prosdo.ru
добавить свой файл
1
I СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПРОФИЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ

1. Студенту на экзамене предложено обсудить ситуацию, касающуюся структурных изменений <в тканях зуба, возникающих при медленно текущем кариесе или патологической стираемости зубов. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие изменения возникнут в дентине

2. Отразится ли этот процесс на пульпе и вскроется ли пульпарная полость

3. Что такое иррегулярный дентин

4. Что такое «мертвые пути» в дентине

5. Сохраняется ли способность к выработке дентина в течение всей жизни

2. На диагностикуме студенту предложено обратить внимание в шлифе зуба на темные мелкие образования в дентине на границе с цементом. В ходе обсуждения возникают следующие вопросы:

1. Что это за образования

2. Как они называются

3. Есть ли подобного рода образование в дентине коронки зуба

4. В чем своеобразие самой внутренней части околопульпарного дентина, обращенного к

пульпе и есть ли сходство его с выше названными образованиями

5. Участвует ли дентин в питании цемента.

3. На рентгеновском снимке обнаружено нарушение формы и размера корня. Чтобы выяснить, что может быть причиной этого нарушения необходимо ответить на следующие вопросы:

1. С изменением каких структур зубного зачатка это может быть связано

2. С чем эти структуры граничат изнутри и снаружи

3. Какова последовательность развития тканей корня зуба

4. Могут ли эти структуры быть причиной возникновения кист

5. Когда происходит развитие тканей корня зуба

4. Предлагается обсудить условную ситуацию, при которой в развивающемся зубном зачатке разрушили зубной сосочек. В ходе обсуждения необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Зубной сосочек является производным какой ткани

2. Какие компоненты, кроме зубного сосочка, входят в состав зубного зачатка

3. Что происходит в зубном сосочке при дифференцировке зубного зачатка


4. Нарушится ли гистогенез зуба в предложенной ситуации

5. Если да, то каких тканей и какой в первую очередь

5. У больного утрачен вкус на кислое и соленое. Обсудите ситуацию и ответьте на следующие вопросы:

1. Какой отдел языка участвует в такого рода восприятиях

2. Какие структуры обеспечивают вкусовую чувствительность

3. Какой тканью они представлены и какие клетки входят в их состав

4. В каких образованиях и на каких поверхностях языка имеются эти структуры

5. Для какого типа слизистой характерны эти структуры

6. У пациента в слизистой оболочке десен наблюдается воспаление с отеком. Обсудите эту

ситуацию в ходе ответа на следующие вопросы:

1. С какими клетками какой ткани можно связать возникновение отека

2. Что продуцируют эти клетки

3. На что влияют вещества, выделяемыми этими клетками

4. Что происходит при нарушении эпителиального прикрепления десны

5. Каковы структурно-функциональные особенности эпителия прикрепления

7. Молочные зубы подвержены кариесу в большей мере, чем постоянные. В ходе обсуждения этого явления и сопоставления структуры временных и постоянных зубов ответьте на следующие вопросы:

1. Одинакова ли толщина эмали в этих зубах

2. Одинакова ли степень минерализации эмали в них

3. Какова толщина дентина в них

4. Какова степень обызвествления дентина

5. Сопоставьте диаметр дентинных канальцев

8. Затрудненное удаление зубов случается при сращении корня зуба со стенкой костной альвеолы. Обсудите ситуацию и ответьте на следующие вопросы:

1. Что является причиной этого

2. Что такое локальный цементоз и в каких частях корня зуба возможно возникновение его

3. Что такое псевдоцементоцикли

4. Для каких зубов характерен гиперцементоз

5. Цемент, откладывающийся в течение жизни, относится к первичному или вторичному и в чем разница между ними


9. У пациента на слизистой оболочке щеки имеются белые пятна. Обсудите ситуацию в ходе

ответов на следующие вопросы:

1. Что это такое и в какой части щек они могут встречаться в норме

2. Какова причина этого'

3. Какой тип слизистой оболочки покрывает щеки

4. В чем состоит гистохимическая особенность эпителия щеки

5. Дать все тканевые компоненты щеки

10. При обследовании пациента, длительное время работавшего на севере, в связи с авитаминозом С наблюдается расшатывание и выпадение зубов. В ходе обсуждения этой патологии ответьте на следующие вопросы:

1. Структурные элементы какого аппарата зуба поражены

2. Что входит в понятие пародонт

3. Для чего необходим витамин С

4. Почему при патологической подвижности зубов увеличивается периодонтальное пространство

5. Усугубляется ли процесс расшатывания зубов при утрате зубов - антагонистов

11. Для доклада о ранних этапах развития ротовой полости и лица студент составил план своего доклада. Ответьте и Вы на поставленные вопросы:

1. Образование первичной ротовой полости

2. Формирование жаберного аппарата

3. Производные жаберных дуг

4. Производные жаберных карманов

5. Производные жаберных щелей

12. У пациента вокруг зуба возник патологический десневой карман. Чтобы разобраться с такого рода патологией необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Нарушение какой структуры ведет к образованию патологического десневого кармана

2. Какие части десны принято выделять и какова их гистоструктура

3. Что такое зубодесневая бороздка (щель)

