педагогика раннего детства на современном этапе развития образования.

Цели, принципы и задачи образования детей в раннем детстве.

Педагогические методы.

Современные организационные формы образования в раннем детстве.
^ Тема 2.2 Особенности периода раннего детства и его значение

Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве. Взаимодействие педагога с детьми.

Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.

Организация развивающей предметной среды.

Планирование педагогической деятельности и наблюдения за развитием детей.

Диагностика развития детей в образовательном процессе.

Организация совместной работы педагогов и семьи.

Современные программы воспитания детей раннего детства.

^ Тема 2.3 Воспитание и развитие ребёнка младенческого возраста

Задачи воспитания детей первого года жизни.

Общение со взрослым как ведущая деятельность в младенческом возрасте.

Физическое воспитание и развитие ребёнка младенческого возраста.

Социальное воспитание и развитие.

Познавательное воспитание и развитие.

Эстетическое воспитание и развитие.

Общие показатели развития ребёнка к концу младенческого возраста.
^ Тема 2.4. Воспитание и развитие детей раннего возраста

Задачи воспитания детей раннего возраста. Физическое воспитание и развитие.

Развитие предметной деятельности как ведущей в раннем возрасте.

Социально-личностное воспитание и развитие ребёнка. Познавательно-речевое воспитание и развитие. Развитие процессуальной игры. Художественно-эстетическое воспитание и развитие ребёнка. Общие показатели развития ребёнка к концу раннего возраста.

Раздел 3
^ Воспитание здорового ребёнка-дошкольника
Тема 3.1 Теоретические основы физического воспитания дошкольников

Физическое воспитание как базис целостного развития детей
дошкольного возраста. Основные понятия.

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание физического воспитания детей дошкольного возраста: воспитание гигиенической культуры и основ здорового образа жизни, валеологическое просвещение дошкольников, овладение двигательной культурой.

Основные средства физического воспитания дошкольников.

Современные исследования вопросов физического воспитания дошкольников в Республике Беларусь.

Инновационные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Тема 3.2^ Формирование у дошкольников основ здорового
образа жизн


Значение формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

Основные компоненты здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении: эколого-гигиенические условия, психологический комфорт, распорядок дня, оптимальная двигательная активность, закаливание.

Условия формирования здорового образа жизни у детей: создание здоровьесберегающей физкультурно-оздоровительной среды, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, коррекционная работа с детьми, сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.

Раздел 4
^ Воспитание личности дошкольника в деятельности
Тема 4.1 Теоретические основы игры

Игра в истории человечества. Характеристика игровой деятельности. Структура игры как деятельности. Педагогическая характеристика игры. Игра как средство воспитания и как форма организации жизни и деятельности детей. Разнообразие детских игр. Разные подходы к их классификации: по педагогическому значению, в зависимости от отражаемых сфер человеческой деятельности, по степени проявления самостоятельности и творчества детьми.

Современные классификации детских игр. Своеобразие каждого вида игр, их сходство и различие.
Тема 4.2 ^ Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая, творческая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Закономерности возникновения сюжетно-ролевой игры, основные этапы её развития (Д. Б. Эльконин). Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, содержание, роль.

Современные научные подходы к организации, планированию и руководству сюжетно-ролевыми играми.
Тема 4.3^ Режиссёрская игр

Сущность режиссерской игры, её значение для социального развития
дошкольника, для удовлетворения потребностей и интересов каждого ребёнка.

Возникновение и развитие режиссёрской игры, её особенности. Взаимосвязь режиссёрской и сюжетно-ролевой игры.

Педагогические условия развития режиссёрских игр.
Тема 4.4^ Конструктивно-строительная игр

Особенности конструктивно-строительных игр, связь их с трудом, сюжетно-ролевыми играми. Влияние конструктивно-строительных игр на развитие личности ребёнка-дошкольника.

Педагогическое наследие Е. А. Флёриной, З. В. Лиштван по проблеме конструктивно-строительных игр дошкольников. Условия развития конструктивно-строительных игр.

Методика руководства конструктивно-строительными играми в разных возрастных группах детского сада.
Тема 4.5^ Театрализованные игр

Характеристика театрализованных игр, их значение для развития индивидуальности, творческих способностей детей и их положительных взаимоотношений.

Виды театрализованных игр, их характеристика.

Педагогическое руководство театрализованными играми дошкольников.
Тема 4.6^ Дидактическая игр

Значение дидактической игры для развития дошкольника.

Структура и характеристика компонентов дидактической игры. Виды дидактических игр, их характеристика и значение.

