prosdo.ru
добавить свой файл
1
Тема: Роль руководителя в управлении



  1. Требования к руководителям

  2. Качества руководителя (профессиональные, деловые, личные)

  3. Авторитет и лидерство

  4. Стили управления


Руководство – существенный компонент эффективного управления. На руководителей ложится огромная личная ответственность за успех бизнеса. Это требует энциклопедических знаний в самых различных областях, прежде всего в экономике и управлении. Глобализация мирового хозяйства, резкое усиление конкуренции, существенное влияние информационных технологий обусловили появление множества нововведений в управлении предприятием. От эффективности управления в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность. 


  1. Требования к руководителям Многие специалисты утверждают, что успех в деятельности любой коммерческой организации на 80–90% зависит от руководителя. Поэтому к нему должны предъявляться жесткие требования, важнейшие из которых компетентность, требовательность, честность, справедливость, собранность, умение ценить свое время и время подчиненных, коммуникабельность и др.

Американский ученый Н. Хилл на основании анализа жизни нескольких сот известных преуспевающих руководителей-бизнесменов определил одиннадцать секретов управления:

  • смелость и решительность, базирующиеся на знании самого себя и того дела, которому вы посвятили жизнь;

  • самоконтроль как прекрасный пример для исполнителей, которые стремятся подражать руководителю;

  • острое чувство справедливости, без которого руководитель лишается уважения со стороны подчиненных и утрачивает моральное право командовать;

  • ясность планов, т. е. планирует свою работу и работает над планом;
  • честность решений, т.е. руководитель демонстрирует уверенность в себе;


  • привычка работать сверхурочно, т.е. готовность работать больше, чем он требует от подчиненных;

  • привлекательность личности, так как исполнители перестают уважать руководителя, не следящего за собой и своей репутацией;

  • сочувствие и понимание – руководитель должен уметь сочувствовать и понимать проблемы подчиненных;

  • совершенное владение предметом и ситуацией – руководитель знает дело как «свои пять пальцев»;

  • готовность взять на себя ответственность за ошибки и упущения подчиненных;

  • сотрудничество – руководитель должен понимать и применять совместные усилия и воспитывать у подчиненных способность к сотрудничеству. Для управления требуется энергия, а ее дает сотрудничество.

  1. Качества руководителя

Качества, присущие руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые. К профессиональным качествам относят те, что характеризуют любого грамотного специалиста, и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения обязанностей руководителя. Ими являются: - высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии; глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности; - широта взглядов, эрудиция, стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности; - поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение; - умение планировать работу. Личные качества руководителя так же мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих что их уважали и с ними считались. Сюда относятся: - высокие моральные стандарты; - физическое и психологическое здоровье; - высокий уровень внутренней культуры; - отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; - оптимизм, уверенность в себе. Но обладание ими – тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Однако, руководителем делают человека не профессиональные или личные качества, а деловые качества, к которым необходимо отнести: - умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить и распределить среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их выполнение; - доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав; - контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой; - инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, и при необходимости легко перестроиться; - способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими; - стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных. Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших – на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.


3. Авторитет и лидерство.

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций. Быть руководителем и быть лидером в организации – это не одно и то же. Руководитель в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия.

Различие между лидером и руководителем проводится по многим позициям.

Отличие руководителя от лидера

Руководитель

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей


Использует только доводы

Использует как доводы, так и эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Уважаем

Обожаем

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (ролей лидера):

1.
Деловое лидерство – характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В основе лежат высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.

2. Эмоциональное лидерство – возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу пси­хологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство – может быть и деловым, и эмоциональным, но отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуа­ции, например при всеобщей растерянности во время пожара.

В основу типологии лидерства, предложенной проф. Б. Д. Прыгиным положены три различных критерия: во-первых – по содержанию; во-вторых – по стилю; в-третьих – по характеру деятельности лидера. По содержанию различают:


- лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

- лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

- лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю:

- Авторитарный – лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.

- Демократический. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы, они инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива.

- Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

По характеру деятельности различают:


  • универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;

  • ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

- конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

- деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сфор-мировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);


- нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей). Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.  Составляющие авторитета руководителя: профессионализм и компетентность – основа делового авторитета; справедливость и высокие нравственные качества личности руководителя – основа его морального авторитета; власть – база формального авторитета («авторитета» должности, заданного властными полномочиями, местом в управленческой иерархии).

Авторитет может быть: 

- истинным – когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные;

- ложным – сформированным на заблуждениях относительно личности руководителя.

В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает:

 - научным (качество учености), 

- деловым (компетентность, навыки, опыт), 

- моральным (высокие нравственные качества), 

- религиозными(святость), 

- статусным (уважение к должности) и т.п.

Авторитет подразделяется на следующие виды: 1. Должностной (формальный) – базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям, признании права их представителей командовать, убежденности в необходимости поддержать порядок и подчиняться руководству. 2. Деловойпредполагающий высокую профессиональную компетентность руководителя, его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха. 3. Личный (персональный) – формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных с должностными обязанностями. Это такие качества, как порядочность в общении, забота о людях, ум, коммуникабельность, скромность образа жизни и иные способности.  Авторитет – это положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений. Авторитет основан на двух источниках: а) на вере в личностные особенности человека, его престиж; б) на вере в способности человека, его деловые качества. Авторитет личности – это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере. Руководитель, располагающий личностным авторитетом, всегда имеет свое лицо. Авторитет специалиста – это власть, основанная на разумной вере. Исполнители верят в компетенцию руководителя. Авторитет и лидерство – важные составляющие управления организацией.

  1. Стили управления.

