prosdo.ru 1 2 ... 6 7


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра химии

Тестовые задания

по курсу «Органическая химия»

для студентов специальностей:

1-49.01.01. «Технология хранения и переработки

пищевого и растительного сырья»

1-49.01.02. «Технология хранения и переработки

животного сырья»

ГРОДНО 2008

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра химии

Тестовые задания

по курсу «Органическая химия»

для студентов специальностей:

1-49.01.01. «Технология хранения и переработки

пищевого и растительного сырья»
1-49.01.02. «Технология хранения и переработки

животного сырья»

ГРОДНО 2008
УДК: 547(076.2)

ББК 24.2

Т 36

Рецензенты: доцент, кандидат биологических наук, Макарчиков А.Ф., доцент, кандидат биологических наук Кубышин В.Л.
Цыбулько-Цветницкая, Э.В.

Тестовые задания по курсу «Органическаяхимия»:

Т-36 учебно-методическое пособие. Для студентов инженерно-

Технологического факультета / Э.В.Цыбулько-Цветницкая .-

Гродно: ГГАУ, 2008. – 94 с.

Данное пособие предназначено для студентов технологических специальностей аграрного университета. Целью данного пособия является самостоятельная работа студентов в анализе полученных теоретических знаний.


УДК 547(076.5)

ББК 24.2

Рекомендовано учебно-методической комиссией инженерно-технологического факультета 14 марта 2008г. ( протокол № 7 ).

 УО «Гродненский государственный аграрный университет», 2008

 Э.В. Цыбулько-Цветницкая,2008

П Р Е Д И С Л О В И Е

Одной из задач высшего образования в области химической технологии становится необходимость подготовки специалистов, способных строить свою профессиональную деятельность с учетом интересов не только своей узкой специальности, но и смежных отраслей.

Цель тестовых заданий – закрепление знаний теоретических основ и формирование способности анализировать изученный материал.

Данное тестовое пособие предназначено для работы студентов технологических специальностей. Работа над тестами позволяет более глубоко изучить материал, анализировать полученные знания при ответе на поставленный вопрос, что в дальнейшем приводит к успешной сдаче экзамена.


Основные понятия органической химии

Контрольные вопросы и упражнения.

1. Что такое органическая химия? Что она изучает?

2. Какие научные положения стали предпосылкой теории химического строения?

3. Сформулируйте основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Приведите примеры практического подтверждения этой теории.

4. Чем объясняется многообразие органических соединений?

5. Какие соединения называют изомерами? Напишите структурные формулы всех изомеров гексана и гептана.

6. Что такое функциональная группа. Какие функциональные группы содержат следующие соединения: СН3СООН , СН3СНО , С2Н5NH2 , CH3OH?

7. Приведите примеры тривиальных названий известных вам органических веществ.

8. Объясните понятие «гибридизация орбиталей». Какие типы гибридизации возможны для атома углерода?

9. Под каким углом в плоскости расположены sp2-гибридные орбитали? Напишите формулу органического соединения, в котором атомы углерода находятся в состоянии sp2-гибридизации.


10. Между атомами каких элементов может возникнуть водородная связь?

11. Какие вы знаете механизмы разрыва ковалентной связи? Каким характером может обладать атакующий реагент?

12. Какая частица называется свободным радикалом? Какими свойствами она обладает? Как образуются органические ионы?

13. Приведите примеры взаимного влияния атомов в молекуле. Что такое индуктивный эффект и эффект сопряжения? В чем главное отличие между этими эффектами?

14. Какие методы очистки органических соединений вы знаете?

15. Что называется элементным анализом органических соединений?

16. Как качественно определить углерод, водород, азот и серу?

17. Что называется простейшей (эмпирической формулой)? Как определить ее? Что вы понимаете под молекулярной формулой и какие исходные данные необходимы для ее вывода?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1.Что изучает органическая химия?
[1] Свойства органических элементов

[2] Свойства углеводородов и их производных

[3] Реакции в живых организмах

[4] Свойства нефтепродуктов

2.Сколько известно органических веществ?

[1] 15 млн [3] 500 тыс.

[2] 3 млдр [4] 30 тыс.

3.Какие соединения из перечисленных ниже можно от­нести к элементоорганическим?

[1] Si2H4 [3] C2H5MgBr

[2] C2H6 [4] C2H5SH

4. Чем обусловлено многообразие органических соединений?

