prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 36 37
Michael Michalko


Thinkertoys:

R Handbook of Cneatiue-Thinhing

Techniques

2nd Edition

Ten Speed Press


Майкл Микалко


Игры


для разума

Тренинг креативного

мышления






ПИТЕР*

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск

Киев • Харьков ■ Минск


2007


Майкл Микалко

Игры для разума. Тренинг креативного мышления

Серия «Сам себе психолог»

Заведующая редакцией Ведущий редактор Художник Корректор Верстка

В. Мачышкина

Т. Яценко

К. Радзевич

М. Степана

И. Проворое

ББК 88.372 УДК 159.98

Микалко М.

М59 Игры для разума. Тренинг креативного мышления. — СПб.: Питер, 2007. — 448 с: ил. — (Серия «Сам себе психолог»).

ISBN 978-5-91180-514-2 '

Креативными не рождаются — креативными становятся! Книга срывает с творчества покров тайны. Уникальная система логических и интуитивных упраж­нений любому человеку позволит развить нестандартное «вертикальное мышле­ние»!

Метод Леонардо да Винчи, метод Сальвадора Дали, техники творческой ин­кубации и мозгового штурма — эти и многие другие упражнения помогут макси­мально использовать потенциал мозга и собственное подсознание. Вы сможете находить новые способы делать деньги и карьеру, превращать проблемы в воз­можности, действовать более продуктивно, побеждать конкурентов и создавать новые технологии.


Вам обеспечен невероятный творческий подъем, немыслимое количество новых идей и настоящий прорыв в будущее!

© ООО «Питер Пресс», 2007

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-91180-514-2

ООО «Питер Пресс», Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 73, лит. А29. Подписано к печати 29.05.2007. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 28. Тираж 5000 экз.

Заказ 1045 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга» 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29


Оглавление

Благодарности 7

Предисловие к новому изданию 8

Внимание: это книга для «обезьянок»! 14

Введение 15

Часть 1. С чего начать 19

Глава 1. Первичная раскрутка 21

Глава 2. Подкачка ума 31

Глава 3. Выбор задачи 46

Глава 4. Игры для ума 62

Часть 2. Линейные игры для ума 69

Глава 5. Фальшивые лица 71

Глава 6. Ломтики и кубики 81

Глава 7. Препарированная вишня 90

Глава 8. Пузырьки мыслей 96

Глава 9. Вопросы «СКАМПЕР» 103

Глава 10. Перетягивание каната 151

Глава И. Ящик идей 157

Глава 12. Решетка идей 165

Глава 13. Цветок лотоса 172

Глава 14. Птица феникс 177

Глава 15. Компания «Великие транстихоокеанские

авиалинии» 186

Глава 16. Будущий продукт 193

Глава 17. Иррациональное мышление 200

Глава 18. Чертог славы 209

б □ Оглавление

Глава 19. Круг благоприятных возможностей .- 216

Глава 20. Идеи в картинках 222

Глава 21. Умный Тревор 229

Часть 3. Интуитивные игры для ума 237

Глава 22. Остывание 242

Глава 23. Голубые розы 252

Глава 24. Автобус, кровать, ванна 261


Глава 25. Гремучие змеи и розы 266

Глава 26. Суп из камня 286

Глава 27. Правда и ложь 297

Глава 28. Фантастический ландшафт 306

Глава 29. Метод Леонардо да Винчи 312

Глава 30. Метод Сальвадора Дали 320

Глава 31. Не Канзас 325

Глава 32. Тень 335

Глава 33. Книга мертвых 342

Часть 4. Дух товарищества 349

Глава 34. Разогрев 356

Глава 35. Мозговая атака 371

Глава 36. Традиционные техники мозговой атаки 386

Глава 37. Естественная креативность 407

Часть 5. Заключительные игры 429

Глава 38. Совет убийц 431

Глава 39. Вы — не поле травы 441

Эта книга и моя любовь

посвящены моей жене и партнеру Анне,

которая навсегда поселилась

в моем сердце

Благодарности

Я благодарю Шарлотту Бруни, руководителя прихода Сент-Винсент де Пол в Черчвилле, штат Нью-Йорк, за пробуж­дение во мне веры и напоминание о единственной самой важ­ной вещи в жизни, о который я давно забыл. Шарлотта напом­нила мне, что настоящая природа человеческих чувств по большей части одинакова у разных людей на всей земле.

