prosdo.ru   1 2

Ау!


Уа!



Прочитай.








Девочка плачет:
— О-о-о!


Произнеси звук [о],
изображая радость,
удивление, страх,
грусть, как эти
гномики.




Рассмотри картинку. Найди слова со звуком [о].



ЗВУК [О]





Ослик очень огорчен:
Со звуком «О» он не знаком.
Кто же ослику поможет —
Овощи в ведро положит?
Помнить надо вам одно —
Овощи со звуком «О».


Рассмотри

картинку. Назови

овощи со звуком [о].




Послушай, запомни, повтори по три звука.

аоу уоа оуа оау

Обозначь в схемах слов место звука [о].







Подними и опусти по ступенькам
звук [о], повышая и понижая голос.


О-о-о.


Прочитай.


О!




В автобусе едут дети. Как их зовут?


БУКВЫ О, о

Прочитай ряды букв громко, тихо, шепотом.

а о у о у о


у о а у о у


а у о о а о

Отгадай ребусы.



ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО

«Упрямое» слово «пальто».









Что купили Толе?


Чему рад Толя?


О чем он рассказывает?


Что делает Толя?


Этот гном мечтает о конфетах, о подарках, о ... .

Его зовут О.

Почему его так зовут?




ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО




Кот Тимошка видел сон.
Но о чем? Не помнит он!
Может, о мышатах?
Может, о котятах?
Может, о ребятах?
Или лягушатах?
Сон Тимошка свой забыл
И немножко загрустил.

Кто приснился Тимошке?
О ком был Тимошкин сон?

О ком заботятся дети? Составь предложение по схеме.



Маленькое слово О — предлог, стоит отдельно от других слов.





Лошадь ржет:
— И-и-и!

Произнеси звук [и] с усилением и ослаблением голоса.


Рассмотри картинку «День рождения
у Иры». Назови слова со звуком [и].


Назови имена друзей Винни-Пуха за
звуком [и].


Назови картинки.
Обозначь место
звука [и] в схемах
слов.




ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО






Назови животных. Чьи это уши?
Проведи от них «дорожки» к животным.


Назови картинки. Составь из них пары.


Объясни значения
слова «кисть».
Составь предложения
с этим словом.










На каком этаже дома «живёт» каждый из этих предметов?














Лошадь ржет:

— И-и-и!

Осёл кричит:

Иа! Иа!


Прочитай шепотом,
тихо, громко.

а о у и
о у и а
у о а и
и о у а





БУКВЫ И, и

Кто это? Составь предложения по схемам.


По каждой паре картинок составь предложение с маленьким словом «И».







Эдик сказал
с сожалением:
— Э-э-э...


Произнеси звук [э] с усилением и ослаблением голоса.


Помоги Эдику найти слова со звуком [э].


В каком домике живут
слова «эму», «поэт»?


Какие два слова соединились?


электроприборы


электростанция


электромонтер








Сколько здесь
букв Э ?


Прочитай на одном выдохе


Подними букву Э
по этажам,
изменяя высоту
и силу голоса.


Отгадай ребус.


Кроссворд
«Лесенка».








Медведь ревёт:
— Ы-ы-ы!


Произнеси звук [Ы] с усилением и ослаблением голоса.


Рассмотри картинку
«Мышиная семья».
Назови слова
со звуком [Ы].


Разложи продукты
в корзины. Смотри
на схемы слов.









Один — много.


Какой звук ты слышишь в конце слов, называющих много предметов?






Доскажи словечко.
На берегу растет сосна,
А рядом с нею ....
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею ....
Стал красным-красным помидор,
А рядом ....

Вот гном один, вот гном второй,
А вместе это ....




Подбери к каждому слову картинку. Соедини их линиями.



спелые
длинный
душистое
дырявая

Сосчитай
тыквы.





  • Ты худой, а я толстяк.

  • Ешь поменьше натощак.

Г. Виеру


Пройди по «горам». Следи за высотой звука.


Прочитай на одном выдохе.


Впиши букву Ы в схемы слов.


Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.

Е. Благинина

Назови грибы. Какие грибы соберет

буква Ы?


Отгадай ребус.








Перекличка,

пы — пи выть — ...

ты — ... ныть — ...

мы — ... быть — ...


Запомни и повтори,
ви - ви - вы

пы - пи - пы

ти - ты - ти


Лошадка и медведь ждут гостей.

Кто пойдет к лошадке, а кто — к медведю (проведи линии)?
Назови диких животных, домашних животных.


Вставь в схемы слов буквы И или Ы.


Подбери к
схемам слова.








Помоги Винни-Пуху добраться
до бочки с мёдом.


Прочитай (спой)
песенки гласных
звуков вместе
с Винни-Пухом.


Винни-Пух пошел в гости к друзьям.
Отгадай, кто на каком этаже живет.


Винни-Пух попал под буквенный

дождь. В какую схему слова

упадет каждая капля?


Какие буквы

Винни-Пух увидел

в траве?











Папа зовёт детей.


Папа произносит имена детей по частям — слогам.


Слова делятся на слоги.


Дятел -телеграфист.