[1] Структурной изомерией

[2] Образованием гомологов

[3] Образованием ароматических ядер

[4] Прочностью связей С-С и способностью атомов угле­рода образовывать циклы

5. Какое из перечисленных утверждений не принадлежит структурной теории органических соединений (кото­рую часто называют теорией Бутлерова)


[1] Атом углерода в органических соединениях четырехвалентен.

[2] Свойства вещества определяются не только составом, но и строением

[3] Изомерия определяется порядком соединения атомов или их пространственным расположением

[4] Атомы в молекуле оказывают взаимное влияние друг на друга

6.Среди перечисленных веществ выберите углеводород:

[1] C4H8 [3] CO2

[2] C4H8O4 [4] C2H5OH

7.В каких примерах приведены две структуры одного и того же вещества?



8. В каком из приведенных соединений все атомы водо­рода одинаковы по своим свойствам?

[1] C(CH3)4 [3] CH3COOH

[2] C6H5CH3 [4] CH3CH2CH3

9. Метил, этил, винил — это...

[1] изомеры [3] радикалы

[2] функциональные группы [4] гомологи
10. Четвертичный атом углерода соединен с четырьмя...
[1] атомами углерода

[2] атомами водорода

[3] углеводородными радикалами

[4] функциональными группами
11. Какое из приведенных названий неправильно, т. к. не соответствует правилам международной номенклатуры?
[1] 3,4-диметлгексан

[2] 2-этилнентан

[3] 1-метилциклопентен

[4] Циклогексадиен-1,4

12. Какая из молекул содержит разветвленный углеродный скелет?

[1] Бензол [3] Толуол
[2] Пентанол-1 [4] Диизопропиловый эфир

13.Сколько существует изомерных радикалов состава C3H7 ?

[ 1] 1 [3] 4

[2] 2 [4] 8

14. Какое из перечисленных веществ имеет ровно два изо­мера?

[1] C2H6 [3] C2H2F4

[2] C2HF5 [4] C2H6
15. Нитроэтан С2H5NO2 и глицин H2NCH2COOH – это…

[1] структурные изомеры

[2] геометрические изомеры

[3] оптические изомеры

[4] межклассовые гомологи

16. Из приведенных ниже пар соединений укажите пару гомологов:

[1] метанол, фенол

[2] глицерин, этиленгликоль

[3] диметилацетилен, бутин-2

[4] тетраметилметан, изооктан

17. Цис-транс изомерия характерна для...

[ 1] соединений с не поделенной электронной парой

[2] молекул, в которых отсутствует свободное вращение во­круг связи С-С

[3] алкенов с одинаковыми заместителями при двойной связи

[4] циклодиенов
18. Оптическая изомерия характерна для...

[1] веществ, поглощающих свет

[2] органических красителей

[3] молекул, в составе которых есть атом углерода, связан­ный с четырьмя разными заместителями

[4] молекул, которые имеют ровно одну плоскость симмет­рии

19. Какое вещество имеет ровно 4 оптических изомера?



20. Какая общая формула описывает гомологический ряд углеводородов, молекулы которых содержат две двой­ные связи и два цикла?

[1] CnH2n-6 [2] CnH2n-2

[3] CnHn [4] CxHy

21. Какие органические соединения не имеют межклассо­вых изомеров?


[1] Ароматические углеводороды

[2] Аминокислоты

[3] Алканы

[4] Нуклеиновые кислоты
22. Соединения какого класса изомерны непредельным, спиртам с одной двойной связью?

[1] Непредельные кислоты с одной двойной связью

[2] Непредельные сложные эфиры с одной двойной связью

[3] Циклические спирты с одной двойной связью

[4] Кетоны

23. Сколько σ- и π-связей содержится в молекуле бутадие­на-1,3 ?



24. В каком из перечисленных соединений все атомы уг­лерода находятся в одинаковом гибридном состоянии?

[1] CH2=CH-CH=CH-CH=CH2

[2] CH2-C(CH3)2-CH=CH2

[3] C6H5CH3

[4] CH≡C-CH2-C≡CH

25. Какая из групп проявляет наибольший индуктивный эффект?




26. Мезомерный эффект проявляют группы, содержащие...

[1] электроотрицательный атом или группу атомов

[2] неподеленную электронную пару или кратную связь

[3] мезомерный атом углерода

[4] гетероатом

27. У какой группы атомов индуктивный и мезомерный эффекты имеют разные знаки?