Конечно, у человека есть такие чувства, в которых мы все от­личаемся между собой. У каждого из нас есть свои особенности и собственный уникальный характер. Именно об этих особенно­стях говорят люди, когда обсуждают и сравнивают чувства. Но такие чувства составляют приблизительно десять процентов всех наших переживаний. Девяносто процентов чувств у всех одни и те же, и мы переживаем их одинаково.

Эти общие универсальные человеческие чувства забыты боль­шинством людей, они скрыты в массе мнений, конфликтов и лич­ностных различий, озвученных правительствами, религиями, политическими деятелями, учеными, знаменитостями и, конеч­но, вездесущими и всемогущими средствами массовой информа­ции. Эти голоса дисгармонии и разобщенности отдалили нас друг от друга и ожесточили наши сердца. Мы должны игнорировать эти голоса раздора и побуждать друг друга чтить и уважать этот огромный океан — эти девяносто процентов, — в котором наши чувства похожи. Возможно, если мы будем делать это, то обретем «рай на земле».


Предисловие к новому изданию

Генерал выбирает дорогу к безопасности или к гибели.

Сунь Цзы

Подумайте о деревьях вдоль дикого и овеваемого всеми вет­рами озера. Эти деревья стоят так, что, когда дует ветер, они дружно сгибаются, и все силы в системе остаются в равно­весии. Паттерн сгибающихся деревьев, растений и корней де­лает их самоподдерживающимся единым целым.

Теперь подумайте о наклонном участке земли, где имеет место эрозия. Там недостаточно деревьев, чтобы закрепить землю. Льет дождь, и потоки воды уносят землю, в результате чего образуют­ся овраги. Здесь не хватает деревьев и растений. Земля не закреп­лена, потому что недостаточно корней или растений. Каждый раз, когда дует ветер или идет дождь, эрозия углубляется. Пат­терн этой системы порождает такие силы, что в конечном счете они уничтожают саму систему. Это самоуничтожающаяся систе­ма. Она неспособна сдержать силы, которые возникают в ней.

Природе безразлично, созидательные эти паттерны или разру­шительные. Ей важно, как происходит самоорганизация различ­ных объектов, как они взаимодействуют, чтобы образовать устой­чивые паттерны. Когда вы рассматриваете паттерны природы, их содержание проявляется только в динамике. В случае деревьев форма и содержание неразрывно связаны и не могут быть отделе­ны друг от друга. Здоровый паттерн дружно сгибающихся деревь­ев создает гармонию и красоту, тогда как другой паттерн является разрушительным и уродливым.

То же самое происходит с людьми. В случае деревьев паттерны формируются под влиянием ветра, дождя, корней и эрозии; в случае людей паттерны, образующие человека, получаются из всей совокупности человеческих действий. Позитивный я-образ подобен паттерну деревьев и ветра, он самоподдерживающийся и креативный; негативный я-образ подобен паттерну оврагов и до­ждя, и он самодеструктивный.

Предисловие к новому изданию □ 9

Возьмите три чистых листа бумаги и положите их рядом на расстоянии несколько сантиметров друг от друга. Оставьте цен­тральный лист чистым. На правом нарисуйте небольшую ромбо­видную точку в середине страницы. На левом нарисуйте какую-нибудь закорючку.


Какой лист бумаги больше похож на ваше настоящее «я»? Ка­кой из этих трех листов лучше изображает вас в целом, со всеми вашими надеждами, страхами и слабостями на данный момент времени. Какой точнее представляет, как вы ощущаете себя?

Большинство людей выбирает закорючку или чистый лист. Почти никто не выбирает ромбовидную точку. Однако лист с этой точкой самый сосредоточенный и основательный и содержит в се­бе больше чувств и потенциальных возможностей. Чистый лист кажется пустым и бессмысленным. Лист с закорючкой произво­дит впечатление беспорядка и нелогичности.

