prosdo.ru 1 2 ... 5 6
Отар ИОСЕЛИАНИ



САД ОСЕНЬЮ


1 Большой ресторан, салон VIP.
За столом восемь человек : две дамы, министр и пять высокопоставленных чиновников. Это деловой обед. Леокадия, секретарша, сделала пометки в блокноте и закрыла его. Начальники расслабились, распустили галстуки. « С ними надо быть осторожными, они никогда не выполняют своих обещаний... Вместо 120 они поставили нам всего каких-то несчастных сорок... » « А этот Теодиер все время водит нас за нос. » Иногда вдруг они потихоньку пинают друг друга под столом. « Пора уже избавиться от него, но надо найти хороший предлог.» Приносят счет. Каждый раз в конце обеда наступает неприятный момент : нужно платить. Они вовсе не бедные, а просто прижимистые, жадные, скупые. Бенжамен, шеф кабинета, объявляет : « С каждого по 187, если округлить. » И все начинают доставать кто чековую книжку, кто пачку денег, кто набор кредитных карточек... Леокадия, секретарша министра, платит за своего хозяина... « У тебя не будет трех эвро ? Я взял 10 и пишу чек на 200... » « Ты мне должен 5, вот держи, я буду тебе должен 3. » Неловко улыбаясь, каждый потихоньку делает свои подсчеты. Наконец всё кончено. Все поправляют галстуки, надевают куртки. Венсан задумчиво ковыряет в зубах. Он министр, ему есть о чем задуматься. Это высокий худощавый человек, довольно элегантный, хорошо одетый : темная сорочка, куртка в соответствии со всем остальным, одноцветный галстук (цвета усталого бордо), уголок носового платка торчит там, где нужно. Одиль, его подруга - очень красивая девица. Она пудрится. Лионель Били, знаменитый судья, ловит её взгляд и подмигивает ей. Деловой обед закончился, стучат отодвигаемые стулья.
2 Улица перед рестораном.

Водители стоят навытяжку, с фуражками в руках. Хлопают дверцы машин, рычат моторы. Телохранитель Венсана, широкоплечий парень Севрен, занимает место в министерском лимузине рядом с шофером. Одиль не садится в машину. Она переходит через площадь прямо к магазинам шикарной одежды. Вдоль тротуара стоят машины, в основном Mini или Smart. Их владелицы бродят по магазинам, выходят с пакетами... машины отъезжают, на их место становятся другие. Многие дамы одеты в меха, хотя совсем не холодно. Все они шагают энергично, с независимым, надменным видом, сухим и злобным взглядом. И Одиль точно такая же. Вот одна из них глазеет на большую витрину Гуччи. Одиль оценивающе оглядывает даму, незаметно щупает ткань ее манто и входит в магазин. Чуть позже она выходит оттуда с большим пакетом, колеблется перед другим магазином, входит. Через стекло видно, как она выбирает, примеряет, спорит с двумя продавщицами, садится, закуривает сигарету...

3 Сельскохозяйственная выставка

Гладкие, ухоженные быки, овцы, свиньи... Самодовольные петухи, важные гуси. Чёрные, белые и коричневые козы с бесовскими глазами... Венсан шествует, сопровождаемый телохранителем, похлопывает коров, гладит шелковистый бок поросенка, пожимает шершавые руки скотоводов... Произносит соответствующую случаю речь, перерезает ленту. Аплодисменты.
4 Приемная кабинета министров

Уборщица Барбара - девушка с глазами цвета сирени. Она подметает пол, высыпает бумаги из мусорной корзины в пластиковый мешок, проводит тряпкой по мебели... Севрен, удобно устроившись около окна, перелистывает журнал. Четверо посетителей терпеливо ждут, сидя в креслах. Двое с острыми бородками, третий носит длинную бороду, четвертый, более молодой, гладко выбрит. Они держат на коленях тяжелые досье, рулоны с диаграммами. Все поворачивают головы на звук скрипнувшей двери : в приёмную входят три высоких африканца. На одном из них роскошное голубое бубу, на другом, более молодом - белое, украшенное вышивкой, третий в полосатом костюме-тройке : это, очевидно, их телохранитель. Африканец в белом несет большую клетку, накрытую пестрой тканью. Севрен закрывает журнал и смотрит на них с подозрением. Вошедшие останавливаются посреди приемной и с любопытством оглядываются. Телохранитель, такой же большой и крепкий, как Севрен, улыбается своему коллеге, затем Леокадии и провозглашает : « Его превосходительство министр Сембен Сиссе ! »   Леокадия : « Присаживайтесь, я сообщу о вас. » Пришедшие не трогаются с места. Барбара заканчивает свою работу, искоса поглядывая на странных посетителей. Леокадия снимает трубку.
5 Кабинет министра.