28. Хлорирование некоторого вещества в зависимости от условий может протекать как реакция присоединения или реакция замещения. Укажите это вещество.

[1] Пропан [3] Ацетилен

[2] Бензол [4] Гексахлорциклогексан

29. Какое из веществ нельзя получить по реакции присое­динения?


30. Какое из веществ может вступать как в реакции заме­щения, так и в реакции присоединения?

[1] Этанол

[2] Ацетилен

[3] Винилбензол (стирол)

[4] Полипептид
31. Взаимодействие ..., протекающее по механизму реакции замещения, формально является реакцией присоедине­ния.

[1] фенола с формальдегидом

[2] бензола с этиленом

[3] уксусного альдегида с водородом

[4] ацетилена с водой
32. Укажите реакции, в которых происходит изменение длины углеродного скелета:

[1]гидролиз белков
[2] прокаливание ацетата натрия со щелочью

[3] гидролиз сложного эфира

[4] окисление непредельных соединений кипящим раство­ром перманганата калия

33. Укажите реакции, в которых длина углеродного скеле­та сохраняется:

[1]образование функциональных производных карбоновых кислот

[2] окисление алкенов холодным водным раствором перман­ганата калия

[3] каталитический крекинг октана

[4] ароматизация предельных углеводородов

34. Какие органические реакции наиболее важны для жиз­ни на Земле?

[1] Фотосинтез [3] Ароматизация нефти

[2] Синтез белков [4] Брожение углеводов
Предельные углеводороды

Контрольные вопросы и упражнения

1. Какие углеводороды называют алканами?

2. Какую геометрическую фигуру составляют гибридные орбитали в молекуле пропана?


3. Что такое гомологический ряд? Приведите общую формулу гомологического ряда алканов.

4. Проследите изменение физических свойств гомологов метана.

5. Напишите структурные формулы всех изомеров: а) гексана, б) гептана. Назовите их по ситематической номенклатуре.

6. Напишите структурные формулы алканов: а) 2-метил-4-этилгексана, б) 2,2,4,4-тетраметилпентана, в) 3,4-диметил-4-этилгексана, г) 3,4-диметил-4-этилгексана, д) тетраме-тилметана, е) диметилизопропилметана.

7. Сколько существует структурных формул, содержащих не менее трех метильных групп, для алкана С8Н18?

8. Какие галогеналкилы необходимы для синтиеза по реакции Вюрца следующих углеводородов: а) пропана, б) бутана, в) 2-метил-пропана?

9. Какой тип реакций характерен для алканов?

10. На примере пропана покажите, какие продукты преимущественно будут получаться при его хлорировании, нитровании и окислении?

11. Какой характер носят реакции галогенирования и нитрования алканов?

12. Приведите механизм бромирования: а) этана, б) пропана.

13. В каких условтях протекает реакция Коновалова?

14. Что вы понимаете под терминами «инициирование», «рост цепи», «обрыв цепи»?

15. Поясние, что такое «крекинг» и какие виды крекинга вы знаете?

ОСУЩЕСТВИТЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ:


  1. Метан→ этилен→этан→ хлорэтан→ бутан→ изобутан

  2. Бутан→этан→ бутан→ 1-хлорбутан→октан→бутан

  3. Ацетат натрия→ метан→ ацетилен→этан→ бутан→оксид углерода (IV)

  4. Метан→ водород→ метан → ацетилен →этан →1,1-дихлорэтан

  5. 1-хлорпропан→гексан→пропан→2-хлорпропан→

→2,2-дихлорпропан→1,2,2-трихлорпропан

  1. CH3CH2CH2Br → CH3CH2CH2MgBr→ CH3CH2CH3 → CH3CH=CH2 → CH3CH2CH3



ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Какое свойство указывает на принадлежность углево­дорода к предельным соединениям?

[1] Углеводород не вступает в реакции присоединения

[2] Молекула углеводорода содержит только σ-связи

[3] Углеводород не реагирует с бромной водой

[4] Углеводород вступает в реакцию замещения с хлором и азотной кислотой

2. Укажите общую формулу предельных углеводородов, содержащих определенное количество циклов в молекуле.



  1. Предельный углеводород тяжелее гелия в 10,5 раза. На­пишите молекулярную формулу этого углеводорода.





  1. Какой простейший алкан имеет изомеры?

[1] Этан [3] Гексан

[2] Бутан [4] Декан

5. Назовите углеводород по международной номенклатуре.