Вы можете усомниться в том, что эти описания точны. Чтобы убедить вас, позвольте предложить вам мысленный эксперимент. Предположим, что вы находитесь рядом с человеком, которого вы любите больше всех на свете. И предположим, что вы подготовили три листа бумаги, которые мы только что рассмотрели. Вообрази­те, что вас попросили дать лист бумаги, который больше всего вы­ражает вашу любовь к этому человеку. Какой из трех вы дадите? Скорее всего, вы дадите лежащий справа, потому что он восприни­мается как ценный, стоящий того, чтобы его отдать, и наиболее значимый.

Большинство из нас чувствует пустоту и нелогичность в своей жизни, и именно поэтому мы рассматриваем себя как чистый лист или закорючку, а не ромбик. Мы знаем, что хотели бы вы­брать ромбовидную точку, но каким-то образом наше самоощу­щение заставило нас чувствовать себя недостойными, и поэтому мы рационалистически объяснили, почему выбрали закорючку или чистый лист. В жизни происходит то же самое.

Нас неявно учат, что мы существуем и есть такие, какие есть. Нас приучили к мысли, что все люди — лишь отражение своих ге­нов, окружения и природы. Мы вынуждены быть объектами. Нас учат говорить «мне» вместо «я». Когда вы говорите о самом себе «мне», вы ограничиваете себя. Говоря «мне», вы всегда ограниче­ны, поскольку становитесь пассивным объектом, а не активным субъектом. Когда вы говорите «мне», вы не действуете; при этом на вас действуют внешние силы.


10 □ Предисловие к новому изданию

Когда вы рассматриваете себя как объект, вы принимаете на веру описания, которые вам дают другие люди (родители, препо­даватели, ровесники, коллеги и т. д.). Вы становитесь теми, кем вас считают. Вы можете хотеть стать артистом, но другие могут сказать вам, что у вас нет таланта, образования или темперамен­та, чтобы быть артистом. Ваше «мне» скажет: «Кем ты себя счи­таешь? Ты всего лишь обычный человек. Вернись к реальности».

Ричард Коуэн — автор книги «Оглушенный: подняться над бо­лезнью», и его жизнь определяется болезнью. У него множест­венный склероз, он фактически слепой, почти немой и страдает хронической болью, которая не дает ему спать и постоянно изну­ряет его. Два случая рака толстой кишки за прошлые пять лет привели к расстройству кишечника. И хотя в настоящее время у него нет рака, он все равно испытывает постоянный дискомфорт. Коуэн работал режиссером в CBS, пока не стал инвалидом. Устра­нение из многих видов деятельности из-за хронической болезни и физической нетрудоспособности первоначально вызвало ощуще­ние никчемности. Друзья и родственники советовали ему обра­титься за профессиональной помощью к психологам, но он отка­зался. Он чувствовал, что психологи всегда сосредоточиваются на проблемах, объясняют, почему вы чувствуете себя никчемным и почему вы в этом не виноваты. Он не видел никакого смысла в такого рода лечении. Коуэн понимал неизбежные последствия болезни, но он также понимал, что только он сам может управ­лять своей судьбой. Коуэн говорит: «Лишь одно я могу контроли­ровать всегда — то, что происходит в моей голове. Первым делом я подумал о том, кто я такой и как я могу победить болезнь. Выби­рая чувства на сознательном уровне, я способен управлять пере­падами настроения и большую часть времени чувствовать себя хорошо». Он культивировал в себе позитивное отношение к жиз­ни, интерпретируя все переживания позитивным образом.

Он сказал, что его жизнь похожа на корабль при качке. Вы мо­жете поскользнуться. Вы хватаетесь за что попало. Вы можете упасть. Вам нужно постоянно заставлять себя вставать и идти дальше. Но он сказал, что в конечном счете самое волнующее ощущение в жизни он испытывал, когда вставал и с улыбкой шел дальше.