Особенности руководства дидактическими играми в разных возрастных группах.
Тема 4.7 Игрушка

Характеристика игрушки, её значение для развития ребёнка. Образовательная и воспитательная ценность игрушки.

История игрушки как предмета искусства и средства воспитания. Педагогические, художественные и гигиенические требования к игрушке.

Основные виды игрушек, их значение.

Методика внесения игрушек и игры с ними в разных возрастных группах детского сада.
Тема 4.8^ Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельност

Трудовое воспитание в системе целостного развития дошкольника, его значение. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников, психологические предпосылки её освоения и развития.

Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Тема 4.9^ Организация труда детей в дошкольном учреждени

Виды труда детей. Содержание и воспитательное значение каждого вида труда.

Формы организации трудовой деятельности детей.

Условия организации труда дошкольников.
Тема 4.10^ Воспитание и развитие дошкольников в процессе общени

Общение как деятельность. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Средства общения.

Общение со взрослыми и сверстниками. Критерии общения.

Роль педагогического общения в создании оптимальных условий для развития личности ребенка. Функции педагогического общения. Стили общения педагога с детьми. Технология педагогического общения.

Раздел 5

^ Интеллектуально-познавательное воспитание
и развитие дошкольников

Тема 5.1 Теоретические основы интеллектуально-познавательного воспитания

Роль интеллектуально-познавательного воспитания в системе целостного развития дошкольника.

Основные понятия. Задачи интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников.

Условия интеллектуально-познавательного развития детей.

Основные виды деятельности детей как средства интеллектуально-познавательного воспитания и развития.
Тема 5.2^ Сенсорное воспитани

Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания дошкольников.

Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, их анализ.

Задачи сенсорного воспитания.

Содержание сенсорного воспитания.

Этапы и методика сенсорного воспитания дошкольников.

Тема 5.3^ Дошкольная дидактик

Обучение как средство интеллектуально-познавательного развития, его сущность.

Развитие дошкольной дидактики в классической зарубежной и отечественной педагогике. Современные концептуальные подходы к обучению детей дошкольного возраста.

Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.

Модели обучения, особенности их реализации и эффективность.

Типы обучения дошкольников, технология их осуществления.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста. Разные подходы к классификации методов.

Формы организации обучения дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Новые подходы к организации обучения детей в условиях дошкольного учреждения.

Раздел 6

^ Социально-нравственное воспитание
и развитие дошкольников

Тема 6.1 Теоретические основы социально-нравственного воспитания

Основные понятия. Значение социально-нравственного воспитания дошкольников.

Особенности социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Культурное развитие и гуманистическая направленность личности как цель социально-нравственного воспитания.

Задачи социально-нравственного воспитания и развития дошкольников.

Средства социально-нравственного воспитания дошкольников.

Классификация и характеристика методов социально-нравственного воспитания дошкольников.
Тема 6.2^ Воспитание гуманност

Основные понятия. Сущность формирования у дошкольников гуманного отношения к людям: воспитание сопереживания, сочувствия, эмпатии, отзывчивости, доброты. Роль различных видов деятельности в формировании гуманности у детей. Методика воспитания гуманности у детей разных возрастных групп дошкольного учреждения.
Тема 6.3^ Воспитание нравственно-волевых качеств характер

Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста.

Значение воли для воспитания нравственных качеств личности ребенка.

Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления.

Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры её предупреждения.

Воспитание скромности у детей.

Капризы и упрямство детей, их причины. Педагогические условия предотвращения капризов и упрямства. Методы перевоспитания капризных и упрямых детей.
Тема 6.4^ Воспитание коллективизм

Основные понятия. Воспитание коллективизма как условие успешной социализации ребёнка.

Своеобразие коллектива дошкольников, этапы его развития. Средства сплочения детского коллектива. Руководство коллективными взаимоотношениями детей. Появление и развитие дружбы у детей дошкольного возраста. Конфликты между детьми, их причины.

Сущность индивидуального подхода к ребёнку. Условия и этапы его осуществления.
Тема 6.5^ Воспитание культуры поведени

Понятие «культуры поведения дошкольников». Содержание культуры поведения детей. Связь внешней культуры с внутренней, с нравственными чувствами и сознанием.

Условия воспитания культуры поведения у дошкольников.

Методика воспитания культуры поведения у детей разных возрастных групп.

Современные исследования и программы по проблемам воспитания культуры поведения и по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Тема 6.6^ Формирование качеств мужественности и женственност

Актуальность проблемы формирования у дошкольников качеств мужественности и женственности. Физические и психологические отличия детей разного пола. Задачи и содержание работы педагога по формированию у детей качеств мужественности и женственности.

