prosdo.ru
добавить свой файл
1
Материал подготовлен по книге «Учебно-методические материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). Русский язык». М., 2013. [Электронный ресурс] // URL: http://www.fipi.ru


Рекомендации по квалификации ошибок

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:


  • подскользпутъся вместо поскользнуться, благородность вместо благородство - здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

  • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

заплатить за квартплату, удостоен наградой нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

- Прочитав текст, мне многое стало ясно; Ознакомившись
с рассказом, меня взволновала мысль; В сочинении я хотел показать
значение спорта
и почему я его люблю - неправильно построены
предложения с деепричастным оборотом и с однородными членами, т. е.
нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Грамматические ошибки

п/п


Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8


Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более

красивую.

Повествует читателей

9

Нарушение связи между подле­жащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения ска­зуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство...

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.


15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотне­сенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.



Речевые ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойст­венном ему значении

Мы были шокированы прекрасной

игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении

всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не


поменялось.

Были приняты эффектные меры.


3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетво­рений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической соче­таемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передаёт нам

с помощью художественных

приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

9


Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается

о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтакси­ческих конструкций

Когда писатель пришёл в редак­цию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

13

Неудачное употребление место­имений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.


Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных в безударном положении, для согласных на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, как-будто, полапельсина.

Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.


Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Ошибки графические (не учитываются при проверке) разновидность ошибок, связанных с графикой, т. е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся: различные приёмы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, выз­ванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных обычно относят:

- пропуски букв: ... весь роман стоится (следует: строится) на этом
конфликте;


  • перестановки букв, например: ...новые наименования пордуктов (следует: продуктов);

  • замены одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);

- добавление лишних букв; Вот почему важно в любых, дашже самых

сложных,условиях <...> (следует: даже).

Пунктуационные ошибки – ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил.

На оценку не должны влиять пунктуационные ошибки, связанные такими правилами, как:


  1. тире в неполном предложении;

  2. обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;

  3. выделение ограничительно-выделительных оборотов;

  4. различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение и выделение их запятыми;

  5. авторская пунктуация.

Логические ошибкиэто ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:

  1. сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;

  2. нарушение логического закона тождества, подмена одного суждения другим.

Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдалённые, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.

В отдельную группу логических ошибок следует выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения. Например, такие: 1) отсутствие логической связи между вступлением и основной частью изложения: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями; 2) включение в основную часть сочинения сведений, не имеющих отношения к теме; перегруженность основной части лишними и утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли и др.

В работе могут встречаться фактические ошибки:


  • неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п., то есть приводятся факты, противоречащие действительности, например: «Гёте французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»; «Столица США Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии»);

  • неверное употребление формы имени персонажа: Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского), Диана вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.

Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдаёт детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).