Ричард Коуэн — «субъект» своей жизни, и он сам управляет собственной судьбой. Люди, которые живут как субъекты, уди­вительно энергичны и креативны. Однажды, дождливым вое-

Предисловие к новому изданию □ 11

кресным днем в одном кафе в Старом Монреале, я видел, как жен­щина встала из-за столика и, без какой-либо видимой причины, начала петь арию из оперы. На ее лице была уверенная улыбка, и я понимал, что она чувствовала себя при этом совершенно неприну­жденно. На ней была великолепная широкополая шляпа, ее руки были протянуты вперед в экспрессивном жесте, и она совершен­но не обращала внимания ни на что, кроме происходившего в ней и вокруг нее в ту секунду.

Читая это, вы можете подумать о знакомых вам людях, кото­рые энергичны и, напротив, скучны. Эта женщина была удиви­тельно Жива и креативна. Когда вы встречаете людей, подобных Ричарду Коуэну или этой женщине в Монреале, у вас возникает смутное чувство, что вы «должны быть» чем-то большим. Вам уже знакомо это чувство. Оно возникает, когда вы узнаете в дру­гих качество, которое вы страстно хотите иметь в себе. Ощуще­ние, что вы должны равняться на кого-то, кажется настолько тривиальным, настолько основополагающим, что вы не осмели­ваетесь сознаваться в этом другим людям. Вы стремитесь стать более живым и креативным в своей личной и деловой жизни. Это чувство — наиболее простое, которое только может быть у чело­века. Это ощущение такое же простое, как ощущение собственно­го благополучия.

Это чувство нелегко выразить словами. Человек, который счи­тает себя субъектом, откровенен, восприимчив, искренне ини­циативен, свободно воспринимает ситуацию и ищет способы ре­шить проблемы и добиться цели. Человек, считающий себя объектом, подавлен, неудовлетворен, управляем, действует по команде или из страха, имеет ограниченный кругозор и всегда пытается объяснить, почему невозможно решить проблемы или добиться цели. Такие люди не могут жить как свободные и счаст­ливые люди; они ограничены и порабощены собственными уста­новками.


Когда вы посмотрите на поведение таких гениальных лично­стей, как Леонардо да Винчи, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо и т. д., вы обнаружите, что, подобно паттернам де­ревьев, форма и содержание их поведения неразрывно связаны между собой и не могут быть отделены друг от друга. Творческие люди радостны и уверены в себе. Они смотрят на то, «что есть» и «что может быть», а не на то, «чего нет». Вместо исключения воз­можностей творцы допускают все возможности, и реальные,

12 О Предисловие к новому изданию

и предполагаемые. Они хотят интерпретировать свой собствен­ный мир, а не полагаться на интерпретации других. И что самое важное, творцы креативны, потому что они считают себя креа­тивными.

Можете ли вы вообразить Винсента ван Гога, жалующегося на невозможность продать свои картины как на свидетельство от­сутствия у него таланта? Томаса Эдисона, разочаровавшегося в своей идее создания лампочки, когда он потерпел неудачу 5000 раз? Леонардо да Винчи, который слишком стесняется претендо­вать на многое из-за отсутствия образования? Альберта Эйн­штейна, который боится выглядеть глупым из-за того, что клерк из патентного бюро будет представлять теорию мироздания? Ми-келанджело, отказывающегося расписывать потолок Сикстин­ской капеллы, потому что он никогда не рисовал фрески? Плачу­щего и причитающего Моцарта, обвиняющий несправедливый мир в своей бедности? Уолта Диснея, разочаровавшегося в своем воображении, когда его уволили с первой работы газетного ре­дактора, потому что у него не хватало фантазии? Генри Форда, отказавшегося от своей мечты после того, как специалисты объ­яснили ему, что у него нет капитала, чтобы выдержать конкурен­цию в автомобильной промышленности? Или подавленного Пабло Пикассо, бредущего по улице с опущенной головой и считающего, что никто его не замечает?