Передай по телеграфу слова
— названия картинок,
отстукивая количество
слогов. Посчитай, сколько
слогов в каждом слове.


Дружная семья.

Назови животных. Найди слово из одного слога, из двух, из трех слогов.



Посмотри, как обозначаются слоги в схеме слова.
















Послушай стих.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла. чеслук и репуста.

Н. Кончаловская


Что хотел вырастить садовод? Определи количество слогов в названиях овощей.





Проведи «дорожки» от картинок к схемам слов.


Это Вова, Наташа, Ира.

Рассмотри схемы слов —

имён детей.

Сколько гласных звуков

в каждом слове

и сколько слогов?




Сколько в слове гласных, столько и слогов.







Федора идёт по лесу и зовёт свою посуду. Позови посуду и ты.
Какой гласный звук в каждом слове звучит сильнее и дольше?







В каждом слове есть ударный слог,
в котором гласный звук произносится с силой и длительно.


Ударный слог,

Ударный слог —

Он назван так недаром...

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,

И ЧЁТко речь моя звуЧИТ.

А. Шибаев






Посмотри, как обозначается ударение в схемах слов.











Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

К. Чуковский




Поставь знак ударения на плиты,
по которым гном стукнет сильнее.


Сравни

произношение

слов.


Ударение помогает различить слова.


Подбери слова к схемам.

Гномик идёт по слоговой дорожке, выложенной плитами. Постукивая
каблучками, он приговаривает:





Корова мычит: — М-м-м!


Рассмотри картинку «Корова на лугу».
Назови слова со звуком [м].


Определи место звука [м] в каждом слове.











Подружи звук [м] с гласными
звуками.








Корова мычит: — М-м-м!
А телёнок: — Мь-мь-мь!


Назови продукты питания.Из чего
они приготовлены? Гному Муку нужны


продукты со звуком [м], а Мйку — со звуком [м'].


Помоги гномам подобрать
продукты к этим схемам.


Подружи звуки [м], [м']
с гласными звуками.


Прочитай схемы со звуками
[м], [м'].











Взявшись за руки,
Мы встали.
И на М похожи
Стали.

В. Степанов


Подружи букву М с гласными

буквами. Подбери

к составленным слогам

картинки.


Прочитай слоги.








Ам!


му




Прочитай слова и составь предложения по картинкам.






Отгадай ребус.


Реши кроссворд.






Вьюга воет:


  • В-в-в!

  • Вь-вь-вь!


Соедини звуки [в], [в']

с гласными. Прочитай слоги.




Рассмотри картинку «Ну погоди!». Назови слова со звуками [в], [в'].
Определи место звуков [в], [в'] в словах. Что неправильно нарисовал художник?





Используя картинку,

подбери рифму к словам

«корона», «слон», «полк», «боровик», «дрова».

















Отгадай загадки. Соедини слово-отгадку со схемой слова.


  1. Не сеют, не сажают —
    Сами вырастают.

  2. Хохотун Егорка

Взялся за уборку.

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся — чистый пол.

  1. Кто приходит, кто уходит —
    Все её за ручку водят.

  2. Весной веселит, летом холодит,
    Осенью питает, зимой согревает.


возит


молоко


рыбу


возит


молоковоз


рыбовоз


воду возит — ...
хлеб возит — ...


лес возит —...

панели возит — ...




Прочитай слоги. Кого встретил Винни-Пух, гуляя по дорожке?



Составь предложения с этими словами.







Зачеркни по две одинаковые буквы.
Прочитай слово из оставшихся букв.


На каком этаже живёт волк? Сова? Пьют квас?


Отгадай ребусы.


Как зовут мальчика?








Этот гном любит прятаться в бочку,
в корзинку, в коробку.
Его зовут В.

Где сидит гном? Почему его так зовут?


Заяц в городе.

Куда пойдет заяц?


Маленькое слово В — предлог, стоит отдельно от других слов.


Составь предложения по схемам. Прочитай рассказ.
Придумай название рассказу.








Царевна Несмеяна ноет:

  • Н-н-н!

  • Нь-нь-нь!

Рассмотри картинку
«Царевна Несмеяна». Назови слова


со звуками [н], [н'] в начале, в середине, в конце слова.


Произнеси отчётливо. Найди слова со звуками.[н], [н'].

Нам не нужны такие шутки.
Кто ночью срезал незабудки?
На грядке отпечатки ног.
Наверно, это — носорог.

Г. Сапгир








Используя картинки, догадайся, что скажет Царевна Несмеяна. Соедини
линиями каждую схему с соответствующей картинкой.


Я несу....
Я надену....
Я нарисую ....


Подружи
гласные звуки
со звуком [н].


Прочитай по схемам слоги со звуками [н], [н']. Повтори чистоговорки отчётливо.


ни, ни, ни — грусть, тоску гони.

на, на, на — светит нам луна.

но, но, но — там идёт кино.

ну, ну, ну — ждут тебя одну.

ны, ны, ны — смех и радость нам нужны.








Образуй слоги с буквой Н.
Назови слова с этими слогами.


