prosdo.ru
добавить свой файл
1
Зачем театр?


Театр – понятие сложное, многогранное, вызывающее много вопросов. Чтобы задать контекст разговора на Лаборатории и заочно познакомиться друг с другом, мы предлагаем вам взять нижеследующее рассмотрение в качестве отправной точки для развития диалога и поиска ответов на следующие вопросы:


  • Зачем я занимаюсь театром?

  • Зачем театр нужен в мире и обществе?

  • Чем меня театр интересует?

Традиционно место театра в культуре – место священнодействия, воплощения мифа. Театр выполнял мистериальную функцию. И в тех культурах, где миф является частью реальной жизни, где традиция еще жива, он и продолжает эту роль играть (см. Эудженио Барба «Бумажное каноэ»). Но в нашей культуре такое осмысление театра является спорным. Конечно, есть те, например, Питер Брук (см. книгу «Пустое пространство»), кто считают, что и в современном мире он и должен эту роль играть, что театр должен быть Священным. И в этом случае встает вопрос о поиске путей к его созданию.

Считаете ли вы, что это имеет отношение к вашей работе? Близок ли вам такой взгляд на театр в принципе? Если да, то какие вы видите пути к созданию Священного театра?

С другой стороны, для русского театра 20 века, классической является позиция К.С. Станиславского, что театр, прежде всего, должен раскрывать жизнь человеческого духа, нести в себе переживание. Именно проживание актером своей роли ведет к реализации главной миссии театра – трансляции психологического мира зрителям, которые через сопереживание получают возможность приобщения к жизни человека в различных ее проявлениях. Театр, таким образом, становится местом диалога со зрителем, разговором об отношениях человека с другим человеком, о вопросах, определяющих человеческую жизнь именно как человеческую, и о ее драматизме.

Возможно, именно так вы понимаете свои задачи и в целом задачи театра? Возможно, это тот театр, который хочется видеть? Если вам близка именно эта позиция в отношении роли театра, то как быть любительской сцене с высказыванием: если ты можешь не быть актером, то ты не имеешь права им быть? И что необходимо для того, чтобы эта позиция могла быть реализована в любительском театре? Каковы отношения здесь сцены и зала?


Именно в контексте любительского, непрофессионального, народного театра возникает идея театра-представления. Это, как правило, театр грубый: театр маски, формы. Когда жесткая граница между сценой и залом стирается, когда актеры выходят в пространство повседневной жизни – на улицы и площади, – возникает возможность прямого эмоционального взаимодействия со зрителем. Театр представления относится также к не менее давней традиции, позволяющей под покровом маски, карнавала, преодолеть страх безумия, страх отдельности, страх инфернального, и трансформировать его в нечто качественно иное. Это театр, к которому прибегали как к средству выражения социально-политической позиции – с одной стороны, и как к пути практического исследования пограничных состояний человеческой жизни – с другой.

Имеет ли это отношение к вашей позиции? И если да, то почему для реализации обозначенных выше задач вы выбираете именно театр, в то время как в современной ситуации он не способен охватить такое количество потенциальных зрителей, как интернет и телевидение? И что помимо сиюминутного развлечения, которым и так переполнены информационные потоки, несет в себе сегодня театр представления?

Если же ваша собственная позиция, выраженная в размышлении или практической работе, отлична от всего вышеописанного, то как вы отвечаете на предложенные в начале текста вопросы? Зачем вам нужен театр?