Невозможно быть креативным, если вы настроены негативно. Большинство людей предполагает, что установки влияют на пове­дение, и это верно. Но также верно, что поведение определяет уста­новки. Вы можете выработать у себя новую установку через при­творные или искренние действия. Мы сами выбираем свой настрой — позитивный или негативный.


Каждый раз, когда мы притворяемся, что у нас есть опреде­ленная установка, и выражаем это в телодвижениях, мы запуска­ем созданные нами эмоции и усиливаем установку, которую хотим культивировать у себя. Задумайтесь на мгновение о различных встречах — визитах, свиданиях, обедах с друзьями, собраниях, вечеринках по случаю дня рождения, свадьбах и т. д. Даже когда мы печальны или подавлены, эти случаи вынуждают нас вести себя так, как будто нам весело. Видя лица, позы и голоса других людей, мы подсознательно подражаем их реакциям. Мы синхро­низируем свои движения, позы и тон голоса с чужими. Таким об-

Предисловие к новому изданию □ 13

разом, имитируя поведение веселых людей, мы сами становимся веселыми.

Мы рождаемся не по своей воле. Мы не выбираем своих роди­телей. Мы не выбираем историческую эпоху, страну рождения или непосредственные условия воспитания. Мы не умираем, по крайней мере большинство из нас, по своей воле; мы также не вы­бираем время или обстоятельства своей смерти. Но в пределах этого царства предопределенности мы выбираем, как нам жить: целеустремленно или полагаясь на волю случая, радостно или уныло, надеясь или отчаявшись, с юмором или с печалью, с пози­тивной установкой или с негативной, с гордостью или со стыдом, с вдохновением или с пораженческим настроением и с честью или с позором. Мы определяем то, что делает нас значимыми или ни­чтожными. Мы принимаем решение быть креативными или рав­нодушными. Независимо от того, насколько безразличным к на­шим решениям может быть окружающий мир, эти решения должны принять мы сами. Мы решаем. Мы выбираем. В конеч­ном счете, наша собственная креативность определяется тем, что мы решаем делать или не делать. И когда мы решаем и выбираем, определяется наша судьба.

Внимание: это книга для «обезьянок»!

Творческий потенциал человека и его успехи в избранной сфере деятельности во многом зависят от отношения к жиз­ни. Существует два основных подхода, которые можно услов­но обозначить как подходы котенка и обезьянки — с учетом то­го, как эти животные воспринимают стрессы и перемены.


Когда котенок в опасности, он ничего не делает, лишь жалобно мяукает, пока не приходит мама-кошка и не уносит его в безопас­ное место. Детеныш же обезьяны при первом признаке опасности сам бросается к матери, усаживается ей на спину и уезжает вер­хом, крепко держась за материнскую шерсть.

Эта книга вряд ли окажется полезной для «котят», то есть для тех, кто, столкнувшись с трудностями, жалобно просит помощи. «Игры для ума» адресованы «обезьянкам» — тем, кто стремится действовать самостоятельно, развивать свои творческие способ­ности, работать над новыми подходами... и пожинать плоды сво­ей деятельности.

Если вы подходите к жизни как «обезьянка» и хотите позна­комиться с множеством оригинальных идей, которые помогут вам подняться на новый уровень в деловой и личной жизни, эта книга для вас.

Я приглашаю вас поиграть в предлагаемые игры, использо­вать их для выработки новых идей, способных изменить всю ва­шу жизнь. Игры для ума представляют собой серьезные творче­ские приемы, наглядно демонстрирующие, каким образом можно вырабатывать новые идеи. Ну а все остальное зависит от вас.

Если вы ведете себя как «котенок», то для вас не все потеряно. При желании измениться прочитайте главу 1 «Первичная рас­крутка», где приведены упражнения, способствующие развитию «обезьяньего» подхода к жизни.

Введение

Что здесь изображено? Если вы видели подобные загадки раньше, то вам, конечно, все понятно. Если нет, постарай­тесь разгадать эту головоломку, прежде чем читать дальше.


