prosdo.ru 1
Уголовно-исполнительное право.


Ретюнских Иван Семёнович.

Семестровый курс. Заканчивается экзаменом.
Учебники. Возьмём что дадут, в библиотеке всё нормально.

Учебно-методическое пособие Уголовно-исполнительного права.

Есть программа курса «Уголовно-исполнительное право» Г-425. И здесь все есть вопросы. Экзамен сдаём по ним.

Купить Уголовно-исполнительный кодекс.


Тема 1. Понятие, предмет, задачи, цели и принципы уголовно-исполнительного права.


  1. Понятие и значение уголовно-исполнительной политики.

  2. Понятие и принципы уголовно-исполнительного права.

  3. Предмет науки уголовно-исполнительного права.



1. Понятие и значение уголовно-исполнительной политики.
В основе формирования всей правовой системы лежит политика государства. И политика государства определяет и принципы, и задачи, и цели…

Общая цель социальной политики – сделать более-менее нормальной жизнь человека. И поскольку преступники граждане России, просто с некоторыми установленными ограничениями прав.

Важную роль играет уголовная политика государства – что признаётся преступным, что признаётся наказуемым.
Понятие уголовно-исполнительного права – это совокупность юридических норм, закрепляемых в законодательстве и в ведомственных актах, устанавливающих принципы, цели, задачи исполнения наказания; устанавливаются учреждения и органы, исполняющие наказание и их правовое положение; устанавливается правовое положение осуждённых; устанавливается порядок и условия исполнения отдельных видов наказания, основания и порядок освобождения от наказания, а также оказание помощи социальной адаптации осуждённых после освобождения.

Источником уголовно-исполнительного права являются не только законы, но и акты высших уровней ведомств – то есть Президент, Правительство, министерства и ведомства.

Принципы уголовно-исполнительного права. Есть общеправовые (принцип законности, равенства, социальной справедливости…) и есть отраслевые принципы (принцип дифференциации исполнения наказания…).


Надо обратить внимание на особенности принципа общеправового в применении к уголовно-исполнительному праву.

Скажем, принцип законности связывается с тем, что обвинительный приговор является основанием для применения уголовно-исполнительных мер. И тут можно про обвинительный приговор – как постановляется, что можно обжаловать…

Принцип гуманности, гуманизма. Здесь особенность – в УК есть о том, что суд назначает более строгое наказание только тогда, когда менее строгое не обеспечивает цели наказания. В уголовно-исполнительном праве должно применяться минимум средств принуждения к осуждённым, с ними надо работать.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания – это отраслевой принцип, в нём надо разобраться.

Индивидуализация – суд назначает в зависимости от личности преступника, тяжесть преступления и т.д. А индивидуализация исполнения наказания зависит от поведения осуждённого при исполнении наказания.

Дифференциация исполнения – это те ячейки, по которым перемещается осуждённый в зависимости от его поведения (наказание могут смягчить, а могут и ожесточить – более строгий вид колонии…).

Принципы несложные, посмотреть и обратить внимание на особенности.

Задачи – перечислены в УИК. Они тоже все понятны, сами почитаем и разберёмся.
Цели исполнения наказания.

Цели – исправления, частная превенция и общая.

Частная превенция – чтобы человек больше не мог совершить преступление. Общая – чтобы иным неповадно было.
Исправление осуждённого. Раньше цель была «исправление и перевоспитание», а потом стали говорить, что перевоспитание не пойдёт. А раньше это было два этапа – сперва исправление в местах исполнения, а потом перевоспитание уже после исполнения общественными организациями.

Теперь осталась только цель исправления. Но цель исправления сформулирована так, что это в десять раз хуже, чем цель перевоспитания.

Исправление – это формирование у осуждённого правильного отношения к труду, к общественной морали и т.д. В общем, для условно-досрочного освобождения теперь даже сложнее всё доказать.


2. Предмет уголовно-исполнительного права.
Предметом всегда являются общественные отношения.

Уголовно-исполнительные отношения возникают, если были уголовно-правовые отношения, которые возникают с момента совершения преступления между преступником (лицом, действительно совершившего преступление) и государством.

Уголовно-исполнительные отношения – для этого человек должен совершить преступление и быть привлечён к уголовной ответственности и ему обязательно должен быть назначен вид наказания.