Стиль управления – это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В этом как раз и проявляется стиль руководства. Стили управления, определяемые личностью руководителя: авторитарный, либеральный, демократический.  Авторитарный стиль управления – совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения. К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров. Демократический стиль управления – совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных. Демократический стиль – наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчиненным. К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.


Либеральный стиль – сосредоточение на человеке, стиль невмешательства в дела подчиненных, безынициативность, ожидание указаний сверху, руководитель непоследователен в своих действиях, легко поддается мнению других (влиянию), некомпетентен в решении вопросов, его характеризует боязнь принятия решений, перекладывание дел на подчиненных. Применение либерального («клубного») стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе. 


Функции управления

Стили управления

Автори-
тарный


Демокра-
тический


Либеральный

Принятие решения

Единоличное

Коллегиальное

Поручает принять решение команде

Доведение решений до подчиненных

Приказ, команда

Совместное определение исполнителей

Команда сама определяет кандидатур

Подбор и увольнение кадров

Единолично

Советуется с командой

Поручает поиск кандидатур

Использование стимулов и мотивации


Страх наказания. Использование материальных стимулов

Поддержка, поощрение. Совместное определение форм поощрения

Передает команде определение форм поощрения

Осуществление контроля

Жесткий контроль сверху

Функции контроля распределяются совместно

Контроль передается команде

Отношение к повышению квалификации

Определяет единолично, кому, где и когда повышать квалификацию

Совместно определяет кому, где и когда повышать квалификацию

Команда определяет кому, где и когда повышать квалификацию

Манера общения

Держит дистанцию, необщителен

Дозировано товарищеская, открыт и доступен

Отношение полного доверия


Стиль руководства должен меняться с ростом профессионального мастерства, опыта работы подчиненных и соответствовать той ситуации, в которой находится подчиненный.

Тема: Власть и влияние

Руководитель, управляя коллективом, оказывает на него влияние, чтобы оно было эффективным он должен иметь власть. Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Власть это возможность влиять на поведение других. Френч и Рэйвен разработали классификацию основ власти. Известно 5 основных форм: 1) власть, основанная на принуждении, влияние через страх – угроза потерять место, понижение в должности. Эта форма власти приводит к определённому результату, но не способствует раскрытию потенциала работников, требует значительных затрат на жёсткий контроль, в условиях которого у работников появляется желание обманывать руководителей. 2)  власть, основанная на вознаграждении, влияние через положительное подкрепление – подчиненный позволяет властвовать над собой и делать то, что добивается от него руководитель, но в обмен на вознаграждение. Чтобы повлиять на поведение исполнителя, вознаграждение должно быть ценным для него. То есть власть, основанная на вознаграждении, будет действенной в том случае, когда руководитель сможет правильно определить, что в глазах подчиненного представляет истинную ценность и реально предложить ему это вознаграждение. Эта форма может дать хорошие результаты, если будет иметь честную основу; 3)  законная власть, влияние через традиции –  в основе лежит формальное положение руководителя в иерархии, в силу которого подчиненные обязаны выполнять его распоряжения. Эта форма власти будет действенной только при условии, что подчиненный усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить потребности в защищенности и принадлежности. Влияние через традиции основывается на вере в ценности и авторитет руководителя; 4)  власть примера, влияние с помощью харизмы – это власть, построенная на силе и привлекательности личных качеств и способностей руководителя, в силу которых он становится лидером. На подсознательном уровне подчиненные ожидают, что выполнение того, что требует руководитель, сделает их похожими на него или хотя бы вызовет уважение окружающих; 5)  власть эксперта, влияние через разумную веру – власть основывается на разумной вере в знания и компетенцию руководителя. Влияние разумной веры меняет баланс власти. Поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного, власть последнего растет. То есть временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем у руководителя. Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях. Власть, процесс двусторонний. Власть начальника над подчинённым – одна сторона, видимая. Другая сторона – власть подчинённых над начальником, руководитель зависит от подчинённых в вопросах получения необходимой качественной информации для принятия решений, ответственности за результаты работы, которую выполняют подчинённые, способности подчинённых выполнять работу, неформальных контактов. Баланс власти – это ситуация в управлении, когда уровень влияния обличенного властью руководителя над подчиненными равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя. К современным формам влияния относится убеждение и участие. Убеждение  это эффективная передача своей точки зрения. Убеждение достигает своей цели, если в сознании подчиненного формируется комплексное, глубокое и однозначное представление о том, что ему необходимо делать. Недостатки: 1. медленное воздействие на подчиненного - для того, чтобы кого- либо убедить в чем-либо, требуется затратить времени больше, чем на подготовку приказа. Для того, чтобы склонить его к мнению руководителя, необходима планомерная и часть долговременная работа; 2.  неопределенность – ни один руководитель, использующий убеждение, не может быть полностью уверен в том, что подчиненный, даже согласившись с ним, сделает то, что от него требуется; одноразовое действие - начиная какое-либо новое дело, руководитель, возможно, должен будет заново убеждать своих подчиненных в его необходимости и важности. Сглаживание   недостатков   убеждения   может   быть   достигнуто   за   счет   совместного использования с другими методами влияния. Преимущество – подчиненный прилагает максимально возможные усилия к достижению цели, поскольку считает, что, достигая поставленной цели, он удовлетворяет (или получает возможность удовлетворить) некоторые собственные потребности. Второе преимущество заключается в том, что не нужно проверять выполнение работы, так как он, по всей вероятности, постарается выполнить больше, чем минимальные требования. Влияние через участие (привлечение) – руководитель направляет усилия исполнителя в нужном направлении, предоставляя ему необходимую информацию, помогая советом и реальным делом. При этом оба объединяются для достижения единой цели, в которую искренне верят. Люди, вдохновленные потребностями высокого уровня (самовыражения и успеха), работают усерднее на ту цель, которая была сформулирована с их участием.