Обратите внимание, как в поисках смысла изображения вы рассматриваете фигуры. Скорее всего, вы видите в них совершен­но бессмысленные контуры — и это ни к чему не приводит. Но стоит вам сосредоточиться на промежутках между контурами, как начнет проступать слово «ТЕКСТ». Чтобы оно стало более очевидным, проведите прямые линии по верхнему и нижнему краям рисунка. Теперь решение кажется настолько простым, что вы наверняка удивляетесь, как это раньше ничего не увидели.


Благодаря иному углу зрения можно расширить свои возмож­ности и увидеть то, чего прежде не замечали. Именно такое впе­чатление сложится у вас, когда вы столкнетесь с подобными голо­воломками: вы будете воспринимать уже известную информацию совершенно по-другому. И этот путь приведет вас к новым идеям, подлинным озарениям.

Неважно, чем вы сейчас занимаетесь. В любом случае ваше бу­дущее во многом зависит от тех новшеств, которые внедряются сегодня.

Откуда взялись спортивно-оздоровительные клубы? А мага­зины видеофильмов? Кто помнит те времена, когда единственной спортивной обувью были полотняные кеды с плоской подошвой? Вы помните, в какой момент обратили внимание на то, что япон­ские машины и прочие товары из Страны восходящего солнца за­полонили рынок? А когда вы впервые увидели карманный плей­ер? То, как сложится наша жизнь, безусловно, во многом зависит от великих идей, и в этом деле нельзя полагаться на случай.

16 □ Введение

Игры для ума научат вас генерировать идеи. Эти игры пред­ставляют собой специфические приемы, или техники, позволяю­щие выдвигать самые разные идеи: большие и маленькие, помо­гающие делать деньги и карьеру, решать проблемы, побеждать конкурентов, создавать новые изделия и более совершенные тех­нологии.

Техники отбирались с учетом их практической значимости. Они охватывают широкий спектр — от классических до самых современных. Все они делятся на линейные — позволяющие ма­нипулировать информацией для выработки новых идей, и интуи­тивные — демонстрирующие, как находить новые идеи с помо­щью интуиции и воображения1.

Вспоминается одна популярная детская головоломка-картин­ка с шестью рыбаками. Лески их удочек так перепутались, что об­разовали лабиринт. На конце одной лески — пойманная рыбка.

Надо определить, кому эта рыбка принадлежит. Можно, ко­нечно, пройти вдоль каждой лески — но при этом потребуется до шести попыток (тут уж как повезет). Совершенно очевидно, что надо идти с конца — от рыбки до того рыбака, который ее поймал. Тогда потребуется всего одна попытка.


Я отбирал игры для ума именно по такому принципу. Вместо того чтобы составить каталог всех известных техник, направлен­ных на развитие творческих способностей, и предоставить вам са­мим разбираться, какие из них реально работают, я начинал с идеи (рыбка) и постепенно доводил свое исследование до ее носи­теля (рыбака). А уж затем определял тот технический прием, на который «клюнула» идея.

Одни читатели посчитают, что линейные техники для них noi лезнее, и откажутся от интуитивных. Другие, напротив, пред­почтут линейным играм для ума интуитивные. Вы можете гене­рировать идеи и линейно, и интуитивно. Не стоит ограничивать себя приверженностью к техникам одного типа: чем больше идей вы выработаете, тем лучше.

Срывая с творчества покров тайны, эта книга поможет вам по-новому воспринимать свои творческие способности. Вы увиди­те — возможно, впервые в жизни, — какие бескрайние просторы открываются перед вами. Вы сможете:

□ генерировать идеи по своей воле;

1 См.: часть 3. Интуитивные игры для ума.

Введение □ 17

а находить новые способы делать деньги;

а открывать новые возможности в бизнесе;

□ развивать и видоизменять идеи до тех пор, пока не выработае­
те новаторскую идею;

а создавать новые изделия, услуги, процессы;

□ совершенствовать старые изделия, услуги, процессы;
а находить решения сложных хозяйственных проблем;
а оживлять рынок;

а рассматривать проблемы как новые возможности;


  • действовать более продуктивно;

  • стать «генератором идей» у себя на работе;

а узнать, где следует искать «прорыв в будущее»;

□ стать незаменимым работником для своей фирмы.