Роль семьи в воспитании детей разного пола.

Психолого-педагогические исследования проблемы формирования у детей разного пола качеств мужественности и женственности.
Тема 6.7^ Воспитание начал патриотизма и гражданственност

Актуальность данной проблемы на современном этапе, сложность её решения. Основные понятия. Своеобразие проявления начал патриотизма у детей дошкольного возраста. Задачи и содержание патриотического воспитания дошкольников. Пути, средства и методы патриотического воспитания.

Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.

Задачи и содержание работы по воспитанию у детей уважения к людям других национальностей. Пути, средства и методы воспитания детей.
Тема 6.8^ Основы экономического воспитания дошкольнико

Актуальность проблемы экономического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Нравственно-трудовое воспитание как фундамент экономического воспитания дошкольников.

Цель экономического воспитания детей. Задачи экономического воспитания дошкольников. Структура и содержание программы
«Дошкольник и …экономика» (А. Д. Шатова). Современные исследования и парциальные программы экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Раздел 7
Эстетическое и художественное
воспитание дошкольников

Тема 7.1 Теоретические основы эстетического воспитания

Эстетическое воспитание в системе целостного развития дошкольника. Основные понятия. Своеобразие эстетического восприятия и эстетических переживаний дошкольников.

Основные принципы эстетического воспитания.

Задачи эстетического воспитания дошкольников.

Средства эстетического воспитания дошкольников.

Методы эстетического воспитания дошкольников. Формы организации эстетического воспитания детей в дошкольном учреждении.

Тема 7.2^ Формирование художественно-творческих способносте

Проблема детского творчества. Своеобразие детского художественного творчества, основные пути его развития. Диагностика уровня развития умений и творческих способностей детей.

Влияние различных видов детской художественной деятельности на разностороннее развитие ребёнка. Индивидуальная работа с детьми разного уровня развития творческих способностей.

Вариативные формы работы по художественно-творческому развитию дошкольников (кружки, художественные студии, эстетические центры и др.).

Инновационные программы по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Раздел 8
^ Учреждение дошкольного образования, семья, школа
Тема 8.1 Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

Определение понятия «образовательный процесс». Характеристика и этапы образовательного процесса.

Проблема построения образовательного процесса в истории дошкольной педагогики.

Принципы построения образовательного процесса в современном учреждении дошкольного образования.

Зависимость характера организации образовательного процесса от типа учреждении дошкольного образования.

Модели построения образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.

Роль взрослого в образовательном процессе учреждении дошкольного образования (партнёр, организатор).

Приобщение родителей к организации жизни и воспитанию детей в учреждении дошкольного образования.

Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования в первой и второй половине дня.

Организация образовательного процесса в разновозрастной группе.

Разновозрастное комплектование групп в учреждении дошкольного образования, его преимущества.

Воспитание культуры поведения, создание необходимых условий. Особенности руководства играми детей в разновозрастных группах. Своеобразие трудового воспитания. Организация физического воспитания. Художественная деятельность в разновозрастной группе.

Обучение детей в разновозрастной группе.
Тема 8.2^ Планирование образовательного процесс

Значение планирования образовательного процесса для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей. Содержание планирования. Планирование образовательной работы в учреждении дошкольного образования на основе программы «Пралеска». Возможность использования вариативных программ.

Виды и формы планирования образовательной работы в детском саду.

Планирование образовательной работы в группах разновозрастного состава, его специфика.

Анализ воспитателем образовательной работы и его значение для успешного решения задач воспитания и обучения дошкольников.
Тема 8.3^ Взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования и семьи в воспитании дете

Задачи сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьёй.

Изучение семьи — предпосылка сотрудничества с семьёй. Методы изучения семьи.

Причины, препятствующие взаимодействию педагога с родителями.

Принципы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьёй. Условия оптимизации сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьёй.

Формы взаимодействия с родителями.

Современные научные исследования по проблемам взаимодействия детского сада и семьи.
Тема 8.4^ Готовность детей к школьному обучени

Актуальность проблемы готовности детей к обучению в школе. Определение понятий «готовность детей к школе» и «подготовка детей к школе». Структура готовности к школе, взаимосвязь различных аспектов готовности к школе.

Государственный стандарт дошкольного образования в Республике Беларусь. Показатели готовности детей к школе.

