prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 18 19

 

Свами  Муктананда


под руководством

Свами Сатьянанды Сарасвати

Нава Йогини Тантра

Йога для здоровья и благополучия женщины

 

 
Свами Шивананда Сарасвати

Свами Шивананда родился в Паттамодае, в Тамил Наду (Pattamadai, Tamil Nadu) в 1887 году. После служения в качестве врача в Малайе (Malaya), он отказался от практики, поехал в Ришикеш и был посвящен в Дашнами саньясу в 1924 году под именем Свами Шивананда Сарасвати. Он исколесил всю Индию, приобщая людей к занятиям йогой и к праведной жизни. Он основал Общину праведной жизни в Ришикеше в 1936 году, Аюрведическую аптеку Шивананды в 1945 году, Лесную академию Йога веданта в 1948 году и Глазной госпиталь Шивананды в 1957 году. На протяжении своей жизни он вел тысячи учеников и аспирантов во всем мире и написал свыше 200 книг.

 
Свами Сатьянанда Сарасвати

Свами Сатьянанда родился в Алморе в Уттар Прадеш в 1923 году. В 1923 году он встретил Свами Шивананду в Ришикеше и принял Дашнами саньясу как образ жизни. В 1955 году он покинул своего учителя, чтобы вести жизнь странствующего аскета.

Позже, в 1963 году, он основал Интернациональное братство Йогов и в 1964 году Бихарскую школу Йоги. Свыше 20 последующих лет он путешествовал по всему миру. Написал он больше 80 книг. В 1987 году он основал Шивананда Матх (Sivananda Math) - Институт милосердия для развития сёл, а также Исследовательский центр Йоги. В 1988 году он отказался от своей миссии, принял кшетра саньясу и сейчас живет как Парамахамса саньясин.

 

Свами Ниранджанананда Сарасвати

Свами  Ниранджанананда родился в Раджнандгаон (Rajnandgaon) в Мадхья Прадеш в 1960 году. В возрасте четырех лет его привезли в Бихарскую школу Йоги и в возрасте 10 лет посвятили Дашнами саниясе. В 1971 году он пересек океан и на протяжении 11 лет объехал много стран.

В 1983 году он был отозван в Индию и назначен президентом Бихарской школы Йоги. В течение следующих 11 лет он руководил развитием Ганга даршана, Шивананда Матха и Исследовательского центра Йоги. В 1990 году он был посвящен как Парамахамса и в 1993 году помазан как преемник Свами Сатьянанды.

    В 1994 году под его руководством была основана Бихар Йога Бхарати. Он автор свыше 20 книг и руководитель национальной и интернациональной программы Йоги.

 

 

Содержание

 

 Женщины и духовность

         Женщины и духовность

         Тело женщины

         Йогическое тело

         Менструальный цикл

         Первая менструация и менопауза

         Развитие женственности

         Первичная энергия

         Супружество

         Другие возможные выборы

         Богиня внутри

 

Специальные приложения

         Боль в спине

Депрессия

Головная боль

Лейкорея (бели)

Нерегулярные менструации

Излишний вес

Беременность

Пролапс

Расстройства мочевыводящей системы

Варикозное расширение вен

 

Садхана йоги для женщин

Руководство для садханы

Для начинающих

Для продолжающих

Классическая садхана

 

                           

 

Женщины и духовность

Предисловие Свами Сатьтянанды Сарасвати

 

В тантре существуют два важных полюса энергии, известные как Шива и Шакти. На самом деле, у Шивы и Шакти есть различные сферы существования и действия в космосе и в че­ловеке. В обычном человеческом обществе Шиве и Шакти со­ответствуют мужчина и женщина. Во вселенском разуме ас­пекты Шивы и Шакти представляют время и пространство. В духовной жизни Шиве и Шакти соответствуют ум и прана. В текстах хатха йоги эти два аспекта называются ида и пингала. Ида представляет сознание, а пингала — жизненную силу, или прану.


Эти аспекты представляют собой противоположные полюса энергии. Обычно они никогда не бывают вместе, но во время творения они встречаются в точке соединения во всех сферах. Во вселенском разуме они соединяются в ядре, и при их соеди­нении в материи происходит взрыв. Здесь времени соответст­вует положительная энергия, а пространству — отрицательная энергия.
Аспекты пробуждения
В обычном человеческом обществе мужчина и женщина пред­ставляют собой два разных полюса энергии. Эти полюса энер­гии подробно обсуждаются в древней тантрической традиции. Возможно, вы видели изображение Кали, которая стоит почти обнаженной, стоя одной ногой на земле, а другую поставив на Шиву. У нее свирепое выражение лица, ее язык в крови, и на ней ожерелье из 108 человеческих черепов. Это Кали в пробуж­денном состоянии. Быть может, вам также попадались изобра­жения Шивы, садящего в позе лотоса, хотя они довольно ред­ки. Половина его тела — Шива, а другая половина — Шакти. Кроме того, вы, возможно, видели изображение Шивы и Парвати в виде гуру и ученика. Шива сидит в позе лотоса, а Парвати расположилась у его ног. Шива учит ее секретам тантры. Это три примера. Вы могли слышать и о четвертом. Примерно в 200 километрах от Мунгера есть важный центр тантры под назва­нием Тарапитха. Там вы можете увидеть изображение Шакти, кормящей грудью Господа Шиву.