Игры для ума не дают творческого опыта, они лишь позволя­ют его приобрести. Чтобы проиллюстрировать это, представьте себе, что я рисую мелом на доске кролика. Вы говорите; «Это кро­лик! », хотя на самом деле никакого кролика нет, а есть только ли­нии. Кролик появляется потому, что вы приняли идею о том, что часть доски, ограниченная меловой линией, представляет собой кролика. Линия очерчивает содержание, предлагая значимую форму.


Должен еще раз подчеркнуть, что одного прочтения книги не­достаточно. Чтобы генерировать творческие идеи, надо на прак­тике использовать предлагаемые здесь техники. Попробуйте описать радость катания на лыжах бушмену, никогда не поки­давшему пустыню. Вы можете показать ему лыжи и фотографии заснеженных гор. Может быть, вам даже удастся довести до него какие-то смутные образы. Но для того, чтобы получить пусть са­мое общее представление о катании на лыжах, надо встать на них и съехать с горы. Просто прочитав описание техник, вы всего лишь узнаете, как можно выдвигать новые идеи. Вы будете напо­минать того бушмена, который стоит в своей пустыне и, глядя на пару лыж и фотографию горы Маттерхорн, пребывает в уверен­ности, что имеет какое-то представление о катании на лыжах.

Каждая игра для ума является специфической техникой вы­работки идей для решения задач. Все главы содержат план дейст­вий, дающий точные инструкции по применению техники и объ­яснение ее работы. Книга изобилует историями, анекдотами,

18 □ Введение

примерами из жизни, когда наши герои успешно использовали эти технические приемы для генерирования новых идей. Я назы­ваю этих людей героями, потому что они оставили после себя след: идею, изделие, товар или услугу, отмеченные печатью нова­торства.

Кроме того, чтобы продемонстрировать работу различных тех­ник, в книге широко используются рисунки, загадки, схемы, ги­потетические примеры. Некоторые из приведенных примеров являются готовыми идеями для разных видов бизнеса, товаров и услуг. Эти идеи суть настоящее золото, намываемое в нескончае­мом потоке слов.

Каждая глава начинается вдохновляющим эпиграфом из кни­ги легендарного мастера Сун Цзы1 «Искусство войны». Сунь Цзы написал эту выдающуюся книгу в Китае 2400 лет назад. Изложен­ные в его труде принципы применимы не только к войне, но и к творчеству и к бизнесу. Для предпринимателей Японии эта книга уже давно стала классикой, сейчас ее изучают во многих бизнес-школах во всем мире. Капитаны бизнеса от Токио до Уолл-стрит цитируют слова Сунь Цзы и применяют его тактику и стратегию на практике.


Мой друг Хэнк Целлер (руководитель, предприниматель, изо­бретатель и поэт) однажды дал следующее определение творчест­ва: «Когда понимаешь, что придумал нечто, превосходящее все, достигнутое ранее, чувствуешь, как волосы встают дыбом, испы­тываешь такое благоговение, как если бы услышал шепот самого Господа Бога».

1 Сунь Цзы — знаменитый древнекитайский полководец и военный теоретик, живший в конце VI — начале V в. до н. э. (Здесь и далее примеч. ред., если не будет оговорено особо.)





Часть 1

С ЧЕГО НАЧАТЬ




20 □ Часть 1. С чего начать

Глава 1 «Первичная раскрутка», поможет вам преодолеть стра­хи, сомнения и неуверенность в своей креативности. В главе 2 «Подкачка ума» представлены упражнения, которые помогут вам начать действовать как мыслящий человек.

Чтобы быть креативным, вы должны думать и действовать, как будто вы креативны.



Посмотрите на рисунок. Кажется, что есть две прямые линии, но вы можете создать третью линию. Чтобы сделать это, наклони­те книгу так, чтобы она была перпендикулярна вашим глазам. Расположите ее так, чтобы точка пересечения была перед вами. Сфокусируйте взгляд на точке пересечения. Вы видите третью линию? (Она должна напоминать короткую булавку, торчащую из страницы.)