На столе для совещаний разложены игральные карты. Венсан играет в crapette с шефом своего кабинета. Карты разложены в два вертикальных ряда и в несколько стопок. Игроки сосредоточены. Саркастическая улыбка появляется на физиономии Бенжамена. « Крапетт ! » - объявляет он вдруг. « Что ты говоришь ? », восклицает Венсан, почесывая себе спину под сорочкой длинной чесалкой из черного дерева с маленькой рукой из слоновой кости на конце. « Взгляните, господин министр : вы могли сделать вот так и так, но к сожалению, случай упущен, сейчас моя игра ! » Бенжамен, хитро улыбаясь, придвигает ему три карты, блокируя его колоду. Досадно. Звонит телефон. Венсан огибает стол, поднимает трубку, слушает и ничего не говоря, с раздражением кладет ее обратно, торопливо достает из шкафа длинный рулон и разворачивает его на столе для совещаний, полностью закрыв игру - это карта Центральной Африки. « У нас визит. Доставай железки. » Бенжамен выдвигает ящик письменного стола, достает из него несколько сафьяновых коробочек. Венсан открывает их одну за другой : « Рыцарский крест, офицерский... нет, командор - это слишком ! Убери это... » Он возвращается к своему столу, садится. « Пусть войдут. » Бенжамен широко открывает дверь. Появляются министр Сембен и свита. Севрен проскальзывает в кабинет вслед за ними, на всякий случай. Африканский министр улыбается, широко раскинув руки. Венсан идет ему навстречу, то же улыбается. Мужчины сжимают друг друга в объятиях. Бенжамен забирает подарок у молодого негра, приподнимает ткань : в золоченой клетке большой попугай Ара в цветастом оперении. Склонив голову, он наблюдает сцену : министр, без лишних церемоний, прикалывает орден к голубому бубу его превосходительства и гостеприимным жестом приглашает присутствующих сесть, выпить по бокалу шампанского.

6 Приемная кабинета министра

Барбара закончила уборку, выходит из приёмной, толкая перед собой тележку с метлой, мешком с мусором и ведром... Старички дремлют. Дверь кабинета открывается, Бенжамен с папками в руках проходит через приёмную. За ним шествует африканская делегация: новоиспечённый орденоносуц весьма доволен, косится на свою медаль. Севрен провожает их до выхода, возвращается к своему креслу, усаживается, раскрывает журнал. Опять раскрывается дверь: тук-тук-тук, на своих острых каблучках Одиль, ни с кем не здороваясь, проходит прямо в кабинет министра. Один из посетителей обращается к секретарше : « Мы приглашены на совещание ». « Сейчас я доложу о вас,» - Леокадия сримает трубку телефона.
7 Кабинет министра.

Звонит красный телефон, затем синий, зелёный... За боковой дверью, в маленькой комнате, Венсан, обнаженный по пояс, лежит на тренажере и двумя руками поднимает тяжелые гантели - расслабляется. Телефоны продолжают звонить. Одиль расстегивает блузку, устраивается в кресле, кладёт длиннющие свои ноги на подоконник. Венсан пыхтит. Одиль закуривает. Она не спешит.
8 Квартира министра. Холл и коридор.

Четверо грузчиков тащат по коридору тяжелый длинный ящик. Вдоль стен на стульях и канапе разбросаны халаты, платья, пальто, брюки, юбки, шляпы. Десятки пар туфель всевозможных цветов, на острых и плоских каблуках, валяются перед закрытой дверью. Из-за этой двери слышатся звуки фортепиано и резкий, пронзительный голос женщины поющей : « Дорогой, ты хочешь уйти, я смеюсь. Я заплатила за всё, я свободна как чайка... » Венсан пробирается через этот кошмарный беспорядок. Вначале он весело насвистывает, в середине коридора свист прекращается и министр входит в салон уже в очень дурном расположении духа.
9 Квартира министра. Салон.