Таковы взаимоотношения между Шивой и Шакти на раз­ных уровнях эволюции и пробуждения. На одном этапе Шива выступает в роли гуру, а Шакти в роли ученика — то есть, жен­щина — это ученик, а мужчина — гуру. На другом уровне они вообще не отличаются друг от друга. Шива и Шакти соедине­ны в одном теле, одной структуре, и одной идее. А на еще од­ном уровне эволюции Шакти главенствует, а Шива занимает подчиненное место. Это философская интерпретация стадий пробуждения шакти, внутренне присущей каждому человеку.
Духовное осознание женщины

В тантрической традиции женщина считается стоящей выше мужчины в том, что касается посвящений тантры. Это никоим образом не следует считать социальным притязанием. Это чис­то духовная позиция по отношению к эволюции высшего со­знания. Строение женщины, ее эмоции, и ее психическое раз­витие безусловно выше, чем у мужчины. Пробуждение духов­ной силы (кундалини) гораздо легче происходит в теле женщи­ны, чем в теле мужчины.


Кроме того, есть еще один важный момент, который следует принимать во внимание. В отличие от женщины, мужчина, ко­торый входит в более глубокие области ума, возвращаясь об­ратно, не способен принести с собой эти переживания. Мне кажется, что между внешним и внутренним осознанием жен­щины очень мало разницы. Погружаясь очень глубоко в свое сознание, вы переживаете определенный опыт. Но когда вы возвращаетесь из этого более глубокого состояния ума к грубо­му осознанию, между этими переживаниями и сознательным умом опускается завеса. У женщин такая завеса не опускается. Помимо этого, психическое существо женщины высоко заря­жено духовным осознанием. Внешние выражения, которые мы находим у женщины или девушки — любовь к прекрасному, нежность, симпатия, понимание — представляют собой прояв­ления ее внутреннего состояния. У меня есть излюбленная шутка. Я говорю, что если бы все женщины покинули этот мир, он бы превратился в пустыню. В нем не было бы благоуха­ний, цветов, улыбок, или красоты. Это показывает, что внут­реннее осознание женщины очень восприимчиво и готово вы­рваться наружу.

В сфере кундалини йоги тело женщины также энергизиру-ется определенным центром. В мужском теле муладхара чакра сложно располагается в очень тесной области. Мужчины вы­полняют мула бандху, и ничего не происходит. Но в теле жен-шины муладхара чакру можно даже потрогать пальцами. По­этому в женском теле пробуждение может происходить гораздо быстрее, чем в теле мужчины.

Еще один важный момент состоит в том, что женщина все­гда была главным переносчиком энергии, а мужчина — средой. Женщина может не быть вашей женой — она может быть ва­шей матерью, дочерью, или ученицей. Мария была матерью Христа. Мать Ауробиндо Ашрама была ученицей. В тантриче-ской традиции также есть история о шестидесяти четырех йо-гини. Йогини — это женский род слова йог. Существуют шестьдесят четыре храма, посвященных шестидесяти четырем аспектам женской энергии. Один из них находится в Ассаме, еще один — в Калькутте, в Кали Гхате.

Роль в Тантре
Изучая книги о тантре, мы ясно видим в них одну центральную тему: Шакти выступает в роли творца, а Шива служит средст­вом. Шива никогда не считался творцом. В вама марга именно Шакти играет главную роль не только в сексуальной жизни, но и в духовных практиках, воплощающих процессы творения, и в проведении большинства духовных ритуалов. У индуистов всеми религиозными и другими ритуалами руководят, в основ­ном, женщины; мужчины просто присутствуют. Женщина ру­ководит, мужчина участвует. Будь то обычная общественная церемония, религиозная церемония, поклонение божеству, или день поста, их проводит именно женщина. Мужчина дол­жен просто следовать ее указаниям. Такова индийская тради­ция, известная как посвящение мужчине от женщины.

