prosdo.ru 1 2 ... 8 9
Раздел 3. Процесс менеджмента

Процесс менеджмента целесообразно представить себе как последовательное выполнение определенных действий или функций, поскольку достижение целей с помощью (посредством) других людей это не единовременное дискретное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Процесс менеджмента является общей суммой всех функций. Такой подход к менеджменту принято считать процессным.

Процессный подход к менеджменту означает готовность каждого менеджера выполнять каждую из функций менеджмента в их достаточно строгой последовательности.
3.1. Функции менеджмента как содержание процесса менеджмента


      1. Природа и состав функций менеджмента


Функция менеджмента представляет собой действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности.

Функции характеризуют общие задачи и направления управленческих работ. Состав и содержание этих работ в наименьшей степени зависят от специфики конкретной организации, ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы, иными словами, функции менеджмента универсальны для любой сферы деятельности и для любого менеджера, будь то мастер на производстве, главный врач больницы, управляющий банком или командир полка.

Функции менеджмента характеризуются однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Выделение функций менеджмента позволяет регламентировать правила и процедуры выполнения задач и видов управленческой деятельности. Выделение функций менеджмента позволяет разрабатывать инструментарий для выполнения каждой из функций и анализировать степень развития этого инструментария в каждой конкретной организации. Такой анализ позволяет выделить проблемы в управлении конкретной организацией и определить направление совершенствования менеджмента.

Состав функций менеджмента различается по различным научным школам.

Как известно, впервые функции менеджмента выделил А.Файоль [49], и согласно его концепции, к функциям управления относятся:


  • Предвидение (в современной трактовке –планирование)

  • Организация

  • Распорядительство

  • Координирование

  • Контроль

Современное представление о функциях менеджмента у большинства авторов выглядит следующим образом:

  • Планирование

  • Организация

  • Мотивация

  • Контроль

Это – так называемые базовые или первичные функции. Некоторые авторы [28] дополняют этот перечень так называемыми связующими процессами, относя к ним коммуникации и управленческие решения. На основе такого представления о функциях менеджмента формируется процессный подход в менеджменте.

Автор данного учебника считает возможным и необходимым внести некоторые дополнения в имеющуюся систематику функций менеджмента. Целесообразно все функции менеджмента разделить на две группы:

  • общие, основные (формирование целей, планирование, организовывание, контроль, регулированиие)

  • фоновые, связующие (мотивация, установление коммуникаций, принятие управленческих решений)

Автор назвал вторую группу функций фоновыми, поскольку их выполнение предполагается на любом этапе процесса управления, они служат своеобразным фоном, на котором менеджер выполняет основные или общие функции. В процессе выполнения общих или основных функций менеджмента любой менеджер устанавливает коммуникации, то есть определяет кто, когда, как и откуда получает информацию, необходимую и достаточную для выполнения своей задачи и куда, когда, как и кому передает информацию о выполненной работе. Менеджер, планируя, организуя, контролируя и регулируя процессы достижения цели, обязательно продумывает меры по мотивированию сотрудников, чтобы цели организации возможно более плотно совмещались с целями сотрудников. Выполняя основные или общие функции менеджмента, менеджер постоянно принимает как глобальные решения, так и множество мелких «проходных» решений, иными словами, он постоянно решает, что в данный момент делать, как реализовать наилучшим образом ход процесса.



      1. Систематика функций и процесс менеджмента


Перечисление общих функций практически регламентирует последовательность процесса управления.

Процесс управления начинается с формирования целей. Цели могут быть как стратегическими, определяющими логику действий на продолжительный период времени (определение целевых параметров развития, разработка стратегической концепции), так и тактическими, ориентированными на решение проблем сегодняшнего дня.

Сформированные цели должны быть осуществлены. После того, как цели сформулированы, необходимо определить, сколько и каких ресурсов (материальных, трудовых) понадобится для достижения этих целей, и когда по времени они могут быть достигнуты (формирование производственной программы, разработка календарного графика работ, сметы затрат, штатного расписания, финансового плана, плана реализации и т.п.). Процесс достижения целей в рамках выполнения функции планирования описывается с помощью отдельных операций, которые увязываются друг с другом.

Запланированные действия должны быть организационно обеспечены: должны быть разработаны организационные структуры, привлечены исполнители, скоординирована их работа во времени и пространстве (выбор организационной формы выполнения работ, разработка организационной структуры, положений о службах и функционерах, должностных инструкций, нормативных актов, регламентов и т.п.). Необходимо определить, кто будет выполнять те или иные операции, как будет организовано взаимодействие тех, кто эти операции будет выполнять. Организовывание означает построение организационной схемы и выделение организационных взаимодействий между сотрудниками в процессе достижения сформулированных целей. Очень важно установить права и ответственность сотрудников или подразделений организации в процессе выполнения работ. После выполнения функции организовывания становится ясно, кто взаимодействуя с кем и как взаимодействуя, должен выполнять запланированные работы или операции.