Возникают они с момента обращения приговора к исполнению – это когда приговор, вступивший в законную силу, направлен в соответствующие органы и орган приступил к исполнению наказания. Только когда поступит в карантинное отделение он вступает в уголовно-исполнительные отношения, до (перевозка и т.д.) не являются ещё уголовно-исполнительными отношениями.

Когда заканчиваются уголовно-исполнительные отношения. Условно-досрочно освобождённый находится ещё в уголовно-исполнительных отношений, или если отсрочка исполнения приговора тоже находится. В течение испытательного срока за осуждённым ведёт наблюдение органы уголовно-исполнительной системы.

Поэтому когда отсидел и вышел – то заканчиваются эти отношения.
Предмет уголовно-исполнительного права был различным по объёму.

Предметом являются уголовно-исполнительные отношения, возникающие между осуждённым и государством (а также органами исполнения наказания), при исполнении всех видов наказания.

УИК 1924 года всего два вида регулирования – лишения свободы и принудительные работы.

УИК 1933 года три вида только регулировал – лишения свободы, ссылки и принудительных работ. Поэтому не всё.

УИК 1970 года тоже не все регулировал, хотя и больше.

Поэтому сейчас у нас более широкий предмет уголовно-исполнительного права.

3. Наука уголовно-исполнительного права.

Предмет науки уголовно-исполнительного права значительно шире предмета области права. Наука изучает законодательство, предлагает его совершенствовать, изучает историю законодательства, зарубежное, перспективы совершенствования.


То есть это те же уголовно-исполнительные отношения, но не ограничивается рамками законодательства.

Этот вопрос можно увязывать с историей.

Познышев, Исаев. Жижиленко профессор руководил тюремным ведомством, 8 марта 1917 года – надо проявлять гуманность к осуждённым, уважать человеческое достоинство, воздерживаться от применения телесных наказаний…

В советское время проявились определённые этапы развития науки.

Стал издаваться журнал «Пролетарской революции и права» с 1918 года, на его страницах шли дискуссии о целях наказания, о возможности исправления осуждённых, о необходимости человеческого отношения к ним. Потом «Ежедневник советской юстиции», «Советское право», «Рабочий суд» появились…

В 1923 году в Москве состоялся первый съезд работников пенитерциарного дела и там обсуждался проект УИК 1924 года. Исправительно-трудовой кодекс приняли.

В 1925 году создали институт по изучению преступности и преступника и в этом институте была пенитерциарная секция, где изучалась возможность исправления осуждённых и заключенных.

А потом наука непосредственно связывалась с развитием законодательства.

История развития пенитерциарного законодательства.
Разделяем её на два этапа – до 1917 года и после 1917 года. Большой вопрос.

Имеет давнюю историю, начало развиваться со времён Русской Правды, её краткой редакции – Краткая Правда (там не было смертной казни, была кровная месть, были членовредительские наказания).

Следующим этапом являются Судебники 1497 года и 1550 года. В соответствии с этими документами в России широко применялась смертная казнь. И была ещё так называемая «торговая казнь».

Потом Соборное Уложение 1649 года. Предусмотрена смертная казнь, членовредительские наказания, разновидности смертной казни – заливание металлом горла и т.д. Было уже тюремное заключение. Были и отсечение рук, ушей… Ссылка с кандалами.

Были артикулы воинские 1715 года Петра I. Здесь уже ссылка на галеры, широко применяли шпицрутены – очень жестокие наказания были.


Екатерина II хотела улучшить, начиталась французских мыслителей, но у неё не получалось.

Александр I в 1819 году создал Попечительское о тюрьмах обществах с его уставом. Предусматривалось общественное воздействие на перевоспитание, наставление их на право-христианское благочестие, исправление осуждённых, правовое воздействие.

В 1842 году был принят закон Свод учреждений и уставов о содержании под стражей и ссыльных. И вот здесь уже ставилась тоже цель нравственного исправления, была детальная регламентация порядка отправления наказания.

В 1845 году при Николае I первое Уложение о наказания уголовных исполнительных. Была определённая система наказаний – смертная казнь, ссылка в Сибирь и на Кавказ… Это систематизировало законодательство.