Оптимизация воспитания и развития детей в разных возрастных группах как общее условие совершенствования готовности к школе. Специфическая роль группы «Фантазёры» в подготовке детей к школе.
Тема 8.5^ Преемственность между дошкольным и начальным образование

Актуальность проблемы преемственности в работе учреждения дошкольного образования и школы. Сущность преемственности между дошкольным и начальным образованием. Особенности социально-психологической позиции школьника. Неподготовленность к школе как фактор, препятствующий успешной адаптации ребёнка к школе.

Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования.

Преемственность в содержании, формах и методах образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы.

Формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и школы.

^ ЧАСТЬ 2
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Раздел 1
Общие вопросы теории психического развития
Тема 1.1 Предмет и задачи детской психологии

Генетическая, возрастная и детская психология как отрасли психологической науки, изучающие особенности и закономерности психического развития в онтогенезе.

Детская психология как наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребёнка. Филогенез и онтогенез человеческой психики. Познание детства как научная проблема. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства. Продолжительность современного человеческого детства. Проблема границ детства. Парадоксы детства.

Детская психология как раздел возрастной психологии. Взаимосвязь детской психологии с другими науками: биологией, генетикой и физиологией развития; этологией; культурной антропологией и этнологией; педагогикой и частными методиками; социологией и социальная психологией; общей и педагогической психологией. Теоретические и практические задачи детской психологии. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога для системы дошкольного образования.
Тема 1.2^ История становления детской психологи

Внутренние задачи науки и основные периоды истории детской психологии. Донаучный этап в становлении детской психологии. Проблема воспитания ребёнка в психологических учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения.

Исследование психического развития детей в Новое время. Выделение возрастной и детской психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Предпосылки становления возрастной и детской психологии. Работа В. Прейера «Душа ребёнка».

Развитие детской психологии в первые десятилетия XX века: идеи С. Холла и его концепция педологии, основные теории детского развития первой трети XX века.

Развитие возрастной и детской психологии в России: становление возрастной и детской психологии в начале XX века в России, формирование и развитие советской возрастной психологии, развитие возрастной и детской психологии в 50—60-е годы.

Основные направления изучения развития человека в Беларуси.
Тема 1.3^ Методология и методы детской психологи

Методологические принципы изучения психологии ребёнка: единство сознания и деятельности, генетического подхода, детерминизма и др.

Основные стратегии построения исследования в детской психологии: исследование путем «поперечных срезов», «продольное изучение» и изучение развития отдельных сторон психики в процессе их формирования.

Методы изучения психики ребенка. ^ Метод наблюдения. Общие положения. Планирование и проведение наблюдения. Преимущества и недостатки наблюдения. Опросные методы. Беседа: особенности ведения клинической беседы. Проективные беседы. Письменный опрос. Стандартизированные тесты. Общая характеристика метода тестов. Тестирование в детской психологии. Метод эксперимента. Общая характеристика психологического эксперимента. Эксперимент в детской психологии. Специфика использования лабораторного, естественного и формирующего эксперимента. Построение формирующего эксперимента. Проективные методы. Общая характеристика проективных методов. Проективные методы в детской психологии. Изучение продуктов деятельности личности. Общая характеристика метода и применение его в детской психологии. Близнецовый метод исследования фактов, влияющих на вариативность индивидуальных различий. Изучение пренатального и постнатального развития близнецов. Социометрические методы. Общая характеристика социометрических методов. Социометрические методы в детской психологии.

Практические трудности проведения эмпирических исследований в детской психологии. Этические проблемы исследования детей.
Тема 1.4^ Факторы и закономерности психического развития ребёнк

Предпосылки и условия психического развития. Наследственные особенности, природные свойства организма и процессы созревания как предпосылки психического развития.

Значение социальных условий и ближайшей микросреды в развитии ребёнка. Л. С. Выготский о влиянии среды через переживания ребёнка. Психическое развитие как процесс приобщения ребёнка к миру человеческой культуры.

Психическая активность ребёнка, взаимодействие ребёнка со средой — важнейшие условия его развития, формирования у него специфически человеческих свойств.

Неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность-конвергентность как основные закономерности развития.
Тема 1.5 ^ Анализ теорий психического развития

Общая характеристика биологизаторских концепций развития психики. Ранние теории созревания. Теория трёх ступеней развития К. Бюлера. Ортогенетическая концепция Х. Вернера. Биогенетический подход в объяснении развития (концепции рекапитуляции). Нормативный подход к исследованию развития (теории А. Гезелла, Л. Термена). Теория конвергенции двух факторов развития В. Штерна.