Если вы считаете себя креативным и действуете так, как будто вы креативны, у вас будут рождаться идеи, подобно третьей ли­нии, из чего угодно.

Ценность предлагаемых вами идей будет в значительной степе­ни зависеть от того, как вы определяете свои проблемы. В главе 3 «Выбор задачи» показано, как сформулировать проблемы, чтобы окончательная формулировка вызывала ощущение хорошего уда­ра по мячу для гольфа.




Первичная раскрутка

Спасение от поражения в наших руках.

Сунь Цзы

Когда мы находимся в подавленном состоянии, наши мысли существенно отличаются от тех, что приходят на ум в хоро­шем расположении духа. Ощущая себя богатым или преуспе­вающим человеком, вы мыслите совершенно иначе, чем если бы считали себя вечным неудачником. Точно так же, когда мы на­строены творчески, наши мысли совсем не походят на те, какие посещают нас в рутине будней.

Ученые установили, что физиологические процессы организ­ма человека поддаются контролю сознания. Можно привести се­бя в такое состояние — характеризующееся определенной хими­ческой реакцией в головном мозге, — при котором мышление станет более позитивным.

Несколько простых упражнений, приведенных в этой главе, помогут вам преодолеть страх, сомнения и неуверенность, укре­пят вашу веру в себя и разовьют творческий подход к жизни.

Для творчества нет ничего более губительного, чем страх, со­мнения и неуверенность. И все же многие люди позволяют им управлять своей жизнью. Гораздо полезнее научиться ставить страх, сомнения и неуверенность под контроль, преобразуя дест­руктивное, негативное отношение к происходящему в новую, по­зитивную реальность.

Чтобы это удалось, нужно в первую очередь признать сущест­вование вышеупомянутых негативных чувств, а затем сосредото­чить всю свою энергию на тех чувствах, которыми вы хотите их заменить.

22 □ Часть 1. С чего начать

Представьте, что вы ведете машину и вдруг загорается инди­катор давления масла, показывающий, что двигатель машины перегрелся.

Это негативный факт. Вы не игнорируете его, но и не даете страху вас парализовать. Вы просто заезжаете на станцию техоб­служивания, устраняете неполадки и едете дальше.

Рассматривая тот же случай, следует отметить, что вы не сле­дите непрерывно за датчиком давления масла, это не поглощает все ваши мысли. Думая только об уровне масла, вы двигались бы слишком медленно и неуверенно — если у вас вообще хватило бы духу сдвинуться с места. Точно так же надо относиться к страху и сомнениям. Вам следует осознать, что они существуют, и начать заменять их более позитивными мыслями.


Прескотт Лекки, основатель так называемой психологии са­моотражения, разработал метод, заключающийся в том, чтобы при любом субъективном восприятии определять, какие его нега­тивные аспекты не согласуются с уже укоренившимися пред­ставлениями и убеждениями. Лекки полагал, что стремление к согласованности заложено в человеке генетически: если какая-то мысль не согласуется с устоявшимися идеями и понятиями, она попросту отвергается.

Лекки обнаружил, что есть два мощных рычага, с помощью которых можно существенным образом изменить свои представ­ления и преодолеть страх, воздействующий практически на каж­дого. Вот эти рычаги.


  1. Вера в то, что человек способен выполнить свою часть работы, удержать свой «конец бревна», воспользоваться определен­ной независимостью.

  2. Вера в то, что в каждом человеке есть нечто, делающее его не менее талантливым, чем все остальные, что нельзя принижать себя и пренебрежительно к себе относиться.

Одним из пациентов Лекки был коммивояжер, который боял­ся звонить клиентам, занимающим высокое служебное положе­ние. Лекки спросил пациента:

  • А вы можете опуститься на четвереньки, вползти в кабинет высокопоставленного лица и пасть перед ним ниц?

  • Конечно, нет! — возмущенно воскликнул коммивояжер.

  • Так почему в своих мыслях вы ползаете и пресмыкаетесь? Неужели вы не видите, что поступаете именно так, когда черес-




следующая страница >>