Одиль поёт фальшиво. Явно страдающий аккомпаниатор, увидев вошедшего хозяина дома, с облегчением останавливается. Рабочие вскрывают ящик - в нём нечто громоздкое обернутое в дутый пузырчатый пластик. Двое из них выходят, выносят доски. « Ты можешь объяснить мне, что происходит ? » « Это сюрприз » говорит Одиль. « Снимите, пожалуйста, обёртку.»  Пластик падает на пол - это действительно сюрприз : гипсовая копия Венеры Милосской в натуральную величину. « Посмотри, какая прелесть! »- Одиль гладит спину скульптуры. « Поставим её здесь, перед камином, и тогда в зеркале можно будет видеть её спину. » Венсан ошеломлен. « Я даже не спрашиваю тебя, сколько это стоит, но констатирую, что вкус у тебя весьма оригинальный. » « Ты хочешь сказать, что у меня дурной вкус? Да ты хоть знаешь, что это такое ? » « Я знаю только, что нужно немедленно запаковать эту штуку и вынести из дому. » « Уже давно я хочу тебе сказать что... я хочу сказать, что... я ничего тебе не скажу ! О-о ! » Одиль рыдает... Смущенный аккомпаниатор выходит из комнаты и тихо прикрывает за собой дверь.

10 Охотничий заповедник.

Министерский лимузин и мерседес Сембена въезжают на широкую поляну. Всё готово : охотники проверяют материал, повара хлопочут у жаровни, официанты расстилают скатерти для « импровизированного » пикника. Октет музыкантов : (парики, камзолы, белые чулки и туфли с пряжками ) репетирует в тени каштана. Африканский министр выбираясь из машины, опирается на руку своего верного колосса. Венсан принимает Сембена в свои объятия. Министры по братски целуют друг друга в губы. Прибывают две «Тойоты», полные японцев. Главный из них - Ямамото-сан, высокий чин P.D.G., приближается к Венсану, совершает традиционный двойной поклон. Венсан тоже кланяется, представляет гостей. Охотники, в сопровождении свиты, направляются в чащу. Там они разделяются, каждый забирается в свою забетонированную , хорошо защищенную сторожку : раненные животные непредсказуемы и опасны. Поблизости, в загоне заперты шесть кабанов. Их выпускают по одному, раздаются выстрелы. Животные несутся к кустарнику, мечутся, кружатся, падают. Несколько кабанов убиты наповал, другие, окровавленные, тянутся к лесу. Сембен - хороший стрелок, Ямамото и Венсан - новички. Смотрители заповедника приканчивают раненых животных. Гости возвращаются на лужайку - октет начинает играть романтический кусок из Корелли. Зеленого цвета автомобиль тихо катится по траве и останавливается посреди поляны. Из неё выходит Бенжамен в сопровождении двух очаровательных созданий : Катрин, Софи, представляются они, садясь за стол. Перед тем, как приступить к завтраку, Сембен и Ямамото получают министерский подарок : каждому - ружьё «Manufrance» в ясеневом чехле. Потом все едят, произносят тосты, веселятся. Посреди обеда японец подходит к Софи, берет её за руку и уводит в кусты. Прием удался.
11 Широкое авеню в столице. (снять как репортаж или использовать архивные материалы ) 

Манифестация хорошо оркестрирована. Фермеры собрались в город из всех уголков страны. Они жгут шины, опрокидывают на мостовую повозки с овощами и фруктами. Сотни откормленных коров бродят по чуждой им территории и отчаянно мычат. Кучи навоза лежат на асфальте бульваров. Бараны выщипывают газоны. Повсюду тракторы, машины для скота... Напротив серые полицейские фургоны. Прикрывшись щитами, силы порядка готовятся к противостоянию. Тысячи раздраженных и разъяренных крестьян кричат со всех сторон. Их руководители скандируют в мегафоны агрессивные лозунги. Толпа всегда верит, что новая важная шишка будет лучше чем тот, кого она уже знает.

12 Небольшой садик частного особняка

Возможно, толпа права, потому что Теодьер, соперник Венсана - энтузиаст, решительный человек, полон идей. Вот он, маленький квадратный человек с толстым животом и короткими ручками, сидит в тени большого дерева, окруженный своими сторонниками. Он читает, перечитывает, поправляет и подписывает тексты, декларации, предложения, программы... Лазарь, старый официант, сосредоточен и строг. Он разносит чай, переходя от одной группы к другой. За стенами этого скромного садика слышны крики бушующей, негодующей, возмущенной, решительной толпы. Какая радость - всё изменится - это Вагнер, Бетховен, Девятая ! Предатель Бенжамен тоже здесь, среди других. Он дает советы, печатает на компьютере, отвечает по телефону, рассылает с поручениями, короче : он организует операцию. Он твердо решил сохранить свое место.
13 У Премьер-министра.