4. Где располагается дно зубодесневой бороздки

5. Что такое десневой желобок

13. Врачу-ортопеду при изготовлении съемного протеза на верхнюю челюсть надо знать особенности строения твердого неба. В связи с этим студенту-стоматологу предложено ответить на следующие вопросы:


1. Какой тип слизистой покрывает твердое небо и его состав

2. В каких участках слизистая оболочка неподвижна и почему

3. Какие зоны имеют подслизистую основу

4. Что располагается в передней и задней части этих зон

5. Чем отличается гистоструктура мягкого неба и твердого неба

14. В одном из органов полости рта имеется три отдела, отличающихся гистоструктурой. Чтобы определить этот орган надо в ходе изучения препарата ответить на следующие вопросы:

1. Одна из зон имеет при жизни красный цвет и чем это подтверждается на препарате

2. Как в этих трех отделах осуществляется переход от одного типа эпителия в другой

3. Какие железы присутствуют в этих отделах и где они располагаются

4. Какой тип слизистой покрывает внутренний отдел

5. Какая ткань располагается в толще этого органа. Назовите этот орган

15. Ребенок родился на свет с расщеплением языка. Чтобы объяснить причину этой аномалии студенту предложено ответить на следующие вопросы:

1. С какими компонентами жаберного аппарата связано развитие слизистой оболочки языка

2. Какой бугорок появляется раньше всего, где он возникает и какая часть языка из него разовьется

3. Где формируются боковые язычные бугорки и что они дают

4. Из чего развивается корень языка

5. Что является источником мышц языка

16. Чтобы получить целостное представление о строении зубочелюстной системы изучают препараты шлифа и среза зуба с десной-. Не все ткани можно изучить на этих препаратах. В каком препарате и какие гистологические признаки могут помочь в определении тканей зуба. В ходе объяснения ответьте на следующие вопросы:

1. В каком препарате и в какой ткани видны радиально идущие темные и светлые полосы

2. О чем свидетельствуют желтовато-коричневые линии, идущие отвесно в виде симметричных арок? В какой ткани какого препарата они видны


3. В какой ткани, какого препарата определяется слоистая рыхлая волокнистая соединительная ткань с большим количеством клеток и межклеточного вещества

4. В каком препарате виден периодонт

5. Виден ли клеточный цемент на препаратах, если да, то где он расположен

17. Слюнно-каменная болезнь приводит к ксеростомии (сухости во рту). Для обсуждения этой патологии необходимо знать гистоструктуры больших слюнных желез и ответить на следующие вопросы:

1. Чем образована строма и паренхима железы

2. Из каких основных отделов состоят слюнные железы

3. Какие клетки содержат концевые отделы и их происхождение

4. По строению концевых отделов к каким типам относятся каждая из трех пар крупных слюнных желез

5. По составу железистых клеток (вырабатываемому секрету) какие виды концевых отделов присутствуют в каждой железе

18. На рентгенограмме челюсти подростка обнаружены ретинированные (непрорезавшиеся)

зубы. При обсуждении механизма прорезывания зубов необходимо ответить на следующие

вопросы:

1. С развитием какой части зуба совпадает прорезывание зуба

2. Какие ткани возникают заново в этот период

3. Какие гистологические изменения происходят в тканях зубного сосочка при прорезывании

4. Как перестраивается костная ткань зубной альвеолы

5. Какова роль периодонта в прорезывании зубов

19. Врачебная практика показывает, что дентикли провоцируют возникновение пульпитных болей в зубе. Обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы:

1. Вследствие чего возникают эти боли

2. Какие бывают дентикли по расположению

3. Какие дентикли бывают по количеству

4. Объясните, что такое истинные и ложные дентикли

5. Петрификаты и дентикли: их отличие и сходство

20. Зубы испытывают во время жевания строго дозируемую жевательную нагрузку и, кроме того, им присуща тактильная чувствительность. Студенту в ходе объяснения этого феномена предлагается ответить на следующие вопросы:


1. Какой тканью обеспечиваются эти возможности

2. Какие структуры в ней расположены и их гистофункциональная характеристика

3. Каково направление основных пучков коллагеновых волокон в периодонте

4. Какие особенности кровеносных сосудов периодонта обеспечивают регуляцию давления при изменении жевательных нагрузок

5. В чем заключается амортизирующая роль костных пластинок альвеол и альвеолярного отростка, каково их направление.

21. Студенту предложено подготовить реферат по структуре самой твердой ткани организма -эмали. В ходе подготовки к этой работе ему необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каков химический состав эмали

2. Что являкется структурно-функциональной единицей эмали

3. Из чего состоят эмалевые призмы

4. Возможна ли трофика и транспорт веществ в эмали

5. Есть зоны эмали, лишенные призматической структуры

22. Дентин - ткань зуба, вырабатывающаяся в течение всей жизни. Чтобы объяснить возможность регенерации этой ткани, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие клетки продуцируют дентин, где они располагаются и из какого компонента зубного зачатка они дифференцируются

2. Как осуществляется трофика и минерализация дентина

3. Каковы основные тканевые структуры дентина

4. "Одинаково"ли расположение коллагеновых волокон

5. Какова степень минерализации дентина и одинакова ли она. Имеет ли она диффузный характер