В 1864 году 20 ноября был принят Устав о мировых судьях. Мировые судьи назначали арест, заключение под стражу до года.

Уложение 1885 году – Уложение о наказании уголовных и исправительных. Смертная казнь, ссылка на поселение, заключение в исправительные дома и тюрьмы, штраф и т.д.

Уложение 1903 года Уложение об уголовных наказания и исправительных. Основной вид наказания – смертная казнь и лишение всех прав и состояний, заключение в исправительные дома, крепости и тюрьмы, ссылка в Сибирь.

До 1909 года несовершеннолетние несли все тяготы взрослых, не было никаких особенностей. По инициативе Руковишникова (настоять приюта) было принято решение о создание исправительных воспитательных учреждений для несовершеннолетних, это значительно гуманизировало их исправление.
Советский период.

Можно сначала о Жижиленко сказать, а потом – про советский период.

Никаких кодексов сперва не было, принимались отдельные нормативные документы.

Приказ Петроградского ВРК (военно-революционного комитета) о назначении комиссаров в тюрьмы Выборгского района.

Положение «О тюремных рабочих командах» 1918 года. Широко ставился вопрос о привлечении осуждённых к труду. Не только основное средство для исправления осуждённых, но и преследовались материальные интересы.


Было местное правотворчество.

1918 года Съезд комиссаров юстиции Сибири, Урала Туркестана, которые приняли решение о колониях для несовершеннолетних.

1918 год Постановление наркомюста о лишении свободы как вида наказания. Фактически это была инструкция, и в ней 25 мая 1918 года, было сказано, что отменяются все царские указы.

ИТК 1924 года. Регулировал два вида наказания – лишение свободы и исправительные работы.

ИТК 1933 года. Общее и особенности указать. Здесь три вида наказания – ссылка добавилась.

ИТК 1970 года. Но перед ним в 1958 году были приняты Основы Уголовного законодательства, а потом и УК. А потом 1969 году приняли Основы Уголовно-исполнительного законодательства.

ИТК 1970 года не регламентировал все виды наказания. Были два положения – Положение об исполнении наказания, не связанных с исправлениями – штрафы и т.д.

Наш УИК 1996 года регулирует все виды наказания.


Тема 2. Уголовно-исполнительное законодательство.


  1. Понятие уголовно-исполнительного законодательства.

  2. Соотношение с международно-правовыми актами.

  3. Понятие, содержание, структура норм.

  4. Действий в пространстве и времени.


Уголовно-исполнительное законодательство состоит из УИК и из иных законов РФ.

Иные законы. Кодекс хоть и маленький, но регулирует порядок исполнения всех видов наказания.

В отличие от уголовного права, помимо законов, источником УИП являются и ведомственные нормативные акты, это предусмотрено в статье 4 УИК. Ими являются и указы президента, и постановления правительства, и приказы минюста и минобороны и все они порождают уголовно-исполнительные правоотношения.

Закон О введении в действие УИК от 1997 года.

Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» 1993 года. Этот закон нас очень просят почитать.

Статья 16 УИК – в нём перечень учреждений и органов, исполняющих наказание. В пункте 14 перечень тех, которые входят в уголовно-исполнительную систему (а закон помимо этого включает и больницы, и высшие учебные заведения…).


Видимо, мы должны исходить из того, между кем же возникает уголовно-исполнительное отношение.

Это совокупность учреждений и органов, которые призваны исполнять уголовное исправление.

Уголовно-исполнительная система РФ – это совокупность учреждений и органов, призванных исполнять наказания (которые вступают в уголовно-исполнительные отношения с осуждёнными).

Принципы системы – те же принципы, что и принципы законодательства.

Учреждения и органы, входящие в систему являются юридическими лицами с соответствующими вытекающими обязанностями и правами.

Правовое положение этих учреждений и органов в Кодексе нет, но есть в законе 1993 года.

Есть учреждения и органы, которые обеспечивают правильное и эффективное исполнение наказании (больницы, вузы).

Есть закон «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых» от 20 июня 1995 года. Его надо посмотреть – там общие положения, права и всё такое прочее.

Подозреваемые и обвиняемые не являются субъектами уголовно-исполнительных отношений, он находится в уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений. Следственные изоляторы находятся в уголовно-исполнительной системе.