Либо управляющий делами кладет документы на стол Премьер-министру ; либо, может быть, мажордом приносит ему завтрак в постель. Во всяком случае, Премьер министр говорит по телефону, кричит и стучит кулаком.
14 Кабинет министра

Венсан находится в своем пышном кабинете. Он не снял еще свой охотничий костюм. Он кладет трубку, почесывает голову. Окна закрыты, но ему хорошо слышны вопли его народа. Лозунги беспощадные, категорические - это конец. Стучат в дверь. Небольшая кучка чиновников уже без стеснения, хотя и с некоторыми признаками колебания, появляется в дверях. Бенжамен выступает вперед и протягивает Венсану бумагу с отпечатанным на ней текстом. Министр подписывает свою отставку. Все сотрудники делают соответствующее обстоятельствам лицо. Это те же самые люди, которых мы видели в окружении Теодиера в саду. Дело сделано. Толпа предателей покидает кабинет, они толкаются в дверях, не слишком скрывая своё рвение принести хорошую весть.
15 Широкое авеню в столице.

Теодиер проходит через толпу. Сторонники бурно приветствуют его и водружают на импровизированную эстраду. Бенжамен уже там. Он произносит приветственное слово и передает мегафон Теодьеру, который поднимает руки, чтобы прекратить овации. Но овации продолжаются. В их шуме слышны только обрывки фраз : « Я обещаю вам... всё изменится... а сейчас за работу, друзья ! »

16 Кабинет министра.

Леокадия, секретарша - настоящая дама, а настоящая дама всегда остается верной, как санитарка у изголовья раненого. Венсан сейчас - как больной, за которым надо присмотреть - таким образом, она остается с ним ради удовольствия, когда всё будет кончено, гордиться своим благородством. Они собирают вещи. На стенах портрет президента, увеличенные изображения вредных насекомых : комары, осы, клещи, колорадские жуки... и фотографии коров чемпионок. С помощью Севрена Леокадия наполняет картоны бесполезными предметами : это книги, подписанные коррумпированными авторами, уродливые безделушки и статуетки, преподнесенные раболепными послами или ремесленниками в нужный момент. Ара, сидя в своей золоченой клетке, клюет зернышки и внимательно следит за происходящим. Венсан снимает со стены несколько фотографий коров и насекомых, выбирает 2-3 книги, забирает свою чесалку. Больше он ничего не хочет брать. Он насвистывает свою любимую арию герцога из « Риголетто » . Немного разочарованная, Леокадия все-таки освобождает полки. Венсан проходит в соседнюю комнату, чтобы забрать свои гантели. Он засовывает их в портфель и вдруг, чтобы успокоиться, делает стойку на руках. Когда он, шагая на руках, возвращается в кабинет, то с удивлением обнаруживает там старичка с острой бородкой. Старичок печально разводит руками, поднимает плечи : « Очень сожалею », говорит он. « Спасибо, я очень тронут ». Венсан провожает его до двери, старый ученый с заговорщическим видом пожимает ему руку. Звонит телефон. « Спасибо, мой друг, очень тронут. » Снова звонит телефон. Венсан ненавидит соболезнования и поспешно уходит.
17 Коридор в министерстве.

Человек двадцать, новая команда со своим новым министром, стремительно проходят перед открытыми дверями кабинетов, где их предшественники лихорадочно собирают свои дела, рвут или сжигают важные документы : пусть вновь пришедшие сами во всем разбираются, с самого начала. Но у новичков в этот момент лишь одна цель - захватить место, устроиться, чтобы властвовать, и поэтому их вторжение заставляет думать о разбойниках, бандитах, захватчиках. Вдруг вся свора замирает : из своего кабинета, в сопровождении Севрена выходит Венсан с большим портфелем в руках. Деликатная ситуация. Бенжамен опускает глаза, другие прячут смущенные улыбки. Венсан смотрит на них спокойно, даже с юмором : « Входите, не смущайтесь, будьте как у себя дома. » Теодьер смотрит на него сверху вниз, без улыбки. Он похож на быка, готового броситься в атаку, - но не бросается. Ни слова не говоря, он толкает дверь и переступает порог роскошного кабинета, о котором он так долго мечтал. Бенжамен идет следом за ним, другие входят, точно соблюдая иерархический порядок. Венсан, в сопровождении своего телохранителя, посвистывая исчезает за поворотом коридора. Барбара, очень довольная тем, что закончила работу, складывает свои метелки в шкаф.


следующая страница >>