Что такое вама марга? Это духовный путь, который можно практиковать вместе с партнером. Вторая категория именуется калачакра. Она относится к матери, дающей посвящение сыну. Этот тип посвящения особенно распространен на севере Биха­ра. Посвящение калачакры даже сегодня преобладает в облас­ти, простирающейся до границ Непала на севере, Ассама на востоке и Уттар Прадеша на западе. Согласно этой традиции, сын считает свою мать богиней. Подобно тому, как христиане по воскресеньям ходят в церковь, а индуисты идут в храм и там поклоняются божеству, точно так же сын каждое утро поклоня­ется матери. Это не просто социальное уважение, которое он проявляет к старшим в семье. Это духовное поклонение, обус­ловленное не тем, что она его мать, а тем, что она — его гуру.

То же происходит и в вама марге, но здесь женщине покло­няется не сын, а партнер. Тогда дается духовный знак или знак благословения. Здесь именно женщина дает этот знак мужчи­не, а не мужчина женщине.

Таковы две важные роли женщины в тантре. Было бы при­скорбной ошибкой считать женщину в тантре только сексуаль­ным партнером. Сексуальная жизнь важна, но это не единст­венное отношение, которое может существовать между мужчи­ной и женщиной. В конце концов, ваша мать и ваша дочь — то­же женщины, равно как и ваша жена.

Женщина — на первом месте
В тантре роль посвящающего переходит от мужчины к женщи­не. Рамакришна Парамахамса всегда считал свою жену Сараду дэви или богиней. Слово «дэви» на санскрите означает «про­светленная» или «великая». Когда Рамакришна женился, он был очень молод, и его жена была еще ребенком, но он все рав­но считал ее Божественной Матерью. Он всегда относился к ней именно так.

В схеме эволюции Шакти идет первой, а Шива следует за ней. Если вы подходите к духовной жизни — будь то с женой, дочерью, или ученицей — с такой позиции, то должны пони­мать, что в любой сфере она выступает как инициатор, а вы — как соучастник. Даже если мужчина достиг более высокого осознания, ему все равно будет трудно донести это до других без помощи женщины.
Представления хатха йоги
В тантре также следует помнить, что существует еше один путь, именуемый дакшина марга, или ведическая тантра. Здесь учас­тие женщины — будь то в роли дочери, матери, или жены — не является необходимым, поскольку считается, что обе силы присутствуют в самом духовном искателе. Ида — это женский аспект, а пингала — мужской. Союз ментальной и пранической сил равноценен союзу между мужчиной и женщиной. Таковы представления хатха йоги.

Ида соответствует Шакти, а пингала — Шиве. Когда они со­единяются в аджна чакре, происходит настоящее единение. Шакти обитает в муладхаре. Шива находится в сахасраре. Там Шива пребывает в вечной йога нидре — пассивный, безразлич­ный, без имени и формы. Он не имеет никакого отношения к созиданию и разрушению. Он обладает абсолютным и одно­родным сознанием. В сахасраре нет никакой вибрации. Шакти пребывает в муладхаре, и вы пробуждаете ее с помощью прак­тик йоги. Она становится возбужденной, и поднимается по сушумне вверх к аджне. Когда Шакти достигает аджна чары, про­исходит их соединение с Шивой.
Танец Шивы

Это соединение происходит, когда встречаются два полюса энергии. Когда вы нажимаете на выключатель, загорается свет, поскольку в выключателе соединятся провода. Точно так же, когда происходит соединение в аджна чакре, одновременно происходит взрыв. Тогда энергия, создаваемая в аджна чакре, поднимается вверх к сахасрара чакре. Там Шива и Шакти соединяются друг с другом, и когда они соединяются, Шива на­чинает танцевать. Вероятно, вы видели фотографию Натарад-жи. Это символическое изображение пробужденного Шивы.


Когда Шива пробуждается из своей глубокой йога нидры, он начинает танцевать. Я здесь говорю не о человеке, а о силе. Танец Шивы в форме Натараджи символизирует пробуждение этой силы в человеке. Тогда Шива и Шакти вместе спускаются по одному и тому же пути к муладхаре. Они вместе нисходят на мирской уровень, грубый план. Если вам случалось читать фи­лософские работы Шри Ауробиндо, то вам будет понятно про­буждение энергии и ее соединение с Шивой (сознанием), ког­да они вместе танцуют, а затем спускаются вниз на наш план бытия. Вот почему в крийя йоге есть восходящий и нисходя­щий пути — арохан и аварохан.
Новое общество
Мы определили роль женщины в духовности, однако положе­ние женщины в современных культурах весьма далеко от этого. По всему миру люди борются с собственным грехом и собст­венной виной. Если в наши дни вы хотите возродить прежнюю роль женщины, то для этого необходимо изменить все общест­венное мировоззрение. По существу, наша социальная жизнь должна будет основываться на новой концепции религиозных реалий, которая полностью понимает и приемлет роль женщи­ны в духовной эволюции человечества. Это абсолютно необхо­димо для возникновения нового общества.

 




следующая страница >>