Это не источник уголовно-исполнительного права, но почитать надо.

Закон «О судебных приставах». Служба судебных приставов исполняет штраф в принудительном порядке – только этот вид наказания исполняет.

Закон «Об исполнительском производстве». От 21 июля 1997 года. Он нам нужен, потому что судебные приставы руководствуются этим законом при взыскании штрафа в принудительном порядке.

Есть и другие законы, но нам они особенно не нужны.

К примеру, закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного задержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 2008 года.

И ещё выбрать себе парочку понравившихся законов.

Статья 4 УИК – федеральные органы могут выносить документы по вопросам исполнения наказания.


Указы президента. Их много.

Указ президента «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД» от 8 октября 1997 года. Теперь это у министерства юстиции.

Указ президента «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД в ведение министерства юстиции» от 28 июля 1998 года.

Указ от 1996 года «О поэтапном прекращением применения смертной казни в связи с вхождением в Совет Европы».
Правительство издаёт Постановления.

Их тоже очень много.

Постановление Правительства об утверждении положения об уголовно-исполнительной инспекции от 16 июня 1997 года.

1997 год, Постановление Правительства «Положение о дисциплинарной воинской части».

И ещё чего-нибудь найти и этого будет достаточно.
Министерство юстиции. Уголовно-исполнительная система находится в его ведении.

Приказ минюста от 6 октября 2006 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка воспитательных колоний».

В 2005 году 14 октября было утверждено положение «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов».

Их очень много.
Министерство обороны.

Приказ минобороны «О правилах отбывания уголовных наказаний осуждёнными военнослужащими».

Их тоже много.
И есть ещё другие организации, которые могут издавать документы.

К примеру, Федеральная служба исполнения наказания. Её приказ «Об утверждении положения о звании «Почётный работник»».

Федеральная служба безопасности тоже издаёт документы, 2010 году «Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания».
Источниками УИП являются УИК, иные законы и подзаконные акты.

Источниками УИП являются и международно-правовые акты.

Это закреплено в ст. 3 УИК и в Конституции РФ. Если наше законодательство противоречит нормам в этих актах, то действуют международно-правовые акты.

В 1989 году Венское соглашение о том, что СССР соблюдать будет международно-правовые акты.


Декларация прав человека и гражданина от 1948 году. Это – самая главная. Её нужно прочитать.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятая ООН в 1955 году. Документ солидный, необходим этот документ, посмотреть. Тут говорится и о персонале (кто может быть сотрудником), а также говорится, каким требованиям должны отвечать эти места содержания человека.

Все эти документы имеют отношения к тюремной системы, а у нас – колонии.

Есть единые тюремные правила Совета Европы в редакции 1987 года. Практически переписанные Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными. Тоже надо почитать.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 1979 года. Здесь перечислены многочисленные права и обязанности. Его тоже надо почитать.

Декларации и Конвенции о пытках. Там даются понятия пыток (причинение физических, нравственных страданий).

Пекинские, токийские правила отбывания наказания несовершеннолетним и не связанных с лишением свободы.

Нормы уголовно-исполнительного законодательства.
В нормах уголовно-исполнительного права закрепляются требования педагогики и психологии в обращении к осуждённым (Сучков писал).

Есть регулятивные, охранительные, поощрительные.

Регулятивных большинство – устанавливают права и обязанности.

Обязывающие – требование соблюдения режима.

Уполномочивающие – выбор варианта поведения.

Запретительные нормы – что-то запрещается.

Применение норм права.

Профессор Алексеев: применение права – это государственно-властная деятельность компетентного органа, состоящая в специально организованных нормах, обеспечивающих их эффективность (как-то так).

Действие в пространстве – на территории РФ.

Во времени. Действует закон, который действует в момент исполнения наказания. Обратной силы не имеет. Действует закон времени исполнения наказания.

Толкования закона – это из уголовного закона. Уяснение смысла и воли законодателя, заложенного в уголовно-правовой и уголовно-исполнительной норме.

Аутентическое, легальное, научное и доктринальное толкование.

Следующая тема лекции – субъекты уголовно-исполнительных отношений.

Тема на первый семинар – Понятие уголовно-исполнительного права и его история.