prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ


(методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений)

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РАЗДЕЛ 1. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ СРАВНЕНИЙ

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ МЕТАФОР

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

РАЗДЕЛ 2. СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ "Складные картинки"

"Придумай рифмованное слово"

"Придумаем рифмованные строчки"

"Составление лимериков"

"Сочиняем разные лимерики"

"Стишок про нас"

"Придумаем стишок про занятия"

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ

РАЗДЕЛ 3. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

1 ЭТАП "ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КАРТИНЫ"

2 ЭТАП "УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ НА КАРТИНЕ"

3 ЭТАП "ОПИСАНИЕ НА ОСНОВЕ ВОЗМОЖНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТОВ КАРТИНЫ РАЗНЫМИ ОРГАНАМИ ЧУВСТВ"

4 ЭТАП "СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК И МЕТАФОР ПО КАРТИНЕ"

5 ЭТАП "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ВО ВРЕМЕНИ"

6 ЭТАП "ОПИСАНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА КАРТИНЕ"

7 ЭТАП "СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ОТ ЛИЦА РАЗНЫХ ОБЪЕКТОВ"

8 ЭТАП "СМЫСЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРТИНЫ"

9 ЭТАП "СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ-ФАНТАЗИЙ"

10 ЭТАП "СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА"

11 ЭТАП "СОСТАВЛЕНИЕ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ ПО КАРТИНЕ"

АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ Модель работы с картиной как целостной системой

Основные операции анализа объекта картины

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ АЛГОРИТМОВ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ

РАЗДЕЛ 4. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО ТИПА

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ

СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА "КАТАЛОГА"

СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК ДИНАМИЧЕСКОГО ТИПА

СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК ОПИСАТЕЛЬНОГО ТИПА

СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ТИПА

СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК КОНФЛИКТНОГО ТИПА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рецензенты:

Л.А.Григорович, к.п. н. г. Москва

М.А.Ковардакова, к. п. н. г. Ульяновск

В методическом пособии представлены технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

Материал является результатом многолетней исследовательской деятельности педагогических коллективов Ульяновского социально-педагогического колледжа №1 и экспериментальных дошкольных учреждений по ТРИЗ и РТВ России, Беларуси и Украины.

Рекомендуется педагогам дошкольных учреждений, работающих по развивающим программам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.


Предлагаем педагогам образовательных учреждений разработанные нами технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Пособие включает в себя:

Раздел 1 "Обучение детей созданию образных характеристик объектов", в котором представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор. Раздел 2 "Составление дошкольниками рифмованных текстов". Педагогическое воздействие для решения этой дидактической задачи организовано как последовательность творческих заданий. Данная технология развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов. Раздел 3 "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине" представлен как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине. Раздел 4 "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания" содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов.

Методическое пособие включает в себя список литературы, который поможет педагогам расширить свое представление об использовании ТРИЗ и РТВ в развитии интеллектуально-творческих способностей дошкольников.

Авторы благодарят дошкольные образовательные учреждение, которые участвовали в экспериментальной деятельности по созданию технологий развития связной речи дошкольников:

НМЦ № 242 "Садко" г. Ульяновск,

МДОУ № 277 "Золотой ключик" г.Самара,

МДОУ № 4 "Светлячок" г.Трехгорный, Челябинская область,

МДОУ № 4 "Улыбка" г.Череповец,

МДОУ № 178 "Облачко" г.Ульяновск,

МДОУ № 147 "Сосенка" г.Тольятти,

МДОУ № 167 "Долинка" г.Тольятти,

МДОУ № 7 "Журавлик" г.Нягань, Ханты-Мансийский округ,

МДОУ № 141 "Искорка" г.Ульяновск,


Школа-сад № 1 г.Севастополь,

МДОУ № 75 "Алиса" г.Димитровград, Ульяновская обл.

МДОУ № 23 "Аленушка" г.Жигулевск, Самарская обл.

Методики, разработанные на базе этих дошкольных учреждений, входят в образовательный проект "Джонатан Ливингстон" (автор и координатор проекта Н.Н. Хоменко, Мастер ТРИЗ, профессор Высшей Национальной Школы Искусств и Индустрий Страсбурга, Франция).

Глубокая благодарность администрации, преподавателям и студентам социально-педагогического колледжа № 1 г.Ульяновска и особенно Душенькиной Т.В., Ашлаповой Т.В., Кузнецовой А.Б. за многолетнюю помощь в создании курса по развитию речи с помощью ТРИЗ-РТВ для студентов и учащихся колледжа.

Авторы выражают глубокую признательность коллегам Гафитулину М.С. (г.Жуковский), Гину А.А., Гин С.А. (г.Гомель), Григорович Л.А. (г.Москва), Ефремову С.В. (г.Рязань), Журавлевой Н.М. (г.Тольятти), Ковардаковой М.А. (г.Ульяновск), Корзун А.В. (г.Минск), Лелюх С.В. (г.Самара), Мурашковске И.Н. (г.Елгава), Нестеренко А.А. (г.Петрозаводск), которые много лет консультируют авторов, вдохновляют и поощряют их экспериментальную деятельность.

Уважаемым коллегам В.Г.Березиной, Л.А.Кожевниковой и В.И.Авдевичу (г.Челябинск) - искренняя благодарность за предоставленную возможность пользоваться фондом литературы по ТРИЗ и содействие в организации издательской деятельности.

 




следующая страница >>