Общая характеристика социологизаторских концепций развития психики. Ранние бихевиористические трактовки (Э. Дюркгейм, П. Жане и др.). Теории научения (И. П. Павлов, Э. Торндайк, К. Халл). Взгляды Б. Скиннера. Теория развития С. Бижу и Д. Баера. Отход от классического бихевиоризма (теория Р. Сирса). А. Бандура и теория социального научения.

Классический психоанализ З. Фрейда и его трактовка стадий развития. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона. Формирование детского психоанализа. Развитие концепций З. Фрейда в работах А. Фрейд, М. Клейн.

Экспериментальные исследования детского мышления. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж. Пиаже. Взгляды на развитие интеллекта Дж. Брунера. Теория морального развития Л. Колберга.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского. Основные понятия теории. Механизм интериоризации психической функции. Деление возрастной шкалы на периоды через кризисы. Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности. Понятие ведущего вида деятельности. Основные виды деятельности, периодизация развития психики Д. Б. Эльконина. Циклический принцип построения системы возрастов. Модель развития М. И. Лисиной. Потребность общения — ведущий вид потребностей. Мотивы, цели и средства деятельности общения. Характеристика форм общения. Формы общения у детей от рождения до семи лет. Модель развития личности Л. И. Божович. Внешние и внутренние условия в понятии социальной ситуации развития. Центральное новообразование и потребности в понятии личностного новообразования. Периодизация Л. И. Божович.
Тема 1.6 ^ Возрастные кризисы психического развития

Общая характеристика возраста, физическое и психическое Развитие. Календарный возраст и уровень психического развития. Понятие о кризисах психического развития (Э. Эриксон, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.).

Л. С. Выготский о периодах развития. Сензитивный, литический и критический периоды. Возрастные кризисы психического развития в детстве. Кризис новорожденности: внутренний и внешний факторы. Кризис одного года: причины и симптомы. Кризис трёх лет: причины и симптомы. Кризис семи лет. Обобщение переживаний как основа симптомов. Кризис 13-ти лет как кризис завершения эпохи детства.

Раздел 2

Психологические особенности развития ребёнка
в младенчестве и раннем детстве


^

Тема 2.1 Пренатальный период и рождение


Морфологические предпосылки возникновения эмоционально-чувственной сферы ребёнка. Гомеостатический механизм как материальная основа физиологии эмоций. Физиологическое развитие плода с момента зачатия до четырёх месяцев внутриутробного периода. Эмоциональная реакция как основа переживания в последующих возрастах психического развития. Оценочная природа аффективной сферы человека.

Развитие нервной системы в период внутриутробного развития. Рецепторы к моменту рождения. Влияние среды на пренатальное развитие. Психологическая связь плода с матерью. Влияние образа жизни матери на психическое развитие плода. Проблемы перенатальной психологии и педагогики.

Психологический аспект рождения. Проблема психологической родовой травмы и базового доверия ребёнка к миру.
^

Тема 2.2 Новорожденность


Общепсихологическая характеристика новорожденности. Новорожденность как критический период. Границы возраста. Психофизические особенности новорожденности. Рефлексы и их значение. Центральное новообразование возраста. Другие новообразования новорожденности. Особенности психической жизни новорожденного. Цели воспитания и правила общения с новорожденным ребёнком.
^

Тема 2.3 Период младенчества


Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития человека. Общепсихологическая характеристика младенчества. Границы возраста. Кризис первого года жизни. Социальная ситуация развития. «Комплекс оживления» и его значение.

Дознаковый характер психического развития в младенческом возрасте. Развитие сенсорики и моторики ребёнка в младенчестве. Предпосылки развития внимания, памяти, мышления. Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца. Развитие зрительной, слуховой и кожной чувствительности. Избирательность восприятия. Узнавание близких, как предпосылка развития социальной перцепции.

Развитие движений рук: хватательные движения, неспецифическое и специфическое предметное манипулирование. Переход от внешних ориентировочных действий руки к более сложным и точным движениям рук и пальцев. Роль зрительного контроля за движением руки в развитии зрительно-двигательной координации. Влияние манипулирования на формирование двигательных навыков и развитие интеллекта ребёнка.

Овладение передвижением в пространстве. Овладение прямохождением и его значение для психического развития ребёнка.

Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца в контексте онтогенеза общения (М. И. Лисина, Н. Н. Авдеева). Госпитализм как следствие депривации общения.

Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте. Формирование предпосылок развития речи. Подготовительные этапы в развитии речи: гукание, гуление, лепет, понимание речи взрослых, появление первых слов младенца. Особенности эмоциональной жизни младенца.



следующая страница >>