Выполнение первых трех функций означает, что процесс достижения целей запущен, работа пошла. Однако, выполняя первые три функции, менеджер не застрахован от ошибок: возможно он что-то упустил в планировании достижения целей (не учел все необходимые ресурсы, не заметил вовремя воздействий со стороны внешней среды, не предусмотрел резервов времени или ресурсов). Возможно, он не вполне адекватно организовал процесс, и подчиненные не поняли как, с кем и на каких основаниях они должны взаимодействовать, за что они отвечают и что они могут требовать от других. Необходимо контролировать процесс, осуществляя функцию контроля. Контроль предполагает не просто наблюдение за ходом процесса (в крупных организациях непосредственное наблюдение просто невозможно), а сбор информации о ходе процесса (организованный учет) и анализ этой информации. В результате учета и анализа, менеджер в состоянии оценить правильность хода процесса, насколько он отличается от того, что было запланировано, и как организовано, то есть менеджер видит отклонения от хода процесса.

Выявленные в результате контроля отклонения становятся основанием для выполнения функции регулирования. Разрабатываются меры, корректирующие ход процесса и приводящие к совпадению ожидаемого и фактического состояния. Регулирование может быть направлено как на исправление хода процесса, так и на корректировку исходных целей, плановых заданий и организационных отношений.

Контрольные вопросы:

1. Что такое функция менеджмента?

2. Почему функции менеджмента носят универсальный характер?

3. Для чего необходимо выделение функций менеджмента и кто впервые выделил функции?

4. Какие функции менеджмента бывают?


  1. Какие функции менеджмента относятся к общим?

  2. Какие функции менеджмента относятся к фоновым?

6. Как взаимосвязаны функции в процессе менеджмента?

3.2. Функция формирования целей

3.2.1. Источники целей организации и их систематизация
Цель отражает определенные намерения организации, которые ведут к достижению этой организацией некоторых результатов в ее деятельности. Намерения ориентируются на некоторые желаемые состояния организации, которых она пытается достичь.

Таким образом, можно определить цель
как некоторое желаемое состояние, которого организация намерена достичь.

Цель и результат соотносятся как намерение и фактическое состояние. Цель описывается как намерение, планируется и организуется ее достижение, а результат становится ясен в конце процесса.

Цели организации связаны с ее философией.

Философия включает в себя описание высших ориентиров поведения, принятых организацией (смысл деятельности организации, принципы отношения менеджеров к персоналу, партнерам, конкурентам, инновациям, риску и т.п.), условий продвижения к ним, объективных ограничений. Философия формируется под воздействием таких факторов, как личностные качества менеджера, его ценностные установки, характер производства и т.д. Поведение организации по отношению к субъектам окружающей среды (клиенты, поставщики, кредиторы, конкуренты, государство, общество) должно быть сбалансированным, то есть учитывать интересы всех субъектов.

Философия организации формируется в рамках нормативного менеджмента, но оказывает решающее воздействие на формирование стратегических целей организации.

В рамках философии организации формируется ее миссия. Миссия большинством авторов определяется как смысл существования организации, ее роль в стране и в мире и значение для общества, качественно выраженная совокупность основных целей и руководящих установок организации. Синонимами понятия «миссия» являются такие термины, как «стратегический облик» и «руководящая картина». Примеры миссии:

  • Превращение новых технологий в хорошо продаваемые товары (миссия крупного объединения предприятий)


  • Содействие экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании (кредитное учреждение)

  • Формирование менеджерского корпуса, способного действовать творчески, добиваясь успеха в условиях социально ориентированной экономики инновационного типа (государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования)

Декларация о миссии – документ, в котором приводится сама миссия, цель коммерческой деятельности, ценности, которыми руководствуется фирма.

У топ-менеджмента организации через некоторое время ее существования формируется мечта или видение. Под мечтой следует понимать некую воодушевляющую панораму будущего фирмы, надежды, перспективы, которые менеджер связывает со своей фирмой, и которые дают его коллегам силы пройти через трудности сегодняшнего дня во имя будущих результатов. Мечта – это представление о том, какой станет фирма, ее желаемый облик. Например, Г.Форд мечтал «демократизировать» автомобиль, чтобы он стал не роскошью, а транспортным средством, доступным всем и каждому. Его мечта сбылась: знаменитая модель Т стоила примерно столько, сколько рабочий на заводах Форда зарабатывал за три месяца. В современной России об этом можно только мечтать!