.

[1] 2,3-диэтилбутан [2] Дивтор-бутил

[3] 3,4-диметилгексан [4] 2-втор-бутилбутан
6. Назовите простейший предельный углеводород (кроме метана), в молекуле которого нет первичных атомов углерода.

[1] 2,2,3,3-тетраметилбутан [2] Метилциклогексан

[3] Изобутан [4] Циклопропан

7. Среди перечисленных веществ выберите изомер 2,2,4-триметилпентана:


[1] 3-изопропилпентан [2] тетраэтилметан

[3] 2-этилгексан [4] 2,2,3,3-тетраметилбутан
8. Сколько существует структурных изомеров октана, главная цепь которых состоит из пяти атомов?

[1] 6 [3] 18

[2] 8 [4] 4

9. В каком из предельных углеводородов средняя степень окисления атомов углерода равна-3?



10. Как можно отличить октан от уксусной кислоты?
[1] Сжечь

[2] Прилить воду

[З] Пропустить хлор при освещении

[4] Понюхать
11. Основные природные источники предельных углеводо­родов — это...

[1] болотный газ и каменный уголь

[2] нефть и природный газ

[3] асфальт и бензин

[4] кокс и полиэтилен

12. Какие из веществ, с которыми вы сталкиваетесь в быту, содержат предельные углеводороды?

[1] Бензин [3] Мыло

[2] Асфальт [4] Маргарин

13. Назовите самый распространенный в природе предель­ный углеводород.

[1] Бутан [3] Метан

[2] Парафин [4] Мазут

14. При получении предельных углеводородов по реакции. длина углеродного скелета увеличивается.

[1]гидрирования [2] Вюрца

[3]крекинга [4] декарбоксилирования

15. Укажите промежуточное вещество при синтезе бутана по схеме: этан → X→ бутан.

[1] Изобутан [3] Этилен

[2] Бутен-2 [4] Бромэтан

16. Укажите промежуточные вещества X и Y при синтезе метана по схеме: бутан→ X → Y → метан.


17. Из какого соединения в одну стадию нельзя получить этан?




18. В реакции каталитической изомеризации предельного углеводорода образовался единственный продукт. На­зовите этот продукт.

[1] Изобутан (2-метилропан)

[2] Неопентан (2,2-диметилпропан)

[3] Изопропан

[4] Изооктан (2,2,4-триметилпентан)
19. Плотность предельного углеводорода по водороду рав­на 21. Сколько молей воды образуется при полном сго­рании одного моля этого углеводорода?

[1] 4 [3] 2

[2] 3 [4] 1

20. Определите молекулярную формулу алкана, если из­вестно, что для его сжигания потребовалось 20 л кисло­рода и при этом образовалось 12 л углекислого газа.


21. При сгорании предельного углеводорода образовались равные объемы углекислого газа и водяного пара. Ус­тановите простейшую формулу углеводорода.


22. Определите строение предельного углеводорода, если при его радикальном хлорировании образовалась смесь трех монохлорпроизводных.


23. С каким из перечисленных веществ алканы не реаги­руют ни при каких условиях?

[1] Бром [3] Бромоводород


[2] Азотная кислота [4] Озон

24. Выберите уравнение, которое правильно характеризу­ет химические свойства метана:



25. Какое минимальное число стадий необходимо для того, чтобы из метана получить его ближайший гомолог?
[1] Одна

[2] Две

[3] Четыре

[4] Метан самопроизвольно превращается в свой гомолог.

26. Назовите вещество, которое можно получить трехстадийным синтезом из бутана по схеме:



27. Какое уравнение описывает реакцию циклопропана с бромом?


28. При крекинге предельного углеводороде образовалась смесь двух углеводородов, содержащих одинаковое чис­ло атомов углерода. Плотность смеси по водороду рав­на 28,5. Напишите уравнение крекинга.



29. Какой углеводород можно получить в две стадии из изoпропана?

[1] Пропен [3] 2,3-диметилбутан

[2] Гексан [4] Пропандиол

30. Какое вещество образуется при нагревании хлорциклопентана с натрием?



31. Назовите важнейшую, на ваш взгляд, область приме­нения алканов.

[1] Промышленный синтез органических веществ

[2] Использование в качестве источника тепла

[3] Использование в качестве автомобильного топлива

[4] Производство синтетического каучука



следующая страница >>