Прочитай


Отгадай ребус.


Поставь
неваляшек
по росту.
Прочитай
имя девочки.








Гном любит сидеть на пеньке, на скамейке, на диване.
Его зовут На.


Маленькое слово На — предлог, стоит отдельно от других

слов.


Летит пчёлка на лужок,

Чтоб насобирать медок.

Села на ромашку,
А потом на кашку,
А затем на василёк.
Вот уже готов медок!


Сакие цветы росли на лугу?
Куда села пчёлка?


Что где растёт?

Соедини линиями подходящие картинки верхней и нижней строчек. Составь
предложения с маленьким словом (предлогом) «на».


Прочитай предложения, вставляя слова, называющие действия.








Тесто пыхтит:


  • П-п-п!

  • Пь-пь-пь!


Рассмотри картинку «На кухне». Назови слова со звуками [п], [гГ].
Определи место звуков [п], [п'] в словах.


Догадайся по схемам слогов, что приготовил Петя.


Произнеси отчётливо:

Петя пробует компот,
с повидлом пироги печёт.








С какого звука — [П] или [П] — начинаются названия профессий?


Поэт


Почтальон


Певец


Продавец


Программно"


Портной


Пианист


Пожарный


«Упрямое» слово «пианино».

Куда спряталась кошка?

Где стоит ваза?

К чему подходит щенок?






Где спряталась
буква П?


Мальчик пускает мыльные

пузыри. Какие слоги у него

получились?


Прочитай.


Отгадай ребус.


Какое слово спрятал
попугай?








Этот гном любит ходить по бревну, по мосту, по ... .
Его зовут По.
Почему его так зовут?

Составь предложения по схеме.


Маленькое слово По — предлог, стоит отдельно от других слов.


Помоги Пете

добраться до дома,

используя предлог по.


Прочитай предложения. Вставь слова,
называющие действия.


Папа


Пума


Пони








Вот колеса застучали: — Т-т-т!
В путь-дорогу нас позвали:

— Ть-ть-ть!


Проведи линии:

погрузи в синий

самолет одежду и

обувь со звуком [т],

а в зеленый — со

звуком [т'].


Рассмотри картинку «На улице». Назови слова со звуками [т], [т'] вначале,

в середине, в конце слова.






В доме Тома находятся

предметы со звуком [т],

а в доме Тима —

со звуком [т'].

Назови эти предметы.


Запомни пословицы. Назови слова со звуками [т] и [т'].
Труд кормит, а лень портит.
Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.

Подбери схемы к словам «Том» и «Тим».


Мама и пять ее детенышей.

Назови картины, выделяя голосом звуки [т], [т'].








Кто как голос подаёт?


мычит


мычат


Скажи наоборот.


подлетел — ...
подошёл — ...
подплыл — ...


подбежал


отбежал








Сколько букв Т?


Дополни до
целого слова. ТЭН ...

Прочитай.


Подружи букву Т с гласными буквами.


Отгадай
ребусы.


тум


та


Кто Ната?

Это Ната. У Наты ноты.
Ната на пи-а-ни-но.




ш

ББК81.2Рус-922
Ц85

Цуканова СП., БетцЛ.Л.
Ц85 Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Альбом 1 для индивидуальной работы / СП. Цуканова,

Л.Л. Бетц. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 64 с.

15ВЫ 5-296-00694-1

Пособие содержит разносторонний тренировочный материал по формированию у детей

фонематической стороны речи, знакомит с основными грамматическими закономерностя-
ми русского языка, расширяет и обогащает словарь, способствует профилактике возмож-
ных расстройств письменной речи, помогает ребенку успешно овладеть грамотой.

Пособие сопровождается методическими рекомендациями, в которых представлены за-
дачи обучения, перспективное планирование коррекционной работы, конспекты фронталь-
ных логопедических занятий.

Предлагаемые на занятиях игровые и тренировочные упражнения могут быть использо-
ваны при работе с широкой детской аудиторией: с детьми 4-6 лет, имеющими нормальное
речевое развитие, и с детьми-логопатами.

Пособие предлагается логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреж-
дений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.

ББК81.2Рус-922

Рецензенты: Т. П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психопа-
тологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.
О. Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафед-
рой специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ

Издатель —А.П. Казаков

Редактор — Н.Е. Ильякова

Художник — Е.В. Мазур

Обложка—Д.Р. Кудряков

Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова

ООО «Издательство ГНОМ и Д»
Тел./ факс: (495) 264-27-73. Е-таМ: дпот_1одореа'@пе«таП.ги

Подписано в печать 26.08.2006. Печать офсетная. Объем 4 п.л.
Формат 84x108/16. Тираж 10 000 экз. Заказ № 1773.

Отпечатано по заказу ООО Агентство «Социальный проект» с готовых диапозитивов

в ОАО «Московская типография № 2». 129085, Москва, Проспект Мира, 105. Тел.: (495) 682-24-91.

©БетцЛ.Л., Цуканова СП., 2006
15ВЫ 5-296-00694-1 © Оформление. Издательство ГНОМ и Д, 2006

<< предыдущая страница