Мечта появляется у менеджера примерно на пятый год существования бизнеса или трансформации фирмы, когда преодолены трудности и решены конкретные задачи формирования коллектива, достижения коммерческого успеха, модификации ценностей.

Философия, миссия и мечта характеризуют ценности топ-менеджмента организации.

Цели формируются исходя из ценностей топ-менеджмента организации. Например, такая ценность как накопление богатства формирует такие цели организации как рост доли рынка, рост выручки, рост рентабельности продукции.


Цели должны быть конкретными и измеримыми. Например, такая цель как снижение издержек производства может быть конкретизирована процентом снижения, то есть эта цель измерима известными методами расчета. Выражая цели в конкретных измеримых формах, менеджмент формирует основу для принятия решений и оценки достигнутых результатов.

Цели могут быть выстроены в виде иерархии. На самом верху этой иерархии – миссия организации. Далее идут стратегические цели, отражающие масштабные намерения организации и формируемые топ-менеджментом. За стратегическими целями следуют тактические, которые формируются менеджерами среднего звена. Операционные (оперативные) цели формируются менеджерами низшего звена (первой линии, супервайзерами).

Во времени цели должны быть ориентированы по горизонту планирования, то есть по тому периоду, на который устанавливаются цели. В мировой науке и практике принято считать цели долгосрочными, если предполагается достичь намеченных результатов в течение не менее пяти лет. Среднесрочные цели достигаются в период от одного года до пяти лет. Краткосрочные цели должны быть достигнуты в течение года. Средне- и краткосрочные цели обеспечивают выполнение долгосрочных.

При формировании целей следует иметь в виду, что цель должна быть достижимой. Если цели недостижимы, то мотивация сотрудников падает, и они перестают стремиться к успеху, происходит резкое падение производительности труда.

Цели должны быть согласованными и взаимно поддерживающими. Это значит, что достижение одной цели не должно мешать достижению другой. Если это требование не выполняется, то возникает конфликт между структурными подразделениями или отдельными сотрудниками.

Цели должны увязываться с уровнем вознаграждения. Такая увязка является важным фактором мотивирования и способствует росту эффективности организации.

3.2.2. Стратегия организации. Стратегический сценарий развития организации

Под стратегией будем понимать генеральную программу действий организации, отражающую логику бизнеса. Логика бизнеса определяет, за счет чего фирма может получить конкурентные преимущества, за счет чего и в каких направлениях она будет развиваться. То есть стратегия – это генеральная (общая) программа действий организации. Стратегия как программа действий включает установление приоритетов решаемых задач, ресурсов и последовательности шагов, необходимых для достижения стратегических целей. Следует иметь в виду, что стратегия – это отнюдь не документ, в котором зафиксированы необходимые действия, а, прежде всего, сами действия.

Выработка стратегий является предметом стратегического менеджмента. Можно сказать, что в рамках стратегического менеджмента осуществляется разработка стратегии организации.

Различается корпоративная (базовая) стратегия, охватывающая организацию в целом, стратегия подразделений (стратегия бизнес-единиц) и функциональная стратегия, представляющая программу развития какой-то функциональной сферы организации (производство, кадры, финансы, исследования и разработки и т.д.).

Типология стратегий может проводиться:


  • По функциональным областям менеджмента: стратегия сбыта, стратегия исследований и разработок, продуктовая стратегия, инвестиционная стратегия, финансовая стратегия, кадровая стратегия

  • По направлениям развития: стратегия роста, стратегия стабилизации

  • По действиям на рынке: стратегия проникновения, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта, стратегия диверсификации

  • По поведению на рынке: стратегия наступления, стратегия защиты

Стратегические мероприятия организации осуществляются по определенному сценарию. Сценарий представляет собой логическую последовательность действий организации по формированию стратегии.

Сценарий включает в себя следующие действия:


  1. Формирование философии организации

  2. Формирование миссии организации.

  3. Анализ внешней среды прямого и косвенного воздействия (шансы и риски).

  4. Анализ потенциала организации (ключевые компетенции, сильные и слабые стороны).

  5. Определение стратегических целей. Дифференциация целей по уровням.

  6. Выбор типов стратегий.

  7. Разработка оперативных мер (проекты, программы, планы).

  8. Выполнение стратегии, контроль и регулирование.

Шаги 1-2 сценария относятся к нормативному менеджменту.

Шаги 3-6 относятся к стратегическому менеджменту.

Шаги 7-8 относятся к оперативному менеджменту.

следующая страница >>